Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Школа России" для ребенка с ОВЗ (НОДА)
рабочая программа по чтению (1 класс)

 Залилова Лилия Петровна

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Школа России" для ребенка с ОВЗ (НОДА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_kl_do_19-20.docx79.12 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для учащегося 1 Г класса составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12. 2014 г.);

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15);

- авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др., (Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / -2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2016.);

- требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО);

-  учебного плана МАОУ СОШ №2 УИИЯ на 2019-2020учебный год;

-  календарного учебного графика МАОУ СОШ №2 УИИЯ на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа разработана для ребёнка-инвалида, имеющего инвалидность в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предусмотрена индивидуальная форма обучения с применением дистанционных технологий.

Рабочая программа по литературному чтению для начального общего образования рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). В программу по литературному чтению входит курс «Обучение грамоте» (92 часа) и «Литературное чтение», сразу после обучения грамоте (40 часов). Из них 2 проекта, 1 час промежуточная аттестация - проводится согласно Уставу школы и в соответствии с положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ (в конце 4 четверти) в форме теста.

Разработанная программа предусматривает реализацию особых образовательных потребностей:

– применение дополнительных средств обучения для лучшего запоминания и повторения;

– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки, выполнение заданий небольшими шагами;

– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

– необходимость большего времени на первичное ознакомление с учебным материалом;

– использование специальных методов, приемов и средств обучения (дидактических пособий, визуальных средств);

– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач;

- наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы

- наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (схемы, таблицы, раздаточный материал);

– наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями;

– увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени) на занятиях;

– индивидуализация обучения;

- мотивирование при помощи игровых компьютерных технологий;

- профилактика утомления на уроках (использование физкультурной паузы, профилактика зрительного утомления, смена одного вида деятельности другим)

- регламентирование работы за компьютером;

- особый речевой режим работы (хорошая артикуляция учителя, немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов, обеспечение зрительного контакта во время говорения);

– использование специального оборудования, позволяющего компенсировать двигательное нарушение (специальная клавиатура с накладкой, мышь-трекбол);

– дополнительное использование зрительного восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

– специальное обучение переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации

– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Рабочая программа, разработанная предусматривает применение специальных технологий:

- здоровьесберегающие технологии (соблюдение ортопедического режима (регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, сидение в статической позе не более 10–15 минут, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол 90°), соблюдение эргономического режима, зрительного режима);

- технологию деятельностного подхода в обучении;

- использование ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств

- применение дистанционных технологий;

- дифференциация заданий с учетом двигательного нарушения и недостаточности зрительно-моторной координации.

Для реализации программы «Обучение грамоте» используется учебно-методический комплект:

1. В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. «Азбука». Учебник для 1 класса. В 2 частях. – 8-е изд.

М: «Просвещение», 2016 г.

Для реализации программы «Литературное чтение» 1 класса используется учебно-методический комплект:

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. «Литературное чтение». Учебник для 1 класса. В 2 частях. – 8-е изд. М: «Просвещение», 2016 г.

2. Содержание учебного предмета «Обучение грамоте».

Основные виды учебной деятельности.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладением разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичного навыка клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Обучение грамоте:

Фонетика.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, e, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладением разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичного навыка клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.

Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения;

Развитие речи.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов

повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. 

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Добукварный период. 14 ч

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период. 58ч

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение, Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи.

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с

соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами

(диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный период  20 ч

Письмо. Чтение. Развитие речи

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В.

Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета,

А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной

литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 1 класс.

Раздел 1. Введение в предмет

Всего часов – 1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Раздел 2. Жили-были буквы

Всего часов – 7.

В.Данько. «Загадочные буквы».

И.Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А».

С.Черный. «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет».

Г.Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто так кричит?».

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Из старинных книг.

Обобщение по теме «Жили-были буквы».

Раздел 3. Сказки, загадки, небылицы

Всего часов – 7.

Е.Чарушин «Теремок».

Русская народная сказка «Рукавичка».

Загадки, песенки.

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни». Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывки).

Русская народная сказка «Петух и собака».

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Раздел 4. Апрель, апрель. Звенит капель!

