«Пионеры-герои Великой Отечественной войны» урок внеклассного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Богданова Маргарита Альбертовна

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Номинация: урок для школьников, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Класс: 3 класс, 10-11 лет.

Форма проведения: урок внеклассного чтения

Работа выполнена: учителем начальных классов МБОУ СШ №34 Богдановой Маргаритой Альбертовной

 

СХЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Тема занятия

«Пионеры-герои Великой Отечественной войны».

Тип урока

Комбинированный урок

Методы и формы
обучения

Репродуктивный метод, частично-поисковый, творческий метод, урок-портрет.

Цель и задачи
деятельности
педагога

  • Цель: формирование читательской компетенции  через изучение произведений о Великой Отечественной войне.
  • Задачи: 
    1) На основе анализа литературных  произведений показать роль детей в годы войны.

2) Расширять знания о пионерах - героях.

3) Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

4) Развивать познавательную активность детей.

 

 

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях,  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

регулятивные – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

коммуникативные – умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

личностные  - формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию;

Подготовительная работа

Проведен музейный урок  «Будь готов», где учащиеся познакомились с историей возникновения и деятельности пионерской организации. Учащиеся получили дифференцированные задания. Распределены на группы, каждой группе рекомендовано прочтение произведения, выдан план пересказа.

Основные понятия и термины

 

Пионер, герой, мужество.

 

Наглядно-демонстрационный
материал

Презентация «Пионеры Герои Великой Отечественной войны».  Портреты пионеров героев. Выставка книг. Ю.Корольков «Леня Голиков», В.Морозов «Марат Казей», Г. Наджафов «Валя Котик», Г. Набатов «Зина Портнова», А.Лиханов «Боря Цариков». Выставка экспонатов школьного музея.

Оборудование

  •  компьютер;
  • музыкальное сопровождение

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

1.Организационный этап (1мин.)

 

Приветствие.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 

Звучит запись обращение Левитана о начале ВОВ.

 

 

 

 

 

Слушают обращение.

 

 

 

Актуализация знаний

(5 мин.)

Беседа.

 

Ребята, что вы сейчас услышали?

 

Что сообщалось в этом обращении?

 

В каком году началась ВОВ?

 

Коваленко К. Подготовила для вас стихотворение посвященное той страшной войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

- В 1941году  на нашу страну напали войска фашистской Германии. Тысячи ребят  встали вместе с взрослыми на защиту Родины. До войны это были такие же, как и вы, самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились в школе,  играли, бегали, прыгали, озорничали, разбивали носы и коленки. Пришел час, и они показали, каким огромным может быть детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине.

 

Звучит отрывок из песни «Священная война».

 

Что вы почувствовали, когда услышали отрывок из песни?

 

Какие сроки звучат в начале песни? Что они значат?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В одном строю со взрослыми стояли подростки. Не жалея собственной жизни они шли на смерть. Сейчас об их героических подвигах мы с вами узнаем из книг. Прочитанные рассказы только о некоторых из них,  надеюсь, помогут вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: А я смог бы поступить так?  И подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

Мы услышали обращение диктора.

 

Что началась Великая Отечественная война.

1941 г.

 

 

 

Чтение наизусть стихотворения

 

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И стольких на земь положила
Что 75 уж долгих лет
Живым не верится, что живы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы ребят.

 

 Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

Идет война народная,

Священная война!

 

Они означают, что вся страна встала горой, чтобы защититься от фашистов. Народ показывает свою смелость, отвагу!

Личностные: имеют мотивацию  к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 

 

 

Коммуникативные: умеют слушать учителя и од-

ноклассников, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

 

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(1 мин)

Сообщение темы урока

Сегодня мы будем говорить  тех, кому было присвоено звание герой Советского СоюзаМарат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков и Борю Царикова. Их судьбы похожи, как две капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала  казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале, кого-то пуля догнала в бою.

Слушают учителя, анализируют информацию.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и просмотра презентации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к жизни людей того времени.

Постановка проблемного вопроса(2 мин)

 

Беседа.

Давайте вспомним, кто такие пионеры? У нас был музейный урок, где вы познакомились с историей возникновения и деятельности пионерской организации.

 

Ответы учащихся, высказывают впечатления от музейного урока.

 

Рассказывают историю пионерского

 

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

 

Физкультминутка

 

Работа над прочитанными произведениям

(30 мин.)

