Рабочая программа по литературному чтению (1-4 кл) УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Жупикова Людмила Васильевна

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.

Изучение предмета «Литературное чтение» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей:

-развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

-приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

-обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

-введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

-освоение общеучебных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

-помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

-воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Содержание программы представлено следующими разделами:планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 уч. год на изучение данной программы выделено: 99 часов 1 классе (3 часа в неделю), по 105 часов в 2-4 классах (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literat._chtenie.docx90.63 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета......................
  2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»………………………….
  3. Тематическое планирование …………………………………………………………

        

  1.         Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Литературное чтение:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Круг детского чтения

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Техника чтения

Выпускник научится:

  • беглому, осознанному, правильному, выразительному чтению с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи.

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  • способ чтения – чтение целыми словами;
  • правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  • скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  • читать осознанно про себя  художественный текст;
  • самостоятельно  подготавливаться  к выразительному чтению.

 

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Выпускник научится:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевых слов;
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.  Элементы анализа.

Выпускник научится:

  • наблюдать, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир;
  • понимать характер и поступки  героев, высказывать отношение к прочитанному;
  • эмоционально переживать прочитанные произведения;
  • находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему;
  • выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения;
  • аргументировать свою точку зрения, свое отношение к прочитанному;
  • внимательно относиться  к языку художественных произведений, понимать образные выражения, использованные в нем, представлять  картину, нарисованную автором;
  •  определять основную тему и главную мысль произведения;
  • устанавливать связь произведения с личностью автора, с его биографией, место произведения в истории русской детской литературы;
  • наблюдать над языком художественных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).  Развитие устной и письменной речи.

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи;
  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания;
  • выполнять письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Литературное чтение на родном языке:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Планируемые результаты, указанные для учебного предмета «Литературное чтение на родном языке», достигаются в рамках изучения учебного предмета «Литературное чтение».

                               3. Тематическое планирование

Литературное чтение

1 класс

99 часов (3 ч. в неделю)

№ уро

ка

п/п

№ уро

ка в теме

Тема урока

        

Кол-во

часов

Обучение грамоте  (69 ч)

Добукварный период (13 ч) «Азбука» ч. 1! «Давайте знакомиться»

1

1

Мир общения. Мы теперь ученики. Культура общения.

1

2

2

Книжки – мои друзья. Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать.

1

3

3

Помощники слова в общении. Страшный зверь. Мы пришли в театр.

1

4

4

Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы?

1

5

5

Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении (СD).

1

6

6

В Цветочном городе. Знаки охраны природы (СD).

1

7

7

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

1

8

8

Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо.

1

9

9

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов (СD).

1

10

10

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов (СD).

1

11

11

Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов.

1

12

12

Звучание и значение слова. Слова и слоги. Ударение в слове

1

13

13

Слово и предложение (СD).

1

Букварный период (51 ч) «Азбука» ч. 1 «Страна АБВГдейка».

14

1

Звуки [а] и [о], буквы Аа, О о  (СD).

1

15

2

Звук [у], буква Уу (СD).

1

16

3

Звуки [и] и [ы], буквы Ии, ы

1

17

4

Звук [э], буква Ээ (СD).

1

18

5

«Узелки на память».

1

19

6

Звуки [м] и [м'], буква Мм (СD).

1

20

7

Звуки [с] и [с'], буква Сс  (СD).

1

21

8

Звуки [н] и [н'], буква Нн (СD).

1

22

9

Звуки [л] и [л'], буква Лл (СD).

1

23

10

Закрепление изученных букв М,С,Н,Л.

1

24

11

Звуки [т] и [т'], буква Тт (СD).

1

25

12

Буква Тт. Закрепление (СD).

1

26

13

Звуки [к] и [к'], буква Кк (СD).

1

27

14

Буква Кк. Закрепление (СD).

1

28

15

Звуки [р] и [р'], буква Рр (СD).

1

29

16

Звуки [в] и [в'], буква Вв (СD).

