Проверочные работы по литературному чтению
картотека по чтению (3 класс)

Нина Николаевна Дружкова

Программа "Начальная школа 21 века" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverochnye_raboty_po_literaturnomu_chteniyu.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

I полугодие

Н. И. Сладков

Синичка необыкновенная

Звонкоголосую и белощёкую синицу называют большой или необыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц – пухляков, московок, лазоревок. Но что обыкновенная, с этим я не мог согласиться!

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руки, и она… умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы – и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – и положил на пенёк. И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!

Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет.

Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.

(145 слов)

Вопросы и задания

  1. Найди и прочитай название произведения.
  2. Почему у этого произведения такой заголовок?
  3. Определи жанр произведения. О ком или о чём оно?
  4. О каких птицах говорится в рассказе? Что нового рассказал автор?
  5. В каких словах передано восхищение автора синичкой? Прочитай.

Текущая проверка навыка чтения молча

I полугодие

Е. А. Пермяк

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя – наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости – колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.

Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит – голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

 – Покажи мне, голубь, дорогу! – просит Костя. – Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

 – Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой , чтобы я тебе дорогу показывал?

 – А я Федин товарищ, – отвечает Костя.

 – Тогда другое дело, – говорит голубь. – Покажу.

Показал голубь Косте дорогу, и тот пошёл. Идёт и видит: мост через реку снесло, а как брод найти – не знает. Вдруг смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:

 – Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ, иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей: и хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая, незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:

 – Не горюй! Жди меня тут.

А у собак известно – нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов, сладостей, семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и собак.

Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

 – Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит:

 – Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!

 – Теперь я всегда таким буду, – говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

(368 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

      о животных

      о встрече Кости с голубем

      о ярмарке в большом селе

      о дружбе

  1. Каким рос Костя?

      сильным и честным

      жадным и злым

     бережливым и умным

     весёлым и честным

  1. Каким рос Федя?

маленьким и сильным

высоким и стройным

жадным и хитрым

добрым и отзывчивым

  1. На что тратил свои деньги Федя?

покупал игрушки

покупал сладости

ни на что не тратил, копил

покупал корм животным

  1. Как к деньгам относился Костя?

тратил

копил

дарил

не обращал внимания

  1. Почему животные помогали Косте?

потому что у него были деньги

потому что он был добрый

потому что он был Федин товарищ

потому что он шел на ярмарку

  1. Для кого или для чего хотел купить «разных разностей» и семиголосую гармошку Костя?

для друга

для родителей

для радости

для соседей

  1. Восстанови план. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

Дорога на ярмарку

Костя и кудлатая собака

Возвращение Кости с ярмарки

1   Два друга

Что Косте шепнула собака

  1. Какая пословица выражает главную мысль произведения?

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Зима весну пугает, да всё равно тает.

Хлеб – всему голова.

  1. О чём это произведение?

о родной природе

о животных

о дружбе и доброте

о детях


Текущая проверка выразительности чтения

I полугодие

Н. Н. Матвеева

Было тихо…

Было тихо, очень тихо:                        Было тихо, очень тихо, –

Ночь на всей земле.                                Да мурлыкал кот.

Лишь будильник робко тикал                Было тихо, очень тихо:

На моём столе.                                Тихий час теней…

Было тихо, очень тихо, –                        Лишь будильник

Тихий, тихий час…                                робко тикал,

Лишь будильник робко тикал,                Мышь скреблась,

Мышь в углу скреблась.                        Сверчок пиликал

Козлик мекал,                                Сверчок пиликал

Кот мяукал,                                        Бык ревел,

Поросёнок дерзко                                И две собаки

                                хрюкал.                Дружно вторили

Дрёма без забот…                                                        во мраке

Лишь будильник робко тикал,                Ржанию коней.

Мышь скреблась,

Подготовь выразительное чтение стихотворения

  1. Определи тон и темп чтения.
  2. Расставь паузы.
  3. Укажи логические ударения (слова, которые будешь выделять голосом).
  4. Подумай, что ты хочешь передать при чтении.
  5. Прочитай текст стихотворения и оцени своё чтение.

Текущая проверка уровня начитанности и читательских умений

I полугодие

Комплексная разноуровневая проверочная работа

Ученика _________________________________

  1. Допиши предложение.

Фольклор – это         

  1. Прочитай тексты. Подчеркни загадку. Докажи правильность выбора.

а) Расскажу вам про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

б) Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

в) Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

  1. Заполни схему.

        Былинные герои

  1. Прочитай. Из какой былины отрывок? Проверь себя по учебнику и учебной хрестоматии. Подчеркни ответ.

Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын – богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добрынюшка».

«Добрыня и Змей»

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

  1. Прочитай и подчеркни слова, которые помогают найти отгадку.

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Гнезда не завожу,

А деток вывожу.

  1. Подчеркни пословицу о смелости.

Играть играй, да дело знай.

В пустой бочке звону много.

Храброму смерть не страшна.

  1. Из какой сказки присказка? Запиши ответ.

