Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению (2 класс)
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.
Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Новое время требует человека способного решать проблемы, человека – творца, исследователя, а не исполнителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.
Можно пологать,,что если раньше
больше всего превозносился «человек разумный,
то сейчас жизнь продолжается
под знаком «человека творческого»
Ф. Беррон
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Новое время требует человека способного решать проблемы, человека – творца, исследователя, а не исполнителя.
Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества. У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Когда учитель во главу угла ставит развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в каждом ребенке интерес, научит чувствовать, переживать.
Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Процесс развития творческих способностей младших школьников происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.
Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; развивать творческое мышление детей и способность к решению проблем; формировать инициативную позицию; стимулировать познавательные способности учащихся; поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества; формировать развитое воображение и восприятие; развивать любознательность, самостоятельность.
Я думаю, творчество следует развивать на различных уроках: технологии, русского языка, математики, окружающего мира. Но убеждена, что именно литературное чтение всегда остаётся таким учебным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. На мой взгляд, этот предмет – инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения.
На уроках литературного чтения стараюсь проводить разные приемы творческих работ. Такие как: речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, литературные игры, головоломки, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников: Подбери строчки из стихотворения к картине художника
- Сочинение по картине художника
- Сказка на новый лад
- Сочинение истории с веселым концом и т.д.
На развитие творческих способностей, считаю, благотворно влияет драматизация сказок. Эта работа сближает детей с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает учебный процесс интересным. Дети с большим интересом и увлечением заучивают роли, запоминают фразы, готовят костюмы и, как настоящие артисты, выступают на сцене. Эта деятельность развивает личность, прививает устойчивый интерес к литературному слову, русскому фольклору, развивает творчество, эмоциональность, выразительность. Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. Составление кроссвордов по прочитанным произведениям повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Немаловажную роль отвожу на уроках работе с фразеологизмами. При работе с ними дети побуждаются к активной мыслительной деятельности, это их увлекает, развивает познавательные интересы, воображение, эмоции, что служит предпосылками творчества. А главным стимулом такого творчества является огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. С этой целью использую следующие задания: фразеологизмов определённой тематики, соответствующих основной мысли текста; подбор фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
На уроках литературного чтения веду работу с кластерами. Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом. Детям нравится работать с кластерами, ведь кластер предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией, что очень важно в наш век информатизации. Затем включаю работу с кластерами и на других предметах. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Дети с большим удовольствием выполняют эту работу: составляют синквейны к литературным произведениям и на других предметах.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.
Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя.
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Новое время требует человека способного решать проблемы, человека – творца, исследователя, а не исполнителя.
Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества. У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Когда учитель во главу угла ставит развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в каждом ребенке интерес, научит чувствовать, переживать.
Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Процесс развития творческих способностей младших школьников происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.
Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; развивать творческое мышление детей и способность к решению проблем; формировать инициативную позицию; стимулировать познавательные способности учащихся; поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества; формировать развитое воображение и восприятие; развивать любознательность, самостоятельность.
Я думаю, творчество следует развивать на различных уроках: технологии, русского языка, математики, окружающего мира. Но убеждена, что именно литературное чтение всегда остаётся таким учебным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. На мой взгляд, этот предмет – инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения.
На уроках литературного чтения стараюсь проводить разные приемы творческих работ. Такие как: речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, литературные игры, головоломки, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников: Подбери строчки из стихотворения к картине художника
- Сочинение по картине художника
- Сказка на новый лад
- Сочинение истории с веселым концом и т.д.
На развитие творческих способностей, считаю, благотворно влияет драматизация сказок. Эта работа сближает детей с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает учебный процесс интересным. Дети с большим интересом и увлечением заучивают роли, запоминают фразы, готовят костюмы и, как настоящие артисты, выступают на сцене. Эта деятельность развивает личность, прививает устойчивый интерес к литературному слову, русскому фольклору, развивает творчество, эмоциональность, выразительность. Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. Составление кроссвордов по прочитанным произведениям повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Немаловажную роль отвожу на уроках работе с фразеологизмами. При работе с ними дети побуждаются к активной мыслительной деятельности, это их увлекает, развивает познавательные интересы, воображение, эмоции, что служит предпосылками творчества. А главным стимулом такого творчества является огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. С этой целью использую следующие задания: фразеологизмов определённой тематики, соответствующих основной мысли текста; подбор фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
На уроках литературного чтения веду работу с кластерами. Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом. Детям нравится работать с кластерами, ведь кластер предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией, что очень важно в наш век информатизации. Затем включаю работу с кластерами и на других предметах. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Дети с большим удовольствием выполняют эту работу: составляют синквейны к литературным произведениям и на других предметах.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.
Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Творческий отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения
Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них опис...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.Новое время требует человека способного решать проблемы, человека &nda...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Новое время требует человека способного решать проблемы, чел...