1

30

17

Звуки [п] и [п'], буква Пп (СD).

1

31

18

Звуки [г] и [г'], буква Гг (СD).

1

32

19

Сравнение звуков [г'] и [к'].

1

33

20

Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных (СD).

1

34

21

Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука (СD).

1

35

22

Упражнение в чтении букв Ее и Ёё (СD).

1

«Азбука» ч. 2 «Страна АБВГДейка»

36

23

Звуки [б] и [б'], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п]  (СD).

1

37

24

Звуки [з] и [з'], буква Зз (СD).

1

38

25

Парные звуки по звонкости-глухости: [з] и [с], [з'] и [с'].

1

39

26

Звуки [д] и [д'], буква Дд (СD).

1

40

27

Сравнение звуков [д] и [т], [д'] и [т'].

1

41

28

Звук [ж], буква Жж  (СD).

1

42

29

Закрепление изученного материала. Загадки слов.

1

43

30

Упражнение в чтении и рассказывании.

1

44

31

Буква Яя в начале слова и после гласных  (СD).

1

45

32

Буква я после согласных как указатель их мягкости (СD).

1

46

33

Игра в слова. Повторение.

1

47

34

Звуки [х] и [х'], буква Хх (СD).

1

48

35

Звуки [х] и [х'], буква Хх. Закрепление (СD).

1

49

36

Знакомство с буквой ь (СD).

1

50

37

Звук [й'], буква Йй. Отгадай загадки  (СD).

1

51

38

Буква Юю в начале слова и после гласных (СD).

1

52

39

Буква ю после согласных (СD).

1

53

40

Читаем, сочиняем.

1

54

41

Звук [ш], буква Шш (СD).

1

55

42

Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости-глухости. Буквосочетания «жи» и «ши».

1

56

43

Звук [ч'], буква Чч (СD).

1

57

44

Звук [щ'], буква Щщ (СD).

1

58

45

Звук [щ'], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания «ча» - «ща», «чу» - «щу»  (СD).

1

59

46

Закрепление изученного.

1

60

47

Звук [ц], буква Цц  (СD).

1

61

48

Звуки [ф] и [ф'], буква Фф (СD).

1

62

49

Сравнение звуков [в] и [ф], [в'] и [ф']. Упражнение в чтении.

1

63

50

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (СD).

1

64

51

Закрепление изученного материала.

1

Послебукварный период (10 ч) «Про всё на свете», «Читалочка»

65

1

Про всё на свете. Что, где, когда и почему?

1

66

2

Об одном и том же по-разному. С чего начинается общение?

1

67

3

Умеет ли разговаривать природа?

1

68

4

Чтобы представить слово.

1

69

5

Сравни и подумай. Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

1

Литературное чтение  (30 часов)

70

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Книги – мои друзья (2 ч.)

71

1

Книги – мои друзья. С. Маршак «Новому читателю». Возникновение письменности. Творческая работа: рисуночное письмо.

1

72

2

Как бы жили мы без книг? Экскурсия в библиотеку. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. К.И. Чуковский. Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Радуга – дуга (3 ч.)

73

1

Песенки народов России. Рифмы Матушки Гусыни.

1

74

2

Малые жанры устного народного творчества. Загадки. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки. Нравственный смысл пословиц и поговорок.

1

75

3

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок.

1

Здравствуй, сказка! (5 ч.)

76

1

Узнай сказку. Рассказывание сказки по рисункам. Буквы – сказочные герои. Г. Юдин. Почему «А» первая?    Т. Коти «Катя и буквы». И. Гамазкова «Живая азбука».

1

77

2

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

1

78

3

Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух». Главные герои сказки.

1

79

4

Сравнение героев сказки. Л. Пантелеев. Две лягушки. Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты».

1

80

5

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по литературному чтению.

1

Люблю всё живое (5 ч.)

81

1

Люблю всё живое. Нравственный смысл произведений. ВЛунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котёнок».

