И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Приобщить детей к чтению басен, развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи, познакомить с басней адыгейского автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strekoza_i_muravey.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цели: Приобщить детей к чтению басен, развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи, познакомить с басней адыгейского автора.
Оборудование: Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням Крылова, насекомых.
Ход урока.
- Организация на урок.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями А.И. Крылова, познакомимся с новой басней, проведём викторину и узнаем много нового и интересного.
- Проверка д/з.
- Сообщения учащихся.
1 .Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. Ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образование было велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
2.Когда мальчику исполнилось 9 лет его отец умер. В наследство от отца Ване достался сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни.
3.Мальчик рано стал работать. А в 12 ет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.
- Иван Андреевич Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.
- Фронтальная работа.
- Откройте учебник на стр. 104.
-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.
( «Однажды лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись…»)
- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он?
( «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый.)
«Рак пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный.
«А щука тянет в воду». Она упрямо делает своё дело.
- Прочитайте мораль басни.
- это выражение стало крылатым. Когда так говорят? ( Когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается.)
- Чему учит басня?
- Выразительное чтение басни.
- Итог по д/з.
- Изучение нового материала.
1).Вводная беседа.
- Прочитайте первую загадку. Выберите отгадку. Докажите верность выбора.
(На доске – тексты загадок и рисунки насекомых: муха, пчела, бабочка, жук, муравей, стрекоза)
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. |
Д. Это стрекоза.
У. Почему стрекозу сравнивают с аэропланчиком?
Д. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.
У. Расскажите всё, что вы знаете о стрекозе.
- В ясный солнечный день у водоёмов мы можем увидеть, как вспыхивают и гаснут голубые и тёмно-синие огоньки. Это стрекозы-стрелки, красотки. Они живут у воды постоянно.
Есть стрекозы, которых у воды можно встретить редко. Обычно они летают над опушками, дорогами и полянами. Но всем стрекозам, где бы они не жили, нужна вода. Потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. Личинки стрекозы могут жить только в воде.
Личинки не похожи на стрекоз. Только глаза у них одинаковые. Ими стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть всё, что делается слева, справа, вверху, внизу, спереди и сзади. Это очень удобно во время охоты. Стрекозы – хищники. Их личинки – тоже. Стрекозы охотятся в воздухе, а личинки – вводе. Через год ( а у некоторых – через три) личинки превращаются в стрекоз.
Прочитайте вторую загадку.
Я работаю в артели У корней мохнатой ели, По буграм тащу бревно – Больше плотника оно. |
Д. Это муравей.
У.Муравьи живут большими семьями – артелью, совместно строят муравейник. Для этого они приносят травинки-хвойники, которые по размеру больше их самих. Расскажи всё, что вы знаете о муравьях.
( Дети отвечают)
- По-разному живут насекомые: одни – в одиночку, как стрекозы, другие – большой семьёй, в общем гнезде, которое строят сами. Их называют общественными насекомыми. Такими являются муравьи.
В хорошем муравейнике жильцов столько, сколько людей в большом городе, а сам муравейник – большой дом с множеством комнат. В нём муравьи ночуют, переживают непогоду, зимуют, в нём выводятся молодые муравьи. Где-нибудь в середине дома есть помещение для «царицы» - большой муравьихи, которая откладывает яйца. Муравьи их уносят, а когда вылупляются личинки, кормят их, чистят, защищают.
(По мере отгадывания выбираются и вывешиваются иллюстрации).
2) Сообщение темы урока.
- Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки.
Д. Стрекоза и муравей.
-Это название басни, которую мы сегодня прочитаем. Её написал Иван Андреевич Крылов.
(Учитель вывешивает портрет Крылова).
- И сейчас я вас познакомлю с басней «Стрекоза и Муравей».
3) Первичное чтение басни учителем.
- На чьей стороне ваши симпатии?
4) Проверка восприятия.
