Ф Савинов "Родина"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

. Ф. Савинов «Родина»

Тип урока: вхождение в тему

Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятия стихотворение (жанр), наблюдения за рифмой, тоном и текстом, ознакомления с песней; способствовать формированию представления о Родине; содействовать воспитанию уважения к своей стране

Планируемые результаты

Предметные: определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение, понимают, что такое рифма

Метапредмет ные:

познавательные: называют фамилию автора, заголовок стихотворения; определяют темп и тон чтения; наблюдают за рифмой, тоном и текстом;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, владеют конструктивными способами взаимодействия; высказывают свое мнение

Личностные: определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве; проявляют желание учиться, имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности

Образовательные ресурсы: Литературное чтение: 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015*; листы бумаги формата А4 по количеству обучающихся

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Все ль на месте?

Все ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической
и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Вступительная
беседа

– Откройте учебник «Литературное чтение» и полистайте его. Почему эта книга так называется? Докажите. Найдите в учебнике познавательную информацию.

 

– Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только информацию.

 

 

– Что оживляет книгу, помогает ярче представить произведение, делает учебник красивым и красочным?

– Где можно узнать, с какими произведениями предстоит познакомиться?

– Внимательно прочитайте содержание. Встретились ли вам знакомые произведения? Расскажите.

– Перед нами учебник, который поможет разобраться
в сложностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произведениями классиков литературы

– Включает в себя много классических литературных произведений. Это учебник, и мы будем разбирать и анализировать произведения.

– В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания.

– Иллюстрации.

 

– В содержании, которое помещено
в конце книги

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

III. Знакомство с новым материалом.

 

1. Знакомство с учебником

Читает стихотворение В. Афанасьева «Здесь начинается рай».

– Сегодня мы поговорим о нашем родном крае, нашей
Родине.

– Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Давайте произнесем его хором: Россия, Русь.

– Откройте первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

– В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви
к Русской земле, ее прошлом и настоящем.

– Как человек может передать свои чувства к Родине?

 

– Как передают свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?

– Какие стихи, песни о Родине вы знаете?

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Своим трудом, заботой о благополучии Родины.

– Пишут стихи, картины, музыку.

Отвечают на вопрос

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Работа
со стихотво-рением
Ф. Савинова «Родина».

1) Чтение стихотворения.

2) Словарная работа.

3) Беседа
по содержанию прочитанного

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. Называется оно «Родина». Прочитайте его про себя.

Какие новые слова вам встретились при чтении стихотворения? (Слова записаны на доске.)

– Какие чувства вызывает у вас стихотворение?

– Как нужно читать это стихотворение?

– Какие слова в стихотворении повторяются?

– Для чего нужны эти повторы?

 

– О чем это стихотворение?

 

– Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое Родина?»

– Исполины – великаны.

Приволье – широкое, просторное место, раздолье.

 

– Гордость, любовь, уважение.

 

– Русский, Русская земля, Родина.

– Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине.

– О любви к России.

 

Размышляют и предлагают свои варианты ответов

IV. Формирование читательских умений с применением моделирования

– Возьмем лист бумаги и изобразим то, о чем говорилось в стихотворении.

– Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. (Показывает.)

– О чем это стихотворение?

– Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом.

– Кто написал это стихотворение о Родине?

 

– Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели.
(Показывает.)

– Какое слово здесь спряталось? Прочитаем: «Савинов». Это фамилия автора. Как какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?

– Ф. Савинов озаглавил свое стихотворение «Родина».

Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. Получается вот такая модель.
(Показывает.)

– Какое слово здесь спряталось?

– Хотите послушать другое стихотворение о Родине?
(См. ресурсный материал.)

Берут листы и кладут их перед собой.

Рисуют на своих листках.

 

 

Показывают свои работы.

Высказывают свои варианты ответов.

 

 

 

– Это стихотворение написал Федор Савинов.

 

Подбирают варианты заголовков.

 

Совместно с учителем читают слово Родина

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

V. Работа над стихотворением.

1. Чтение стихотворения

– Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задает. (См. ресурсный материал.)

– Что мы называем Родиной?

– Родина – край, страна, где человек родился и живет. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему все мило и дорого

Внимательно слушают учителя.

 

Размышляют и предлагают свои
ответы

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое
мнение

2. Работа
со словами-синонимами

– Прочитайте слова:

Родина, родная страна, Отечество, сторона, Отчизна.

– Эти слова похожи или различны по своему значению?

– Что мы так называем?

– Как вы думаете, что такое малая родина?

– Как называется ваша малая родина? Расскажите о ней

 

 

Высказывают свою точку зрения

3. Выразительное чтение стихотворения

– Какие слова в тексте рифмуются?

– Исполины – картины, моря – моя – соловья, жаворонка – сторонка

Физкультминутка

Жура-жура-журавель.                 Мы спросили журавля:

Облетал он сто земель,               «Где же лучшие края?»

Облетал, обходил,                       Отвечал он не тая:

Крылья, ноги натрудил.             «Это Родина моя!»

Выполняют упражнения физкультминутки

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Итог
урока. Рефлексия

– Закончите предложения.

•  Сегодня на уроке я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

•  Я хотел бы …

•  Новые знания мне пригодятся …

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Выучить стихотворение Ф. Савинова «Родина» наизусть

Записывают задание, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)

 

Ресурсный материал

 

Родина

 

 

Родина – слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

                                   Т. Бокова

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды –

Звезды мира над Кремлем.

