В. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylina_o.i._kapaluha_v.astafev.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
В.Астафьев «Капалуха»
Литературное чтение, 3 класс
Урок разработала:
Михайлина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
высшая категория
г. Клин, 2018 г.
Тема: В. Астафьев «Капалуха»
Цель: на примере произведения показать, что любить природу надо, как родную маму
Ожидаемые предметные результаты:
- развитие беглости, выразительности чтения;
- развитие умения работать с текстом;
- обогащение словарного запаса;
Ожидаемые метапредметные результаты:
РУУД: определять учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
ПУУД: составлять план текста, определять главную мысль текста
КУУД: вести диалог, работать в парах, группах.
Ожидаемые личностные результаты:
1.прививать любовь к художественному слову;
2.размышлять об отношении природе, как к родной матери.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. Организационный этап | ||
А) Организационный момент | Проверка рабочих мест Приветствие | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||
А) Выступление с сообщениями учащихся, презентация: - С произведением, какого автора мы сегодня познакомимся на уроке? (учитель вывешивает на доске Ф.И автора) Б) Прогнозирование изучаемого материала -Как вы думаете, о ком или о чем автор будет писать в своем произведении? В) Определение цели урока -Как вы думаете, какова цель нашего урока? (на доске вывешивается название произведения «Капалуха») Г) Определение задач урока -Что нужно сделать, чтобы достичь цели урока? | Ученики выступают с сообщениями и демонстрируют свои слайды из презентации 1 ученик: 2 ученик: 3 ученик: - Виктор Астафьев 4 ученик: -О птице глухарке В.Астафьев «Капалуха» 1.прочитать текст 2.проанализировать текст 3.сделать выводы | |
2. Актуализация знаний | ||
А) Установление межпредметной связи литературное чтение - русский язык -Какой вы себе представили глухарку? Какая она? Б) Объяснение лексического значения слова 1. Капалуха от к-о-пала. Русская пословица гласит «Глухой как копала», северо восточное корельское –глухарка. 2.Глухарь – особенность токующего самца в брачный период утрачивать чуткость и бдительность, т.е ничего не слышать. 3.Капалуха – самка глухаря и не молоденькая, а уже мама, у которой есть или будет потомство. 4.Капалуха - «слово «капалуха» произошло из-за пристрастия самки глухаря копаться в земле, где она ищет камешки, которые проглатывает, для улучшения пищеварения, когда долго неподвижно сидит на гнезде» | Дети называют имена прилагательные: красивая, маленькая, серенькая, добрая | |
3.Физминутка – слушание музыки леса, токования глухаря | ||
4.Первичное усвоение новых знаний | ||
А) Первичное ознакомление с текстом – чтение цепочкой, учебник с.99 -Читаем по одному предложению -Вам понадобится простой карандаш, во время чтения отметьте непонятные для вас слова Б) Словарная работа, на доску выносятся слова: Альпийские уральские луга, слайд № Тайга, слайд № Колхозный скот, слайд № Пастьба, слайд № Просека, слайд № Черника, слайд № В) Работа с толковым словарем Валежник – литературное чтение с.217 Космы – толковый словарь | Чтение детьми вслух текста Отметка непонятных по лексическому значению слов Называют слова, объясняют значение слов Работают с толковым словарем в учебнике Работают с толковым словарем | |
5.Первичная проверка понимания | ||
А) Чтение текста детьми - «Обгони себя» -Кто прочитал больше во второй раз, чем в первый, почему? Б) Физминутка Встаньте, потяните руки вверх, наклонитесь… В) Выразительное чтение текста учителем -Учитель читает текст частично: найдите с.99 - 2 абзац, дети следят и читают про себя -Кем является рассказчик в данном произведении, почему вы так решили? Г) Выразительное чтение диалога в парах -На с.101 найдите вопрос № 4, прочитайте, выполните задание в парах: определите, кто будет читать слова мальчика, кто рассказчика Д) Беседа по вопросам Вопрос № 4 с.101 -Кто из героев думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Е) Выборочное чтение текста учениками - Докажите словами из текста, отношение автора к природе Вопрос № 6 с.101 -Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? -Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? - Что помогло ребятам поменять свое отношение к капалухе? -Найдите в тексте отрывок, зачитайте -Что еще помогло изменить отношение детей к глухарихе? -Зачитайте | Дети читают два раза один и тот же отрывок по 1 минуте Дети делают разминку Дети следят и читают про себя Автор В. Астафьев Дети читают в парах диалог мальчика и рассказчика за партой, у доски Рассказчик - автор – о природе, как о живой Мальчик – не задумывается о последствиях Выборочное чтение текста с. 99 - 7 абзац, 1 пред. Ребята не стали брать яйца домой. Отношение ребят изменилось Поведение самой птицы Зачитывание отрывков из текста с.100 – 2 абзац, 4 абзац, 5 абзац Слова учителя С.100 – 3 абзац | |
6.Первичное закрепление | ||
А) Работа в группах, деление текста на части, составление цитатного плана Б) Проверка по аналогу, учитель представляет на доске правильный вариант Желтый - «…шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.» Красный – «…с распущенными крыльями бегает кругами глухарка…» Зеленый – «…утепленное мхом гнездо.» Синий – «… от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.» Фиолетовый – «Сердце… билось…наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца…» В) Определение главной мысли текста -Определите главную мысль текста, в этом вам поможет текст с.100 – 1 абз., 1 пред. - А также помогут пословицы, которые лежат у вас на столе, выберите одну пословицу, которая отразит главную мысль текста: 1.При солнце тепло, при матери добро. 2.Жалость матери, меры не знает. 3.У ребенка болит пальчик, а у матери сердце. 4.Сердце матери, лучше солнца греет. | Работа в группах Детям предлагаются готовые цитаты, распределяют по смыслу текста, составляют план Чтение «Перевертыш», дети читают текст вверх ногами Работа в группах, дети выбирают пословицу Дети сравнивают поведение капалухи с поступками своей мамы. Ради своих детей мама готова пожертвовать своей жизнью. К природе следует относиться с любовью, как к родной маме | |
7.Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||
А) Выбор пословицы -Выберите пословицу, какая вам больше всего нравится, разойдитесь по сторонам -Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить. -Враг природы тот, кто ее не бережет. -Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу. -Птиц, зверей – оберегай, никогда не обижай. Б)Оценка результатов деятельности -Оцените свою работу на уроке: если вам понравилось работать на уроке - похлопайте в ладоши; Если вам не понравилось работать на уроке – потопайте. | Дети разбиваются на группы, расходятся по всему классу, по четырем сторонам, по выбранным пословицам, объясняют значение пословицы Дети оценивают свою работу на уроке | |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
1.Прочитать рассказ В.Астафьева «Капалуха». 2.Прочитать рассказ В.Астафьева «Капалуха», подготовить пересказ, ответить на вопросы в конце текста. 3.На основе прочитанного рассказа В.Астафьева «Капалуха» написать мини – сочинение «Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить» | Дети выбирают домашнее задание для самостоятельного выполнения |