Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе примерной программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chtenie_obuchenie_gramote_umk_perspektiva.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Средняя общеобразовательная школа №5
г. Ершова Саратовской области"
«Рассмотрена» на Педагогическом совете МОУ «СОШ №5 г. Ершова» Протокол № ____ от «___» __________ 20__ г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №5 г. Ершова» __________/А.Н. Подоляко/ Приказ № ____ от «___» __________ 20__ г. | |
«Рассмотрена» на заседании МОУ «СОШ №5 г. Ершова» ________________ Протокол №___ от «___» ___________20___г | «Согласована» с заместителем директора по УВР МОУ «СОШ №5 г. Ершова» __________ /Г.Ф.Маслова/ Протокол № ____ от «___» __________ 20__ г |
Рабочая программа
по «Литературному чтению»
(«Обучение грамоте»)
уровень базовый
для 1 класса
(на 1 год)
Разработана:
Ларькиной Верой Петровной,
учителем 1 квалификационной категории
Ершов-2018
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе примерной программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и на основе нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «Литературное чтение» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
- Планируемые предметные результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся научатся:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)
и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
- знать гигиенические правила письма;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- проводить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
- основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- выделять признаки гласных и согласных звуков.
- выполнять плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
2. Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
• употребление ъ и ь как разделительных знаков;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Вид контроля |
1-ая четверть | ||
1 | Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Мир общения (ч.1, с.3-5) | |
2 | Мы теперь ученики. Книжки мои друзья (с.6-9) | |
3 | Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении (с.10-11) | |
4 | Номинативная функция слова. Слова- названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением (с.12-13) | |
5 | Помощники в общении: жесты, мимика, интонация (с.14-17) | |
6 | Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов (с.18-19) | |
7 | Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках (с.20-23) | |
8 | Разговаривают ли предметы? Слова и предметы (с.24-27) | |
9 | Предыстория письменной речи. Путешествие по городу (с.28-29) | |
10 | В Цветочном городе. Знаки охраны природы (с.30-33) | |
11 | Как найти дорогу? Дорожные знаки (с.34-37) | |
12 | Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо(с.38-41) | |
13 | Мир полон звуков. Звуки в природе (с.42-43) | |
14 | Как звучат слова? (с.44-45) | |
15 | Гласные и согласные звуки (с.46-49) | |
16 | Твердые и мягкие согласные (с.50-51) | |
17 | Звучание и значение слова (с.52-53) | |
18 | Слова и слоги. Ударение в слове (с.54-57) | |
19 | Слово и предложение (с.58-61) | |
20 | Повторение – мать учения (с.62-64) | |
21/1 | Звук {а} (с.68) | |
22/2 | Звук {о} (с.69) | |
23/3 | Звук {у} (с.70) | |
24/4 | Закрепление изученного о гласных звуках (с.71) | |
25/5 | Звук {и} (с.72) | |
26/6 | Звук {ы} (с.73) | |
27/7 | Звук {э} (с.74) | |
28/8 | Закрепление изученного о гласных звуках (с.75) | |
29/9 | Узелки на память (с.76) | |
30/10 | Узелки на память (с.77) | |
31/11 32/12 | Закрепление изученного | |
33/13 | Звуки { м} {м'} (с.78) | |
34/14 | Звуки {с} {с‘} (с.79) | |
35/15 | Звуки {н} { н’} (с.80) | |
36/16 | Звуки {л} { л’} (с.81) | |
37/17 | Чтение предложений и текстов. Игры со словами (с.82-83) | |
38/18 | Звуки {т} { т’} (с.84-85) | |
39/19 | Звуки {к} { к’} (с.86-87) | |
40/20 | Упражнения в чтении. Игры со словами (с.88-89) | |
41/21 | Узелки на память (с.90-91) | |
42/22 | Звуки {р} {р’} (с.92) | |
43/23 | Звуки {в} { в’} ( с. 93) | |
44/24 | Звуки {п} { п’} (с.94-95) | |
45/25 | Звуки {г} { г’} (с.96-97) | |
46/26 | Парные по звонкости-глухости звуки {г}-{к}, {г’}-{к’} (с.98-99) | |
47/27 | Упражнения в чтении. Игры со словами (с.100-101) | |
48/28 | Буква е в начале слова и после гласных (с.102) | |
49/29 | Буква ё в начале слова и после гласных (с.103) | |
50/30 | Обозначение мягкости согласных буквами е,ё. Чтение слов с буквами е,ё (с.104-105) | |
51/31 | Чтение слов с изученными буквами (с.106-107) | |
52/32 | Узелки на память. Игры со словами (с.108-110) | |
53/33 | Звуки {б}-{ б’] . Парные по звонкости-глухости звуки {б}-{п},{ б’}-{п’}. (ч.2, с.4-5) | |
54/34 | Звуки {з}-{з’}. (с.6-7) | |
55/35 | Парные по звонкости-глухости согласные {з}-{с} { з’}-{с’}. Упражнения в чтении (с.8-9) | |
56/36 | Повторение – мать учения (с.10-11) | |
57/37 | Звуки {д}- { д’}. Парные по звонкости-глухости согласные звуки {д}-{т} ,{ д’}-{т’}. (с.12-13) | |
58/38 | Звук {ж}. Правописание слов с буквосочетанием жи. (с.14-15) | |
59/39 | Мои первые книжки. (с.16-17) | |
60/40 | Загадки слов. Весёлые картинки. (с.18-21) | |
61/41 | Узелки на память. Игры со словами. (с.22-23) | |
62/42 | Буква я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я. (с.24-26) | |
63/43 | Составление рассказа по картинкам. Игра в слова. (с.27-29) | |
64/44 | Звуки {х}-{ х’}. (с.30-31) | |
65/45 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. (c.32-33) | |
66/46 | Звук {й’}. (с.34-37) | |
67/47 | Буква ю в начале слова и после гласных. (с.38-39) | |
68/48 | Обозначение мягкости согласных буквой ю. Поговорки, игры, загадки, песенки. (с.40-43) | |
69/49 | Узелки на память. Упражнения в чтении. (с.44-47) | |
70/50 | Звук {ш}. Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши. (с.48-49) | |
71/51 | Звук {ч’}. Правописание слов с буквосочетаниями ча,чу. (с.50-51) | |
72/52 | Звук {щ’}. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. (с.52-53) | |
73/53 | Чтение текстов о хлебе. Наблюдения за словами. (с.54-55) | |
74/54 | Звук {ц}. (с.56) | |
75/55 | Звуки ф, ф. Парные по звонкости-глухости согласные звуки {в}-{ф},{ в’}-{ф’}. (с.57-59) | |
76/56 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. (с.60-63) | |
77/57 | Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения за словами. (с.64-67) | |
78/58 | Повторение – мать учения. Слово – это знак. Значение слова. (с.68-71) | |
79/59 | Старинные азбуки и буквари. (с.72-73) | |
80/60 | По страницам старинных азбук. (с.74-75) | |
81/61 | Читаем сами. Народная пословица. (с.76-77) | |
82/62 | Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы. (с.78) | |
83/63 | Проверка читательских умений. | |
84/64 | Упражнения в чтении. | |
85/1 | Про всё на свете (с.80-81) | |
86/2 | С чего начинается общение? (с.82-83) | |
87/3 | Умеет ли разговаривать природа? (с.84-91) | |
88/4 | Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. (с.92-95) | |
89/5 | Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. (с.96-101) | |
90/6 | Книга природы. Сравни и подумай (с.102-105) | |
91/7 | Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки (с.106-117) | |
92/8 | Семейное чтение (с.118-126) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...