Всего часов – 5 (4 ч + 1 проект)

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А.Плещеев «Сельская песенка».

Т.Белозеров «Подснежник». С.Маршак «Апрель».

Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа, Произведения из старинных книг.

Обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!». Проект ”Составляем сборник загадок”

Раздел 5. И в шутку и всерьез

Всего часов – 7.

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «РРРЫ!».

Н.Артюхова «Саша-дразнилка».

К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук».

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон».

М.Пляцковский «Помощник».

Из старинных книг.

Обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

Раздел 6. Я и мои друзья

Всего часов – 7 (6 ч + 1 проект)

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок».

В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны».

Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня».

С.Маршак «Хороший день».

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

Обобщение по теме «Я и мои друзья». Проект «Наш класс – дружная семья».

Раздел 7. О братьях наших меньших

Всего часов – 6.

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак…».

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка».

В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый еж», Н.Сдадков «Лисица и еж», С.Аксаков «Гнездо».

Промежуточная аттестация.

3. Планируемые результаты изучения учебного курса «Литературное чтение».

Личностные результаты.

1) Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

2) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3) Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

4) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

6) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

7) Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Обучение грамоте» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

3) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

5) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте».

обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и

неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и

незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • понимать небольшой текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
  • различать звуки речи;
  • устанавливать число и последовательность звуков в слове;
  • сравнивать значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения;
  • определять место ударения в двусложных словах;
  • делить слова на слоги;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
  • использовать небуквенное графическое средство - пробел между словами;
  • различать звуки и буквы;
  • определять функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука;
  • читать осознанно и правильно вслух небольшой текст плавным слоговым чтением и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
  • отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;
  • ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
  • писать письменные прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
  • писать буквосочетания, слоги, слова, предложения;
  • писать разборчиво и аккуратно;
  • приёмам правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом;
  • письму под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением;
  • орфографическому чтению (проговариванию) как средству самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
  • различать предметы, явления и слова, их называющие;
  • соотносить название нарисованного предмета со схемой слова;
  • различать предложение и слово;
  • различать на слух границы слов и предложений;
  • соотносить нарисованное предложение (пиктограмму) с его словом;
  • записывать слова и предложения самостоятельно и под диктовку схемами, подбирать несколько слов (предложений), соответствующих одной схеме;
  • голосом показывать цель высказывания (правильно интонировать несложные предложения);
  • определять сильную и слабую позиции гласных в слове;
  • применять правила правописания: раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания (.? !) в конце предложения;
  • безошибочно списывать слова, предложения, тексты, предложенные в тетради по письму.

обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать заголовок текста из ряда данных;
  • узнавать литературные произведения малых жанров;
  • составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на рисунки,

по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

  • различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
  • определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;
  • определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);
  • определять указатели мягкости-твердости согласных звуков;
  • обозначать на письме звук [й].
  • различать буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава в двусложных словах

(при   орфоэпическом чтении слов учителем);

  • соотносить схему слова с названием предмета, записывать слова под диктовку схемами;
  • определять функции букв е, ё, ю, я.
  • читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • орфоэпическому чтению (при чтении целыми словами);
  • безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для чтения.
  • соблюдать гигиенические требования при письме;
  • позиционному (с ориентацией наследующую букву) способу письма;
  • безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для письма.
  • делать вывод о происхождении слова (на примере мотивированных названий), устанавливать значение многозначных слов;
  • классифицировать и объединять в группы слова по их лексическому значению;
  • объединять слова в предложения; выделять предложение из текста;
  • сравнивать смысл предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов, интонаций, порядка слов.
  • применять правила правописания; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением), прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Планируемые результаты изучения учебного предмета в конце 1-го класса.

обучающийся научится:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

обучающийся получит возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность.

обучающийся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика.

обучающийся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

обучающийся получит возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

4. Календарно-тематическое планирование «Обучение грамоте».

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Элемент содержания

Интернет ресурсы

пред-полаг.

по факту

ЧТЕНИЕ (92 часа)

Раздел 1:«Добукварный период»          Всего часов – 14.

1.

1

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная.

Условные обозначения. Иллюстрации. Обложка, форзацы, страницы. Ориентировка в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5072/start/222521/

2.

