Дидактический материал
методическая разработка по чтению (4 класс)

Агеева Людмила Алексеевна

Дидактический материал по литературному чтению к разделу "К малой Родине любовь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_literaturnoe_chtenie.docx224.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по литературному чтению на родном (русском языке) к разделу «К малой родине любовь»

 

 Е.И. Носов «Белый гусь»

  1. «Вопрос – ответ»

Вопрос

Ответ

Почему белому гусю следовало бы присвоить воинское звание адмирала?

Почему белый гусь стал одиноким отцом?

Какое страшное событие произошло на лугу?

Почему белый гусь не побежал прятаться, как другие гуси?

Что увидел гусёнок, когда вскарабкался на спину своего отца?

2.   Верите ли вы, что…

-у белого гуся было адмиральское воинское звание

-этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака

-шишка на переносье у гуся походила на кокарду

-что белый гусь победил телёнка

-что гусь не побежал прятаться от града из-за страха

-что гусь погиб, спасая гусят

3. Исследование

В чем исключительность белого гуся?

Параметры

Цитаты из текста

Голова

Клюв

Крылья

Лапы

Походка

Характер

Вывод:

4. Сравнение и выяснение последствий

Прочитайте фрагменты произведения, подчеркните ключевые глаголы, которые отражают разное поведение гусей, назовите последствия поведения гусей.

Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачёркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят

undex5

Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

undex5

Последствия:

Последствия:

Прочитайте фрагмент текста:

       … Потом откуда-то прибежал пестро-рыжий бычок с обрывком веревки на шее. Гусь набросился на него.

Теленок взбрыкивал задом, пускался наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и еще пуще разозлившись, долго гнался за теленком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутек. Под конец теленок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.

«То-то!..» — загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подергивая куцым хвостом…

Заполните таблицу «Кто что делал»

Бычок

Белый гусь

Заполните таблицу «Что удивило»

Бычок

Белый гусь

 

Как вы думаете, кому поставлен это памятник и в каком городе он находится?

В Курске открылся памятный знак литературному персонажу рассказа ...

                             К.Д. Воробьёв «У кого поселяются аисты?»

Фишбоун по прочитанному тексту

-Как вы думаете, какой вопрос ставит перед читателями К.Д. Воробьёв? Этот вопрос мы поместим в голове нашей рыбы.(Аналогичная схема распечатана каждой паре класса)

-Какими качествами должен обладать человек? (На доске расположены карточки: доброта, внимательность, заботливость, любознательность, сострадание, равнодушие, мстительность…)

-Разместите эти качества в верхней части скелета

-В нижней части приведите доказательства из текста. Найдите фрагменты текста, которые доказывают, что Костик Мухин добрый человек. (Принес Кольку в дом, не жалел картошки и т.д)

-Приведите примеры из текста, где Костик испытывает сострадание к аисту

-Следующая карточка «Заботливость» Как Костик заботился о Кольке? (прикатил колесо, затащил колесо на дуб, ловил лягушек маленькому Кольке…)

-Назовите последствия Костиной любознательности и внимательности (Он увидел, что Кольку клюют,  хотят выкинуть из гнезда, не кормят)

-А теперь давайте сделаем вывод: каким должен быть человек, у которого поселятся аисты (Человеком с большой буквы)

-Разместите карточку в хвосте нашего фишбоуна.

-Значит Костя Мухин – Человек с большой буквы.

Продолжи фразу:

- Воробьи и голуби не велись во дворе Кости Мухина, потому что ….

_____________________________________________________________

- Костик складывал под дубом хворост и куриные перья для того, чтобы…

__________________________________________________________________

-Вскоре над дубом – обломухом  закружили  __________________________

-Чтобы приманить аистов к дубу, Костик притащил ___________________

-Бабка захотела снять гнездо для того, чтобы_________________________

-Костик не подложил яйцо под Чибачиху, потому что _________________

______________________________________________________________

Вставь подходящие по смыслу слова:

-Аист прилетел утром, с хворостиной. И как начал трещать! ___________ увидал! 

-Лягушек лучше всего ловить в___________. 

-И за это Костик прозвал его Колькой. ________ потому что.

Прочитайте фрагмент текста:

…Снегу навалило в конце прошлой зимы — страсть одна! По огородам совсем нельзя было пройти. А Колька пролез. К школе прямо. Знал откуда-то, что Костик там. Конечно, он мог и лететь, но холод же был. А по улице не захотел идти. Собак боялся... Костик увидел его из окна. Стоит в снегу и сипит. Лапы аж позеленели. Клюв заледенел. Крылья распушились... Костик принес тогда его домой на плече. А бабка... Это она выгнала Кольку на снег. Укусил, говорит. За ногу. Как будто он собака, чтоб кусать! Он ее только клюнул. Может, и больно ей было, но ведь и Кольке не сладко от рушника... Она ж его все время стегала... Мало ей все... Поросенка жалела... Чибачиху берегла...

Ответьте на вопросы:

  1. Почему Колька по снегу пришёл к Костику в школу?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

    2.За что бабка невзлюбила Кольку?

          ________________________________________________________

________________________________________________________

    3.Чем может закончиться зимний поход Кольки?

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактический материал по истории г Санкт-Петербурга

Интересные загадки и репродукции картин помогут изучить наш город....

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...