Рабочая программа 3 класс Литературное чтение
методическая разработка по чтению (3 класс)
В программе определены цели начального обучения литературному чтению; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование; описано материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.rp_._literaturnoe_chtenie.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. – М: Просвещение, 2009,-317.- (Стандарты второго поколения);
- авторской программы Л. А. Ефросининой .
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И. Д. Черняховского» на 2019-2020 учебный год;
- учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
-объяснять результат и формулировать выводы;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
- уметь искать и находить компромиссы.
Метапредметные результаты
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями, каталогами;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Предметные результаты
Формирование знаний по следующим вопросам:
Понятие о былине как жанре фольклора и ее особенности (напевность, повторы, устойчивые эпитеты). Положительные и отрицательные герои былины.
Что такое художественный рассказ и пересказ по плану.
Что такое титульный лист, оглавление.
Что такое загадка. Виды загадок. Что такое пословица и ее виды.
Понятие сказка и присказка. Какие бывают сказки (народные, авторские) и их жанры. Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения.
Литературоведческое понятие – басня, мораль, олицетворение.
Особенности басен Эзопа и И.А.Крылова.
Понятия: поэма, сказка, олицетворение, эпитете, устойчивый эпитет, стихотворная строка, рифма, ритм.
Жанры произведений А.С.Пушкина. Понятие: стихотворная строка, строфа. Темп и тон стиха. Виды паузы (короткая, длинная, очень длинная).
Разножанровые произведения Н.Л.Толстого.
Что такое словари и энциклопедии. Понятие: художественный рассказ.
Понятие научно - познавательного рассказа.
Понятие: вступление, завязка, развитие действий, кульминация, продолжение действия, развязка, заключение.
Понятие о лирическом герое – сказочном и реальном.
Значение эпитетов. Значение сравнений и олицетворений.
Особенности интонационного рисунка (партитуры).
Что такое титульный лист, предисловие и послесловие.
Понятия «описание им повествование».
Понятия «герой», «пейзаж», «главная мысль текста».
Что такое художественный пересказ.
Рассказ- описание и рассказ - повествование. Их отличие.
Что такое предисловие и послесловие в книге.
Понятие «авторская позиция».
Понятие «Автор-рассказчик».
Что такое сюжет и план. Что такое своя точка зрения.
Что такое подробный план пересказа текста.
Что такое краткий пересказ текста.
Что такое художественная особенность текста.
Жанры произведений Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Понятие о сюжете и композиции рассказа.
Что такое эскизно - модельный план рассказа.
Что такое словесный план рассказа.
Что такое авторская точка зрения.
Понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта).
Что такое сравнение, эпитет, олицетворение.
Стихи С.А.Есенина по программе.
Понятие «рассказ-повествование». Понятие «научно-познавательный рассказ».
Произведения К.Г.Паустовского, изученные по программе.
Понятие: «юмористический рассказ».
Понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта)
Произведения С.Я.Маршака, вошедшие в круги чтения (стихи о Родине, о природе, пьеса-сказка).
Понятие: «автор-рассказчик». Понятие «автор - герой произведения».
Понятие «исторический рассказ»
Понятие «положительный и отрицательный герой».
Понятие: «Фантастический рассказ»
Произведения Л Пантелеева. Понятие «автор - рассказчик».
Понятие «Сюжет и план рассказа». Что такое пересказ отдельных эпизодов.
Произведения А.П. Гайдара.
Понятие «Очерк».
Что такое интерьер, описание природы.
Что такое главная мысль произведения.
Что такое художественное описание. Что такое заглавие.
Что такое аннотация.
Произведения М.М Пришвина.
Понятие «народные литературные сказки». Понятие: «положительный и отрицательный герой». Что такое сюжет сказки.
Содержание учебного предмета, курса
Устное народное творчество. Загадки. Пословицы. Сказки. Скороговорки. Былины.
Басни. И. А. Крылов. «Лисица и виноград». «Лиса и виноград». «Ворона и Лисица».
Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Вот север тучи нагоняя…» Зимний вечер. Няне
Стихи русских поэтов. «Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…» Ф. Тютчев. «Осень» А. Майков. «Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря…» А.Фет. Детство С. Дрожжин
Лев Николаевич Толстой. Два брата (сказка). Белка и волк (басня). Лебеди. Зайцы. Прыжок (быль). Как боролся русский богатырь (былина)
Николай Алексеевич Некрасов. Крестьянские дети (отрывок). Мужичок с ноготок (отрывок). «Мужичок с ноготок» К.И. Чуковский. «Славная осень! Здоровый, ядрёный…». Мороз - воевода (отрывок)
Антон Павлович Чехов. Степь (отрывок). Ванька (рассказ).