А было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

        

        

  1. Прочитай басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» и запиши мораль.

  1. Кто это сказал? Запиши полный ответ.

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».

  1. Из какой сказки дан отрывок? Запиши название.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.


Комплексная разноуровневая проверочная работа

I полугодие

  1. Прочитай. Подчеркни пословицу.

Дали Клаше каши с простоквашей;

ела Клаша кашу с простоквашей.

Всю зиму пролежал,

Весной в речку убежал.

Что людям пожелаешь, то и сам получаешь.

  1. Запиши имя, отчество и фамилию автора басни «Петух и Жемчужное Зерно».

  1. Прочитай стихи. Запиши фамилию автора произведения.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря…

  1. Заполни схему.

        Герои сказок

        А. С. Пушкина

  1. Кто это говорит? Впиши пропущенное слово. Укажи стрелкой рифмующиеся слова.

        в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит…»

  1. Соедини             фамилии авторов и заголовки произведений.

А. С. Пушкин                                «Ворона и Лисица»

И. С. Тургенев                                «Няне»

И. А. Крылов                                «Воробей»

7. Из какого произведения отрывок? Запиши.

Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

  1. Допиши предложение.

Загадка –

  1. Соедини фамилии авторов с их именами и отчествами.

Тургенев                                Александр Сергеевич

Измайлов                                Иван Саввич

Пушкин                                Иван Андреевич

Крылов                                Иван Сергеевич

Никитин                                Александр Ефимович

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

                        3         4

  1         2

5                        

        


Тест (вид текущей проверки)

I полугодие

  1. Что это? Отметь ответ.

Чашка маленькая,

Кашка сладенькая.

Чтобы кашку добыть,

Надо чашку разбить.

пословица                                потешка

шутка                                        загадка

небылица

  1. Прочитай. Кто автор стихов? Отметь ответ.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И. С. Тургенев                                И. С. Никитин

А. С. Пушкин                                        И. А. Крылов

С. А. Есенин

  1. Как называется шутливое начало или конец сказки? Отметь ответ.

вступление                                шутка

пословица                                присказка

небылица

  1. Прочитай. Отметь загадку-вопрос.

Щучка-одноручка,

Носок стальной,

Хвостик льняной.

Чулан невелик, а народом набит.

Железный нос в землю врос;

Роет, копает, землю разрыхляет.

Какой мост из воды построен?

Стоит кусток,

На нем семь листков,

Снаружи листья белые,

С изнанки – чёрные.

  1. Прочитай. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

– Милый сын мой Добрынюшка, ты не езди к Пучай-реке. Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечёт, из второй струйки искры сыплются, из третьей – дым столбом валит.

из сказки                                        из басни

из небылицы                                        из потешки

из былины

  1. Кто написал басню «Лисица и виноград». Отметь ответ.

А. Е. Измайлов                                И. А. Крылов

Эзоп                                                Л. Н. Толстой

  1. Подумай, что поможет тебе найти нужные произведения в книге-сборнике. Отметь ответ.

обложка книги                                иллюстрация

аннотация                                        переплёт

оглавление (содержание)

  1. Отметь имя и отчество баснописца Крылова.

Иван Сергеевич                                Иван Саввич

Лев Николаевич                                Александр Ефимович

Иван Андреевич

  1. Из какого произведения И. С. Тургенева отрывок? Отметь ответ.

Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете.

«Лес и степь»                                        «Перепёлка»

«Деревня»                                        «Воробей»

  1. Кто говорит эти слова? Отметь ответ.

«Мы объехали весь свет;

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом,

И теперь нам вышел срок;

А лежит нам путь далёк,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана».

князь Гвидон                                        тридцать три богатыря

дядька Черномор                                три сестрицы

корабельщики


Текущая проверка сформированности учебной и читательской деятельности

Диагностические тесты и задания

I полугодие

  1. Отметьте фамилию баснописца.

Л. Н. Толстой                                                С. А. Есенин

И. С. Никитин                                        И. А. Крылов

С. Д. Дрожжин

  1. Что такое мораль басни?

установка                                                правило

нравоучение                                                закон

развитие

  1. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

И. А. Крылов писал басни, а А. С. Пушкин – …

стихи                                                сказки

басни                                                былины

загадки

  1. Дополни предложение, отметив ответ.

Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И. А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» – древнегреческий баснописец…

Л. Н. Толстой                                                А. Е. Измайлов

С. А. Есенин                                                Эзоп

А. С. Пушкин

  1. Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.

пословица                                                загадка

стихотворение                                        былина

потешка

  1. Отметь слово, чтобы дополнить предложение.

Эзоп и И. А. Крылов – это …

сказочники                                                баснописцы

поэты                                                        летописцы

  1. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Былина, сказ, пословица, потешка,__________________________

  1. Какой автор писал рассказы о природе? Отметь ответ.

И. А. Крылов                                        А. С. Пушкин

И. С. Тургенев                                        Л. Н. Толстой

С. А. Есенин

  1. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.

