Любят ли наши дети читать?
статья по чтению (1 класс)
Любят ли наши дети читать?
В настоящее время актуальной проблемой стало нежелание детей читать. Причиной этому, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. Дома родители всё меньше внимания уделяют чтению литературы. Они не показывают на своём примере детям, как важно для человека уметь читать. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий. Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, но не могут рассказать, о чём говорится в тексте. Спросите почему? Да потому, что родители не беседуют с детьми о прочитанном тексте. Один выучивается читать сам, над другим умные учителя бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего обучения в начальной школе.
У детей на уме телефоны, планшеты, телевидение, компьютерные игры. и неприятие печатного текста распространяется на долгие годы. Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, страх, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.д.
Задача учителя– диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка. Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся навсегда. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению. Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Пробуйте превратить чтение в игру. Разыграйте образы, ситуации, диалоги, инсценировки, в которых требуется что – то прочесть.
Как можно помочь ребёнку научиться читать? Этот вопрос встаёт каждый раз, когда учитель готовится к набору в 1 класс. В классе обязательно будут дети ,у которых возникнут проблемы с заучиванием букв, а далее и в чтении слов и текстов. Что же делать и как быть?
1. Подбирать необходимо интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.
2. Старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.
3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтому и при чтении создавайте игровые ситуации. Например: вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Всего 1 минутка)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатан- ными на них словами и карточек с предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей).
4. Самое эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.
Начинать обучение чтению никогда не рано и не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Тот, кто будет обучать ребёнка чтению должен сам хорошо разбираться, где буквы, а где звуки. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, интерес к миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё и обо всём, мучая бесконечными вопросами «Почему?», «Где?», «Что?» и «Зачем?». Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответст-вовала тексту, приведённому на той же странице. Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.
Если ребёнок не проявляет интерес к буквам и тем более к чтению – значит, у Вас не получилось правильно подобрать методику обучения чтению. Необходимо придерживаться при обучении ребёнка чтению следующих правил:
– обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи;
– для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный (недопустимо всех и каждого обучать по таблицам и кубикам Зайцева, или по букварю Жукова);
– темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент;
– обучение чтению должно проходить в игровой форме;
– результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи.
Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что его друг уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно. Обучение чтению носит непрерывный процесс,а не случайный.
Итак, ребёнок начинает читать. Сначала буквы объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для нас путём. Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Используйте часто в обучении диалоги. Ребёнку надо прочитать свои слова, да ещё и запомнить их.
Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас. Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а ребёнка – заинтересованным читателем!
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги? Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве. Познакомьте ребёнка с такими книгами как: энциклопедия, словари, научно-популярная литература, художественная литература , расскажите о литературных жанрах, основных терминах (поэзия, проза, роман и т.п.).
У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете, какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно. Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением. И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником!
Когда Ваш ребёнок пошёл в школу, важно продолжить работу по развитию техники чтения. Очень интересно устраивать «весёлые читалки», разбивая текст по ролям или абзацам.Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.
Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст, сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Но и читать несколько раз одно и тоже ему скучно ,а в 1 классе надо читать ни один раз, а как можно больше. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ребёнку захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его, хвалите!
Не надо забывать, что процесс привлечения к чтению должен быть постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение перейдёт в привычку.
Всем успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubyat_li_nashi_deti_chitat.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Любят ли наши дети читать?
В настоящее время актуальной проблемой стало нежелание детей читать. Причиной этому, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. Дома родители всё меньше внимания уделяют чтению литературы. Они не показывают на своём примере детям, как важно для человека уметь читать. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий. Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, но не могут рассказать, о чём говорится в тексте. Спросите почему? Да потому, что родители не беседуют с детьми о прочитанном тексте. Один выучивается читать сам, над другим умные учителя бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего обучения в начальной школе.
У детей на уме телефоны, планшеты, телевидение, компьютерные игры. и неприятие печатного текста распространяется на долгие годы. Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, страх, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.д.
Задача учителя– диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка. Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся навсегда. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению. Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Пробуйте превратить чтение в игру. Разыграйте образы, ситуации, диалоги, инсценировки, в которых требуется что – то прочесть.
Как можно помочь ребёнку научиться читать? Этот вопрос встаёт каждый раз, когда учитель готовится к набору в 1 класс. В классе обязательно будут дети ,у которых возникнут проблемы с заучиванием букв, а далее и в чтении слов и текстов. Что же делать и как быть?
1. Подбирать необходимо интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.
2. Старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.
3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтому и при чтении создавайте игровые ситуации.
Например: вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Всего 1 минутка)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатан- ными на них словами и карточек с предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей).
4. Самое эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.
Начинать обучение чтению никогда не рано и не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Тот, кто будет
обучать ребёнка чтению должен сам хорошо разбираться, где буквы, а где звуки. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, интерес к миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё и обо всём, мучая бесконечными вопросами «Почему?», «Где?», «Что?» и «Зачем?». Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответст-вовала тексту, приведённому на той же странице. Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.
Если ребёнок не проявляет интерес к буквам и тем более к чтению – значит, у Вас не получилось правильно подобрать методику обучения чтению.
Необходимо придерживаться при обучении ребёнка чтению следующих правил:
– обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи;
– для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный (недопустимо всех и каждого обучать по таблицам и кубикам Зайцева, или по букварю Жукова);
– темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент;
– обучение чтению должно проходить в игровой форме;
– результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи.
Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что его друг уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно. Обучение чтению носит непрерывный
процесс,а не случайный.
Итак, ребёнок начинает читать. Сначала буквы объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для нас путём. Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Используйте часто в обучении диалоги. Ребёнку надо прочитать свои слова, да ещё и запомнить их.
Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас. Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а ребёнка – заинтересованным читателем!
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги? Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве. Познакомьте ребёнка с такими книгами как: энциклопедия, словари, научно-популярная литература, художественная литература , расскажите о литературных жанрах, основных терминах (поэзия, проза, роман и т.п.).
У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете, какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно. Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением. И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником!
Когда Ваш ребёнок пошёл в школу, важно продолжить работу по развитию техники чтения. Очень интересно устраивать «весёлые читалки», разбивая текст по ролям или абзацам.Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.
Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст, сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Но и читать несколько раз одно и тоже ему скучно ,а в 1 классе надо читать ни один раз, а как можно больше. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ребёнку захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его, хвалите!
Не надо забывать, что процесс привлечения к чтению должен быть постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение перейдёт в привычку.
Всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».
Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся люди по ...
проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»
Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь». Каждый русский человек должен знать...
Внеурочная деятельность «Книги любят все на свете: любят взрослые и дети»
Детское литературное чтение является органической частью курса. Чтение стимулирует умственное, нравственное, эстетическое и речевое развитие обучающихся с умственной отсталостью....