                                 А. Васильев

    
 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f_savinov_rodina.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

. Ф. САВИНОВ «РОДИНА»

Тип урока: вхождение в тему

Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятия стихотворение (жанр), наблюдения за рифмой, тоном и текстом, ознакомления с песней; способствовать формированию представления о Родине; содействовать воспитанию уважения к своей стране

Планируемые результаты

Предметные: определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение, понимают, что такое рифма

Метапредмет ные:

познавательные: называют фамилию автора, заголовок стихотворения; определяют темп и тон чтения; наблюдают за рифмой, тоном и текстом;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, владеют конструктивными способами взаимодействия; высказывают свое мнение

Личностные: определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве; проявляют желание учиться, имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности

Образовательные ресурсы: Литературное чтение: 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015*; листы бумаги формата А4 по количеству обучающихся

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Все ль на месте?

Все ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической
и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Вступительная
беседа

– Откройте учебник «Литературное чтение» и полистайте его. Почему эта книга так называется? Докажите. Найдите в учебнике познавательную информацию.

– Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только информацию.

– Что оживляет книгу, помогает ярче представить произведение, делает учебник красивым и красочным?

– Где можно узнать, с какими произведениями предстоит познакомиться?

– Внимательно прочитайте содержание. Встретились ли вам знакомые произведения? Расскажите.

– Перед нами учебник, который поможет разобраться
в сложностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произведениями классиков литературы

– Включает в себя много классических литературных произведений. Это учебник, и мы будем разбирать и анализировать произведения.

– В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания.

– Иллюстрации.

– В содержании, которое помещено
в конце книги

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

III. Знакомство с новым материалом.

1. Знакомство с учебником

Читает стихотворение В. Афанасьева «Здесь начинается рай».

– Сегодня мы поговорим о нашем родном крае, нашей
Родине.

– Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Давайте произнесем его хором: Россия, Русь.

– Откройте первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

– В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви
к Русской земле, ее прошлом и настоящем.

– Как человек может передать свои чувства к Родине?

– Как передают свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?

– Какие стихи, песни о Родине вы знаете?

Внимательно слушают.

– Своим трудом, заботой о благополучии Родины.

– Пишут стихи, картины, музыку.

Отвечают на вопрос

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Работа
со стихотво-рением
Ф. Савинова «Родина».

1) Чтение стихотворения.

2) Словарная работа.

3) Беседа
по содержанию прочитанного

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. Называется оно «Родина». Прочитайте его про себя.

Какие новые слова вам встретились при чтении стихотворения? (Слова записаны на доске.)

– Какие чувства вызывает у вас стихотворение?

– Как нужно читать это стихотворение?

– Какие слова в стихотворении повторяются?

– Для чего нужны эти повторы?

– О чем это стихотворение?

– Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое Родина?»

– Исполины – великаны.

Приволье – широкое, просторное место, раздолье.

– Гордость, любовь, уважение.

– Русский, Русская земля, Родина.

– Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине.

– О любви к России.

Размышляют и предлагают свои варианты ответов

IV. Формирование читательских умений с применением моделирования

– Возьмем лист бумаги и изобразим то, о чем говорилось в стихотворении.

– Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. (Показывает.)

– О чем это стихотворение?

– Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом.

– Кто написал это стихотворение о Родине?

– Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели.
(Показывает.)

– Какое слово здесь спряталось? Прочитаем: «Савинов». Это фамилия автора. Как какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?

– Ф. Савинов озаглавил свое стихотворение «Родина».

Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. Получается вот такая модель.
(Показывает.)

– Какое слово здесь спряталось?

– Хотите послушать другое стихотворение о Родине?
(См. ресурсный материал.)

Берут листы и кладут их перед собой.

Рисуют на своих листках.

Показывают свои работы.

Высказывают свои варианты ответов.

– Это стихотворение написал Федор Савинов.

Подбирают варианты заголовков.

Совместно с учителем читают слово Родина

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

V. Работа над стихотворением.

1. Чтение стихотворения

– Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задает. (См. ресурсный материал.)

– Что мы называем Родиной?

– Родина – край, страна, где человек родился и живет. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему все мило и дорого

Внимательно слушают учителя.

Размышляют и предлагают свои
ответы

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое
мнение

2. Работа
со словами-синонимами

– Прочитайте слова:

Родина, родная страна, Отечество, сторона, Отчизна.

– Эти слова похожи или различны по своему значению?

– Что мы так называем?

– Как вы думаете, что такое малая родина?

– Как называется ваша малая родина? Расскажите о ней

Высказывают свою точку зрения

3. Выразительное чтение стихотворения

– Какие слова в тексте рифмуются?

– Исполины – картины, моря – моя – соловья, жаворонка – сторонка

Физкультминутка

Жура-жура-журавель.               Мы спросили журавля:

Облетал он сто земель,               «Где же лучшие края?»

Облетал, обходил,                       Отвечал он не тая:

Крылья, ноги натрудил.               «Это Родина моя!»

Выполняют упражнения физкультминутки

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Итог
урока. Рефлексия

– Закончите предложения.

•  Сегодня на уроке я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

•  Я хотел бы …

•  Новые знания мне пригодятся …

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Выучить стихотворение Ф. Савинова «Родина» наизусть

Записывают задание, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)

Ресурсный материал

РОДИНА

Родина – слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

                                   Т. Бокова

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды –

Звезды мира над Кремлем.

                                 А. Васильев