Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс «Как наше слово отзовётся»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению на родном языке (русском)

Учитель: Козлова Л.М.

УМК

Предмет

Класс

Тема

Технология

«Школа России»

Литературное чтение на родном языке (русском)

3

Как наше слово отзовётся.

Теория критического мышления

Цель урока

Задачи

Обучающая: создание условия для формирования у обучающихся представлений о роли и значимости слова в речи и правильности её употребления.

Развивающая: развитие умения анализировать тексты. Продолжение работы по развитию речи, мышления обучающихся.

Воспитывающая: создание условий для формирования у обучающихся бережного отношения к языку.

  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над текстами.
  • Развивать навыки осознанного чтения.
  • Формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать содержание, прогнозировать, сравнивать свои предположения с замыслом автора.

Планируемый результат

Личностные УУД:

Проявление интереса к родному языку (русскому).

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к речи, осознание нравственности)

Метапредметные умения

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.

Соотносить выполненное задание с образцом.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух  произведения различных жанров.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого этикета.

Работать в группе, учитывать мнение партнёров, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, видеофрагмент, текст, иллюстрация).

Анализировать поступки героев произведений.

Пользоваться символами, иллюстрациями слайдов  для решения поставленных задач. Делать выводы.

Предметные умения:

Формировать интерес к языку, как главному средству общения.

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации.

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и говорение.

Развивать умение рассказывать, работать с текстом.

Тип урока

Урок-отчёт.

Дети разбиты на группы (кафедры). Каждая работала над своим заданием в течении 3 дней. На данном уроке – отчёт о проделанной работе.

Межпредметные связи

Русский язык (словари), окружающий мир.

Ресурсы

Мультимедийный проектор, экран, фрагменты аудио и видеозаписей, демонстрационные иллюстрации-слайды, собранный командами исследовательский материал по проблеме.

Основное содержание:

На экране слайд №1 со звуком тихо бурлящей воды

C:\Users\Luda\Pictures\3_-shagayutshie-butylki.jpg

Учитель(ведущий):

Не говори просто так  никогда,

Будь начеку со словами всегда,

Выскочит слово – не сможешь поймать,

Слово как птица – умеет летать. (Г. Акулов)

Что же такое слово? И в чём его величие? Ответить на этот вопрос признана наша исследовательская лаборатория «Эврика». Смешав целеустремлённость, настойчивость и любознательность, терпение и трудолюбие, мы должны получить ответ на волнующий нас вопрос. Итак, в путь.

Сегодня в работе нашей лаборатории примут участие:

Кафедра « Историческая». Она окунёт нас в историю и попробует поискать ответ в её глубинах.

Кафедра Фольклорная. Она обратится к нашим корням и попробует найти ответ там.

Кафедра Лингвистическая постарается найти отгадку в нашей речи.

Кафедра Современности. Может быть, разгадка совсем близко?

Итак, коллеги, объявляю лабораторию открытой.

Свою работу по проблеме представит Кафедра « Историческая».

1 ученик:

Мы много дней провели в книгохранилищах, изучив труды тысячелетий. И вот к чему пришли. Библия гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Получается, что всё и началось со слова?

2 ученик:

Слайд №2

C:\Users\Luda\Pictures\monah.jpg

Крошечная келья в монастыре. Треск свечей. Полумрак. Над столом склонился старый монах. Тишину нарушает только скрип пера. Так на Руси на свет появлялись первые рукописные летописи, которые  несли через Слово Божье великую истину, основой которой была Вера.

3 ученик:

Когда шли войны, когда, казалось бы, не было  шансов на победу, вовремя сказанные слова помогали сплотить народ, придать веру, силу и невероятную мощь. История знает немало примеров тому, как удачного слова было достаточно, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу, тем самым спасти страну.

Демонстрируют отрывок фильма «Лебеди Непрядвы», где в трудные годы суровых испытаний для Руси молитвенным словом, дарящим надежду на победу, преподобный Сергий Радонежский благословлял князей и воинов на Куликовскую битву. Видеослайд:

Картинка 35 из 241

4 ученик:

Действительно, сила слова беспредельна, она не знает границ. Чудеса храбрости и самопожертвования являл Александр Невский, возглавивший русскую дружину на борьбу с врагом. Слово и вера поднимали в атаку солдат и в 1812, и в суровых 1941-45 годах.  

5 ученик:

В результате проделанной работы мы пришли к выводу:

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

     Нет ничего сильнее слова.

Учитель:

Спасибо, коллеги. Ваша работа впечатляет. А мы предоставляем слово Кафедре Фольклора. Не случайно ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского, означает «народная мудрость».

На экране появляется иллюстрация из народной жизни, сопровождающаяся фрагментом ярмарочной музыки (Слайд №3):

C:\Users\Luda\Pictures\0_58472_14e0b705_XL.jpg

1 ученик:

Русский народ испокон веков мудро отмечал значимость слова, отразив это в метких пословицах.

2 ученик:

Пословицы мы собирали везде: и в книгах, и мультфильмах, и просто опрашивали знакомых. И результат не заставил себя ждать. Нам удалось создать копилку, куда вошли более 60 пословиц по теме.

3 ученик:

Вот некоторые из них (Слайд №4, пословицы появляются на экране по щелчку):

C:\Users\Luda\Pictures\iCAC4DBVX.jpg

Доброе слово лечит, злое калечит.

