Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята.сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Проверим готовность к уроку, на столах у вас должен лежать учебник литературы и пенал. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса.
III. Проверка домашнего задания Цель: проверить, как учащиеся усвоили материал прошлого урока. | Упр. в отработке дыхания
| - Ребята, для того чтобы научиться хорошо читать, проведем с вами небольшую разминку. -Встаньте около своих парт и повторяйте за мной. Упражнение «Свеча» -Сделаем глубокий вдох, носом задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи. - Подготовим голосовые связки | Следит за правильностью произношения. Задает вопросы. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. |
Упр. в отработке дикции
Пересказ «Старый дед и внучек». | Сл.1 Он кружится, Легкий, новый, У ребят над головой. Он успел платок пуховый Расстелить над мостовой. - Начинайте читать стихотворение шепотом, постепенно усиливая силу голоса. - А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо. - А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво. - Какова тема этого стихотворения? Как бы вы егоназвали? («Первый снег») -Минутка выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.
- Что вам было задано на дом? (Пересказ рассказа «Стрый дед и внучек») - Сейчас вы возле доски, будете пересказывать рассказ близко к тексту. - Хорошую оценку получит тот, кто в правильной последовательности перескажет произведение и не упустит не одного важного элемента.
| Следит за правильностью чтения. Задает вопросы.
Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению. | Читают стихотворение с различной интонацией. Отвечают на вопросы учителя
Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Извлекают необходимую информацию из текста.
|
IV.Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | Сл.2 – Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А кого, вы узнаете из рассказа-загадки. -Годы жизни писателя – 1828-1910. Он был заинтересован просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка… -О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом). -Какое произведение мы будем читать, вы узнаете, разгадав кроссворд. 1.Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука). 2.Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). 3.К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”). 4.В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
5.
|
|
|
| 1. | а | з | б | у | к | а | 2. | п | о | д | к | и | д | ы | ш |
|
|
|
|
|
|
|
| 3. | л | г | у | н |
|
|
| 4. | Б | у | л | ь | к | а |
|
-Какое слово получилось? (“Быль”). -Что такое быль? Найдите в словарях, которые у вас на столе и прочитайте. -Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы. | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно – познавательной деятельности. | Формулируют тему и задачи урока. |
| Определение темы и задач урока | - Как вы уже догадались, сегодня мы поработаем с былью Л.Н. Толстого. - Откройте учебник на странице 112-ой и прочитайте, как называется быль? («Филиппок») - Какие задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей) - Мы еще раз повторим биографию Л.Н. Толстого, познакомимся с интересным произведением «Филиппок» и составим его план. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
V.Изучен6ие нового материала Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала. | Подготовка к восприятию | - Вспомните, когда вы были маленькими и еще не ходили в школу, вам хотелось скорей пойти в школу. - Поднимите руку, кто хотел пойти в школу. - А почему вы хотели пойти в школу? (Хотели научиться писать, считать, стать школьниками) - Сегодня мы с вами прочитаем рассказе о маленьком мальчики, который очень сильно хотел в школу и узнаем, как он все таки, туда попал, не смотря на все трудности и что его там ждало. | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, задаёт четкие последовательные вопросы. | Воспринимают учебную задачу, слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя по содержанию биографии. |
Повторение биографии автора. | Сл.3 - Мы уже с вами знакомы с биографией Л.Н. Толстого. -Что вы помните из его биографии? (Ответы детей) - Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать на них. - Сколько произведений написал Л.Н. Толстой для детей? (629) - В каких жанрах писал Л.Н. Толстой для детей? (Рассказ, быль, басня,очерк) - Для каких детей Л.Н. Толстой открыл школу? (Для крестьянских детей) - Какую книгу написал Л.Н. Толстой для обучения крестьянских детей? (Азбуку) - Мы еще раз можем убедиться, что Л.Н. Толстой добрый человек, и он очень любил детей, сделал много хорошего для них. | Рассказывает биография автора, задаёт проблемные вопросы. | Слушают биографию писателя, отвечают на проблемные вопросы учителя. |
Первичное восприятие текста (читает учитель, аудиозапись)