обложка                                                цвет обложки

аннотация                                                переплет

оглавление (содержание)

  1. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация,__________________________________________________


Итоговая проверка навыка чтения вслух

I полугодие

Н. И. Сладков

Ивовый пир

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья вокруг ещё голые, серые. Ива среди них – как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек – как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд!

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.

Все гудят и торопятся.

И я там был, медовые барашки нюхал.

Вот отцветёт ива, зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Тут и пиру конец.

(136 слов)

Словарь

Мельтешить – надоедливо мелькать перед глазами.

Шершень – крупное насекомое, похожее на осу.

Вопросы и задания

  1. Прочитай название произведения.
  2. Подумай и объясни, почему автор так озаглавил это произведение.
  3. В каких словах передано отношение автора к изображаемой картине природы? Подчеркни.
  4. Какие чувства вызывает у тебя это произведение?
  5. Найди в тексте рассказа предложения со сравнением и прочитай.

Итоговая проверка навыка чтения молча

I полугодие

Э. Ю. Шим

Укрывушки, хоронушки, показушки

К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые – ужасно удивились, потому что никогда ещё не видели снега.

На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит – падают с неба мохнатые снежинки.

– Что за че-чепуха? – забормотал Тетерев. – Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются.

– Нет, родимый, это не мухи! – сказал старый Тетерев.

– А кто же это?

– Это наши укрывушки летят.

– Какие такие укрывушки?

– Они землю укроют, – отвечает старый Тетерев, – одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…

– Ишь ты! – обрадовался молодой Тетерев. – Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывашками спится!

И стал ждать, когда на землю пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает – спускаются с неба мохнатые снежинки.

– Вот тебе на! – удивился Зайчишко. – Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!

– Глупенький, разве это цветочный пух! – сказала старая Зайчиха.

– А чего же это такое?

– Это наши хоронушки летят.

– Что ещё за хоронушки?

– Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой!

– Уй, как интересно! – закричал Зайчишко. – Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу по голому осинничку бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит – падают с неба лёгкие снежинки.

– Ай-яй! – сказал Волчонок. – Никак гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и пёрышки роняют?

– Что ты, разве это пух да пёрышки? – засмеялся старый Волк.

– А что же это?

– Это, внучек, наши показушки летят.

– Не знаю я никаких показушек!

– Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где какие птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки – и тотчас узнаем, в какую сторону за добычей бежать…

– Ладно! – обрадовался Волчонок. – Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери да птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветром. Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.

(371 слово)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

о снегопаде

о животных

о том, как старые животные учат молодых

о зиме

  1. Где происходили описанные события?

в роще                                        на лугу

в лесу                                        на реке

  1. Когда произошёл разговор старых животных с молодыми?

днём                                        вечером

утром                                        ночью

  1. Почему молоденький Тетерев назвал снежинки белыми мухами?

потому что снежинки летали

потому что он ещё не видел снежинок

потому что они были белыми

потому что он был невнимательный

  1. Чему обрадовался молоденький Тетерев?

тому, что вокруг было красиво

тому, что стало холодно

тому, что можно будет укрываться под мягким тёплым снежным одеялом

тому, что с ним разговаривал старый Тетерев

  1. Чему удивился молоденький Зайчишко?

тишине в лесу

наступлению утра

облачку одуванчикового пуха

приходу зимы

  1. О чём знала старая Зайчиха?

Что летят снежинки, а не цветочный пух

Что это наступила зима

Что снежинки – хоронушки для зайцев

Что это очень красиво

  1. Чему удивился молодой Волчонок?

Снежинкам                                        пуху и пёрышкам

Наступлению зимы                                встрече со старым Волком

  1. Почему старый волк назвал снежинки показушками?

Потому что станет кругом белым-бело

Потому что кругом лежит снег

Потому что на снегу видны следы птиц и зверей

Потому что снежинки падают с неба

  1. Восстанови план. Расставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 указывает начало произведения.

хоронушки                                        1  первый снег

укрывушки                                           тёплый ветер

показушки

  1. Какие слова в рассказе подтверждают, что молодые животные были наблюдательными? Найди эти слова в тексте и допиши предложения.

Молоденький Тетерев удивлён, что___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Молодой Зайчишко удивлён, что_____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Молодой Волчонок удивлён, что_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Какими показаны старые животные? Отметь ответ.

злыми и глупыми                                        весёлыми и глупыми

спокойными и умными                                добрыми и умными

  1. Найди в тексте и запиши в каждой строке одно слово, говорящее об отношении животных к своим детёнышам по тому, как они называют малышей.

Старый Тетерев:___________________________________________

Старая Зайчиха:___________________________________________

Старый Волк:______________________________________________

  1. *Если бы у произведения Э. Шима не было заголовка, какой из предложенных ниже заголовков подошёл бы к рассказу?

«Снегопад»                                                «Мудрые советы»

«Сказка леса»                                        «Зима»

  1. Что нового для тебя из жизни животных сообщил автор? Запиши ответ.