Пересказы произведений, обмен мнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка работ учащихся

 

Готовясь к сегодняшнему  уроку, вы читали произведения из сборника «Салют, пионерия!».  Сегодня мы узнаем о  

биографии героев, их подвиге, ребята поделятся своими мыслями о прочитанном.

 Каждая группа готовит свое произведения по плану.

  1. Биография героя из прочитанного произведения.
  2. Сжатый пересказ подвига.
  3. Иллюстрация прочитанного произведения.
  4. Составление мини-кроссворда.
  5. Мини - отзыв о прочитанном  (Презентация  – фото пионеров Героев)

В конце нашего урока, в нашем классе появится стенд, посвященный нашим Героям.

 

 

Каждый учащийся в группе рассказывает о проделанной работе.

 

Слушают выступления ребят  и анализируют.

 

 

 

 

 

После выступления каждой группы на доске появляется изображение героя, иллюстрация к произведению, кроссворд.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске правильного ответа, отвечать на вопросы, делать выводы

Личностные: уважительно относятся к людям – Героям ВОВ.

 

Итоги урока. Рефлексия

(5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры не заносили фамилии юных бойцов в  списки, но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее. Многие из них удостоены государственных наград.

Что понравилось из выступления ребят? Могли бы вы совершить такой подвиг?

 

Всю полученную информацию, мы с вами сможем обобщить на уроке технологии, создав мини  библиотеку книг, о Героях и поделимся своими знаниями с ребятами школы. Проведем беседы, где вы  выступите перед учащимися начальной школы, представив им нашу работу.

 

Рефлексия, обмен мнениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Домашнее задание (1 мин)

 

Решить кроссворд ребят, на выбор.

Слушают, задают вопросы.

        

 

 

                               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_pedagogicheskih_idey_otkrytyy_urok_bogdanova.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Номинация: урок для школьников, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Класс: 3 класс, 10-11 лет.

Форма проведения: урок внеклассного чтения

Работа выполнена: учителем начальных классов МБОУ СШ №34 Богдановой Маргаритой Альбертовной

СХЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Тема занятия

«Пионеры-герои Великой Отечественной войны».

Тип урока

Комбинированный урок

Методы и формы
обучения

Репродуктивный метод, частично-поисковый, творческий метод, урок-портрет.

Цель и задачи
деятельности
педагога

  • Цель: формирование читательской компетенции  через изучение произведений о Великой Отечественной войне.
  • Задачи: 
    1)
    На основе анализа литературных  произведений показать роль детей в годы войны.

2) Расширять знания о пионерах - героях.

3) Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

4) Развивать познавательную активность детей.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

регулятивные – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

коммуникативные – умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

личностные  - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю;

Подготовительная работа

Проведен музейный урок  «Будь готов», где учащиеся познакомились с историей возникновения и деятельности пионерской организации. Учащиеся получили дифференцированные задания. Распределены на группы, каждой группе рекомендовано прочтение произведения, выдан план пересказа.

Основные понятия и термины

Пионер, герой, мужество.

Наглядно-демонстрационный
материал

Презентация «Пионеры Герои Великой Отечественной войны».  Портреты пионеров героев. Выставка книг. Ю.Корольков «Леня Голиков», В.Морозов «Марат Казей», Г. Наджафов «Валя Котик», Г. Набатов «Зина Портнова», А.Лиханов «Боря Цариков». Выставка экспонатов школьного музея.

Оборудование

  •  компьютер;
  • музыкальное сопровождение

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

1.Организационный этап (1мин.)

Приветствие.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Звучит запись обращение Левитана о начале ВОВ.

Слушают обращение.

Актуализация знаний

(5 мин.)

Беседа.

Ребята, что вы сейчас услышали?

Что сообщалось в этом обращении?

В каком году началась ВОВ?

Коваленко К. Подготовила для вас стихотворение посвященное той страшной войне.

- В 1941году  на нашу страну напали войска фашистской Германии. Тысячи ребят  встали вместе с взрослыми на защиту Родины. До войны это были такие же, как и вы, самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились в школе,  играли, бегали, прыгали, озорничали, разбивали носы и коленки. Пришел час, и они показали, каким огромным может быть детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине.

Звучит отрывок из песни «Священная война».

Что вы почувствовали, когда услышали отрывок из песни?

Какие сроки звучат в начале песни? Что они значат?