1

Предложение и слово.

Графическое изображение предложения. Предложения состоят из слов. Составление рассказа по иллюстрации в учебнике.

3.

1

Предложение и слово.

Графическое изображение предложения. Предложения состоят из слов. Составление рассказа по иллюстрации в учебнике.

4.

1

Устная речь. Слово и слог.

Познакомиться со смыслом понятия «слог» и его существенным признаком - наличием гласного звука.

Упражнение в делении слов на слоги, в выделении ударных и безударных слогов. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6436/start/178898/

5.

1

Письменная речь. Слог и ударение.

Понятие о логическом ударении.  Деление слов на слоги, постановка ударения.

6.

1

Звуки в окружающем мире.

Понятие о логическом ударении.  Деление слов на слоги, постановка ударения.

7.

1

Гласные и согласные звуки.

Гласные и согласные звуки.  Смысловое значение интонации. Выделение из речи предложений, из предложения слова, записывать их с помощью знаков. Интонационная окраска предложений.

8.

1

Деление слов на слоги.

Понятие о логическом ударении.  Деление слов на слоги, постановка ударения.  Работа по иллюстрации к сказке А.С. Пушкина.

9.

1

Слог-слияние.

Деление слов на слоги, постановка ударения, запись схемы. Беседа по иллюстрации к сказке о Винни - Пухе.

10.

1

Гласный звук [а], буквы А, а.

Выделение звука [а] из речи. Знакомство с буквами А, а. Звуковой и звукобуквенный анализ, подбор слов с изучаемыми звуками (задание проводится постоянно). Чтение схем слов.

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/video-alfavit.html

11.

1

Гласный звук [о], буквы О, о.

Выделение звука[о] из речи. Знакомство с буквами О, о.  Учить озвучивать буквы. Звукобуквенный анализ слов. Работа над культурой речи.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3754/start/178514/

12.

1

Гласный звук [и], буквы И, и.

Выделение звука [и] из речи. Знакомство с буквами И, и.   Звукобуквенный анализ слов. Твердые и мягкие согласные. Многозначные слова.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6199/start/190037/

13.

1

Гласный звук [ы], буква ы.

Выделение звука [ы] из речи. Наблюдение над изменением формы слова – (шар – шары). Знакомство с буквой ы. Звукобуквенный анализ слов. Наблюдение за позиционной сменой согласных звуков: твердые и мягкие согласные. Работа со звуковой схемой.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6437/start/178923/

14.

1

Гласный звук [у], буквы У, у.

Выделение звука[у] из речи. Знакомство с буквами У, у, обозначающие гласный звук [у].

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3544/start/190089/

Раздел 2:«Букварный период»          Всего часов – 58.

15.

1

Согласные звуки [н], [н́́],

буквы Н, н.

Сонорные согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н, их характеристика. Работа с предложением. Значение предлога «на». Звуковой анализ слов. Знакомство с буквами н, Н.

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/video-alfavit.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3756/start/178946/

16.

1

Согласные звуки [с], [с́],

буквы С, с.

Согласные звуки[с], [с'], буквы С, с. Их характеристика.  Звуко-буквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Скороговорка.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3757/start/178969/

17.

1

Согласные звуки [к], [ќ ],

буквыК, к.

Согласные звуки[к], [к'], буквы К, к. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Многозначность слов.

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/video-alfavit.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6438/start/180388/

18.

1

Согласные звуки [т], [т́],

буквыТ, т.

Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т. Их характеристика. Анализ слов. Правописание заглавной буквы. Ребусы. Многозначность слов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3835/start/180412/

19.

1

Согласные буквы. Имена собственные.

Группировка, систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по начертанию. Игры со словами. Классификация предметов.

20.

1

Согласные звуки [л], [л́ ],

буквы Л, л.

Согласные звуки[л], [л'], буквы Л, л. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4128/start/180436/

21.

1

Чтение слов с буквой Л.

Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Распространенные предложения. Понятие «корень слова». Классификация предметов. Соотнесение схем слов со словами.

22.

1

Согласные звуки [р], [р́]

буквы Р, р.

Согласные звуки[р], [р'], буквы Р, р. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Сказки А.С. Пушкина.

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/video-alfavit.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6457/start/180455/

23.