________________________________________________________

_________________________________________________________

___________________________________________________________


Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

I полугодие

Комплексная разноуровневая контрольная работа

  1. Прочитай строфы. Укажи буквами название каждой строфы, из какого она произведения.

а) Кроет уж лист золотой                        б) Не колючий, светло-синий

Влажную землю в лесу…                        По ветвям развешан иней –

Смело топчу я ногой                                Погляди хоть ты!

Вешнюю леса красу.                                Словно кто-то тороватый

                                                                Свежей, белой, пухлой ватой

                                                                Все убрал кусты.

двустишие

шестистишие

четверостишие

пятистишие

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»

А. Н. Майков. «Осень»

  1. Заполни схему «Жанры произведений Л. Н. Толстого»

        Жанры произведений

                Л. Н. Толстого

  1. Из какого произведения отрывок? Запиши название.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Прочитай, укажи            рифмующиеся слова.

«…Встань, подай мою шубейку:

Что-то холодно, дрожу…

Да присядь вот на скамейку,

Сказку длинную скажу».

  1. Кому принадлежат эти слова? Дай полный ответ.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Допиши предложение.

Пейзаж – это ________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Прочитай. Из какого произведения А. П. Чехова абзац? Укажи           ответ.

…Мигнула молния, и так ярко,                                «Степь»

что осветила часть степи и место,

где ясное небо граничило с черно-

той. Страшная туча надвигалась не

спеша, сплошной массой; на её краю                        «Белолобый»

висели большие, чёрные лохмотья…

Явственно и не глухо проворчал

гром. Егорушка перекрестился и стал

быстро надевать пальто…                                        «Ванька»

  1. Из какого произведения Н. А. Некрасова четверостишие? Подчеркни ответ.

Однажды, в студёную зимнюю пору,                        «Крестьянские

Я из лесу вышел; был сильный мороз.                        дети»

Гляжу, поднимается медленно в гору                        «Саша»

Лошадка, везущая хворосту воз.                                «Мороз-воевода»

  1. Соедини           имена и отчества поэтов с фамилиями.

Федор Иванович                                        Пушкин

Николай Алексеевич                                Майков

Александр Сергеевич                                Тютчев

Афанасий Афанасьевич                                Фет

Аполлон Николаевич                                Некрасов

  1. *Кроссворд «По страницам изученных произведений».
  1. Название города в рассказе Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
  2. Имя одного из мальчиков в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
  3. Мальчик в отрывке из повести А. П. Чехова «Степь».
  4. Кличка щенка в рассказе А. П. Чехова.
  5. Хозяин Арапки в рассказе А. П. Чехова.

1

                3         2        

        4

        

         5


Тест (вид итоговой проверки)

I полугодие

  1. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

потешка                                        пословица

загадка                                                скороговорка

  1. Прочитай отрывок. Кто автор этого произведения? Отметь ответ.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи.

И. С. Тургенев                                А. П. Чехов

М. М. Пришвин                                Л. Н. Толстой

Н. Н. Носов

  1. Как называется описание картины природы в художественном произведении? Отметь ответ.

присказка                                        сравнение

пейзаж                                                олицетворение

заголовок

  1. Кто автор басни «Волк и Ягнёнок»? Отметь ответ.

Эзоп                                                И. А. Крылов

А. Е. Измайлов

  1. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

из сказки                                        из рассказа

из басни                                        из стихотворения

из былины

  1. Кто написал стихотворение «Крестьянские дети»? Отметь ответ.

А. А. Фет                                        Ф. Н. Глинка

Ф. И. Тютчев                                        А. Н. Майков

Н. А. Некрасов

  1. Отметь имя и отчество Чехова.

Лев Николаевич                                Иван Сергеевич

Антон Павлович                                Николай Алексеевич

Иван Андреевич

  1. Из какого произведения Л. Н. Толстого отрывок? Отметь ответ.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

«Два брата»                                        «Лев и собачка»

«Лебеди»                                        «Зайцы»

«Прыжок»

  1. Подумай, что поможет тебе выбрать нужную книгу. Отметь ответы.

обложка                                        фамилия автора

заголовок                                        переплёт

аннотация

  1. Какими словами начинается сказка Ш. Перро «Подарки феи»? Отметь ответ.

Жили-были…                                        Жил-был…

В стародавние времена…                        В некотором царстве…

Жила когда-то…


Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности

Диагностические тесты и задания

I полугодие

  1. Отметь фамилию писателя-сказочника.

А. А. Фет                                        Ф. И. Тютчев

Л. Н. Толстой                                        Н. А. Некрасов

И. А. Бунин

  1. Что такое пейзаж? Отметь ответ.

рассказ о природе

описание картины природы

сказка о природе

стихотворение о природе

история о природе

  1. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ф. И. Тютчев писал стихи, а А. П. Чехов…

басни                                        песни

рассказы                                загадки

былины

  1. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата»…

А. С. Пушкин                                        Л. Н. Толстой

братья Гримм                                        Х. К. Андерсен

В. Г. Сутеев

  1. Отметь лишнее слово.

пословица                                        загадка

рассказ                                                потешка

скороговорка

  1. Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.

