Проверка техники чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению (2 класс)

Угримова Кэтэлина Владимировна

Причины медленного чтения учащихся и способы обучения быстрого чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_chteniya.docx20.91 КБ
Файл Итоги проверки техники чтения1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в части оценки достижения планируемых результатов особое внимание уделяет сформированности у учащихся хорошей техники чтения: выпускники начальной школы должны уметь читать быстро и осознанно.

Это требование стандарта никем не оспаривается, и поэтому учителя часто задают вопрос: «Как правильно проверить технику чтения у младшего школьника?».

Давайте разберемся, что же такое «техника чтения». Это очень объемное умение ученика, которое формируется всю жизнь и состоит из следующих навыков:

  • темп (скорость) чтения;
  • способ чтения;
  • осознанность чтения;
  • правильность чтения;
  • выразительность чтения.

Основными причинами медленного чтения являются :

- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

-плохое развитие артикуляционного аппарата;

- регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову) - результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя : "Понял или нет";

-низкий уровень концентрации внимания и памяти ( пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение , угол зрения -не видит всё слово , а только слоги или буквы);

- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

-привычка узнавать слова только после прочтения вслух;

- плохая наследственность ( если во время беременности мать курит и т.д.);

- темперамент ребёнка ( холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);

- скудный словарный запас;

- плохо организованное домашнее чтение ( пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение );

- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели ;

- уменьшение объёма письменных работ, особенно списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;

- синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности ( ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия , поёживается, не может ждать своей очереди .

Способы и приёмы обучения быстрому чтению.

1. Правильное начальное обучение чтению, не по буквам, а слогами и словами ( можно использовать кубики Н.А. Зайцева, делая правильный звуко-буквенный анализ читаемых слов).

2. Чтение слоговых блоков с постепенным наращиванием количества букв, чтение "абракадабры", игра в "чепуху", когда из карточек - слогов составляются смешные слова.

3. Развитие артикуляционного аппарата .

Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. ( Вспомним , как бабушки учили маленьких внуков , водя по ладошечке "Сорока - ворона кашу варила:", не подозревая, что таким образом происходит взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваюсят речевые центры мозга малыша).

Скороговорки можно проговаривать под отстукивание ритма ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в "ладушки" , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом, в темпе " японской машинки": хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, а затем левой руки.

4. Развитие дыхания. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. ( сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье, проговаривание детских песенок и потешек и т. д. )

6. Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов и конспектирование учебников.

На уроках чтения используется множество приёмов и способов чтения:

- многократное чтение парами в темпе скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника с переходом в дальнейшем к чтению пяти-десяти строк незнакомого текста;

- способ "начало-конец", когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.

- чтение по-разному (строго, радостно, с досадой и т. д.) " Карлики - великаны"

- чтение под стук карандашом;

- чтение "буксиром" - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов

- чтение на одном дыхании;

- чтение с убыстрением;

- чтение "волной" - начинаем читать хором, затем замолкаем, по сигналу учителя читаем снова хором;

- " Догони меня" - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого места в тексте, ученики хором догоняют его;

- чтение с вызовом - ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;

- чтение с линейкой - линейка кладётся вертикально ( т.е. часть слова закрыта) надо прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;

- чтение скачком - карандаш поставить на первое слово в предложении и быстро перевести на последнее, стараясь успеть пробежать по тексту глазами;

- чтение с отрывом взгляда от текста;

- чтение - скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о чём текст или какие слова запомнились ;

- работа в парах: один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а другой читает, стараясь не отстать от карандаша ; - один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;

чтение за "диктором" - отстаёт только на 1 или 2 слов ( как договорились);

- многократное чтение с убыстрением;

- "финиш"- учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;

- вставь пропущенные окончания или целые слова;

- " жужжащее " чтение;

- троекратное чтение : чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса, чтение хором;

- стимулирующие замеры чтения: один и тот же текст читается 15 секунд , считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после каждого прочтения;

- чтение в течение двух минут ( у учителя текст с посчитанными словами), ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка техники чтения во 2 классе.

Слайд 2

Цель проверки: диагностика техники чтения (правильность, выразительность чтения, способ чтения, понимание прочитанного ). Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели: В 1 полугодии — 40-50 слов в минуту Во 2 полугодии — 50-60 слов в минуту.

Слайд 3

Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов.

Слайд 5

Ученики с низким показателем техники чтения: А.Мануш – 30 слов / минуту Б.Александр – 37 слов / минуту В.Анастасия – 34 слов / минуту Г.Анастасия – 12 слов / минуту Г.Никита – 14 слов / минуту Ж.Бекболсун – 31 слов / минуту

Слайд 6

Причины медленного чтения: А.Мануш – 30 слов / минуту – плохой уровень русского языка (не родной русский язык). Г.Анастасия – 12 слов / минуту – недостаточная практика, низкий природный темп деятельности ребенка. Г.Никита – 14 слов / минуту – узкий кругозор, недостаточная практика, отсутствие внимания. Ж.Бекболсун – 31 слов / минуту - плохой уровень русского языка (не родной русский язык).

Слайд 7

Решение проблемы: Информирование родителей о проблеме. Выдача памятки по увеличению скорости чтения. Многократное чтение. Чтение в темпе скороговорки. Чтение на время. Чтение перед сном. Жужжащее чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

В данном материале содержатся тексты для проверки техники чтения в начальной школе . Тексты разделены отдельно по классам....

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе

Тексты с заданиями составлены в соответствии с требованиями ФГОС для 1-4 классов....

нормативы по проверки техники чтения в начальной школе

Нормативы по проверки техники чтения по  ФГОС в начальной школе...

нормативы по проверки техники чтения в начальной школе

Нормативы по проверки техники чтения по  ФГОС в начальной школе...

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе.

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе....

Проверка техники чтения в начальной школе.

Материал содержит описание порядка проведения процедуры проверки техники чтения, рекомендации по оцениванию....

Текстовые задания для проверки техники чтения в начальной школе УМК Школа России

Материал подобран дляучащихся 1-4 классов и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Кроме того, прилагаются задания к текстам, которые позволяют данную работу проводить гораздо интереснее и...