И. А. Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ульнырова Ангелина Юрьевна

План-конспект занятия по литературному чтению по теме "Листопад" - стихотворение Ивана Алексеевича Бунина содержит в себе цель занятия, задачи и УУД. Этот конспект с легкостью поможет организовать урок литературного чтения в 4 классе по заданной теме. Четкое соблюдение этапов урока поможет учащимся понять идею этого стихотворения и его ценность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a._bunin_listopad.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»

Тип урока: урок чтения и коллективного анализа художественного произведения 

Цели урока:        

Деятельностная: Создать условия для реализации УУД

Содержательная: познакомить детей с творчеством великого поэта И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад»; закрепить знания о средствах художественной выразительности

Методы и формы обучения: фронтально

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Закрепление знаний о средствах художественной выразительности
  2. Знакомство с биографией и творчеством И.А. Бунина
  3. Чтение и анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад»

Познавательные:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. строить речевое высказывание в устной форме;
  3. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. адекватно воспринимать оценку учителя;
  3. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  4. выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;

  1. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  2. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  3. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

1 минута

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

Мы начинаем урок литературного чтения.

- Садитесь.

Слушают учителя

Садятся за парты

Проверка домашнего задания

5 минут

- Друзья, какое же у вас было домашнее задание?

- Кто готов прочитать стихотворение и ответить на вопрос?

- Хорошо, давай послушаем

- Выразительно читать стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки» и ответить на вопрос, каким настроением проникнуто стихотворение.

- Я!

Проверка домашнего задания, оценивание

Речевая разминка

2-3 минуты

- Для начала, ребята, давайте разомнем наш речевой аппарат. Обратите внимание на слайд.

- Давайте сначала просто прочитаем эти строчки

- А теперь читаем эти же строки с каждым разом увеличивая скорость чтения.

- Отлично, молодцы!

- Ребята, а в какое время года под ногами шумят листья?

- А что меняется в природе с приходом осени?

- А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?

- Хорошо, ребята! А как вы думаете, о каком природного явлении сегодня на уроке мы будем говорить?

- «Ветер-ветерок»

Су-зу-су – оказались мы в лесу.

Ша-жа-ша –

ходим листьями шурша.

Ши – жи – ши –

Иди спокойно,

не спеши!

Читают эти же строки, с каждым разом увеличивая скорость

- Осенью

- Некоторые животные впадают в спячку, некоторые заготавливают еду на зиму; растения теряют свои побеги; листья становятся разноцветными и опадают

- Листопад

- Сегодня на уроке мы будем говорить о листопаде

Введение в тему урока

5-7 минут

- Взгляните на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Какое время года изобразил автор на картине?

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- Какие краски на картине преобладают?

- Почему именно золотой?

- Какое небо у Левитана?

- А какое явление природы автор показал в своем произведении?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будет читать стихотворение?

- А вот чье стихотворение мы будем читать, вы мне скажите сам, взглянув на слайд.

- Так чьим же стихотворением мы сегодня познакомимся?

- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»

- Автор изобразил на своей картине осень.

Ответы детей (радостное, грустное)

- На картине преобладает золотой цвет

- Потому что автор изобразил на своей картине золотую осень.

- Ответы детей (голубое, чистое, прозрачное)

- Автор показал в своем произведении такое явление природы как листопад.

- Мы будем читать стихотворение о листопаде

Дети смотрят на слайд

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»

Подготовка к восприятию текста

7 минут

- Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

- Каким вы себе представили Бунина, глядя на его портрет?

- С каким произведениями Ивана Алексеевича Бунина вы уже знакомы?

Слушают учителя

Ответы детей

Ответы детей

- «Сегодня так светло кругом…», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

Первичное восприятие текста

4 минуты

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной

Слушают учителя

Этап первой ступени анализа произведения

7 минут

Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

- Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Чем восхищается автор?

- Как вы считаете, с каким настроение писал автор это стихотворение?

- Какие картины вам представились ярче всего?

- Почему?

- Возможно, кто-то из вас услышал в этом стихотворении какие-то звуки

- А какие цвета были в стихотворении?

- А теперь, ребята, встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

- Бунин восхищается осенним лесом, его красотой и красочностью

- Его настолько восхитил осенний лес, что он находился в неком удивлении, восхищении

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей (шорох листвы, шум ветра)

- Лиловый, золотой, багряный, пестрый

Дети выполняют физминутку

Этап вторичного чтения текста.

12 минут

- Ребята, прочитаем произведение еще раз вполголоса. Найдите непонятные слова.

- Значение каких слов вызвало у вас затруднение в понимании?