1

Согласные звуки [в], [в́ ],

буквыВ, в.

Согласные звуки[в], [в'], буквы В, в. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Сравнивать произношение и написание слов. Чтение по ролям.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4140/start/180474/

24.

1

Звуки [й́ э], [́э], буквы Е, е.

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Вывод об обозначении двух звуков одной буквой. Сравнение произношения и написания слов, в которых йотированные буквы находятся после букв согласных. Работа с однокоренными словами.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4140/start/180474/

25.

1

Чтение слов с буквами Е, е.

Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Буква «е» после согласных обозначает звук [э].

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/video-alfavit.html

26.

1

Согласные звуки [п], [п́ ],

буквы П, п.

Звуковой анализ слов. Характеристика звуков[п], [п']. Местонахождение в словах.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6460/start/13738/

27.

1

Чтение слов с буквами П, п.

Чтение текстов с буквами П, п. Работа с текстом: нахождение отрывков, которые помогут ответить на вопрос.

28.

1

Согласные звуки [м], [м́ ],

буквы М, м.

Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Москва – столица нашей Родины.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3495/start/180586/

29.

1

Чтение слов с буквами М, м.

Проверка знаний, умений, навыков.

30.

1

Согласные звуки [з], [з́ ],

буквы З, з.

Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков.

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/video-alfavit.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3837/start/186396/

31.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Работа с текстом. Пересказ текста.

32.

1

Согласные звуки [б], [б́ ],

буквыБ, б.

Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Работа по иллюстрации к сказке А.С. Пушкина. Чтение и анализ текста. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6459/start/180605/

33.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Чтение слов.

Чтение слов, текстов с буквами Б, б. Работа с текстом, определение темы текста. Различие понятий: форма слова, родственные слова. Воспитание интереса к родному языку.

34.

1

Согласные звуки [д], [д́ ],

буквыД, д.

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Их характеристика. Анализ слов. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6459/start/180605/

35.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Чтение слов с буквами Д, д. Учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту, ставить к нему вопросы. Работать над развитием связной и грамотной речи.

36.

1

Звуки [й́ а], [́а], буквы Я, я.

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Анализ слов. Знакомство с буквами Я, я, выяснение ее «работы». Упражнения в чтении. Многозначность слов. Работа с текстом.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6064/start/180655/

37.

1

Чтение слов с буквами Я, я.

Обобщение знаний о работе изученных гласных. Анализ слов. Буква я – показатель мягкости. Актуализация знаний буква «е» [й э], буква «я» [й а].  Упражнения в чтении. Работа с текстом.

38.

1

Чтение слов с буквами Е,е; Я, я.

Классификация букв по ленте букв. Чтение слов с изученными буквами. Работа с предложением. Правила чтения. Деление слов на слоги.

39.

1

Согласные звуки [г], [ѓ ],

буквы Г, г.

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Сравнение произношения и написания слов. Составление рассказа на тему «Город гномиков».

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6441/start/222571/

40.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Анализ слов. Работа по ленте букв. Чтение предложений, текстов с буквами Г, г. Учить правильно употреблять предлоги, определять тему и главную мысль текста.

41.

1

Мягкий согласный звук [ч́],

буквы Ч, ч.

Звуковой анализ слов, знакомство с буквами Ч, ч. Особенности звука, правила чтения. Упражнения в чтении, деление на слоги, выделение опасных мест. Работа с текстом. Родственные слова. Корень слова.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3856/start/180725/

42.

1

Чтение слов с буквами Ч, ч.

Звуковой анализ слов. Чтение слов, предложений с буквами Ч, ч. Образование однокоренных слов. Соотнесение картинок и слов. Стихотворения С.Я. Маршака и Е. Благининой. Диалог.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

43.

1

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Звуковой анализ слова. Знакомство с работой ь - показатель мягкости согласных. Упражнения в чтении и звуковом анализе. Роль «ь» в словах.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3856/start/180725/

44.

1

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой Ь. Работа с текстом. Ответы на вопросы к тексту. Соотнесение картинок и слов. Звукобуквенный анализ слова.

45.

1

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков в словах. Деление на слоги, определение ударного, «опасного сочетания» ши. Работа со словарными словами. Работа с текстом.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6442/start/180745/

46.