1

82

2

Приём звукозаписи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

1

83

3

Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». Герой стихотворения. Создание фотогазеты «Жизнь леса» (создание плаката «Охраняй природу»)

1

84

4

Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса».

1

85

5

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно - обобщающий урок.

1

Хорошие соседи, счастливые друзья (7 ч.)

86

1

Выразительное чтение стихотворений. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка».

1

87

2

Герои рассказа. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». Э. Шим «Брат и младшая сестра».

1

88

3

Герой стихотворения. Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз». В.Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила».

1

89

4

Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

90

5

Проверочная работа по литературному чтению.

1

Край родной, навек любимый (8 ч.)

91

1

Урок развития речи. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько «Лучше нет родного края».

1

92

2

Произведения русских поэтов и художников о природе. А. Плещеев «Весна», С. Есенин «Черёмуха», И. Суриков «Лето», Н. Греков «Летом».

1

93

3

Сравнение произведений литературы и живописи. Произведения живописи И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, И. Грабаря.

1

94

4

Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки по аналогии.

1

95

5

Произведения о маме. Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе?» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» А Митяев «За что я люблю свою маму?»

1

96

6

Произведения о папе. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о папе и маме.

1

97

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

98

8

Проверочная работа по литературному чтению.

1

Сто фантазий (1 ч)

99

1

Рекомендации по организации летнего чтения и творческой деятельности. Создание произведений по аналогии.

1

2 класс

105 часов (3 часа  в неделю)

№ урока

п/п

№ урока в теме

Тема урока

кол-во

часов

Вводный урок (1 ч)

1

1

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

Раздел  1 «Любите книгу» (8 ч)

2

1

Вводный урок. Рассказы о любимых книгах. Основные понятия раздела «рукописная книга», «иллюстрация».

1

3

2

Любите книгу.Ю. Энтин «Слово про слово», В. Боков. «Книга - учитель».

1

4

3

Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. Книги из далёкого прошлого.

1

5

4

Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература.

1

6

5

Н. Кончаловская «В монастырской келье»

1

7

6

Мои любимые художники-иллюстраторы: В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин.

1

8

7

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»

1

9

8

Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Раздел  2 «Краски осени» (10 ч)

10

1

Вводный урок. Основные понятия раздела «сравнение», «сборник». Осень в художественных произведениях .А. С. Пушкин «Осень»А. Аксаков «Осень».

1

11

2

Осень в произведениях живописи.

 В. Поленов «Осень в Абрамцево».

 А. Куинджи «Осень».

1

12

3

А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». Ф. Васильев «Болото в лесу». Эпитет и сравнение – средства художественной выразительности.

1

13

4

И. Токмакова «Опустел скворечник». А. Плещеев «Осень наступила». Повтор как одно из средств художественной выразительности.

1

14

5

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

1

15

6

Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь» Л. Яхнин «Осень в лесу». Н. Сладков «Сентябрь»

1

16

7

С. Образцов «Стеклянный пруд». Составление текста по аналогии. Наш театр. Н. Сладков «Осень». Инсценирование.

1

17

8

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

18

9

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. И. Никитин «Встреча зимы», И. Бунин «Листопад». А. Майков «Летний дождь».

1

19

10

Контрольная работа по разделу «Краски осени».

1

Раздел  3 «Мир народной сказки» (14 ч)

20

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «сказка», «сказочный персонаж», «вымысел».

1

21

2

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по рисункам в учебнике.

1

22

3

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам в учебнике.

1

23

4

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

24

5

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

25

6

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

26

7

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.

1

27

8

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

28

9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

29

10

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.

1

30

11

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

31

12

Наш театр.

Сказка «Лиса и журавль»

1

32

13

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

33

14

Контрольная работа по разделу «Мир народной сказки»

1

Раздел  4 «Весёлый хоровод» (7 ч)

34

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «закличка», «небылица», «прикладное искусство», «перевод». Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

35

2

Проект. Мы идём в музей народного творчества.

