В стране вообразили Бориса Заходера.
статья по чтению

Маркова Раиса Ивановна

Среди  поэтов, пишущих  для  детей,  особое  место  занимает Борис  Владимирович  Заходер. Его  произведения  можно  встретить  едва  ли  не  в  каждом  сборнике  стихотворений  для  детей,  в   учебных  книгах   для  чтения  и  хрестоматиях,  потому  что  его  произведения  близки  детской  природе,  детскому  мировосприятию  и  миропостижению.

          Одно  из   первых  своих  стихотворений  для  детей  «Морской  бой»  Борис  Владимирович  Заходер опубликовал  в  1947  году  в  журнале  «Затейник».

          В  своих  стихотворениях,  сказках   писатель   создаёт  мир  увиденный  глазами  детей.  В  этом  мире  мечтают  о  мыле,  которое  бы  приходило  по  утрам  в  кровать  и «само  меня  бы  мыло»,  о  краях,  «где  нету  взрослых». В  этом  мире  у  всех населяющих  его  животных  и  растений  свои  «серьёзные»  проблемы:   у  Собачки,  у  Мухи-чистюли,  у  Тюленя  и  Индюка  и  даже  у  Помидора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zahodyor.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

В  стране  вообразили  Бориса  Заходера.

Среди  поэтов, пишущих  для  детей,  особое  место  занимает Борис  Владимирович  Заходер. Его  произведения  можно  встретить  едва  ли  не  в  каждом  сборнике  стихотворений  для  детей,  в   учебных  книгах   для  чтения  и  хрестоматиях,  потому  что  его  произведения  близки  детской  природе,  детскому  мировосприятию  и  миропостижению.

          Одно  из   первых  своих  стихотворений  для  детей  «Морской  бой»  Борис  Владимирович  Заходер опубликовал  в  1947  году  в  журнале  «Затейник».

          В  своих  стихотворениях,  сказках   писатель   создаёт  мир  увиденный  глазами  детей.  В  этом  мире  мечтают  о  мыле,  которое  бы  приходило  по  утрам  в  кровать  и «само  меня  бы  мыло»,  о  краях,  «где  нету  взрослых». В  этом  мире  у  всех населяющих  его  животных  и  растений  свои  «серьёзные»  проблемы:   у  Собачки,  у  Мухи-чистюли,  у  Тюленя  и  Индюка  и  даже  у  Помидора.

                          Хозяин  Собачку

                         За  стол  не  сажает  -

                        И,  это,  конечно,

                        Её  обижает:

                       Не  так  уж  приятно

                       Приличной  Собачке

                       Сидеть  на  полу

                       Ожидая  подачки!

        В  этом  мире,  в  Вообразилии  Б.  Заходера  всё  возможно,  в  нем  всё  серьёзно  и  весело  одновременно,  все  приключения,  превращения  жителей  этой  страны  естественны,  потому,  что  этот  мир.   созданный  Детством.  И  лишь  в  нескольких  развесёлых  стихотворениях  есть  не  детские  грустные  строфы,   что  делает  поэзию  Б.Заходера  близкой  и  детям,  и  взрослым.

                             Иногда   мне  жаль    немного,

                    Что  никак  -

                   Ни  мне,  ни  вам! –

                   Не  найти  нигде  

                   Дорогу

                  К  этим  славным  островам!

Произведения  Б. Заходера  отличают  игровое  начало,  мягкий  юмор  и  в  то  же  время  большой  нравственный  заряд.  Ему  несимпатичны  чёрствость  и  невнимание  к  чужим  бедам  (дядя  Краб,  сердитый  Моллюск  из  сказки  «Отшельник  и  Роза»);  лень  желание  переложить  дела  на  других  (герои  стихотворения  «Муравей»;  самолюбование   (сказка  «О  чём  индюк  думал»;  хвастовство  («Самомнение».  Больше  всего  на свете  герои  Б.  Заходера  ценят  дружбу,   «ведь  если  ты  нашёл  Друга  и  поёшь  с  ним  весёлую  песню,  значит,  у  тебя  есть  всё,  что  нужно  для  полного  счастья»!  («Отшельник  и  Роза»),  а  одно  из  стихотворений  так  и  называется  «Мы  -  друзья».        

        В  героях  стихотворений Б.Заходёра  школьники  узнают  себя:  это  они  отдыхают  от  перемены  на  уроках,  мечтают  о  волшебнике,  который  подарил  бы  такой  учебник,  чтобы  он  сам  бы  мог  отвечать  любой  урок.

                   Наряду   с  описаниями  событий,  которые  могли  происходить в  реальной  жизни  Б.В.Заходер  нередко  использует  в  своих  произведениях  элементы  сказки.  Его  произведения  в  хорошем  смысле  «идейны»,  в  процессе  их  постижения  юный  читатель  понимает,  что  автор  не  случайно  обратился  к  той  или  иной  теме.

                         

               

о