Ф Савинов "Родина"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
. Ф. Савинов «Родина»
Тип урока: вхождение в тему | ||
Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятия стихотворение (жанр), наблюдения за рифмой, тоном и текстом, ознакомления с песней; способствовать формированию представления о Родине; содействовать воспитанию уважения к своей стране | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение, понимают, что такое рифма | Метапредмет ные: познавательные: называют фамилию автора, заголовок стихотворения; определяют темп и тон чтения; наблюдают за рифмой, тоном и текстом; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, владеют конструктивными способами взаимодействия; высказывают свое мнение | Личностные: определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве; проявляют желание учиться, имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности |
Образовательные ресурсы: Литературное чтение: 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015*; листы бумаги формата А4 по количеству обучающихся |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
---|---|---|---|
I. Организация начала урока | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Все ль на месте? Все ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый день, всегда, везде: На занятиях, в игре – Громко, четко говорим И тихонечко сидим | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической |
II. Вступительная | – Откройте учебник «Литературное чтение» и полистайте его. Почему эта книга так называется? Докажите. Найдите в учебнике познавательную информацию.
– Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только информацию.
– Что оживляет книгу, помогает ярче представить произведение, делает учебник красивым и красочным? – Где можно узнать, с какими произведениями предстоит познакомиться? – Внимательно прочитайте содержание. Встретились ли вам знакомые произведения? Расскажите. – Перед нами учебник, который поможет разобраться | – Включает в себя много классических литературных произведений. Это учебник, и мы будем разбирать и анализировать произведения. – В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания. – Иллюстрации.
– В содержании, которое помещено | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
III. Знакомство с новым материалом.
1. Знакомство с учебником | Читает стихотворение В. Афанасьева «Здесь начинается рай». – Сегодня мы поговорим о нашем родном крае, нашей – Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Давайте произнесем его хором: Россия, Русь. – Откройте первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. – В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви – Как человек может передать свои чувства к Родине?
– Как передают свою любовь к Родине поэт, художник, композитор? – Какие стихи, песни о Родине вы знаете? | Внимательно слушают.
– Своим трудом, заботой о благополучии Родины. – Пишут стихи, картины, музыку. Отвечают на вопрос | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
2. Работа 1) Чтение стихотворения. 2) Словарная работа. 3) Беседа | – Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. Называется оно «Родина». Прочитайте его про себя. Какие новые слова вам встретились при чтении стихотворения? (Слова записаны на доске.) – Какие чувства вызывает у вас стихотворение? – Как нужно читать это стихотворение? – Какие слова в стихотворении повторяются? – Для чего нужны эти повторы?
– О чем это стихотворение?
– Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое Родина?» | – Исполины – великаны. Приволье – широкое, просторное место, раздолье.
– Гордость, любовь, уважение.
– Русский, Русская земля, Родина. – Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине. – О любви к России.
Размышляют и предлагают свои варианты ответов | |
IV. Формирование читательских умений с применением моделирования | – Возьмем лист бумаги и изобразим то, о чем говорилось в стихотворении. – Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. (Показывает.) – О чем это стихотворение? – Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом. – Кто написал это стихотворение о Родине?
– Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели. – Какое слово здесь спряталось? Прочитаем: «Савинов». Это фамилия автора. Как какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? – Ф. Савинов озаглавил свое стихотворение «Родина». Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. Получается вот такая модель. – Какое слово здесь спряталось? – Хотите послушать другое стихотворение о Родине? | Берут листы и кладут их перед собой. Рисуют на своих листках.
Показывают свои работы. Высказывают свои варианты ответов.
– Это стихотворение написал Федор Савинов.
Подбирают варианты заголовков.
Совместно с учителем читают слово Родина | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
V. Работа над стихотворением. 1. Чтение стихотворения | – Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задает. (См. ресурсный материал.) – Что мы называем Родиной? – Родина – край, страна, где человек родился и живет. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему все мило и дорого | Внимательно слушают учителя.