1

36

3

Переводная литература. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

37

4

Д. Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина»

1

38

5

К. Чуковский  «Путаница». Небылица.

1

39

6

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. К. Чуковский «Храбрецы». С. Маршак «Храбрецы»

1

40

7

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.

1

Раздел 5  «Мы – друзья» (7 ч)

41

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «доброжелательность», «терпение», «уважение».

Стихотворения о дружбе. Михаил Пляцковский «Настоящий друг», В. Орлов  «Я и мы».

1

42

2

Н.Носов«На горке». Подробный пересказ от имени героя. Сочинение по рисункам. С.Михалков «Как друзья познаются»

1

43

3

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

44

4

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

1

45

5

А. Гайдар «Чук и Гек».

1

46

6

Наш театр. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

47

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Басня. Мораль басни. Обобщение по разделу.

1

Раздел  6 «Здравствуй, матушка Зима!» (7 ч)

48

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «выразительное чтение». Проект. Готовимся к новогоднему празднику.

1

49

2

Лирические стихотворения о зиме:  А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза».

1

50

3

Праздник Рождества Христова. С. Чёрный«Рождественское» Ф. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...».  Рассказ о празднике.

1

51

4

К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение. С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

52

5

А. Барто «Дело было в январе...». Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

1

53

6

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается.

1

54

7

Контрольная работа по разделу «Здравствуй матушка-зима!»

1

Раздел 7  «Чудеса случаются» (12 ч)

55

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «литературная сказка». Мои любимые писатели. Сказки      А. С. Пушкина.

1

56

2

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

57

3

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

1

58

4

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выставка книг.

1

59

5

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Особенности литературной сказки.

1

60

6

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

61

7

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

62

8

Э. Распе «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки». Особенности литературной сказки.

1

63

9

К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». «Бибигон и пчела». Особенности литературной сказки.

1

64

10

Л. Толстой «Два брата». Наш театр. Инсценирование сказки К. Чуковского «Краденое солнце».

1

65

11

Мы идём в библиотеку. Сказки Г. Х. Андерсена. Литературные сказки.

1

66

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу «Чудеса случаются».

1

Раздел  8 «Весна, весна! И всё ей радо!» (7 ч)

67

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «олицетворение», «воображение». Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…» Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

68

2

Весна в лирических стихотворениях И. Никитин «Весна». А. Плещеев «Весна». Т. Белозёров «Подснежники» и в произведении живописи А. Куинджи.

1

69

3

Картины весны в произведениях А. Чехов «Весной»;  А. Фет «Уж верба вся пушистая»;  А. Барто «Апрель». С. Маршак «Март». И. Токмакова «Весна». Саша Чёрный«Зелёные стихи»

1

70

4

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

71

5

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна».

1

72

6

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

73

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу «Весна, весна! И всё ей радо!»

1

Раздел  9 «Мои самые близкие и дорогие» (6 ч)

74

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «семья», «согласие», «ответственность». Р. Рождественский «На земле хороших людей немало». Ю. Энтин «Песня о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили». Выразительное чтение.

1

75

2

А. Барто «Перед сном», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?»

1

76

3

Э. Успенский «Если был бы девчонкой…», «Разгром». Б. Заходер«Никто». Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

77

4

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

78

5

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.

1

79

6

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Раздел  10 «Люблю всё живое» (13 ч)

80

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «сочувствие», «сопереживание». Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

81

2

С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста.

1

82

3

С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

83

4

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.

1

84

5

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

85

6

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н. Рубцов «Про зайца». «Заяц» - статья из энциклопедии.

1

86

7

Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом». Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».

1

87

8

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. В. Бианки.

1

88

9

Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление  рассказа по рисункам в учебнике. Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

1

89

10

Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?»

1

90

11

Наш театр. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Инсценирование.

1

91

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

92

13

Контрольная работа по разделу «Люблю всё живое».

Раздел  11 «Жизнь дана на добрые дела» (13 ч)

93

1

Вводный урок. Основные понятия раздела: «взаимопонимание», «трудолюбие», «честность», «сочувствие». Важные дела. С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Заголовок.