- Взгляните на слайд. Как вы думаете, какой из этих цветов багряный, а какой – лиловый?

- Давайте же проверим.

- Итак, это лиловый цвет, а внизу – багряный.

- А как вы считаете, что значит пестрый?

- Посмотрите на слайд. Что вы там видите?  

- Так вот и слово «пестрый» обозначает «покрытый разноцветными пятнами, полосами, составленный из чего-либо, окрашенного в разные цвета»

- А для того, чтобы узнать значение слова «вышки», давайте обратимся к словарю.

- Кто может прочитать, что такое вышка?

- Пожалуйста…

- Спасибо, и правда, вышка – это высокая башня, а также сооружение, оборудованное на какой-нибудь вышине для наблюдения, для технических надобностей.

- Лиловый, багряный, пестрый, вышки

Ответы детей

 

- Мы видим там что-то разноцветное

- Я

- Вышка - высокая башня, а также сооружение, оборудованное на какой-нибудь вышине для наблюдения, для технических надобностей.

Этап второй ступени анализа произведения

- Ребята, что использует художник для создания ярких картин?

- А что использует музыкант для создания своих произведений?

- А что же необходимо автору для создания стихотворения?

- В что использует писатель, чтобы сделать свои произведения выразительными?

- Правильно, писатель использует средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности вы уже знаете?

- Давайте вспомним, что это за средства художественной выразительности. Что такое сравнение?

- Какие слова имеет сравнение?

- Что такое эпитет?

- Приведите примеры

- Отлично. А что такое олицетворение?

- Верно, и, наконец, что такое метафора?

- Давайте же узнаем, какие средства художественной выразительности использовал Бунин в своем произведении «Листопад». Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 150.

- Найдите и прочитайте описание леса

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? 

- Как называется этот литературный прием?

- Какие краски использует Бунин?

- Какой литературный прием здесь использует Бунин?

- Почему лес сравнивается со стеной?

- Что Бунину напоминают оконца? 

- Какой прием присутствует здесь?

- А почему оконца, а не окна?

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем?

- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

- Прочитайте, пожалуйста следующие три строчки

- Как вы думаете, почему Бунин написал слово «Осень» с заглавной буквы?

- А как называется это средство выразительности?

- что такое олицетворение?

- Что здесь приписывает Бунин Осени?

- Верно

- Ребята, с чем сравнивается Осень в этих строчках?

- А кто такая вдова?

- А почему она тихая?

- Прочитайте следующие 4 строчки

- О чем говорится в этой части? Куда мы переместились из леса?

- Где находится поляна?

- Каким средством выразительности является слово «широкий»

- Что есть на поляне?

- С чем Иван Алексеевич сравнивает паутину?

- Какое это средство выразительности?

- Прочитайте следующие строчки

- Кто играет во дворе?

-Почему мотылек последний?

- С чем Иван Алексеевич сравнивает мотылька?

- Почему именно такое сравнение выбрал писатель

- Почему мотылек замирает на паутине?

- Что вы представили себе, читая следующие строки?

- Какой звук мы можем расслышать на этой поляне?

- Как вы понимаете словосочетание «мертвое молчанье»?

- Как вы считаете, какое это средство литературной выразительности?

- Прочитайте заключение стихотворения

- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

- Сделайте вывод, какие средства выразительности, которые использовал Иван Алексеевич, помогли нам прочувствовать атмосферу осеннего леса, даже почувствовать его запах

- Замечательно, нам помогли эпитеты, сравнение, олицетворение и метафора

- Художник использует краски

- Ноты

- Автору необходимо слово

- Писатель использует средства художественной выразительности

- Сравнение, эпитет, олицетворение, метафора

- Это сопоставление двух предметов с целью пояснить один из них с помощью другого

- Как будто, точно, словно

- Слова, которые отвечают на вопросы прилагательного

- Например, красивый, великолепный, красный

- Придание неживым существам свойств живого существа

- Это скрытое сравнение. Перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства

Дети находят и читают описание леса: Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Они пестрые и красивые

- Сравнение

- Лиловый, золотой, багряный, желтая

- Эпитет

- Потому что деревья стоят плотно друг к другу

- Просветы в небо в листве

- Сравнение

- Потому что просветы маленькие

- В лесу пахнет листьями, сыростью

- У Бунина «лес пахнет дубом и сосной», потому что он находится в лесу, где растут дубы и сосны

Дети читают

- В этих строчках Бунин говорит об осени, как о живом существе, которое входит в свой терем