В одном строю со взрослыми стояли подростки. Не жалея собственной жизни они шли на смерть. Сейчас об их героических подвигах мы с вами узнаем из книг. Прочитанные рассказы только о некоторых из них,  надеюсь, помогут вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: А я смог бы поступить так?  И подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

Мы услышали обращение диктора.

Что началась Великая Отечественная война.

1941 г.

Чтение наизусть стихотворения

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след
И стольких на земь положила
Что 75 уж долгих лет
Живым не верится, что живы.

Ответы ребят.

 Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

Идет война народная,

Священная война!

Они означают, что вся страна встала горой, чтобы защититься от фашистов. Народ показывает свою смелость, отвагу!

Личностные: имеют мотивацию  к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: умеют слушать учителя и од-

ноклассников, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(1 мин)

Сообщение темы урока

Сегодня мы будем говорить  тех, кому было присвоено звание герой Советского СоюзаМарат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков и Борю Царикова. Их судьбы похожи, как две капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала  казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале, кого-то пуля догнала в бою.

Слушают учителя, анализируют информацию.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и просмотра презентации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к жизни людей того времени.

Постановка проблемного вопроса(2 мин)

Беседа.

Давайте вспомним, кто такие пионеры? У нас был музейный урок, где вы познакомились с историей возникновения и деятельности пионерской организации.

Ответы учащихся, высказывают впечатления от музейного урока.

Рассказывают историю пионерского

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

Физкультминутка

Работа над прочитанными произведениям

(30 мин.)

Пересказы произведений, обмен мнениями.

Выставка работ учащихся

Готовясь к сегодняшнему  уроку, вы читали произведения из сборника «Салют, пионерия!».  Сегодня мы узнаем о  

биографии героев, их подвиге, ребята поделятся своими мыслями о прочитанном.

 Каждая группа готовит свое произведения по плану.

  1. Биография героя из прочитанного произведения.
  2. Сжатый пересказ подвига.
  3. Иллюстрация прочитанного произведения.
  4. Составление мини-кроссворда.
  5. Мини - отзыв о прочитанном  (Презентация  – фото пионеров Героев)

В конце нашего урока, в нашем классе появится стенд, посвященный нашим Героям.

Каждый учащийся в группе рассказывает о проделанной работе.

Слушают выступления ребят  и анализируют.

После выступления каждой группы на доске появляется изображение героя, иллюстрация к произведению, кроссворд.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске правильного ответа, отвечать на вопросы, делать выводы

Личностные: уважительно относятся к людям – Героям ВОВ.

Итоги урока. Рефлексия

(5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры не заносили фамилии юных бойцов в  списки, но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее. Многие из них удостоены государственных наград.

Что понравилось из выступления ребят? Могли бы вы совершить такой подвиг?

Всю полученную информацию, мы с вами сможем обобщить на уроке технологии, создав мини  библиотеку книг, о Героях и поделимся своими знаниями с ребятами школы. Проведем беседы, где вы  выступите перед учащимися начальной школы, представив им нашу работу.

Рефлексия, обмен мнениями

Ответы учащихся

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Домашнее задание (1 мин)

Решить кроссворд ребят, на выбор.

Слушают, задают вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пионеры-герои Великой Отечественной войны.

Данная презентация поможет учителям начальной школы в доступной форме рассказать о пионерах-героях Великой отечественной войны....

Пионеры-герои Великой Отечественной Войны

в данной презентации собраны сведения о пиоенрах-героях ВОВ.материал может быть использован на уроках внеклассного чтения.классных часах....

Классный час Пионеры – герои Великой Отечественной войны

Классный час на тему: "Пионеры - герои Великой Отечественной войны"...

Презентация на тему "Пионеры - герои Великой Отечественной войны"

Данную презентацию можно использовать на внеклассных мероприятиях, классных часах, уроках внеклассного чтения. Основной цельюпрезентации является:воспитание патриотизма,гордости за свою Родину и её ге...

«Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны»

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах мужества и героизма пионеров-героев.Воспитание у детей чувства любви к Родине, уважения к ее защитникам; расширение знания учащихся о Великой Отеч...

Урок мужества. «Памяти павших будьте достойны!» Пионеры – герои Великой Отечественной войны.

Этот урок Мужества  рассказывает о ребятах,их сверстниках, в тяжелые военные годы, их преданность Родине, отвагу, взаимовыручку. Он воспитывает патриотические чувства учащихся на примерах му...

Презентация: " Пионеры-герои в Великой Отечественной Войне"

Презентация составленна для проведения классного часа для детей начальных классов. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Проект посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и напра...