| - Можете ли вы по названию и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы детей). - Сейчас я прочитаю вам историю, которая произошла с мальчиком Филиппом, который очень хотел учиться, но был мал еще для этого. Эту историю автор слышал собственными ушами и, скорей всего, она оставила его неравнодушным к ней и он решил поделиться ей со всеми, он написал ее. -Ваша задача внимательно послушать рассказ и ответить на мои вопросы, во время чтения, вы можете подчеркивать карандашом в учебнике непонятные для вас слова, затем мы все вместе их разберем. | Читает произведения, с целевой установкой. | Слушают чтение произведения учителем, подчеркивают незнакомые слова. |
Словарная работа (на основе м /м презентации.) | Сл.4 - И так ребята, какие вам слова были не понятны после прочтения рассказа? Поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням; Слободка – пригород; Сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом; Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды; Бедовый – шустрый, смелый; Бежать во весь дух – очень быстро; Пострелёнок – озорник, сорванец. -Для чего мы с вами проводим словарную работу?(Чтобы знать значение данных слов) | Дает понятие сложным словам. | Называют сложные слова которые встречаются в тексте. |
Проверка первичного восприятия
| - Поднимите руку, если вам понравилось произведение. -Кто главный герой произведения? (Мальчик Филипп) - Куда мальчику хотелось пойти ?(В школу) - Почему автор назвал этот рассказ «Филипок» ?(Так звали главного героя) -Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (Этот случай, произошел в школе и Лев Николаевич про него знал) - Как еще можно понять, что это не выдумка? К какому жанру относится это произведение, вспомните? (Быль) - Какие чувства пробудила у вас эта история? (Ответы детей). | Задает проблемные вопросы учащимся по прочитанному произведению. | Слушают учителя, отвечают на проблемные вопросы, дают лексическое значение сложным словам. |
Повторное чтение и анализ произведения (чтение по цепочки) | -Теперь вы сами под мои руководством, будите читать рассказ по цепочке, по отдельным частям. -Вчитываемся внимательно в текст, чтобы вы могли ответить на мои вопросы. Итак, читаем первую часть. -Какие герои встречаются при чтении первой части? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). -Что узнали о матери? (Мать не отпускала Филиппа в школу; Мать ушла на поденную работу.) -Что узнали об отце?(Отец еще с утра уехал в лес) -Что узнали о бабушке?(Спала на печке) -Что узнали о ребятах? (Ребята ушли в школу) -Что узнали о Филипке? ( Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.) -А как Филипп собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе). -Торопился ли Филипок? Найдите и прочитайте подтверждения из текст?(Да, взял отцовскую шапку, свою не нашел.) - Как можно озаглавить эту часть? (Филипок отправляется в школу)
-Теперь переходим к чтению второй части. Читаем внимательно, затем будем отвечать на вопросы по содержанию. – Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село) – Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе) -Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?(Ответы детей) -А почему он не вернулся, хотя и было страшно?(Он очень хотел в школу) -Найдите в тексте выражения, которые описывают, что происходило с Филипком. - Как можно озаглавить эту часть? (Дорога в школу)
-Переходим к чтению следующей части, затем отвечаем на вопросы. -Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? Найдите в тексте. -Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.) -Какие новые действующие лица появились в этой части? (Мужик, баба с ведром). -Почему мальчик именно после слов бабы с ведром зашел в школу? (Мальчик боялся) -Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?(Он растерялся) -Найдите в тексте и прочитайте как Филиппок испугался.(Так напугался, что говорить не мог.В горле от страха пересохло.) - Как озаглавим эту часть? (Встреча с учителем)
- Переходим к чтению последней главы. Внимательно читаем и готовимся отвечать на вопросы. -Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”) – Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться). - Кто учил Филипка читать ?(Его брат Костюшка) - Озаглавьте эту часть. (Филипок стал учеником.) | Дает точные целевые установки, задаёт проблемные вопросы. | Слушают учителя, читаю рассказ по цепочке, отвечают на проблемные вопросы учителя. |
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения | -Каждый автор, когда пишет свое произведение, он хочет научить чему-то полезному своего читателя. -Скажите мне, пожалуйста, о чем это произведение?(О мальчике Филипке, который очень хотел учится с ребятами в школе и ему удалось это). – Мог ли писатель дать другое название рассказу? -Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка). -Как вы думаете, чему автор хотел научить своих читателей?(Что нужно учиться, нужно любить обучение, стремиться узнать что-то новое) | Организует работу по развитию речи учащихся, подводит к выводу об идеи рассказа. | Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и идею рассказа. |
ФИЗМИНУТКА Цель:устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.