Размышляют и предлагают свои | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое |
2. Работа | – Прочитайте слова: Родина, родная страна, Отечество, сторона, Отчизна. – Эти слова похожи или различны по своему значению? – Что мы так называем? – Как вы думаете, что такое малая родина? – Как называется ваша малая родина? Расскажите о ней |
Высказывают свою точку зрения | |
3. Выразительное чтение стихотворения | – Какие слова в тексте рифмуются? | – Исполины – картины, моря – моя – соловья, жаворонка – сторонка | |
Физкультминутка | Жура-жура-журавель. Мы спросили журавля: Облетал он сто земель, «Где же лучшие края?» Облетал, обходил, Отвечал он не тая: Крылья, ноги натрудил. «Это Родина моя!» | Выполняют упражнения физкультминутки | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Итог | – Закончите предложения. • Сегодня на уроке я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Я хотел бы … • Новые знания мне пригодятся … | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Выучить стихотворение Ф. Савинова «Родина» наизусть | Записывают задание, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
Ресурсный материал
Родина |
|
| |
Родина – слово большое-большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. | Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок… и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. Т. Бокова | Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем, И березки у дороги, По которым мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом | И душистый, золотистый хлеб За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем, И рубиновые звезды – Звезды мира над Кремлем. А. Васильев |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f_savinov_rodina.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
. Ф. САВИНОВ «РОДИНА»
Тип урока: вхождение в тему | ||
Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятия стихотворение (жанр), наблюдения за рифмой, тоном и текстом, ознакомления с песней; способствовать формированию представления о Родине; содействовать воспитанию уважения к своей стране | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение, понимают, что такое рифма | Метапредмет ные: познавательные: называют фамилию автора, заголовок стихотворения; определяют темп и тон чтения; наблюдают за рифмой, тоном и текстом; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, владеют конструктивными способами взаимодействия; высказывают свое мнение | Личностные: определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве; проявляют желание учиться, имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности |
Образовательные ресурсы: Литературное чтение: 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015*; листы бумаги формата А4 по количеству обучающихся |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Все ль на месте? Все ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый день, всегда, везде: На занятиях, в игре – Громко, четко говорим И тихонечко сидим | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической |
II. Вступительная | – Откройте учебник «Литературное чтение» и полистайте его. Почему эта книга так называется? Докажите. Найдите в учебнике познавательную информацию. – Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только информацию. – Что оживляет книгу, помогает ярче представить произведение, делает учебник красивым и красочным? – Где можно узнать, с какими произведениями предстоит познакомиться? – Внимательно прочитайте содержание. Встретились ли вам знакомые произведения? Расскажите. – Перед нами учебник, который поможет разобраться | – Включает в себя много классических литературных произведений. Это учебник, и мы будем разбирать и анализировать произведения. – В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания. – Иллюстрации. – В содержании, которое помещено | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
III. Знакомство с новым материалом. 1. Знакомство с учебником | Читает стихотворение В. Афанасьева «Здесь начинается рай». – Сегодня мы поговорим о нашем родном крае, нашей – Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Давайте произнесем его хором: Россия, Русь. – Откройте первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. – В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви – Как человек может передать свои чувства к Родине? – Как передают свою любовь к Родине поэт, художник, композитор? – Какие стихи, песни о Родине вы знаете? | Внимательно слушают. – Своим трудом, заботой о благополучии Родины. – Пишут стихи, картины, музыку. Отвечают на вопрос | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
2. Работа 1) Чтение стихотворения. 2) Словарная работа. 3) Беседа | – Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. Называется оно «Родина». Прочитайте его про себя. Какие новые слова вам встретились при чтении стихотворения? (Слова записаны на доске.) – Какие чувства вызывает у вас стихотворение? – Как нужно читать это стихотворение? – Какие слова в стихотворении повторяются? – Для чего нужны эти повторы? – О чем это стихотворение? – Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое Родина?» | – Исполины – великаны. Приволье – широкое, просторное место, раздолье. – Гордость, любовь, уважение. – Русский, Русская земля, Родина. – Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине. – О любви к России. Размышляют и предлагают свои варианты ответов | |
IV. Формирование читательских умений с применением моделирования | – Возьмем лист бумаги и изобразим то, о чем говорилось в стихотворении. – Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. (Показывает.) – О чем это стихотворение? – Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом. – Кто написал это стихотворение о Родине? – Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели. – Какое слово здесь спряталось? Прочитаем: «Савинов». Это фамилия автора. Как какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? – Ф. Савинов озаглавил свое стихотворение «Родина». Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. Получается вот такая модель. – Какое слово здесь спряталось? – Хотите послушать другое стихотворение о Родине? | Берут листы и кладут их перед собой. Рисуют на своих листках. Показывают свои работы. Высказывают свои варианты ответов. – Это стихотворение написал Федор Савинов. Подбирают варианты заголовков. Совместно с учителем читают слово Родина | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
V. Работа над стихотворением. 1. Чтение стихотворения | – Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задает. (См. ресурсный материал.) – Что мы называем Родиной? – Родина – край, страна, где человек родился и живет. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему все мило и дорого | Внимательно слушают учителя. Размышляют и предлагают свои | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое |
2. Работа | – Прочитайте слова: Родина, родная страна, Отечество, сторона, Отчизна. – Эти слова похожи или различны по своему значению? – Что мы так называем? – Как вы думаете, что такое малая родина? – Как называется ваша малая родина? Расскажите о ней | Высказывают свою точку зрения | |
3. Выразительное чтение стихотворения | – Какие слова в тексте рифмуются? | – Исполины – картины, моря – моя – соловья, жаворонка – сторонка | |
Физкультминутка | Жура-жура-журавель. Мы спросили журавля: Облетал он сто земель, «Где же лучшие края?» Облетал, обходил, Отвечал он не тая: Крылья, ноги натрудил. «Это Родина моя!» | Выполняют упражнения физкультминутки | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Итог | – Закончите предложения. • Сегодня на уроке я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Я хотел бы … • Новые знания мне пригодятся … | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Выучить стихотворение Ф. Савинова «Родина» наизусть | Записывают задание, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |
Ресурсный материал
РОДИНА | |||
Родина – слово большое-большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. | Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок… и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. Т. Бокова | Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем, И березки у дороги, По которым мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом | И душистый, золотистый хлеб За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем, И рубиновые звезды – Звезды мира над Кремлем. А. Васильев |