И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Приобщить детей к чтению басен, развивать эмоционально-эстетическое восприятие  произведения; развивать  и совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи, познакомить с басней адыгейского автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strekoza_i_muravey.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цели:  Приобщить детей к чтению басен, развивать эмоционально-эстетическое восприятие  произведения; развивать  и совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи, познакомить с басней адыгейского автора.

Оборудование: Портрет  И.А. Крылова, иллюстрации  к басням  Крылова, насекомых.

Ход урока.

  1. Организация на урок.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями  А.И. Крылова, познакомимся с новой басней, проведём викторину и узнаем много нового и интересного.

  1. Проверка д/з.
  1. Сообщения учащихся.

1   .Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. Ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образование было велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.

2.Когда мальчику исполнилось 9 лет его отец умер. В наследство от отца Ване достался сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни.

3.Мальчик рано стал работать. А в 12 ет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии.  Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.

- Иван Андреевич Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо.  Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.

  1. Фронтальная работа.

- Откройте учебник на стр. 104.

-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.

( «Однажды лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись…»)

- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?

( «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый.)

«Рак  пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.

«А щука тянет в  воду». Она упрямо делает своё  дело.

- Прочитайте мораль басни.

- это выражение стало крылатым. Когда так говорят?    ( Когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается.)

- Чему учит басня?

  1. Выразительное чтение басни.
  2. Итог по д/з.

  1. Изучение нового материала.

        1).Вводная беседа.

- Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку. Докажите верность выбора.

(На доске – тексты загадок и рисунки насекомых: муха, пчела, бабочка, жук, муравей, стрекоза)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Д. Это стрекоза.

У. Почему стрекозу сравнивают с аэропланчиком?

Д. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.

У. Расскажите всё, что вы знаете о    стрекозе.

- В ясный солнечный день у водоёмов мы можем увидеть, как вспыхивают и гаснут голубые и тёмно-синие огоньки. Это стрекозы-стрелки, красотки.  Они живут у воды постоянно.

Есть стрекозы, которых у воды можно встретить редко. Обычно они летают над опушками, дорогами и полянами. Но всем стрекозам, где бы они не жили, нужна вода. Потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. Личинки стрекозы могут жить только в воде.

Личинки не похожи на стрекоз. Только глаза у них одинаковые. Ими стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть всё, что делается слева, справа, вверху, внизу, спереди и сзади. Это очень удобно во время охоты. Стрекозы – хищники.  Их личинки – тоже. Стрекозы охотятся в воздухе, а личинки – вводе. Через год ( а у некоторых – через три) личинки превращаются в стрекоз.

Прочитайте вторую загадку.

Я работаю в артели

У корней мохнатой ели,

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

Д. Это муравей.

У.Муравьи живут большими семьями – артелью, совместно строят муравейник. Для этого они приносят травинки-хвойники, которые по размеру больше их самих. Расскажи всё, что вы знаете о муравьях.

( Дети отвечают)

- По-разному живут насекомые: одни – в одиночку, как стрекозы,  другие – большой семьёй, в общем гнезде, которое строят сами. Их называют общественными насекомыми. Такими являются муравьи.

В хорошем муравейнике жильцов столько, сколько людей в большом городе, а сам муравейник – большой дом с множеством комнат. В нём муравьи ночуют, переживают непогоду, зимуют, в нём выводятся молодые муравьи. Где-нибудь  в середине дома есть помещение для «царицы» - большой муравьихи, которая откладывает яйца. Муравьи их уносят, а когда вылупляются личинки, кормят их, чистят, защищают.

(По мере отгадывания выбираются и вывешиваются иллюстрации).

2) Сообщение темы урока.

 - Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки.

Д. Стрекоза и муравей.

-Это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Её написал Иван Андреевич Крылов.

(Учитель вывешивает портрет Крылова).

- И сейчас я вас познакомлю с басней «Стрекоза и Муравей».

3) Первичное чтение басни учителем.

- На чьей стороне ваши симпатии?

4) Проверка восприятия.

-Кому понравилась басня? Чем?

- Кому не понравилась? Чем?

-В чём мораль басни?

5) Повторное чтение басни с анализом и словарной работой.

1 часть.

- Как вы понимаете выражение: зима катит в глаза? Как она катит?

( Надвигается неожиданно)

- Что Стрекоза делала целое лето? Запасают ли они корм на зиму? Почему?

2 часть.

- Что значит: помертвело чисто поле. ( Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли.  Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

- Почему стрекоза осталась без жилья?  Может быть, с ней случилась беда?  ( Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор.)

-Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

3 часть

-Найдите толкование слова: удручена.

- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

- С  какой  просьбой  обращается Стрекоза? Какой тон у Стрекозы?

-    Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

4 часть.

- Пустил ли её Муравей? Почему?

- Как вы оцениваете поведение Муравья?

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Можно ли его назвать жадным?

- Он поступил не по-дружески. Прав ли он был?

6) Выборочное чтение.

- Прочитайте, какой показана Стрекоза вначале, после.

- Прочитайте, где жила Стрекоза.

- Прочитайте  строки, в которых содержится основная мысль. – как вы их понимаете?

7) Выразительное чтение.

- Почему автор несправедливо обидел стрекозу, ведь в природе они уничтожают личинки комаров?

( Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)

- Что автор высмеивает в людях?

( В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время).

8) Работа с пословицей.

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

- Почему эту пословицу подобрали к басне?

8) Театрализация произведения.

- Сколько действующих лиц в произведении?

( Три человека инсценируют басню)

9) Знакомство с адыгейской басней.

- А сейчас прочтём басню адыгейского автора.

Ш. Яхутль.

Комар и Муравей.

С утра до темноты хлопочет муравей –

То катит зёрнышко, то тащит соломинку.

В работе друга встретится заминка, -

Спешит скорей на выручку скорей.

Весь день снуёт, привычным делом занят,

И никому на ухо не трещит,

Не вертится волчком перед глазами,

Чтоб похвалу начальства заслужить.

Комар-свистун иного нрава:

Весь день сидит в болотных травах,

В прохладе нежится, пока

Не вспыхнет розовый закат.

Спадёт палящий зной и вот

Комар тонюсенько поёт,

Летит кружась, и жалит встречных,

Мол, я тружусь, я не беспечный,

И льётся комариный звон –

Изысканная тонкая вибрация.

Начальство восхищает он:

«Не, муравью с ним не сравниться».

Собрание… Достойных отмечали;

Комар в отличники влетел.

А муравей? – его не представляли.

Он…  не зудел.

- Кто герои этой басни?  Чем похожи? Чем отличаются?  В чём мораль этой басни?

10) Викторина.

- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (Муравей)

- Кто без драки «хотел попасть  в большие забияки»? ( Моська)

- Кого по улицам водили, как будто на показ? ( Слон).

- Герои, которые «везти с поклажей воз взялись»? ( Лебедь, Рак да Щука)

- Кто так говорил:

«Да толь, голубчик было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час.

Так,  что голову вскружило»? ( Стрекоза).

-К какой басне  подходят иллюстрации?

  1. Д/з. Стр.106-107,  выраз, по ролям.
  2. Итог урока.

-Что такое басня?. Чему учат басни Крылова?

-Представь себе, что Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как Она жила бы?

-Дома попробуйте придумать окончание этой басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Крылов !Стрекоза и муравей"

Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...

Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"

Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....

Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Презентация содержит материал не только по содержанию басни, но и о баснописцах, отличиях басен от других произведений, пословицы, фотографии насекомых....

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"

Урок литературного чтения во втором классе: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения....

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

    Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...