А. А. Фет                                        А. Н. Майков

А. С. Пушкин                                        Ф. И. Тютчев

Н. А. Некрасов

  1. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

А. А. Фет, И. А. Бунин, А. Н. Майков – русские…

сказочники                                        баснописцы

летописцы                                        поэты

  1. Допиши одно слово в ряд.

Загадка, потешка, закличка, пословица,________________________

  1. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.

переплёт                                                цвет обложки

аннотация                                                обложка

оглавление (содержание)

  1. Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.

сказки                                                рассказа

басни                                                стихотворения

былины


3 класс

Второе полугодие

Планирование проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

Время проверки

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Январь – февраль

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Февраль

3

Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка

Один раз в четверть

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Март

5

Тест (вид текущей проверки)

Март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

7

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

8

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Май

9

Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка

Апрель – май

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Май

11

Тест (вид итоговой проверки)

Май

12

Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце года


Текущая проверка навыка чтения вслух

II полугодие

Каша из топора

Русская сказка

Пришёл солдат с похода в одну деревню, зашёл в крайний дом и говорит хозяйке:

– Здравствуй, бабушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха в ответ:

– Вот там на гвоздике повесь!

– Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

– Где хошь, там и заночуешь!

– Ах ты, хитрая жадина! Я тебе глухоту-то вылечу! Подавай на стол.

– Да нечего, родимый!

– Вари кашицу!

– Да не из чего, родимый!

– Ну ладно, я из топора сварю.

«Что за диво! – думает бабка. – Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит».

Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил, варил, попробовал и говорит:

– Всем бы кашица взяла, только б малую толику крупы подсыпать!

Бабка принесла ему крупы. Опять варил, варил, попробовал и говорит:

– Совсем бы готово, только б маслом сдобрить.

Бабка принесла ему масла.

– Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да берись за ложку: станем кашицу есть!

Похлебали вдвоём кашицу.

Старуха спрашивает:

– Служивый, когда ж топор будем есть?

– Да, вишь, он ещё не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Убрал топор в ранец, распростился с хозяйкой и пошёл в другую деревню.

Вот так-то солдат из топора кашу сварил!

(192 слова)

Вопросы и задания

  1. Прочитай название произведения. Объясни смысл заголовка. Определи вид сказки – о животных, бытовая или волшебная.
  2. Как ты понимаешь слова малую толику? Объясни.
  3. Чему учит эта сказка?

Текущая проверка навыка чтения молча

II полугодие

Г. А. Скребицкий

Мать

В начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту.

Выбрались на знакомую лесную поляну.

В этот ранний час лесная поляна походила на широкую тихую заводь. По ней струились волны тумана. Они поднимались и уходили вдаль, в зеленоватый простор предутреннего неба. И в этом просторе далёким крохотным парусом белел и таял заходящий месяц.

Мы присели на краю поляны и стали ждать, когда совсем рассветёт и можно будет идти разыскивать тетеревов.

По зорям эти дикие лесные куры обычно выходили на поляны и кормились ягодами брусники. Заслышав нас, они убегали в кусты и затаивались среди высокой травы и прошлогодних листьев. Но Джек всё-таки отыскивал их по следам и, подкравшись, замирал на месте – делал стойку. Он стоял неподвижно, чуть вздрагивая от нетерпения, ожидая только моего приказания, чтобы броситься и вспугнуть затаившуюся дичь.

Я командовал: «Вперёд!», Джек бросался, и тяжелые, крупные птицы с шумом вылетали из своей засады.

Я стрелял. Если птица падала, Джек опрометью кидался её поднимать и с торжеством подавал мне. Если же я промахивался, он долго смотрел вслед улетевшей дичи, а потом оборачивался ко мне с таким укоризненным видом, словно хотел сказать: «Эх, брат, оплошал ты!»

И мы шли дальше.

В это утро, только мы подошли к кустам, Джек остановился и замер на стойке – почуял дичь. Я скомандовал: «Вперёд!» Джек бросился в кусты, но оттуда никто не вылетел, а только послышался какой-то странный писк.

Я даже не понял, кто это так кричит – зверь или птица.

В недоумении раздвинул кусты и увидел необыкновенное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый ёж.

Что это значит? Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ёж пищал. И почему он не свёртывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит её укусить?

Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял, в чём дело.

В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать ежиха защищала своих детей!

Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спрашивая: «Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать».

 – И молодец, что не тронул, – похвалил я. – Не стоит с ними и связываться. Идём-ка лучше тетеревов искать.

Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостом и побежал прочь.

(369 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

  1. О чём рассказывается в этом произведении?

об охоте на тетеревов

о собаке Джеке

о том, как Джек выполнял команды

о том, как мать ежиха защищала ежат

о том, что Джек не тронул ежат

  1. Где произошла описанная история?

на реке                                на лесной поляне

в лесу                                на озере

в поле

  1. В какое время охотник вышел на охоту?

в августе вечером

летним днём

в начале августа на рассвете

летним утром

в конце лета

  1. Как автор называет тетеревов? Найди ответ в тексте. Запиши.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Где и когда произошла встреча рассказчика с матерью ежихой?