1

94

2

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок. В.

1

95

3

Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.

96

4

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не смей!»

1

97

5

А. Гайдар  «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…». Соотнесение содержание рассказа, стихотворения с пословицей.

1

98

6

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». В. Осеева «Три товарища»

1

99

7

И. Пивоваров «Сочинение»

1

100

8

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.

1

101

9

Н. Носов  «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

102

10

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

1

103

11

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

1

104

12

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». Инсценирование.

1

105

13

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

3 класс

105 часов (3 часа  в неделю)

№ урока

п/п

№ урока в теме

Тема урока

кол-во

часов

Вводный урок (1 ч)

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

«Книги – мои друзья»  (3 ч)

2

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

3

2

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

1

4

3

Проект. Мы идём в музей книги.

1

 «Жизнь дана на добрые дела»   (13 ч)

5

1

Вводный урок  раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

6

2

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

1

7

3

Н. Носов «Огурцы» .Смысл поступка. Характеристика героя.

1

8

4

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

1

9

5

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. Пересказ.

1

10

6

Л. Каминский « Сочинение». Анализ рассказа.

1

11

7

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

1

12

8

М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя.

1

13

9

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

14

10

Н. Носов «Трудная задача».

1

15

11

Семейное чтение. Притчи.

1

16

12

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование.

1

17

13

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная  работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

1

«Волшебные сказки»   (13часов)

18

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

1

19

2

Русская сказка «Иван – царевич и Серый Волк».  Особенности волшебной сказки.

1

20

3

Русская сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

 Характеристика героя. В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

1

21

4

Русская сказка  «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

1

22

5

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристики героев сказки.

1

23

6

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок.

Тематический каталог.

1

24

7

 Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки.

1

25

8

Русская сказка  «Морозко». Пересказ.

1

26

9

Русская сказка«Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ.

1

27

10

Русская сказка «По щучьему велению».

1

28

11

Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению».

1

29

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

30

13

Проверочная  работа по разделу «Волшебная сказка».

1

     «Люби всё живое»   (16 ч)

31

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

1

32

2

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.

1

33

3

К. Паустовский «Барсучий нос».    Пересказ. Текст из энциклопедии. «Барсук».                        

1

34

4

В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

1

35

5

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки.

1

36

6

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.

1

37

7

О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

1

38

8

Тим Собакин  «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения.

1

39

9

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

40

10

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

1

41

11

Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.

1

42

12

 Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».  Пересказ.

1

43

13

Н.Носов «Карасик».Смысл поступка героев. Характеристика героев произведения.

1

44

14

Наш театр. М. Горький «Воробьишко».

 Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов..

1

45

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  

Отзыв на книгу о природе. Обобщение по разделу.

1

46

16

Проверочная работа по разделу «Люби все живое».

1

    «Картины русской природы»  (9 ч)

47

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин «Зимой в лесу».

Устное сочинение по картине.

1

48

2

Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение.

1

49

3

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа

1

50

4

Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.

1

51

5

И.Бунин «Первый снег».

В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

52

6

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

53

7

К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. К Паустовский «В саду уже поселилась осень…».  Краски осени.

1

54

8

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «Парк».  А Саврасов «Зима»

1

55

9

Маленькие и большие секреты  страны Литературии.

 Обобщение по разделу.

1

«Великие русские писатели»  (22 часа)

56

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.  

1

57

2

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. И.Грабарь«Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

58

3

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

1

59

4

Ю.Клевер «Закат солнца зимой». «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

60

5

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»  П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

61

6

В. Суриков  «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.

1

62

7

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.

1

63

8

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ..».  Нравственный смысл литературной сказки. Структура сказочного текста.

1

64

9

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане,.».

Характеристика героев произведения. И.Я. Билибин -  иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

65

10

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,.»  Особенности языка литературной сказки. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

1

66

11

И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова.