1

Чтение слов с буквами Ш, ш. Сочетание ши.

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков в словах. Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. Выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто? что? и слова обозначающие действия предметов.

47.

1

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков в словах. Дифференцирование звуков [ж, ш] – звонкие и глухие парные согласные. Правописание ЖИ – ШИ.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6443/start/181180/

48.

1

Чтение слов

с буквами Ж, ж; Ш, ш.

Сочетания жи, ши.

Непарные твердые согласные [ж]. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.

49.

1

Чтение слов

с буквами Ж, ж; Ш, ш.

Сочетания жи, ши.

Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. Работа с текстом. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Работа с лентой букв.

50.

1

Звуки [й́ о], [́о], буквы Ё, ё.

Гласные буквы Ё, ё, обозначающие звуки [й о]. Анализ слов. Знакомство с буквами Ё, ё, выяснение ее «работы». Упражнения в чтении. Ввести понятие «род имен существительных». Работа с текстом.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6200/start/139631/

51.

1

Чтение слов с буквами Ё, ё.

Чтение слов, предложений с буквами Ё, ё. буква Ё- показатель мягкости согласного звука. Работа с текстом, определение рода имен существительных.

52.

1

Мягкий согласный звук [й́],

буквы Й, й.

Согласный звук [й], буква й. Работа с лентой букв.  Анализ слов. Употребление буквы й в начале слов. Деление слов на слоги. Слова-признаки предметов; противоположные по смыслу. Упражнения в чтении.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3857/start/180911/

53.

1

Чтение слов с буквами Й, й.

Работа по ленте букв. Анализ слов. Фонетика – графическая работа на слух. Деление слов на слоги. Подбор слов, отвечающих на вопрос: какой? Выделение основы предложений. Упражнение в чтении.

54.

1

Согласные звуки [х], [х́ ],

буквы Х, х.

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х. Их характеристика. Анализ слов. Формирование навыков сознательного, выразительного, беглого чтения. Составление рассказа.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

55.

1

Чтение слов с буквами Х, х.

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. Обобщение знаний учащихся о твердых непарных и мягких непарных согласных.

Проверка знаний, умений, навыков.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6444/start/180931/

56.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Повторение и обобщение изученного. Развитие литературно – грамотной речи. Слова – антонимы. Я. Акимов «Первый снег».

57.

1

Звуки [й́ у], [́у], буквы Ю, ю.

Гласные буквы Ю, ю обозначающие звуки [й у]. Анализ слов. Знакомство с буквами Ю, ю, выяснение ее «работы». Упражнения в чтении. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение по ролям.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6445/start/13974

58.

1

Чтение слов с буквами Ю, ю.

Чтение предложений, текстов. Упражнения в определении количества звуков и букв в словах. Буква Ю-показатель мягкости согласного звука. Роль ударения в различии смысла слов.

59.

1

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Анализ особенностей артикуляции звука [ц].

Овладение действием интонационного выделения звука в слове. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика буквы Ц. Наблюдение особенностей произношения и написания букв Е, И, Ы после Ц. Чтение слов, текста, демонстрирование понимания их смысла. Составление рассказа по теме.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

60.

1

Чтение слов с буквами Ц, ц.

Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. Слова исключения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3865/start/139797/

61.

1

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Звуковой анализ слов. Чтение текстов с буквой Э. Виды воздушного транспорта. Работа с текстом.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6446/start/186435/

62.

1

Чтение слов с буквами Э, э.

Анализ слов. Знакомство с буквами э, Э. Написание прописной буквы Э, её употребление.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

63.

1

Мягкий согласный звук [щ́],

буквы Щ, щ.

Звук [щ'], буквы Щ, щ. Звуковой анализ слов. Чтение текстов с буквой Щ. Работа с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел с реальностью по сказкам.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6447/start/186454/

64.

1

Чтение слов с буквами Щ, щ.

Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. Классификация звуков, букв. Работа с текстом. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ч], [щ].

65.

1

Согласные звуки [ф], [ф́ ],

буквы Ф, ф.

Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. З.-Б. анализ слов. Работа по составлению парных звонких и глухих согласных. История морского флота России.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3870/start/181084/

66.

1

Чтение слов с буквами Ф, ф.