утром в лесу                                        утром у кустов

днём у дерева                                        утром у берёзы

днём на поляне

  1. Кого увидел охотник в прошлогодних сухих листьях?

птенцов                                                крохотных ежат

червячков                                        гусениц

бабочек

  1. Восстанови план рассказа. Расставь цифры в нужном порядке. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

Охота на тетеревов                                                Странный писк

 1   Ранний час на лесной поляне                                Мать ежиха

Джек

  1. Почему Джек не тронул ежат?

потому что пожалел ежат

потому что мать ежиха отчаянно защищала ежат

потому что был умной собакой

потому что боялся хозяина

потому что боялся уколоться

  1. Какое предложение помогает понять главную мысль?

Я даже не понял, кто это кричит – зверь или птица.

Джек, видимо, согласился.

Так это мать ежиха защищала своих детей!

Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ежи пищали.

  1. Какие новые для тебя факты из жизни ежей сообщил автор?

У ежей в августе появляются ежата.

Тетерева – это лесные куры.

Тетерева кормятся ягодами брусники.

Ежи пищат.

Охотничья собака замирает на месте при виде добычи.


Текущая проверка выразительности чтения изученных произведений

II полугодие

И. А. Крылов

Лиса и виноград

Голодная кума-Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

Подготовь выразительное чтение басни

  1. Определи задачу чтения.
  2. Определи тон и темп чтения слов автора и речи героини.
  3. Расставь паузы, укажи логические ударения, поупражняйся в чтении и оцени свое чтение.

Текущая проверка уровня начитанности и читательских умений

Комплексная разноуровневая проверочная работа

II полугодие

  1. Прочитай строки из стихотворений. Укажи             фамилии авторов стихов.

а) И во всех концах

Света белого                                                И. З. Суриков

Про тебя идёт

Слава громкая

б) Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках                                И. С. Никитин

По горе крутой.

в) По задворью злится

И трещит мороз,

Иней серебрится                                        С. Д. Дрожжин

На ветвях берёз.

  1. Допиши предложение.

Логическое ударение – это ______________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Заполни схему «Русские поэты».

             Русские поэты

  1. Прочитай, укажи               рифмующиеся слова.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

  1. В каком городе родился И. С. Никитин? Запиши полный ответ.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Кому принадлежат эти слова? Дай полный ответ.

 – Гордая птица. Помани её кормом, да не дай – в другой раз не подойдёт. С Соболькой тоже себя очень гордо держит. Чуть что, сейчас крылом, а то и носом долбанёт…

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Прочитай. Из какого произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка абзац? Подчеркни ответ.

Всем сделалось даже страшно по-                        «Постойко»

сле такого оскорбления, какое нанёс

Ёж Индюку. Конечно, Индюк сказал                        «Умнее всех»

глупость, это верно, но из этого ещё

не следует, что Ёж имеет право его

оскорблять. Наконец это просто не-

вежливо: прийти в чужой дом                                «Приёмыш»

и оскорбить хозяина. Как хотите,

а Индюк всё-таки важная, представи-

тельная птица и уж не чета какому-ни-

будь несчастному Ежу.

  1. Какой герой и в каком произведении так думает? Укажи            ответ.

«Успею, – подумала она. –                        фея в сказке Ш. Перро

Нигде на белом свете не может                        «Подарки феи»

быть так хорошо, как у нас в Мо-

ховом. Это же прелесть что та-                        старуха в русской

кое! Не зря ведь дед Кузьма гово-                        сказке «Самое дорогое»

рит, что наша земля истинный

рай и нету другой такой хоро-                        Варя в сказке

шей земли на белом свете!»                                К. Г. Паустовского

                                                                «Стальное колечко»

  1. Соедини             фамилии авторов с их именами и отчествами.

Куприн                                        Афанасий Афанасьевич

Паустовский                                Дмитрий Наркисович

Фет                                        Александр Иванович

Мамин-Сибиряк                        Сергей Александрович

Есенин                                        Константин Георгиевич

10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений».

  1. «Вот моя деревня…» – говорится в стихотворении этого поэта.
  2. Автор рассказов о животных.
  3. Русский поэт.
  4. Автор юмористического рассказа.
  5. Поэт, автор стихотворения «Русь».

                                     1

                                    2                              3

        

                      4

                                          5

        


Тест (вид текущей проверки)

II полугодие

  1. Отметь жанр произведения И. С. Никитина «Русь».

сказка                                                былина

рассказ                                                стихотворение

басня

  1. Прочитай отрывок. Кто автор этого произведения? Отметь ответ.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Д. Н. Мамин-Сибиряк                                        А. П. Чехов

А. И. Куприн                                                        К. Г. Паустовский

Л. Н. Толстой

  1. Отметь фамилию поэта.

    И.З.Суриков

    А.И.Куприн

    А.П.Чехов

    К.Г.Паустовский

    И.А.Крылов

      4. В каком произведении заголовок совпадает с именем главного героя? Отметь ответ.

            Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

            К.Г.Паустовский «Кот ворюга»

            А.И.Куприн «Собачье счастье»

            Л.Н.Толстой «Прыжок»

            Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

      5. Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

        После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

        Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

           

             басня

             рассказ

             сказка

             стихотворение

             былина

    6.Кто автор стихотворения «Помню я: бывало, няня…»? Отметь ответ.

             И.С.Никитин

             С.А.Есенин

             И.З.Суриков

             Н.А.Некрасов

             А.А.Фет

     7.Отметь имя и отчество Куприна.

             Иван Саввич

             Антон Павлович

             Лев Николаевич

             Сергей Александрович

             Александр Иванович

     8.Из какого произведения К.Г.Паустовского слова «… анютины глазки с косичками!»? Отметь место.

             «Теплый хлеб»

             « Кот ворюга»

             «Стальное колечко»

             «Какие бывают дожди?»

             «Заячьи лапы»

     9.Какими словами начинается сказка Д.Н.Мамина- Сибиряка «Умнее всех?» Отметь ответ.

             Жил-был…

             Жили-были…

             Жил когда-то…

             Индюк проснулся…

             Давным-давно…

     10.Подумай,  что тебе поможет выбрать в библиотеке нужную книгу. Отметь место.

             Каталог (перечень названий книг)

             Обложка книги

             Количество страниц

             Переплет

             Фамилия художника

Текущая проверка сформированности учебной и читательской деятельности

II полугодие

  1. Отметь жанр фольклора.

       Басня

       Художественный рассказ

       Научно-познавательный рассказ

       Сказка

       Стихотворение

  1. Отметь фамилию поэта

       А.П.Чехов

       И.С.Тургенев

       С.А.Есенин

       А.И.Куприн

       К.Г.Паустовский

      3. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Стихотворение «Бабушкины сказки» написал…

             И.С.Никитин

             С.А.Есенин

             С.Д.Дрожжин

             Ф.И.Тютчев

             Н.А.Некрасов

      4. Отметь имя и отчество Есенина.

             Александр Сергеевич

             Николай Алексеевич

             Сергей Александрович

             Иван Захарович

             Федор Иванович

      5.Отметь лишнее слово.

             Загадка

                Потешка

                Считалка

                Олицетворение

                Былина

      6.Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.

И.С.Никитин, С.Д.Дрожжин, С.А.Есенин – это…

                Сказочники

                Баснописцы

                Летописцы

                Поэты

       7.Допиши одно слово в ряд других.

Обложка, переплет, заголовок, титульный лист,  _______________________________________________________________

  8.Отметь фамилию поэта, который написал стихи о русской березе.

            С.А.Есенин

            И.С.Никитин

            А.С.Пушкин

            Н.А.Некрасов

            С.Д.Дрожжин

   9. Отметь заголовок рассказа К.Г.Паустовского.

            «Белолобый»

            «Стальное колечко»

            «Барбос и Жулька»

            «Акула»

            «Воробей»

      10.Допиши одну фамилию в ряд других.

Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет, ______________________________

Итоговая проверка навыка чтения вслух

II полугодие

Как аукнется — так и откликнется 
Русская сказка

Подружились лиса с журавлем и зовёт его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи дорогой. Уж вот как тебя угощу!
Пришел журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:
— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, — так всю сама и скушала. Съела лиса кашу 
и говорит:
— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.
— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль, — приходи завтра ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, наклал в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и потчует:
— Кума, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает — все никак не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока всё съел.
— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.
Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлем кончилась.

(186 слов)

Вопросы и задания

  1. Подумай, кто автор этого произведения?
  2. Назови правильно это произведение.
  3. Почему у сказки такой заголовок? Объясни.
  4. Объясни выражения:  потчевать нечем, не обессудь, несолоно хлебавши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему учит эта сказка. Выскажи свое мнение.

Итоговая проверка навыка чтения молча

II полугодие

А.И. Куприн

Скворцы

(отрывок).

…Мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.   

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: "Смотрите, скворцы!" 
    И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать... В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни…

    Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.

А потом началось выселение воробьев.

 Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.

Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад.

 Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать…  И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома. И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам...

    Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того, чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не больше пяти сантиметров.
    А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то раздолье! … Его корм на земле и в земле.

 И знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и проводит он весь свой день в непрерывном движении. 
Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко...
    Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…

 Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

  1. О ком или о чем рассказывается в этом произведении?

О хитростях воробьев

О дружбе птиц

О скворцах

О воробьях

О приходе весны

  1. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?

Утром пятнадцатого марта

Днем двадцатого марта

Девятнадцатого марта вечером

Вечером в субботу

Утром в воскресенье

  1. Сколько дней скворцы набирались сил после прилета?

Пять дней

Один день

Несколько дней

Два дня

Неделю

  1. Как происходит выселение воробьев из скворечников?

Воробьев выгоняют

Воробьев клюют

Воробьев стерегут

Воробьев не кормят

Воробьев не поят

  1. Как скворцы стерегут свое гнездо?