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк. Приёмыш. Умнее всех (сказка)
Александр Иванович Куприн. Синяя звезда. Барбос и Жулька
Сергей Александрович Есенин. Стихи о Родине (отрывки). «Я покинул родимый дом…». «Нивы сжаты, рощи голы…». Берёза. Бабушкины сказки
Константин Георгиевич Паустовский. Стальное колечко. Кот- ворюга. Какие бывают дожди.
Самуил Яковлевич Маршак. Урок родного языка. Ландыш.
Леонид Пантелеев. Честное слово. Камилл и учитель
Аркадий Петрович Гайдар. Горячий камень. Тимур и его команда (отрывок). «Аркадий Гайдар» С. Михалков
Михаил Михайлович Пришвин. Моя Родина. Выскочка. Жаркий час.
Внутрипредметный модуль «Литературное слушание» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Модульное занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Форма промежуточной аттестации по литературному чтению - административная контрольная работа (итоговая).
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов | |
1 | Устное народное творчество (10ч) Загадки. Какие бывают загадки Загадка – сказка. В. Даль «Старик – годовик» | 1 | |
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы. | 1 | |
3 | Русская народная сказка. «Самое дорогое» | 1 | |
4 | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» | 1 | |
5 | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь – семилетка» | 1 | |
6 | Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр - Немудёр» О присказках. | 2 | |
7 | |||
8 | Скороговорки. Какие бывают скороговорки. | 1 | |
9 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | |
10 | Проверка навыков чтения. | 1 | |
11 | Былины(5ч) «Добрыня и Змея» | 1 | |
12 | «Илья Муромец и Соловей - разбойник». | 1 | |
13 | «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» | 1 | |
14 | «Вольга и Микула» | 1 | |
15 | Проверь себя | 1 | |
16 | Басни (4ч) Эзоп «Лисица и виноград» И.Крылов «Лиса и виноград» | 1 | |
17 | И.Крылов «Ворона и Лисица» наизусть | 1 | |
18 | И.Крылов «Волк и ягнёнок», «Крестьянин и Работник» | 1 | |
19 | Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса». А.Е. Измайлов «Филин и Чиж» | 1 | |
20 | А.С. Пушкин (6ч) «У лукоморья дуб зелёный…» отрывок наизусть | 1 | |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 2 | |
22 | |||
23 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть «Зимний вечер» | 1 | |
24 | А. С. Пушкин «Няне» | 1 | |
25 | Стихи русских поэтов(4ч) Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…, «Чародейкою зимою…» наизусть | 1 | |
26 | А.Н. Майков «Осень» | 1 | |
27 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…» | 1 | |
28 | Проверь себя | 1 | |
29 | Произведения Л.Н. Толстого(8ч) Л. Н. Толстой Сказка «Два брата» | 1 | |
30 | Л.Н. Толстой Басня «Белка и волк» | 1 | |
31 | Л.Н. Толстой Рассказ «Лебеди» | 1 | |
32 | Л.Н. Толстой «Зайцы» | 1 | |
33 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | |
34 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | 1 | |
35 | Былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | |
36 | Проверь себя. | 1 | |
37 | Произведения Н. А.Некрасова (5ч) Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок) | 1 | |
38 | Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Статья К. И. Чуковского «Мужичок с ноготок» | 1 | |
39 | Н. А. Некрасов «Славная осень», «Зелёный шум» | 1 | |
40 | Н.А. Некрасов «Мороз- воевода» (отрывок) наизусть | 1 | |
41 | Проверь себя | 1 | |
42 | Н.Шер «О рассказах А.П.Чехова» | 1 | |
43 | Произведения А.П.Чехова(4ч) «Степь». А. П. Чехов Дополнительное чтение. «Лес и степь» И.С. Тургенев. | 1 | |
44 | А.П.Чехов «Ванька» | 1 | |
45 | Дополнительное чтение. А.П.Чехов «Белолобый» | 1 | |
46 | Административная контрольная работа за первое полугодие | 1 | |
47 | Сказки зарубежных писателей(2ч) Ш. Перро «Подарки феи» | 1 | |
48 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре» | 1 | |
49 | Стихи русских поэтов (5ч) С.Никитин «Русь», «Утро» | 1 | |
50 | И. Суриков «Детство» наизусть | 1 | |
51 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | |
52 | Ф.Н. Глинка «Москва» | 1 | |
53 | Проверь себя | 1 | |
54 | Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка (5ч) «Приёмыш» | 3 | |
55 | |||
56 | |||