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом. Словарные слова.

67.

1

Буква ъ.

Звуковой анализ слова. Знакомство с «работой» ь. Упражнения в чтении и звуковом анализе. Роль «ь» в словах. Многозначность слов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6448/start/186473/

68.

1

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Звуковой анализ слова. Знакомство с «работой» ъ. Упражнения в чтении и звуковом анализе. Роль «ъ» в словах. Особенности буквы ъ. Составление рассказа.

69.

1

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

«Работа» разделительного ь и ъ. Сопоставление написания букв ь и ъ. Работа с текстом.

70.

1

Чтение слов с изученными буквами.

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом. Словарные слова. Звуковой анализ слова. Упражнения в чтении и звуковом анализе.

71.

1

Алфавит.

Алфавит. Буквы как знаки звуков. Работа с моделями: построение звукового состава слова.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLaR_Gub3HDqcVvyRLMXq8c-oXnBO2i_Pv

72.

1

Алфавит.

Алфавит. Буквы как знаки звуков. Работа с моделями: построение звукового состава слова

Раздел 3:«Послебукварный период»          Всего часов – 20.

73.

1

Как хорошо уметь читать. Стихи С. Маршака, В. Берестова.

Чтение стихов. Основной смысл стихов. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. Отвечать на них.

74.

1

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Чтение текста. Основной смысл текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. Отвечать на них.

75.

1

К. Ушинский «Наше Отечество».

Чтение текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. Отвечать на них.

76.

1

В. Крупин «Первоучители словенские».

Работа с текстом. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

77.

1

В. Крупин «Первый букварь».

Работа с текстом. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

78.

1

А.С. Пушкин. Сказки.

Творчество А.С. Пушкина. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Чтение наизусть стихотворных произведений.

79.

1

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

Работа с текстом. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

80.

1

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.

Работа с текстом. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

81.

1

К.И. Чуковский.  «Телефон», «Путаница».

Творчество К.И. Чуковского. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Чтение наизусть стихотворений.

82.

1

В.В. Бианки. «Первая охота».

Творчество В.И. Бианки. Чтение текста. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Русский язык в его эстетической функции.

https://deti-online.com/audioskazki/rasskazy-bianki-mp3/pervaya-ohota/

83.

1

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

Творчество С.Я. Маршака. Чтение стихов. Герои произведения. Участие в диалоге. Чтение наизусть стихотворений.

84.

1

М.М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока».

Творчество М.М. Пришвина. Чтение рассказов о природе. Работа с текстом. Чтение стихотворений наизусть.

85.

1

А.Л. Барто. «Помощница»,

«Игра в слова».

Творчество А.Л.Барто. Чтение стихов. Работа с текстом.

86.

1

С.В. Михалков. «Котята».

Творчество С.В. Михалкова. Чтение стихов. Работа с текстом. Чтение стихотворений наизусть.

87.

1

Б.В. Заходер. «Два и три».

Творчество Б.В. Заходера. Чтение стихов. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

88.

1

В.Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом».

Творчество В.Д. Берестова. Чтение стихов. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения.

89.

1

Проверим себя и оценим свои достижения.

Выразительное чтение. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текста. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.

90.

1

Творческий проект

«Живая азбука».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

91.

1

Творческий проект

«Живая азбука».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

92.

1

Конкурс чтецов.

Прощание с «Азбукой».

Планируемые результаты изучения.

4. Календарно-тематическое планирование 1 класс.

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Элемент содержания

Интернет ресурсы

пред-полаг.

по факту

Раздел 1:«Введение в предмет» Всего часов – 1.

1.

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

http://school-collection.edu.ru/

Раздел 2:«Жили-были буквы» Всего часов – 7.

2.

1

В.Данько. «Загадочные буквы».

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворение В. Данько.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6458/start/186517/

3.

1

И.Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А».

Чтение текста, ответы на предложенные вопрос по ходу чтения, составление рассказа о дальнейших приключениях буквы «А», ответ на вопрос № 2 с подтверждением строчек из текста своей точки зрения.

https://qmusic.me/mp3/токмакова

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5087/start/181494/

4.

1

С.Черный. «Живая азбука»,

Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет».

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями. Понимание основного содержания текста. Выразительное чтение.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4149/start/195416/

5.

