Решение логических задач повышает интерес к чтению
статья по чтению (2 класс)
Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у школьников логического мышления.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logicheskih_zadach_povyshaet_interes_k_chteniyu.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение логических задач повышает интерес к чтению
Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у школьников логического мышления.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.
Развивать логическое мышление можно не только на уроке и во внеклассной работе по математике, но и во время уроков чтения.
После многолетних поисков я пришла к выводу, что решение логических задач на уроках чтения не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени вызывает интерес к чтению.
Казалось бы, чтение и математика - понятия несовместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако нередко именно такая форма позволяет ввести ребят в мир математики. Такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка.
Задачи со сказочными сюжетами очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче. Нестандартность решения, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение и глубже заглянуть в него.
Приведу фрагмент урока по теме «Устное народное творчество», на котором дети знакомились с былиной «Добрыня Никитич и змей».
В начале урока детям предлагается решить задачу логического характера: «Кто победил Змея Горыныча?»
Змей Горыныч побежден! Такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:
- Змея Горыныча победил не Илья Муромец.
- Змея Горыныча победил не Алеша Попович.
Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений ложное, а другое – истинное. (Два сообщения полезно записать на доске.) Детям предлагается помочь Микуле Селяниновичу разобраться, кто же из трех богатырей победил Змея Горыныча.
Решается задача:
- Микула Селянинович решил, что Змея Горыныча убил Илья Муромец.
Значит, первое сообщение ложное и второе сообщение тоже ложное, а в условии
задачи сказано, что ложное только одно сообщение. Дети приходят к выводу, что это был не Илья Муромец.
- Микула Селянинович решил, что Змея Горыныча убил Алеша Попович.
Значит, первое сообщение истинное и второе сообщение тоже истинное, а в условии
задачи сказано, что истинное только одно сообщение. Дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил не Алеша Попович.
- Микула Селянинович решает, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.
Значит, первое сообщение истинное, а второе сообщение ложное. Это соответствует
условию задачи. Дети приходят к выводу, что Змея Горыныча убил Добрыня Никитич.
После решения этой задачи дети читают и разбирают отрывок из былины «Добрыня Никитич и змей». На дом дается задание – найти и прочитать, как же Добрыня смог одолеть Змея Горыныча.
На следующем уроке учитель может прочитать это произведение в стихотворной форме, а именно так, как оно звучало в старину. Это привлекает внимание учащихся к чтению былин, к истокам народного творчества.
Аналогичные задачи логического характера, связанные с персонажами различных литературных произведений, могут быть использованы и на других уроках, что также будет способствовать повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение логических задач на уроках математики
Выступление на МО начальных классов...
Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.
Формирование УУД через решение логических задач:обеспечит обучающихся возможностью самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые ...
Подготовка к решению логических задач
На уроках дополнительного образования проводится курс "Интеллектики", который способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, что в дальнейшем является огромным подспорьем на уроках русс...
Приемы решения логических задач
В презентации показаны 8 приемов решения логических задач на конкретных примерах с описанием алгоритма решения. За основу взята книга Тамберга Ю.Г. "Развитие интеллекта ребенка". Материал можно исполь...
Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»
Цель: учить детей решать логические задачи, закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве И.А.Крылова....
Конспект открытого урока по курсу внеурочной деятельности логика "Юмор и логика. Решение логических задач и задач-шуток"
Тема: «Юмор и логика (решение логических задач и задач-шуток)». Урок-путешествиеПознавательный аспект.1. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.2...
Повышение интереса к чтению через решение логических задач
В данной статье рассмаьривается тема повышения интереса к чтению через развитие логического мышления....