1

67

12

И.А. Крылов «Слон и Моська».  Особенности структуры басни.

1

68

13

И. А. Крылов  «Чиж и голубь». Особенности структуры басни

1

69

14

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

1

70

15

Л.Н. Толстой  «Лебеди». Составление плана.

71

16

Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана.

1

72

17

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.

1

73

18

Л.Н.Толстой  «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

1

74

19

Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра

1

75

20

Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование.

1

76

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

77

22

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

1

«Литературная сказка»  (12 ч)

78

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В.И. Даль  «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой.

1

79

2

В.И. Даль  «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки.

1

80

3

В. Одоевский  «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.

1

81

4

Д. Н. Мамин – Сибиряк  «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Герои произведения.

1

82

5

Переводная литература для детей.  Б.Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы

1

83

6

Р.Киплинг  «Маугли». Особенности переводной литературы. Герои произведения.

1

84

7

Дж. Родари. «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы. Сочинение возможного конца сказки.

1

85

8

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

86

9

 Тим Собакин  «Лунная сказка».

1

87

10

Ю.Коваль  «Сказка о серебряном соколе».

1

88

11

С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование.

1

89

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Литературная сказка.»

1

«Картины родной природы»  (18 ч)

90

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Б. Заходер. «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра.

1

91

2

И. Соколов – Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка.

1

92

3

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

1

93

4

А.Майков. «Весна». Е.Волков. «В конце зимы». Е.Пурвит. «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны.

1

94

5

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

95

6

С. Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения.

1

96

7

Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.

1

97

8

А Васнецов. «После дождя». И.Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

1

98

9

О. Высотская  «Одуванчик». З.Александрова « Одуванчик». Сравнение образов.

1

99

10

М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

100

11

А.Толстой  «Колокольчики мои, цветики степные…»  Авторское отношение к изображаемому.

1

101

12

Саша Чёрный. «Летом»  А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

102

13

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

103

14

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

104

Итоговая проверочная работа. Обобщающий урок.

1

105

15

Самостоятельное чтение. Г.Юдин «Поэты». Я. Аким  «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература.

1

4 класс

105 часов (3 часа  в неделю)

№ урока

п/п

№ урока в теме

Тема урока

кол-во

часов

Вводный урок (1 ч)

1

1

Введение. Знакомство с учебником. Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге.

1

Книга в мировой литературе ( 6 ч)

2

1

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

3

2

Устное сочинение на тему  «Книга в нашей жизни». «Повесть временных лет». Летописец Нестор.

1

4

3

М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения о книге.

1

5

4

Пересказ текста «Удивительная находка».

1

6

5

Урок-экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

1

7

6

Проверочная работа. Проверка техники чтения.

1

Истоки литературного творчества (15 ч)

8

1

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

1

9

2

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

1

10

3

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притч. Милосердный  самарянин (из Нового Завета). Смысл притч.

1

11

4

Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Исцеление Ильи Муромца».

1

12

5

«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины

1

13

6

Устное сочинение по картине В .Васнецова «Богатырский скок».Особенности славянского мифа.

1

14

7

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

1

15

8

Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания.

1

16

9

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

17

10

Тайская народная сказка «Болтливая птичка».

1

18

11

Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю.

1

19

12

Притчи «Царь и кузнец»,  «Шрамы на сердце».

1

20

13

Наш театр. Подготовка сценария. Обобщающий урок-игра. «Летописи, былины, сказания, жития».

1

21

14

Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

1

22

15

Внеклассное чтение. Урок-дискуссия по теме «Былины».

1

О Родине, о подвигах, о славе (14 ч)

23

1

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. К.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

1

24

2

Н.Языков «Мой друг!...». А.Рылов «Пейзаж с рекой». С.Романовский «Русь».

1

25

3

Александр Невский. В.Серов «Ледовое побоище».

1

26

4

Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».

1

27

5

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

28

6

Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».

