Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс)

Краснова Татьяна Ивановна

Программа во 2 классе  рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Учебник по литературному чтению  2 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская), 2015 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями) - 1-4 классы;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "СОШ № 19" г. Чебоксары, утверждённой приказом по МБОУ «СОШ№ 19» г. Чебоксары от 03 июля 2018 г. № О-180;

-Авторской программы «Литературное чтение. 1-4 класс» Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары, утверждённого приказом по МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары от 16.07.2018 г. № О – 187.

- Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год, утверждённого приказом по МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары от 03.07.2018г. № 179;

- Календарного годового учебного графика МБОУ "СОШ № 19" г. Чебоксары на 2018-2019 учебный год, утверждённого приказом по МБОУ «СОШ№ 19 г. Чебоксары от 03.07.2018г. № О - 181

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

Программа во 2 классе  рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Учебник по литературному чтению  2 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская), 2015 г

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

1.        Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

–        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

–        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

–        учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

–        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–        способность к оценке своей учебной деятельности;

–        основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

–        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

–        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–        развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

–        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

–        внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

–        выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

–        устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

–        адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

–        положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

–        компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

–        осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

–        эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

  1. Метапредметные результаты.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

–        принимать и сохранять учебную задачу;

–        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

–        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

–        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

–        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

–        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

–        различать способ и результат действия;

–        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

–        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

–        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

–        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–        самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

–        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

–        самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

2.2.Познавательные универсальные учебные действия

–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

–        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–        строить сообщения в устной и письменной форме;

–        основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

–        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

–        устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

–        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

–        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

–        осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

–        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

–        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.

2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

2.4. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

2.5. Формирование ИКТ компетентности обучающихся.

Обучающийся научится:

  • выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

Обучающийся получит возможность научиться 

  • грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
  • представлять данные.
  1. Предметные результаты.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  •  для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).

Круг детского чтения.

Вводный урок. 1 ч

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

Устное народное творчество (9 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (6 ч)

Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Русские писатели (11 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

О братьях наших меньших (11 ч)

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Из детских журналов (5 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима (5 ч)

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

Писатели детям (15 ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

Я и мои друзья (7 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (6 ч)

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и в серьез (12 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Вводный урок по курсу литературного чтения

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

Самое великое чудо на свете

2.

Самое великое чудо на свете

1

3.

Р. Сеф «Читателю».

1

Устное народное творчество

4.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

1

5.

Русские народные песни. Потешки и прибаутки

1

6.

Считалки и небылицы. Загадки.

1

7.

Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

8.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

9.

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев». Русская народная сказка . «Лиса и журавль»

1

10.

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

11.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

12.

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете».

1

Люблю природу русскую

13.

Осенние загадки.

1

14.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…».

1

15.

Ф.Тютчев .Чтение наизусть. А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали».

1

16.

Стихи об осени А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой

1

17.

С Есенин .Чтение наизусть. В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы».

1

18.

М. Пришвин «Осеннее утро».

1

Русские писатели

19.

А. С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

1

20.

А. С. Пушкин Чтение наизусть. А. С. Пушкин Лирические стихи.

1

21-22.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

23.

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

24.

И. А. Крылов Чтение наизусть. «Стрекоза и муравей».

1

25.

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

1

26-27

Л. Н. Толстой «Филипок».

2

27.

Л. Н. Толстой «Котёнок».

1

28.

Обобщение по разделу «Русские писатели»

1

О братьях наших меньших

29.

О братьях наших меньших

1

30.

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой.

1

31.

И. Пивоварова. Чтение наизусть. В. Берестов «Кошкин щенок».

1

32.

М. Пришвин «Ребята и утята».

1

33.

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

1

34.

Б. Жидков «Храбрый утёнок».

1

35-36

В. Бианки «Музыкант».

2

37.

В. Бианки «Сова».

1

38.

В. Бианки «Сова».

1

39.

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

1

Из детских журналов

40.

Вопросы из детских журналов. Д. Хармс «Игра»

1

41.

Д. Хармс «Вы знаете?» Д. Хармс, С. Я. Маршак «Весёлые чижи».

1

42.

Весёлые стихи Д. Хармса и Н. Гернета, Ю. Владимирова.

1

43.

Д. Хармс чтение наизусть. А. Веденский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

44

Проект : «Мой любимый детский журнал».

1

Люблю природу русскую. Зима

45.

Люблю природу русскую. Зима

1

46-47

Стихи о первом снеге. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким.

2

47.

Чтение наизусть по выбору. Стихи о зиме. Ф. Тютчев, С. Есенин.

1

48.

Русская народная сказка. «Два мороза».

1

49.

С. Михалков «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

1

Писатели детям

50.

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость».

1

51.

К. Чуковский «Федорино горе».

1

52.

С. Я. Маршак «Кот и лодыри

1

53.

С.Маршак. Чтение наизусть. С. В. Ми-халков «Мой секрет», «Сила воли».

1

54.

С. В. Михалков «Мой щенок».

1

55.

А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука».

1

56.

А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа».

1

57.

А. Барто чтение наизусть. Стихи детских писателей.

1

58-59.

Н. Н. Носов «Затейники»..

2

60-61

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

2

62-63

Н. Н. Носов «На горке».

2

64.

Обобщение по разделу «Писатели детям».

1

Я и мои друзья

65.

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская

1

66.

В. Лунин «Я и Вовка».

1

67.

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

1

68.

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1

69.

В. Осеева «Волшебное слово».

1

70.

В. Осеева «Почему».

1

71.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

1

Люблю природу русскую. Весна

72.

Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».

1

73.

Ф. Тютчев чтение наизусть. А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка

1

74.

Стихи о весне. А. Блок, С. Маршак

1

75.

Стихи о маме. И. Бунин, А. Плещеев

1

76.

Стихи о маме. Чтение наизусть. Е. Благинина, Э. Мошковская. С. Васильев «Белая берёза».

1

77-78

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего».

2

79.

А. Милн «Винни – Пух и все, все, все». Обзор книги.

1

80.

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

1

8.1

Э. Успенский «Чебурашка».

1

82.

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». «Над нашей квартирой», «Память».

1

83.

Э. Успенский. Чтение наизусть. В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

1

84.

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1

85.

Г. Остер «Будем знакомы».

1

86.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

87.

Весёлые произведения детских писателей.

1

88.

Обобщение по разделу.

1

Литература зарубежных стран

89.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог

1

90.

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

1

91.

Английская песенка. Чтение наизусть. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

1

92.

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1

93-94

Ш. Перро. «Кот в сапогах».

2

95-96

Ш. Перро «Красная шапочка».

2

97

Г. Х. Андерсен «Принцесса на го-рошине».

1

98-99

Э. Хогарт «Мафин и паук».

2

100

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...