И. А. Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
План-конспект занятия по литературному чтению по теме "Листопад" - стихотворение Ивана Алексеевича Бунина содержит в себе цель занятия, задачи и УУД. Этот конспект с легкостью поможет организовать урок литературного чтения в 4 классе по заданной теме. Четкое соблюдение этапов урока поможет учащимся понять идею этого стихотворения и его ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.a._bunin_listopad.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» | Тип урока: урок чтения и коллективного анализа художественного произведения | |
Цели урока: Деятельностная: Создать условия для реализации УУД Содержательная: познакомить детей с творчеством великого поэта И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад»; закрепить знания о средствах художественной выразительности | ||
Методы и формы обучения: фронтально | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
|
Организационная структура урока
Этапы урока | Время на этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | 1 минута | - Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длиться до вечера! Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера. Мы начинаем урок литературного чтения. - Садитесь. | Слушают учителя Садятся за парты |
Проверка домашнего задания | 5 минут | - Друзья, какое же у вас было домашнее задание? - Кто готов прочитать стихотворение и ответить на вопрос? - Хорошо, давай послушаем | - Выразительно читать стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки» и ответить на вопрос, каким настроением проникнуто стихотворение. - Я! Проверка домашнего задания, оценивание |
Речевая разминка | 2-3 минуты | - Для начала, ребята, давайте разомнем наш речевой аппарат. Обратите внимание на слайд. - Давайте сначала просто прочитаем эти строчки - А теперь читаем эти же строки с каждым разом увеличивая скорость чтения. - Отлично, молодцы! - Ребята, а в какое время года под ногами шумят листья? - А что меняется в природе с приходом осени? - А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев? - Хорошо, ребята! А как вы думаете, о каком природного явлении сегодня на уроке мы будем говорить? | - «Ветер-ветерок» Су-зу-су – оказались мы в лесу. Ша-жа-ша – ходим листьями шурша. Ши – жи – ши – Иди спокойно, не спеши! Читают эти же строки, с каждым разом увеличивая скорость - Осенью - Некоторые животные впадают в спячку, некоторые заготавливают еду на зиму; растения теряют свои побеги; листья становятся разноцветными и опадают - Листопад - Сегодня на уроке мы будем говорить о листопаде |
Введение в тему урока | 5-7 минут | - Взгляните на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Какое время года изобразил автор на картине? - Какое настроение у вас вызывает эта картина? - Какие краски на картине преобладают? - Почему именно золотой? - Какое небо у Левитана? - А какое явление природы автор показал в своем произведении? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будет читать стихотворение? - А вот чье стихотворение мы будем читать, вы мне скажите сам, взглянув на слайд. - Так чьим же стихотворением мы сегодня познакомимся? - Верно, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» | - Автор изобразил на своей картине осень. Ответы детей (радостное, грустное) - На картине преобладает золотой цвет - Потому что автор изобразил на своей картине золотую осень. - Ответы детей (голубое, чистое, прозрачное) - Автор показал в своем произведении такое явление природы как листопад. - Мы будем читать стихотворение о листопаде Дети смотрят на слайд - Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» |
Подготовка к восприятию текста | 7 минут | - Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. - Что вы узнали об Иване Алексеевиче? - Каким вы себе представили Бунина, глядя на его портрет? - С каким произведениями Ивана Алексеевича Бунина вы уже знакомы? | Слушают учителя Ответы детей Ответы детей - «Сегодня так светло кругом…», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» |
Первичное восприятие текста | 4 минуты | - Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной | Слушают учителя |
Этап первой ступени анализа произведения | 7 минут | Понравилось ли вам стихотворение? - Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? - Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки? - Чем восхищается автор? - Как вы считаете, с каким настроение писал автор это стихотворение? - Какие картины вам представились ярче всего? - Почему? - Возможно, кто-то из вас услышал в этом стихотворении какие-то звуки - А какие цвета были в стихотворении? - А теперь, ребята, встали, быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело | Ответы детей Ответы детей Ответы детей - Бунин восхищается осенним лесом, его красотой и красочностью - Его настолько восхитил осенний лес, что он находился в неком удивлении, восхищении Ответы детей Ответы детей Ответы детей (шорох листвы, шум ветра) - Лиловый, золотой, багряный, пестрый Дети выполняют физминутку |