1

29

7

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Р.Рождественс-

кий «Реквием». А.Приставкин «Портрет отца». В. Костеций «Возвращение».

1

30

8

Е. Благинина «Папе на фронт». А. Локтионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений.

1

31

9

Мы идем в библиотеку. Историческая литература для детей.

1

32

10

С. Фурин «Чтобы солнышко светило».

В. Орлов «Разноцветная планета».

1

33

11

Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации.

1

34

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

1

35

13

Проверочная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

1

36

14

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет. От меча и погибнет!»

1

Жить по совести, любя друг друга (13 ч)

37

1

Вводный урок по содержанию раздела.

А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа.

1

38

2

А. Толстой «Детство Никиты». Герои рассказа.

1

39

3

И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

40

4

А. Гайдар «Тимур и его команда».

1

41

5

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. Создание текста по аналогии.

1

42

6

М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа.

1

43

7

И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи». Соотношение содержания текста с пословицей.

1

44

8

Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника.

1

45

9

Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе.

1

46

10

Н. Носов «Метро».В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

1

47

11

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».

1

48

12

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.

1

49

13

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

1

Литературная сказка (21 ч)

50

1

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели народных сказок.

1

51

2

Братья Гримм – собиратели немецких народных сказок.

1

52

3

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

1

53

4

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои сказки.

1

54

5

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Мальчик – с пальчик». Герои сказки.

1

55

6

Ш. Перро «Мальчик – с пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

1

56

7

Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги.

1

57

8

Сказки Г. – Х. Андерсена. Создание выставки книг.  Г. – Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

1

58

9

Г. – Х. Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки. Отзыв о книге Г. – Х. Андерсена «Дикие лебеди».

1

59

10

Г. – Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки и  судьба героев.

1

60

11

Г. – Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки.

1

61

12

Создание сказки по аналогии.

1

62

13

Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки».

1

63

14

И. Токмакова «Сказочка о счастье».

1

64

15

С. Т. Аксаков « Аленький цветочек».  

1

65

16

С. Т. Аксаков « Аленький цветочек».  Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

66

17

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок.

1

67

18

Наш театр Э. Хогарт «Мафин печет пироги».

1

68

19

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

69

20

Обобщающий урок. Игра «Крестики-нолики».

1

70

21

Проверочная работа по разделу «Литературная сказка».

1

Великие русские писатели( 32 ч)

71

1

Водный урок по содержанию раздела. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

72

2

К. Паустовский  «Сказки А.С.Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи.

1

73

3

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина».

1

74

4

А. С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Особенности литературной сказки.

1

75

5

А. С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои произведения.

1

76

6-7

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана. Волшебные предметы и помощники в сказке.

2

77

8

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок.

1

79

9

Урок - КВН по сказкам А. С. Пушкина.

1

80

10

А. С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

81

11

А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

82

12

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…» А. Куинджи «Ранняя весна». И.И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон».

1

83

13

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».

1

84

14

М. Ю. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове.

1

85

15

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гете В.Я. Брюсова. Сравнение текстов.

1

86

16

М. Ю. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

87

17

М. Ю. Лермонтов «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

88

18

М. Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

89

19

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов.

1

90

20

Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»). Герои произведения.

1

91

21

Л.Н.Толстой «Ивины». Герои рассказа.

1

92

22

И.С. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан «Тишина».

1

93

23

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Еще и холоден, и сыр…».

1

94

24

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.

1

95

25

Проект «Мы идем в музей». Подготовка к экскурсии.

1

96

26

Л. Н. Толстой «Был русский князь Олег…».

1

97

27

Басни Л.Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра. Л. Н. Толстой «Петя Ростов».

1

98

28

Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Пересказ.

1

99

29

«Наш театр». И. А.  Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование.

1

100

30

«Наш театр». И. А.  Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование.

1

101

31

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

102

32

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели».

1

Литература как искусство слова ( 3 ч)

103-105

1-3

Обобщение по курсу литературного чтения

Урок-игра. «Литературные тайны».

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...