Слова серебряные, посулы золотые, а впереди — Божья воля.

У него слово слову костыль подаёт.

Что сказано, то свято.

Язык — стяг, дружину водит.

4 ученик:

Мы пришли к выводу:

Масса разнообразных пословиц и поговорок написана о слове. Они нам красноречиво доказывают важнейшее значение слова и ту ответственность, которую мы на себя берем, говоря те или иные слова.

5 ученик:

Сколь велико значенье Слова,

Должны мы помнить с малых лет,

И не придумывать иного,

Чего не видел Белый Свет.

  За своё слово умей ответить.

Учитель:

Спасибо, друзья. Вы проделали грандиозную работу. А свои исследования нашему вниманию представит Кафедра Лингвистическая.

Слайд №5. Тихая колыбельная песня «Спи, дитятко».

C:\Users\Luda\Pictures\b31d40ce1189.jpg

1 ученик:

Слова матери важны для ребенка с первых дней его жизни. Сколько смысла они несут, сколько покоя и неосознанного счастья дают крошечному существу!

2 ученик:

         Речь – это одно из самых точных и понятных средств выражения мыслей. Сила и красота слова состоит в силе и красоте мысли.

Проведём маленький эксперимент. Ответьте на вопрос «с подвохом» так, чтобы ответ был шуточным:

Почему грибы имеют форму зонтика? (Они растут в дождливую погоду.)

Чем отличается лошадь от иголки? (На лошадь вскакивают, потом садятся, а на иголку сначала садятся, а потом вскакивают.)

Чья жизнь висит на волоске? ( Электролампочки.)

3 ученик:

Эти слова радовали, заключая в себе все наши знания. Но в то же время слова могут быть негативными, разрушительными.

Сценка:

Один человек пришел к Сократу и спросил:
- А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
- Нет. Просто я слышал...
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет! Напротив!
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить?

4 ученик:

Хорошим словом можно залечить душевные раны, нанесённые плохими и обидными словами. Словом можно убить и возвратить к жизни.

5 ученик:

Мы сделали вывод: Человек, владеющий словом – всемогущ. Он может создавать миры из ничего. Не из слов ли мир? Ведь сначала было СЛОВО.

     Слова человека — мерило его ума.

Учитель:

Коллеги, вы великолепно справились с работой. А сейчас своими находками поделится Кафедра Современности. Может быть, разгадка совсем близко?

Слайд №6.

C:\Users\Luda\Pictures\2714288.jpg

1 ученик:

Ученые предупреждают, что любое произнесенное слово есть не что иное, как генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших потомков.

2 ученик:

Совсем не случайно в церковнославянском языке слова язык и народ – суть, одно слово: каков язык - таков и народ.

3 ученик:

Человек на 80% состоит из воды. Вода впитывает информацию человеческой речи. Отрицательная информация накапливается, выплескивается наружу. Когда человек начинает ругаться, то живые клетки нашего организма разрушаются.

4 ученик:

Почему брань называется "матерная"? Матерь для нас - наша родная мама. Ругаясь, мы этим оскорбляем самого дорогого и родного для нас человека - маму. Мать... А наша Земля? Это тоже наша Мать. Мать - сыра земля так называли ее в старину. И мы не задумываемся, что ругаясь бранными словами, мы ругаем нашу Землю-матушку, а значит, мы сами вредим себе! От этого у нас на Земле и происходят различные бедствия, землетрясения, наводнения, цунами. Земля и вода... они уже не терпят более нашего жестокого отношения к себе. Вода и земля - это их ответ миру на отношение людей к миру.

5 ученик:

Мы обращаемся ко всем:

 "Люди! Берегите себя, берегите свой организм. Радуйте себя и своих близких!"

       Доброе слово лечит, злое калечит.

Учитель:

Что ж, коллеги, вы славно потрудились. Наш эликсир готов, а его состав прост. Давайте огласим  его рецепт (Слайд №7. На экране дети фразами заполняют колбу - фронтальная работа «перетаскиванием»):

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=327150541-33-72

Нет ничего сильнее слова.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Слова человека — мерило его ума.

За своё слово умей ответить.

Учитель:

И завершая работу нашей исследовательской лаборатории «Эврика», я хочу обратиться к вам словами Ю. М. Ольхина:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
Судьбу свою порой узнать
Пророкам даже не даётся.

Не только словом, но и делом,
Спешите все добро творить,
Стремитесь, чтоб душа хотела
Любовь и счастье нам дарить.

Тому дается благодать,
Кто к храму проложил дорогу,
В беде кто может сострадать
И был всегда душою с Богом.

Сочувствие - для всех отрада,
Всегда за то поклон наш низкий,
Нам состраданье, как, награда,
И от далеких, и от близких.

Мы слушать доброе готовы,
И тот с невзгодой расстаётся,
В ком ваше ласковое слово
Любовью в сердце отзовётся.
 

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности .

Учитель:

Краткая беседа: какие выводы мы сегодня сделали?

Только ли к своему языку нужно относиться бережно?

Почему?

Дети отвечают, выражают свои мысли.

Высказывают мнение о важности бережного отношения к языку.

Оценивают собственную учебную деятельность с помощью сигнальных карточек (осуществляют самооценку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЛИСТОПАДНИЧЕК»"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эст...

Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Пантелеев «Честное слово» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику ге...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М.Зощенко «Золотые слова»" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урока...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...