-Кому понравилась басня? Чем?
- Кому не понравилась? Чем?
-В чём мораль басни?
5) Повторное чтение басни с анализом и словарной работой.
1 часть.
- Как вы понимаете выражение: зима катит в глаза? Как она катит?
( Надвигается неожиданно)
- Что Стрекоза делала целое лето? Запасают ли они корм на зиму? Почему?
2 часть.
- Что значит: помертвело чисто поле. ( Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.
- Почему стрекоза осталась без жилья? Может быть, с ней случилась беда? ( Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор.)
-Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
3 часть
-Найдите толкование слова: удручена.
- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?
- С какой просьбой обращается Стрекоза? Какой тон у Стрекозы?
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
4 часть.
- Пустил ли её Муравей? Почему?
- Как вы оцениваете поведение Муравья?
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Можно ли его назвать жадным?
- Он поступил не по-дружески. Прав ли он был?
6) Выборочное чтение.
- Прочитайте, какой показана Стрекоза вначале, после.
- Прочитайте, где жила Стрекоза.
- Прочитайте строки, в которых содержится основная мысль. – как вы их понимаете?
7) Выразительное чтение.
- Почему автор несправедливо обидел стрекозу, ведь в природе они уничтожают личинки комаров?
( Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)
- Что автор высмеивает в людях?
( В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время).
8) Работа с пословицей.
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
- Почему эту пословицу подобрали к басне?
8) Театрализация произведения.
- Сколько действующих лиц в произведении?
( Три человека инсценируют басню)
9) Знакомство с адыгейской басней.
- А сейчас прочтём басню адыгейского автора.
Ш. Яхутль.
Комар и Муравей.
С утра до темноты хлопочет муравей –
То катит зёрнышко, то тащит соломинку.
В работе друга встретится заминка, -
Спешит скорей на выручку скорей.
Весь день снуёт, привычным делом занят,
И никому на ухо не трещит,
Не вертится волчком перед глазами,
Чтоб похвалу начальства заслужить.
Комар-свистун иного нрава:
Весь день сидит в болотных травах,
В прохладе нежится, пока
Не вспыхнет розовый закат.
Спадёт палящий зной и вот
Комар тонюсенько поёт,
Летит кружась, и жалит встречных,
Мол, я тружусь, я не беспечный,
И льётся комариный звон –
Изысканная тонкая вибрация.
Начальство восхищает он:
«Не, муравью с ним не сравниться».
Собрание… Достойных отмечали;
Комар в отличники влетел.
А муравей? – его не представляли.
Он… не зудел.
- Кто герои этой басни? Чем похожи? Чем отличаются? В чём мораль этой басни?
10) Викторина.
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (Муравей)
- Кто без драки «хотел попасть в большие забияки»? ( Моська)
- Кого по улицам водили, как будто на показ? ( Слон).
- Герои, которые «везти с поклажей воз взялись»? ( Лебедь, Рак да Щука)
- Кто так говорил:
«Да толь, голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час.
Так, что голову вскружило»? ( Стрекоза).
-К какой басне подходят иллюстрации?
- Д/з. Стр.106-107, выраз, по ролям.
- Итог урока.
-Что такое басня?. Чему учат басни Крылова?
-Представь себе, что Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как Она жила бы?
-Дома попробуйте придумать окончание этой басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. Крылов !Стрекоза и муравей"
Презентация к уроку. Мультфильм можно скачать: http://teramult.org.ua/mult/1961_su_strekoza.i.muravej...
Презентация к уроку литературного чтения: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"
Презентация создана с целью знакомства с басней И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей", обучения выразительному чтению с последующим чтением по ролям. Презентация выполнена: Power Point 2007. После...
Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Презентация содержит материал не только по содержанию басни, но и о баснописцах, отличиях басен от других произведений, пословицы, фотографии насекомых....
И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"
Урок литературного чтения во втором классе: И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» в свете решения стандартов второго поколения....
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...