Этап вторичного чтения текста. | 12 минут | - Ребята, прочитаем произведение еще раз вполголоса. Найдите непонятные слова. - Значение каких слов вызвало у вас затруднение в понимании? - Взгляните на слайд. Как вы думаете, какой из этих цветов багряный, а какой – лиловый? - Давайте же проверим. - Итак, это лиловый цвет, а внизу – багряный. - А как вы считаете, что значит пестрый? - Посмотрите на слайд. Что вы там видите? - Так вот и слово «пестрый» обозначает «покрытый разноцветными пятнами, полосами, составленный из чего-либо, окрашенного в разные цвета» - А для того, чтобы узнать значение слова «вышки», давайте обратимся к словарю. - Кто может прочитать, что такое вышка? - Пожалуйста… - Спасибо, и правда, вышка – это высокая башня, а также сооружение, оборудованное на какой-нибудь вышине для наблюдения, для технических надобностей. | - Лиловый, багряный, пестрый, вышки Ответы детей
- Мы видим там что-то разноцветное - Я - Вышка - высокая башня, а также сооружение, оборудованное на какой-нибудь вышине для наблюдения, для технических надобностей. |
Этап второй ступени анализа произведения | - Ребята, что использует художник для создания ярких картин? - А что использует музыкант для создания своих произведений? - А что же необходимо автору для создания стихотворения? - В что использует писатель, чтобы сделать свои произведения выразительными? - Правильно, писатель использует средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности вы уже знаете? - Давайте вспомним, что это за средства художественной выразительности. Что такое сравнение? - Какие слова имеет сравнение? - Что такое эпитет? - Приведите примеры - Отлично. А что такое олицетворение? - Верно, и, наконец, что такое метафора? - Давайте же узнаем, какие средства художественной выразительности использовал Бунин в своем произведении «Листопад». Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 150. - Найдите и прочитайте описание леса - Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? - Как называется этот литературный прием? - Какие краски использует Бунин? - Какой литературный прием здесь использует Бунин? - Почему лес сравнивается со стеной? - Что Бунину напоминают оконца? - Какой прием присутствует здесь? - А почему оконца, а не окна? - Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? - А чем пахнет лес у Бунина? Почему? - Прочитайте, пожалуйста следующие три строчки - Как вы думаете, почему Бунин написал слово «Осень» с заглавной буквы? - А как называется это средство выразительности? - что такое олицетворение? - Что здесь приписывает Бунин Осени? - Верно - Ребята, с чем сравнивается Осень в этих строчках? - А кто такая вдова? - А почему она тихая? - Прочитайте следующие 4 строчки - О чем говорится в этой части? Куда мы переместились из леса? - Где находится поляна? - Каким средством выразительности является слово «широкий» - Что есть на поляне? - С чем Иван Алексеевич сравнивает паутину? - Какое это средство выразительности? - Прочитайте следующие строчки - Кто играет во дворе? -Почему мотылек последний? - С чем Иван Алексеевич сравнивает мотылька? - Почему именно такое сравнение выбрал писатель - Почему мотылек замирает на паутине? - Что вы представили себе, читая следующие строки? - Какой звук мы можем расслышать на этой поляне? - Как вы понимаете словосочетание «мертвое молчанье»? - Как вы считаете, какое это средство литературной выразительности? - Прочитайте заключение стихотворения - Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале. - Сделайте вывод, какие средства выразительности, которые использовал Иван Алексеевич, помогли нам прочувствовать атмосферу осеннего леса, даже почувствовать его запах - Замечательно, нам помогли эпитеты, сравнение, олицетворение и метафора | - Художник использует краски - Ноты - Автору необходимо слово - Писатель использует средства художественной выразительности - Сравнение, эпитет, олицетворение, метафора - Это сопоставление двух предметов с целью пояснить один из них с помощью другого - Как будто, точно, словно - Слова, которые отвечают на вопросы прилагательного - Например, красивый, великолепный, красный - Придание неживым существам свойств живого существа - Это скрытое сравнение. Перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства Дети находят и читают описание леса: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. - Они пестрые и красивые - Сравнение - Лиловый, золотой, багряный, желтая - Эпитет - Потому что деревья стоят плотно друг к другу - Просветы в небо в листве - Сравнение - Потому что просветы маленькие - В лесу пахнет листьями, сыростью - У Бунина «лес пахнет