- Олицетворение

- Олицетворение – это приписывание каких-либо свойств живого существа неживому

- Осень тихою вдовой входит в пестрый терем свой. Осень входить не может

- Со вдовой

- Вдова – это женщина, лишившаяся мужа

- Потому что осень уже смирилась с тем, что пришло ее время

- Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

- Мы переместились на поляну

- На широком дворе

- Эпитет

- Паутина

- С сетью из серебра

- Сравнение

- Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

- Мотылек

- Потому что все насекомые уже отправились на зимовку, уже наступила осень

- С белым лепестком

- Потому что мотылек белый и маленький, как лепесток

- Его согрели последнее солнечное тепло. Он им наслаждается

Ответы детей (поляну, на которой полная тишина и умиротворение)

- Шуршание листика

- На поляне царит полная тишина, как будто всё вымерло

- Метафора

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной

- Нам помогли такие средства художественной выразительности, как эпитет, сравнение, олицетворение и метафора

Этап обобщения прочитанного

1 минута

- Ребята, как вы считаете, зачем мы с вами прочитали это стихотворение?

- О чем это стихотворение? Какова его главная мысль?

- Чему учит нас автор этим стихотворением?

- Какое настроение было у Бунина, когда он писал это стихотворение?

- А как вы считаете, что побудило Ивана Алексеевича написать это стихотворение?

- «Листопад» И.А. Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…

Ответы детей (Это стихотворение мы читали для того, чтобы погрузиться в осеннюю атмосферу, прочувствовать настроение автора)

- Это стихотворение о красоте осени. Автор этим произведение хотел нам сказать, что ничего не вечно. Время бежит, нужно ценить его. Красота осени в том числе. Надо наслаждаться ее именно сейчас

- Это стихотворение учит беречь природу, любить и наслаждаться ее красотой

- Бунин восхищался красотой осени. Это восхищение он хотел передать нам, читателям. Его поразила эта красота осени

- Бунина побудило написать это стихотворение сама осень, ее пестрые наряды

Перечитывание произведения с новой читательской целью

2 минуты

- Ребята, есть ли желающие выразительно прочитать стихотворение, чтобы еще раз погрузиться в осенний лес.

- Ребята, как вы считаете, с какой интонацией надо читать это стихотворение? Быстро? Медленно? Спокойно?

- Ребята, как вы думаете, какую часть стихотворения надо читать тихо?

- Почему вы так думаете?

- Ребята, я даю вам время прочитать это стихотворение, чтобы вы смогли прочитать его вслух  выразительно, с восхищением, передав настроение автора

- Давайте договоримся читать стихотворение выразительно, будем стараться передать настроение автора. Пожалуйста, читайте

- Спасибо, было видно, как ты старался передать нам настроение стихотворения

- Да!

- Это стихотворение необходимо читать спокойно, с восхищением

- Вторую

- Потому что нам надо стараться не спугнуть мотылька. В этой части царит «мертвая тишина», можно даже услышать шуршание листика

Ребенок читает стихотворение

Этап творческой работы

7-8 минут

- Ребята, сегодня мы прочитали потрясающее стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад», а теперь каждая колонка самостоятельно придумаем свое стихотворение на тему «Осень». Для этого я возьму три листочка для каждой колонки. Каждая колонка будет написать четверостишие стихотворения на тему «Осень». В итоге у нас получится целых три стихотворения! Итак, начинаем! (передаю листочек детям)

- Итак, я смотрю, вы заканчиваете. Даю вам еще несколько секунд.

- Давайте же скорее прочитаем, что у нас получилось (читаю стихотворение)  

Дети начинают придумывать стихотворение

Дети заканчивают работу

Домашняя работа

1 минута

- Ребята, откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание. Вашим домашним заданием будет выразительно прочитать стихотворение Ивана Алексеевича Бунин «Листопад» и дать ответ на 6 задание в вашем учебнике.

- Всем ли понятно домашнее задание?

- Да\нет (если не понятно – объясняю еще раз)

Рефлексия

3 минуты

- Что нового узнали на уроке?

- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?

- Какое произведение Ивана Алексеевича Бунина мы сегодня прочитали?

- Кому из вас вновь захотелось побывать в осеннем лесу?

- Давайте сейчас каждый из вас представит себе свой осенний лес. Я включу музыка, а вы можете закрыть глаза и представить себе осенний лес. Что вы видите, что вы слышите – это все будет у каждого из вас индивидуально

- Ребята, спасибо вам за урок. До скорой встречи!

Ответы детей

- Мы познакомились с Иваном Алексеевичем Буниным

- Листопад

Ответы детей

Звучит музыка, дети представляют осенний лес