| -Сейчас немного отдохнем, встаньте все из-за парт и повторяйте за мной. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | Показывает упражнения, читает стихотворение. | Повторяют за учителем упражнения. |
VI.Закрепление изученного Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий. | Составление плана рассказа. | - Мы читали с вами рассказ по частям, сколько частей получилось? (Четыре части) - Каждую часть мы озаглавливали. С помощью чего мы давали название каждой части? (Мы опирались на содержание и главную мысль) - Вспеним, как же мы озаглавили каждую часть и о чем там говорилось, и составим план. - Как мы озаглавили первую часть ? Почему? («Филипок отправляется в школу»; В этой части описывается, как мальчик собирался в школу и отправился в нее) - Как озаглавили вторую часть? Почему? («Дорога в школу»; В этой части говорится, как мальчик добирался до школы) - Как озаглавили третью часть? Почему? («Встреча с учителем» ; В Этой части описывается, как Филипок первый раз встретился с учителем и как отреагировал на него) - Как мы озаглавили четвертую часть? Поему? («Филипок стал учеником»; В этой части описывается, как учитель разрешил главному герою посещать школу вместе с ребятами) - Составим план: 1.Филипок отправляется в школу; 2.Дорога в школу; 3.Встреча с учителем; 4.Филипок стал учеником. - Как вы думаете, зачем мы составили план? Как он вам пригодится? (Он пригодится при пересказе произведения) | Направляет учащихся на закрепление полученных знаний, просит выполнить задание. | Закрепляют знания, полученные в ходе урока, составляют план рассказа, опираясь на прочитанное. |
Составление словесного портрет героя. | - Назовите главного героя произведения. (Филипок) -Составим словесный портрет Филипка. В этом вам поможет текст- подсказка. Филиппок это … … мальчик.( маленький, деревенский) Жил в … семье.(крестьянской) У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат) Костюшка ходил в школу. Филиппок был … и тоже хотел … .(любознательный, учиться) Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым) Он упорно добивался своей цели. Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться) - Какой же Филипок по характеру? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.) - Закройте глаза и представьте каким вы себе представляете Филиппка? - Каждый по-разному представляет себе этого мальчика по внешним признакам, но ваше мнение сходится, что Филипок самостоятельный, смелый, настойчивей, любознательный. | Задает вопросы о главном герои, подводит к выводу. | Составляют словесный портрет с помощью карточек, описывают главного героя. |
Работа с иллюстрацией
| -Рассмотрим иллюстрацию на странице 115. - Кто изображен на этой иллюстрации? (Филипок, учитель, ребята). -Как вы думаете, какой эпизод рассказа изобразил художник? (Когда Филипок попал в класс и боялся ответить на вопросы учителя). - Найдите в тексте этот момент и прочитайте его выразительно. - Назовите эмоции, корыте переживала мальчик в данный момент? Как вы определили эти эмоции? (Он стеснялся и боялся учителя; Его глаза опущены вниз, голова отвернута от учителя, мальчик покраснел) | Организует работу по развитию речи, объясняет роль иллюстрации в понимание идеи произведения. | Рассматривают иллюстрацию, словесно описывают происходящее действие, соотносят с текстом, определяют настроение. |
VII.Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока. | Обобщающая беседа, | - Как называется произведение, с которым вы сегодня познакомились, и кто его автор? (Л.Н. Толстой «Филиппок».) - Как относится автор к главному герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка) -Какой же главный герой? (Самостоятельный, настойчивый, добивается своей цели) -Чему научил вас этот текст?(добиваться своей цели, не бояться) | Задает вопросы классу, проверяет, как учащиеся освоили новую тему. | Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют свои знания. |
Домашнее задание
| -Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Вам нужно прочитать еще раз рассказ на странице 112-114 и подготовить пересказ по плану. | Объясняет выполнение домашнего задания. | Слушают учителя, задают вопросы, записывают домашнее задание. |
Рефлексия (выставление оценок) | -Продолжите фразу. Сегодня на уроке: Я узнал (а) … Я научился… Испытывал(а) затруднения при…. -Урок закончен, Спасибо за урок! | Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Соотносят цель и результаты учебной деятельности. Формулируют и аргументируют мнения. |