дубом и сосной», потому что он находится в лесу, где растут дубы и сосны Дети читают - В этих строчках Бунин говорит об осени, как о живом существе, которое входит в свой терем - Олицетворение - Олицетворение – это приписывание каких-либо свойств живого существа неживому - Осень тихою вдовой входит в пестрый терем свой. Осень входить не может - Со вдовой - Вдова – это женщина, лишившаяся мужа - Потому что осень уже смирилась с тем, что пришло ее время - Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. - Мы переместились на поляну - На широком дворе - Эпитет - Паутина - С сетью из серебра - Сравнение - Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. - Мотылек - Потому что все насекомые уже отправились на зимовку, уже наступила осень - С белым лепестком - Потому что мотылек белый и маленький, как лепесток - Его согрели последнее солнечное тепло. Он им наслаждается Ответы детей (поляну, на которой полная тишина и умиротворение) - Шуршание листика - На поляне царит полная тишина, как будто всё вымерло - Метафора - Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной - Нам помогли такие средства художественной выразительности, как эпитет, сравнение, олицетворение и метафора | |
Этап обобщения прочитанного | 1 минута | - Ребята, как вы считаете, зачем мы с вами прочитали это стихотворение? - О чем это стихотворение? Какова его главная мысль? - Чему учит нас автор этим стихотворением? - Какое настроение было у Бунина, когда он писал это стихотворение? - А как вы считаете, что побудило Ивана Алексеевича написать это стихотворение? - «Листопад» И.А. Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка… | Ответы детей (Это стихотворение мы читали для того, чтобы погрузиться в осеннюю атмосферу, прочувствовать настроение автора) - Это стихотворение о красоте осени. Автор этим произведение хотел нам сказать, что ничего не вечно. Время бежит, нужно ценить его. Красота осени в том числе. Надо наслаждаться ее именно сейчас - Это стихотворение учит беречь природу, любить и наслаждаться ее красотой - Бунин восхищался красотой осени. Это восхищение он хотел передать нам, читателям. Его поразила эта красота осени - Бунина побудило написать это стихотворение сама осень, ее пестрые наряды |
Перечитывание произведения с новой читательской целью | 2 минуты | - Ребята, есть ли желающие выразительно прочитать стихотворение, чтобы еще раз погрузиться в осенний лес. - Ребята, как вы считаете, с какой интонацией надо читать это стихотворение? Быстро? Медленно? Спокойно? - Ребята, как вы думаете, какую часть стихотворения надо читать тихо? - Почему вы так думаете? - Ребята, я даю вам время прочитать это стихотворение, чтобы вы смогли прочитать его вслух выразительно, с восхищением, передав настроение автора - Давайте договоримся читать стихотворение выразительно, будем стараться передать настроение автора. Пожалуйста, читайте - Спасибо, было видно, как ты старался передать нам настроение стихотворения | - Да! - Это стихотворение необходимо читать спокойно, с восхищением - Вторую - Потому что нам надо стараться не спугнуть мотылька. В этой части царит «мертвая тишина», можно даже услышать шуршание листика Ребенок читает стихотворение |
Этап творческой работы | 7-8 минут | - Ребята, сегодня мы прочитали потрясающее стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад», а теперь каждая колонка самостоятельно придумаем свое стихотворение на тему «Осень». Для этого я возьму три листочка для каждой колонки. Каждая колонка будет написать четверостишие стихотворения на тему «Осень». В итоге у нас получится целых три стихотворения! Итак, начинаем! (передаю листочек детям) - Итак, я смотрю, вы заканчиваете. Даю вам еще несколько секунд. - Давайте же скорее прочитаем, что у нас получилось (читаю стихотворение) | Дети начинают придумывать стихотворение Дети заканчивают работу |
Домашняя работа | 1 минута | - Ребята, откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание. Вашим домашним заданием будет выразительно прочитать стихотворение Ивана Алексеевича Бунин «Листопад» и дать ответ на 6 задание в вашем учебнике. - Всем ли понятно домашнее задание? | - Да\нет (если не понятно – объясняю еще раз) |
Рефлексия | 3 минуты | - Что нового узнали на уроке? - Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились? - Какое произведение Ивана Алексеевича Бунина мы сегодня прочитали? - Кому из вас вновь захотелось побывать в осеннем лесу? - Давайте сейчас каждый из вас представит себе свой осенний лес. Я включу музыка, а вы можете закрыть глаза и представить себе осенний лес. Что вы видите, что вы слышите – это все будет у каждого из вас индивидуально - Ребята, спасибо вам за урок. До скорой встречи! | Ответы детей - Мы познакомились с Иваном Алексеевичем Буниным - Листопад Ответы детей Звучит музыка, дети представляют осенний лес |