1

Г.Сапгир «Про медведя»,

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И.Гамазкова «Кто так кричит?».

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями. Понимание основного содержания текста. Выразительное чтение.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6462/start/126965/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3882/start/140316/

6.

1

С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями. Понимание основного содержания текста. Выразительное чтение

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6451/start/190245/

7.

1

Из старинных книг.

Осознанное слушание и чтение высказываний; чтение стихов сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.

8.

1

Обобщение по теме «Жили-были буквы».

Нахождений нужной информации по заданной теме; самостоятельное составление речевого высказывания в устной форме о своей букве.

Раздел 3:«Сказки, загадки, небылицы» Всего часов – 7.

9.

1

Е.Чарушин «Теремок».

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры, народная сказка. Понимание содержания литературного произведения. Выразительное чтение и рассказывание. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами. Пересказ.

https://my.mail.ru/music/songs/теремок-обр-е-чарушин-533a13a08da00f6cbb99745899b5ba88

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3881/start/195436/

10.

1

Русская народная сказка «Рукавичка».

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры, народная сказка. Понимание содержания литературного произведения. Выразительное чтение и рассказывание. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами. Пересказ.

11.

1

Загадки, песенки.

Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение текста целыми словами.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3892/start/181610/

12.

1

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни».

Слушание и чтение английских песенок с передачей настроения, соответствующего смыслу текста; ответы на вопросы учебника; сравнение произведений.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4158/start/195535/

13.

1

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние сказок А.С.Пушкина; в парной работе рассказ своей любимой сказки А.С.Пушкина; чтение плавно слогами и целыми словами вслух.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3893/start/181686/

14.

1

Русская народная сказка «Петух и собака».

Слушание выразительного чтения сказки в исполнении учителя и хорошо читающих учеников.

15.

1

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Контроль и самоконтроль изученных понятий: самостоятельное выполнение задания учебника.

Раздел 4:«Апрель, апрель. Звенит капель!» Всего часов – 5.

16.

1

А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А.Плещеев «Сельская песенка».

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева; слушание выразительного чтения стихотворений в исполнении учителя; нахождение слов в стихотворении, которые помогают представить картины весны.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4166/start/222644/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6464/start/181821/

17.

1

Т.Белозеров «Подснежник».

С.Маршак «Апрель».

Чтение стихотворения с передачей с помощью интонации настроения поэта; подбор своих слов и выражений, помогающих представить картину весенней природы; выполнение заданий учебника; самостоятельное выполнение иллюстрации весенней природы по прочитанным произведениям.

18.

1

Стихи-загадки писателей

И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой.

Нахождение нужной информации по заданной теме; самостоятельное составление речевого высказывания в устной форме; чтение стихов сначала медленно, по слогам, затем целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.

https://qmusic.me/mp3/токмаков https://resh.edu.ru/subject/lesson/3903/start/140893/а

19.

1

Стихи В.Берестова, Р.Сефа, Произведения из старинных книг.

Слушание и чтение текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, конструирование монологического высказывания о произведениях; обсуждение пословиц.

20.

1

Обобщение по теме «Апрель, апрель…».Проект«Составляем сборник загадок».

Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выполнение заданий учебника.

Раздел 5:«И в шутку и всерьез» Всего часов – 7.

21.

1

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «РРРЫ!».

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние фамилии автора и его произведения; выразительное чтение стихотворение И.Токмаковой; в парной работе чтение по ролям произведения Я.Тайца; составление о любимой своей игре.

https://qmusic.me/mp3/токмакова

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6463/start/222663/

22.

1

Н.Артюхова «Саша-дразнилка».

Слушание и чтение текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений; обсуждение пословиц которые подходят в тексте; нахождение эпизода из текста, подходящего к рисунку; конструирование монологического высказывания – составление рассказа по рисунку.

http://poznayki.ru/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3915/start/190311/

23.

1

К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук».

Выразительное чтение стихотворных произведений, построение короткого монологического высказывания – краткий и развёрнутый ответ на вопросы учебника; в парной работе – с толковым словарём для выяснения значения слов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3982/start/186654/

24.

1

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон».

