К.И.Чуковский "Федотка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Буркот Татьяна Николаевна

План- конспект уроак литературного чтения в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К.И.Чуковский "Федотка"78.68 КБ

Предварительный просмотр:

К. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОТКА». О. ДРИЗ «ПРИВЕТ»

Цель: создавать условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опорные слова для пересказа текста произведения; совершенствование навыка выразительного чтения и чтения целыми словами.

Личностные:умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения; воспитание доброжелательности, внимательности, отзывчивости по отношению друг к другу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с таблицами, анализировать средства выразительности.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятельной оценки или оценки учителя с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение проявлять: коммуникативную инициативу в процессе обсуждения содержания и поступков героев произведения; готовность к сотрудничеству с одноклассниками.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: слоговая таблица для чтения; таблица-стихотворение Г. Сапгира «Что за ЛИ?».

Урок

I. Актуализация знаний.

Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

– Разложите карточки парами:

II. Постановка цели урока.

– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.

… Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

(«Мойдодыр».)

– Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями – К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Привет».

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите выразительно шуточное стихотворение:

Что за ЛИ? Что за МОН?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут: «ли-мон»,

Сразу станет кисло.

2. Игра «Составляй слова».

– Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.

3. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».

– Как называется стихотворение?

– Кто автор?

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

си-рот-ка – сиротка

не-сча-стный – несчастный

сча-стли-вый – счастливый

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».

4. Анализ стихотворения.

– Почему плачет Федотка?

– Можно ли действительно назвать его несчастным?

– Как можно назвать это произведение?

– Для чего придумывают дразнилки?

– Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?

– Чему учит нас это стихотворение?

– Прочтите это стихотворение сначала с сочувствием, а затем высмеивая поведение мальчика.

Физкультминутка

ЧЕРЕПАХА

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил,

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

Это – ЧЕЧЕЧЕ!

Это – РЕРЕРЕ!

Это – ПАПАПА!

ЧЕРЕПАХА!»

                                К. Чуковский

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением О. Дриза «Привет».

– Прочтите словосочетания:

•  золотое сердце – золотое кольцо;

•  тяжелые облака – тяжелый груз;

•  румяные яблоки – румяные щеки.

– Объясните значение этих словосочетаний.

– Кто автор стихотворения?

– Как оно называется?

– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведения.

– Какие подарки получил ребёнок?

– Что его удивило?

– Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»?

– В чём разница между горячим приветом и горячим пирогом?

3. Работа в парах.

– Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией чувства малыша.

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?

– Какое стихотворение понравилось больше всего?

– Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и расположите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении О. Дриза «Привет».

Внеурочная деятельность: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 22

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882–1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенна остальная, бóльшая часть его творчества – для детей постарше и особенно для взрослых, – всё же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский – детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов – тоже не без оснований – назвал их «детским комическим эпосом».

Стихотворные сказки Чуковского – точно введение в курс великой русской поэзии. Они доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное – они завораживают маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.

У  К. Чуковского  в  центре  сюжета – ребёнок  активный,  любознательный и всегда побеждающий. Даже там, где такого героя формально нет (например, в «Мухе-Цокотухе» или «Тараканище»), – даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку – правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон).

Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.

Что же это за свойства?

В поэме этой очень много рифм – не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резонируют, отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и конечно же, это способствует быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его…