Рабочая программа по литературному чтению 3 кл
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht_3.docx | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч. их них в 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Национально-региональный компонент
Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению разработан на историческом материале, произведениях устного народного творчества, памятниках письменности, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах.
Для реализации цели национально-регионального компонента в программе по литературному чтению были определены следующие задачи:
• знакомство с произведениями УНТ (сказками, мифами, былинами), национальной литературы, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия ;
• знакомство с биографией бурятских писателей;
• знакомство с историей Бурятии, культурой ее народов;
• развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в литературе.
• любовь к «малой» родине, родному краю;
• сибирский характер;
• личностное сопричастие к природе Бурятии, культуре предков бурятской земли;
• расширение представлений о доме, семье, роде, природе, народе, родине, воде, земле, деревьях, животных, человеке, городе, деревне.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
Круг изучаемых произведений:
• фольклор народов Бурятии;
• творчество писателей Бурятии;
• творчество современных писателей Бурятии.
Формы занятий:
• уроки – беседы;
• литературные экскурсии;
• уроки творчества;
• уроки - викторины.
Содержание НРК
№ | Тема урока | НРК |
4 | Русские народные песни | Бурятские народные песни |
6 | Докучные сказки | Бурятские пословицы и поговорки |
14 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | Бурятские народные сказки |
16 | Ф.Тютчев «Весенняя гроза» | Б Дугаров «Багульник». |
21 | И.Суриков «Зима» | В.Петонов «Ветер с Байкала» |
45 | И.Бунин «Полевые цветы» | Д.Мадасон «Родник», Д.Жалсараев «Рассветом, росою умытый» |
54 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Б.Абидуев «Оседлавший тигра» |
63 | Обобщение по разделе «Были-небылицы» | С.Нестерова «Сказка о потерявшемся медвежонке» |
65 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» «Воробей», «Слон» | Ц. Бадмаев «Потешные ягнята», «Два козленка» |
85 | Обобщение по разделу Люби живое» | Б.Сыренов «Прекрасный мир природы» |
91 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Ц.Б.Бадмаев «Зачем и почему?» «Каждый видит по своему» |
108 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» | Р.В.Белоглазова «Девочка-неумелочка» |
116 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | Детский журнал «Одон» |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего уро-
ка, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «—», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «—»„ «?», накопительной системы баллов);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «—», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
« понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений,
басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
« создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходство и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, Кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького й др.) для русской и мировой литературы проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, при выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины, конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- знать, где можно найти все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- осуществлять переход от восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- ользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости
трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; -участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения; -формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; -делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; -находить в произведениях средства художественной выразительности; -готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке; -пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
• пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, знать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться: -составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); -подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. •писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание тем учебного предмета
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Урок – путешествие в прошлое.
Устное народное творчество (11 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»).
Страницы русской классики (24 ч)
Поэтические тетради.
1. Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая…»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка…»; «Зреет рожь…»); И.С. Никитин («Полно ,степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»); И.З.Суриков («Детство», «Зима»)
2. Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Не ветер бушует над бором…»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Д. Бальмонт ( «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «Густой зеленый ельник у дороги…»).
3. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка…»; «Воробей»; «Слон»); А. А. Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»;).
4. С. Я. Маршак («В лесу над росистой поляной»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если…»); Е. А. Благинина («Кукушка», «котенок»).
Великие русские писатели (19 ч)
A. С. Пушкин («Уж небо осенью дышало…»; «В тот год осенняя погода…»; «За весной, красой природы…»; «Опрятней модного паркета…»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане…»); И. А. Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»; «Ворона и Лисица»); М. Ю. Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; ; «Осень»; «На севере диком»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство» (отрывок).
Литературные сказки (8ч)
B. Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В. М. Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»); «Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, Короткий хвост.»)
Были-небылицы. (10ч)
М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); А. И. Куприн («Слон»).
Люби живое. (17 ч)
М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»)..; В.Ю.Драгунский («он живой и светится».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок. (16 ч)
Б. В. Шергин («Собирай по ягодке…»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»); В.Ю.Драгунский («Друг детства»)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 часов)
Ю. И. Ермолаев («Проговорился».»Воспитатели»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (15 ч)
Из зарубежной литературы (20 часов)
Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).
№ | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | В том числе на : | ||
тест | Проекты | Контрольная работа | |||
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |||
2 | Самое великое чудо на свете | 2 | |||
3 | Устное народное творчество | 11 | 1 | 1 | |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 8 | 1 | 1 | |
5 | Великие русские писатели | 21 | 1 | 1 | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 1 | ||
7 | Литературные сказки | 9 | 1 | ||
8 | Были - небылицы | 9 | 1 | ||
9 | Поэтическая тетрадь 3 | 4 | 1 | ||
10 | Люби живое | 17 | 1 | ||
11 | Поэтическая тетрадь 4 | 7 | 1 | ||
12 | Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 14 | 1 | 1 | |
13 | По страницам детских журналов | 8 | 1 | 1 | |
14 | Зарубежная литература | 18 | 1 | 1 | |
Итого | 36 часов |
Календарно-тематическое планирование 136 ч
№ | Тема | Дата | |
План | Факт | ||
1 четверть 36 ч | |||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | ||
Самое великое чудо на свете (2 ч) | |||
2 | Рукописные книги Древней Руси | ||
3 | Первопечатник Иван Федоров | ||
Устное народное творчество (11 ч) | |||
4 | Устное народное творчество. Русские народные песни | ||
5 | Входная диагностическая работа | ||
6 | Докучные сказки | ||
7-8 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ||
9-11 | «Иван-царевич и серый волк» | ||
12-13 | «Сивка-бурка» | ||
14 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | ||
Поэтическая тетрадь 1 ( 8 ч) | |||
15 | Я.Смоленский «Как научиться читать стихи» | ||
16 | Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | ||
17 | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | ||
18 | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | ||
19 | И.Никитин «Встреча зимы» | ||
20 | И.Суриков «Детство» | ||
21 | И.Суриков «Зима» | ||
22 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
Великие русские писатели (22 ч) | |||
23 | А.С.Пушкин-великий русский писатель | ||
24 | А.С.Пушкин.Лирические стихи | ||
25 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | ||
26 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | ||
27-29 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | ||
30 | Вн чт .Сказки А.Пушкина | ||
31 | И.А.Крылов. «Мартышка и очки» | ||
32 | И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна» | ||
33 | И.А.Крылов. «Ворона и Лисица» | ||
34 | М.Лермонтов. «Горные вершины», …»«На севере диком стоит одиноко…» | ||
35 | М.Лермонтов.,«Утес», «Осень» | ||
36 | Диагностическая работа | ||
2 четверть 28 ч | |||
37 | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) | ||
38-39 | Л.Н.Толстой «Акула» | ||
40 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | ||
41 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | ||
42 | Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?» | ||
43 | Вн. чт А.П.Чехов «Белолобый» | ||
44 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» | ||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | |||
45 | Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | ||
46-47 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | ||
48 | К.Д.Бальмонт. «Золотое слово», И.А.Бунин. «Детство», | ||
49 | И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | ||
50 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» | ||
Литературные сказки (9 ч) | |||
51-52 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ||
53-54 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | ||
55-57 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | ||
58 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | ||
59 | Диагностическая работа | ||
Были-небылицы (9ч) | |||
60-61 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | ||
62-64 | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | ||
3 четверть 40 ч | |||
65-67 | А.Куприн «Слон» | ||
68 | Обобщение по разделу «Были и небылицы» | ||
Поэтическая тетрадь 3 (4 ч) | |||
69 | Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон» | ||
70 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | ||
71 | С. Есенин «Черемуха» | ||
72 | Урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 3» | ||
Люби живое (17 ч) | |||
73 | М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | ||
74-76 | И.Соколов-Микитов. «Листопадничек» | ||
77 | В.И.Белов. «Манька провинилась» | ||
78 | В.И.Белов «Еще раз про Мальку» | ||
79-81 | В.Бианки. «Мышонок Пик» | ||
82-85 | Б.Житков. «Про обезьянку | ||
86 | В.П.Астафьев. «Капалуха» | ||
87 | В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится» | ||
88 | Вн. чт Диалоги о животных | ||
89 | Обобщение по разделу «Люби живое» | ||
Поэтическая тетрадь 3(7ч) | |||
90 | С.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» | ||
91 | А. Барто. «Разлука» | ||
92 | А. Барто «В театре» | ||
93 | С.В.Михалков. «Если», | ||
94 | Е.Благинина. «Кукушка», «Котенок» | ||
95 | Вн. чт Стихи С.Михалкова для детей | ||
96 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | ||
Собирай по ягодке- наберешь кузовок (14 ч) | |||
97 | Б.Щергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | ||
98-99 | А.П.Платонов. «Цветок на земле», | ||
100-101 | А.П.Платонов. «Еще мама» | ||
102-103 | М.М.Зощенко «Золотые слова» | ||
104 | Диагностическая работа | ||
4 четверть 32 ч | |||
105-106 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | ||
107 | Н. Носов «Федина задача». | ||
108 | Н. Носов. «Телефон» | ||
109 | Вн.чт Рассказы Носова | ||
110 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | ||
По страницам детских журналов ( 8 ч) | |||
111 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | ||
112 | Ю. Ермолаев. «Проговорился», | ||
113 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». | ||
114 | Г. Б. Остер. «Вредные советы» | ||
115 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | ||
116 | Р. Сеф. «Веселые стихи» | ||
117 | Читательская конференция по теме «По страницам детских журналов». | ||
118 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | ||
Зарубежная литература (18 ч) | |||
119-120 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | ||
121 | Вн. Чт. Мифы Древней Греции | ||
122-125 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | ||
126 | КВН по сказкам Г.Х. Андерсена | ||
127-128 | Вн.чт Сказки Ш. Перро | ||
129-130 | Э. Распе «Приключения Мюнхаузена» | ||
131 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | ||
132 | Итоговая комплексная работа | ||
133 | О чем будем читать летом | ||
134 | Брейн-ринг «По страницам книг» | ||
135-136 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...