57 | Д.Н. Мамин- Сибиряк «Умнее всех» | 1 | |
58 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» | 1 | |
59 | Произведения А.И. Куприна (7ч) «Синяя звезда» (в сокращении) | 1 | |
60 | А.И. Куприн «Синяя звезда» (в сокращении) | 2 | |
61 | |||
62 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | |
63 | Книги о братьях наших меньших. В.Бианки, Н.Сладков, М.Пришвин, Г. Скребицкий. | 1 | |
64 | Проверь себя | 1 | |
65 | Стихи С.А. Есенина(6ч) Стихи о Родине (отрывки). «Я покинул родимый дом…» | 1 | |
66 | С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 | |
67 | С. Есенин «Берёза» наизусть, «Стихи о берёзе» (отрывки) | 1 | |
68 | С. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | |
69 | Дополнительное чтение. С.Есенин «Сыплет черемуха снегом…» | 1 | |
70 | Проверь себя | 1 | |
71 | Произведения К.Г. Паустовского(5ч) К.Г.Паустовский «Стальное колечко» | 1 | |
72 | К.Г.Паустовский «Кот – ворюга» | 1 | |
73 | К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | |
74 | Дополнительное чтение. И.С.Тургенев «Деревня» | 1 | |
75 | Проверь себя | 1 | |
76 | Произведения С.Я.Маршака(2ч) «Урок родного языка» наизусть | 1 | |
77 | С. Я. Маршак «Ландыш» В. Субботин «С Маршаком» | 1 | |
78 | Произведения Л. Пантелеева (4ч) Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | |
79 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 1 | |
80 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 1 | |
81 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 1 | |
82 | Проверь себя | 1 | |
83 | Произведения А.П. Гайдара (6ч) «Горячий камень» отрывок | 1 | |
84 | 1 | ||
85 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок) | 1 | |
86 | С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | 1 | |
87 | А. П. Гайдар «Голубая чашка» (нет в учебнике) | 1 | |
88 | Произведения М.М. Пришвина(5ч) М.М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | |
89 | Административная итоговая контрольная работа | 1 | |
90 | Дополнительное чтение М.М. Пришвин «Двойной след» | 1 | |
91 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 | |
92 | М.М. Пришвин «Жаркий час» | 1 | |
93 | В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине». | 1 | |
94 | Произведения зарубежных писателей(3ч) Джек Лондон «Бурый волк» | 1 | |
95-96 | Э. Сетон - Томсон «Чинк» | 2 | |
97 | Проверь себя | 1 | |
98 | Проверка навыков чтения. | 1 | |
Итого: | 98 |
Тематическое планирование по внутрипредметному модулю
«Литературное слушание»
№п/п | Название произведения | Количество часов |
1 | Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | 1 |
2 | Русская народная сказка «Умная внучка» | 1 |
3 | Былина «Первый бой Ильи Муромца» | 1 |
4 | Былина «Алёша Попович» | 1 |
5 | Русская народная сказка «Елена Премудрая». | 1 |
6 | А.С.Пушкин «Бой Руслана с головой» | 1 |
7 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях | 1 |
8 | И.А.Бунин «Листопад» | 1 |
9 | Э. Бабаев «Там дол и лес видений полны» | 1 |
10 | Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 |
11 | Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» | 1 |
12 | А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 |
13 | Н.А.Некрасов «Саша» | 1 |
14 | А. Андреев «Кусака» | 1 |
15 | Б. Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 |
16 | Х.К. Андерсен «Снеговик» | 1 |
17 | Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | 1 |
18 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 |
19 | Д.Н. Мамин - Сибиряк «Постойко» | 1 |
20 | А.И. Куприн «Собачье счастье» | 1 |
21 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» | 1 |
22 | К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» | 1 |
23 | И.С. Тургенев «Перепёлка», «Воробей».Р.т стр 62 | 1 |
24 25 | С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса- сказка в сокращении) | 2 |
26 | В.А.Осеева «Бабка» | 1 |
27- 28 | Леонид Пантелеев «Новенькая» | 2 |
29- 30 | Леонид Пантелеев «Фенька» | 2 |
31 | С.В.Михалков «Ошибка» | 1 |
32 | В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 |
33 | Джон Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 |
34 | Обобщающий урок «Моё любимое произведение» | 1 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...