Всей семьей

Поочередно

Всей стаей

Не стерегут совсем

Нанимают сторожа

  1. Из чего скворцы делают гнездо?

И веток

Из прутьев

Из строительного мусора

Из одного пуха

Только из перьев

  1. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?

Большим

Маленьким

Средним

Не более пяти сантиметров

Узким

  1. Где скворец находит себе корм?

В воздухе

 В воде

На земле

В земле

На земле и в земле

  1. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?

Вечером

 На закате

Ранним утром

Днем

Утром

  1. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1 – начало рассказа.

Отдых

Жизнь дома

Строительство гнезда

Возвращение скворцов

Выселение воробьев

12.Определи жанр этого произведения.

Сказка

Художественный рассказ

Басня

 Исторический рассказ

Научно-познавательный рассказ

13.Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?

Камни

Песок

Мелкие кусочки разного мусора

Цемент

 Стекло  

14.Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая проверка выразительности чтения подготовленного текста

II полугодие

Хвост.

Чукотская народная сказка.

         Идѐт белый медведь по ущелью, голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет . Смотрит под горой лиса сидит и что–то ест.

 - Что ты, лисонька, ешь?

 - Хвост, - отвечает лиса.

- Хвост? Какой хвост?.. Что-то я не понимаю.

- А тут и понимать нечего. Свой хвост.

 - Свой?

 - Ну да!

 - А как же ты без хвоста жить будешь?

 - Глупый ты! – рассмеялась лиса. – Хвост не камень – отрастѐт. Ты его сколько ни ешь, а он опять такой же будет…Мне не впервой!

- Вот оно как, - удивился медведь. И почему я этого раньше не знал?...  Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.

С тех пор и остался медведь без хвоста.

(127 слов)

Подготовь выразительное чтение

  1. Прочитай, определи жанр и тему, главную мысль сказки.
  2. Определи задачу чтения.
  3. Перечитай, определи тон и темп чтения, укажи логические ударения и паузы.
  4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени свое чтение.

Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

(комплексная разноуровневая контрольная работа)

II полугодие

  1. Прочитай строфы из из стихотворений. Укажи                 названия произведений.

а) Сон спокоен. Утром встанешь –                 И.С.Никитин

Прямо в садик… Рай земной!                «Русь»

Песни, говор… А как глянешь

На росинки – сам не свой!

б) Чернеет лес, теплом разбуженный,        И.С.Никитин

Весенней сыростью объят.                        «Помню, я бывало, няня…»

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

в) Уж и есть за что,                                С.Я.Маршак

Русь могучая,                                        «Ландыш»

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

  1. *Допиши предложение.

Псевдоним - __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши фамилии русских писателей.

 

  1. Прочитай строфу и запиши рифмующиеся слова.

Прочитай гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг;

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

     

     5.*Запиши настоящие имя, отчество и фамилию писателя Л. Пантелеева.

________________________________________________________________________________________________________________________________

   

  6.Кто сказал эти слова? Дай полный ответ.

        Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

       7.Прочитай. Из какого произведения К.Г.Паустовского абзац? Подчеркни ответ.

        Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть  на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

        «Кот ворюга»

        «Какие бывают дожди»

        «Стальное колечко»

8.Какой герой и в каком произведении так думает. Подчеркни ответ.

        «Э-э! – думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. -  Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить, как надо, не разглядел своего счастья, и теперь хочет то же начинать сначала».

        

        Старик в рассказе А.П.Гайдара «Горячий камень»

        Майор в рассказе Л.Пантелеева «Честное слово»

         Марк Камилл в рассказе Л.Пантелеева  «Камилл и учитель»

9.Соедини                 фамилии авторов и заголовки произведений.

        А.П.Гайдар                                                «Волк»

        Л.Пантелеев                                                «Тимур и его команда»

        С.Я.Маршак                                                «Фенька»

        Дж. Лондон                                                «Двойной след»

        М.М.Пришвин                                                «Ландыш»

10.*Кроссворд по страницам изученных произведений.

 1. Герой исторического рассказа Л. Пантелеева

 2. Автор фантастического рассказа «Фенька»

 3. Кличка любопытной сороки в рассказе М.М.Пришвина

 4. Имя канадского писателя Сетона-Томпсона.

 5. Автор стихотворения об А.П.Гайдаре.

                        1

                                                  3

                2

                                  4

   5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.

Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК  "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение....

Презентации по литературному чтению. Проверочные работы по литературному чтению

Презентации по литературному чтению по УМК "Перспектива"   2 класс"Сравнение художественного и научно- познавательного текстов Н. Рубцов "Про зайца"  Заяц (текс...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс...

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму - разуму»

Проверочные работы по литературному чтению 1 класс Проверочная работа по разделу «Учимся уму -  разуму»...

Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе по разделу "Литературные сказки"

Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе по разделу "Литературные сказки"...

Проверочная работа по литературному чтению "Литературные сказки" 3 класс

Проверочная работа по литературному чтению "Литературные сказки" 3 класс. УМК "Школа России"...