Слушание и самостоятельное чтение стихотворных произведений; в парной работе чтение по ролям диалога Лютика и Жучка; в групповой работе инсценировка понравившегося фрагмента сказки К.Чуковского.

https://qmusic.me/mp3/токмакова

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4176/start/222685/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4176/start/222685/

25.

1

М.Пляцковский «Помощник».

Коллективное чтение текста; построение короткого монологического высказывания – краткий и развёрнутый ответ на вопросы учителя по содержанию текста; в парной работе – с толковым словарём для выяснения значения слов; обсуждение пословиц, предложенных в учебнике, выбор той пословицы, которая отражает главную мысль рассказа.

https://detskiychas.ru/audio-skazki/plyatskovsky_pomoshhnik/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4175/start/212014/

26.

1

Из старинных книг.

Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходства и различия. Оценка достижений.

27.

1

Обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

.

Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выполнение заданий учебника.

Раздел 6:«Я и мои друзья» Всего часов – 7.

28.

1

Ю.Ермолаев «Лучший друг»,

Е.Благинина «Подарок».

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние фамилии автора и его произведения; участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, составление рассказа о героях произведения; в парной работе сравнение рассказа и стихотворения.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4194/start/186712/

29.

1

В.Орлов «Кто первый?»,

С.Михалков «Бараны».

Слушание и чтение стихотворных произведений; при консультативной помощи учителя ответы на вопросы учебника; составление плана стихотворения С.Михалкова с опорой на памятку, предложенную в учебнике.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4069/start/195625/

30.

1

Р.Сеф «Совет», В.Берестов

«В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…»

Слушание и чтение стихотворных произведений; при консультативной помощи учителя ответы на вопросы учебника; составление плана стихотворения С.Михалкова с опорой на памятку, предложенную в учебнике.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4056/start/195726/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4178/start/190375/

31.

1

С.Маршак «Хороший день».

Нахождение нужной информации по заданной теме; коллективное чтение стихотворного произведения; составления рассказа о самом хорошем дне в этом году.

https://nukadeti.ru/audioskazki/marshak-khoroshij-den

32.

1

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу».

Нахождение нужной информации по заданной теме; коллективное чтение стихотворного произведения; составления рассказа о самом хорошем дне в этом году.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4178/start/190375/

33.

1

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

Нахождение нужной информации по заданной теме; коллективное чтение стихотворного произведения; составления рассказа о самом хорошем дне в этом году.

34.

1

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

Проект «Наш класс – дружная семья».

Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выполнение заданий учебника.

Раздел 7:«О братьях наших меньших» Всего часов – 6.

35.

1

С.Михалков «Трезор»,

Р.Сеф «Кто любит собак…».

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние произведений С.Маршака, В.Бианки, М.Пришвина; коллективное чтение текстов стихотворных произведений; составление небольшого монологического высказывания по вопросам учебника; определение и выделение главной мысли произведения.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4177/start/190397/

36.

1

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку».

Коллективное чтение текстов; участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений; составление рассказа по рисунку с опорой на памятку в учебнике.

https://qmusic.me/mp3/токмакова

37.

1

М.Пляцковский «Цап Царапыч»,

Г.Сапгир «Кошка».

Коллективное чтение текстов; ответы на предложенные вопросы по ходу чтения; в парной работе сравнение художественного и научно-познавательного текста; составление рассказа о кошках и собаках.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6465/start/141289/

38.

1

В.Берестов «Лягушата»,

В.Лунин «Никого не обижай»,

С.Михалков «Важный совет».

Коллективное чтение текстов; ответы на предложенные вопросы по ходу чтения; в парной работе обсуждение вопроса о том, кого нельзя обижать; придумывания своего названия стихотворения; пересказ текстов.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4179/start/186773/

39.

1

Д.Хармс «Храбрый еж»,

Н.Сдадков «Лисица и еж»,

С.Аксаков «Гнездо».

Осмысленное чтение текста; участие в диалоге при обсуждении прочитанного рассказа; составление своего текста- описания по наблюдениям за жизнью птиц; быстрое чтение стихотворения целыми словами.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6465/start/141289/

40.

1

Промежуточная аттестация.

Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выполнение заданий учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению по АООП НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения, 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению по АООП НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения...