Статья_ Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazanova_o.a._statya.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Базанова О.А., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа – гимназия» г. Ярцева Смоленской области

 Развитие творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Литературное творчество необходимо ребёнку не только для того,

чтобы он рос  и совершенствовался как читатель художественной литературы, но и для развития его воображения, эмоциональной эстетической сферы  и овладения речью как средством передачи мыслей,

                      чувств, внутреннего мира человека.

                                                                                                   Л.С.Выготский.

Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки литературного чтения в начальной школе. Они играют важную роль в развитии творческого потенциала ребёнка. Создателем собственного текста является воображение. Включая воображение, ребёнок создаёт свой неповторимый образ – текст на основе ассоциаций, возникающих у него в диалоге с авторскими произведениями разных жанров. Поэтому ученику нужно приобрести читательский опыт, который послужит  дальнейшим помощником для создания собственного высказывания.

С первых уроков литературного чтения учителю нужно включать читателя в диалог о прочитанном произведении, стараясь заинтересовать ребёнка на каждом этапе разбора произведения. Осознанность творческой позиции основа для литературного творчества ребёнка.

Работу над  созданием собственного высказывания, следует начинать с первого класса. Несмотря на то, что в первом классе преобладает устная форма работы с текстом, нужно вставлять задания в письменной форме в виде открытий, которые фиксируются в тетради. Это первые задания сочинительного характера, ответы на вопросы, представляющие собой небольшие рассуждения по заданной теме. Например: после чтения и разбора отрывка из сказки Э. Ю. Шима «Весна», ребёнку предлагается выполнить творческое задание: «Сочини историю о весне, которая начинается вопросом: «Видите?» Перед написанием сочинения на заданную тему можно дать ученикам подсказку: вспомнить то, что можно увидеть весной, когда она только наступает. Предложить понаблюдать за оттенками весны. Подбор слов называющих весенние оттенки, краски,  может быть начальной стадией письменной работы.

Не стоит забывать о том, что ребёнок младшего школьного возраста в силу отсутствия навыка быстрого письма не может письменно излагать мысль так же, как в  устной речи. Рожденная мысль по поводу прочитанного текста, настолько сиюминутна, что ребёнок не успевает её грамотно и оригинально оформить на письме, поэтому на письме эта же мысль звучит нескладно, невыразительно. Важно, чтобы ребёнок доверял и не боялся делиться написанным текстом с учителем, товарищами, обмениваться впечатлениями, оценивать своё творчество.

Так же учащимся предлагаются задания творческого характера, которые помогают ребёнку научиться выступать в роли автора – сочинителя собственного небольшого высказывания. Например: допиши начатый текст, продолжи историю, придумай сюжет, представь то или иное явление природы, опиши его.
        Во втором классе учащиеся на уроках литературного чтения знакомятся с разными литературными жанрами. Внимание учащихся нужно обратить на содержание и композицию разных произведений. Это подскажет детям, как можно самим выстроить содержание собственной работы, выбрать жанр, определиться с формой сочинения.

Например: Учащимся предлагается раскрыть секрет продолжения рассказа М. М. Пришвина «Летний дождь».

После самостоятельного чтения рассказа, учащиеся делятся первыми впечатлениями, рассматривают и называют микротемы, которые составляют содержание рассказа, озаглавливают их. Затем переходят к творческому заданию. Ученикам предлагается вступить в диалог с автором и осторожно продолжить рассказ своим ответом на вопрос: «Как вы думаете, о чём шептал хозяин лесов каждому из нас?» Это интересное задание позволит детям представить событие и развить мысль автора, воображая себя соучастником этого события. Выполнив творческие задания, ученики читают работы, озвучивая то, что лично каждому удалось в работе, а так же трудности, с которыми они столкнулись в процессе реализации замысла, оценивают работы по заранее намеченным критериям.

На уроках литературного чтения учащиеся третьего класса открывают и исследуют изобразительные средства авторского языка. Изобразительные средства помогают видеть и осмысливать, каким образом каждый писатель или поэт достигает изобразительности в создании художественного образа природы, человека, животного, неодушевлённого предмета.

Особый интерес у учащихся вызывают работы с заданием продолжить авторское повествование. Чтобы ученики смогли выполнить творческое задание, им предлагается знакомство с первой частью произведения. Затем следует анализ прочитанной части. Во время анализа ученики знакомятся с героями, чувствами, переживаниями; учатся видеть, как построен текст, каков внутренний мир произведения; учатся находить изобразительные средства, которые помогли автору создать художественный образ; улавливают авторскую идею, ведь именно эту идею им предстоит развить в своей  авторской работе.

 Поскольку ученики будут дописывать произведение, необходимо обсудить разумность введения новых персонажей. Ведь они должны обязательно помогать развитию основной авторской идеи. Поэтому вначале стоит подумать о новом замысле продолжения, сформулировать главную мысль, которая станет воплощением с помощью различных средств, а уж затем писать работу.

 Когда работы участников будут написаны, прочитаны, проанализированы и оценены по заранее обговорённым критериям, можно переходить к чтению авторского продолжения, но перед этим поставить ученикам новые практические задачи:

  • Совпал ли твой замысел с замыслом автора? В чем особенности авторского повествования? Как ты думаешь, каким образом мог родиться замысел этой истории у самого автора?
  • В чём смысл авторского произведения? В чём смысл твоей работы? Кому бы ты хотел её адресовать? Почему?
  • Как ты думаешь, чем авторское продолжение отличается от школьных сочинений? Обсуди свой ответ с ребятами.
  • Благодаря чему автору удаётся передать своё отношение к героям произведения? Подтверди свои ответы текстом произведения.
  • Перечитай ещё раз произведение, стараясь передать своё отношение к рассказанному событию.

Творческая работа, написанная на основе авторского замысла, заставляет учеников внимательно читать авторский текст, видеть детали создания образа, учит прогнозировать новый замысел и самое важное, открывать пути его реализации.

В четвёртом классе продолжается работа, направленная на открытие учащимся новых способов создания текстов в определённом жанре, на выбранную тему.  Ученики  знакомятся с литературными жанрами, как миниатюра, отзыв, эссе, которые учат свободно выражать свои суждения, рассказывать о том, что близко, что волнует, что толкает к творчеству. Они создают новые тексты (сочинения) на свободную тему, сопряжённую с уже знакомой идеей поэта или писателя.

К концу четвертого класса маленький автор может поделиться своим уникальным собранием сочинений. Это творческое портфолио, в котором представлены письменные работы в разных литературных жанрах. Каждая работа ценна своей неповторимостью, уникальностью, самобытностью. Самое ценное произведение, возникающее в детском художественном творчестве – это читатель – художник, формирующийся в юном авторе.

Литература:

  1. Матвеева Е.И. Как научить младшего школьника писать сочинения: Пособие для учителя- М.: Вита – Пресс, 2012.-272с.
  2. Матвеева Е.И.Обучение литературному чтению в начальной школе Пособие для учителя- М.: Вита – Пресс, 2008.- 208с.
  3. Левин В.А.  Воспитание творчества. М.,»Знание», 1977. 64с.
  4. Начальная школа №7 1999.- Издание Министерства общего профессионального образования РФ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...

Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....

Статья ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗОК

Еще одна интерпретация статьи про сказки и их влияние на развитие творческих способностей....