Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс)

Карпуша Наталья Викторовна

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx83.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа учебного курса

 «Литературное чтение»

  1. 4 класс

2017 – 2021 учебные годы

Учитель: Карпуша Наталья Викторовна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-5–е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение».

Учебники: 

  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская,М.В., Бойкина «Литературное чтение»:  учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 1 класса.– М.: Просвещение, 2014г.
  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская,М.В., Бойкина «Литературное чтение»:  учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 2 класса в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2014г.
  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская,М.В., Бойкина «Литературное чтение»:  учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 3 класса в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2014г.
  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская,М.В., Бойкина «Литературное чтение»:  учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 4 класса в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2014г.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.  Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение» отводится 4 часа  в  неделю, всего на курс — 540 часов. Предмет изучается: в 1 классе — 135 часов в год, из них 92 часа – обучение грамоте и 40 часов – литературное чтение, во 2—4 классах — 136 часов в год (при 4 часах в неделю).    

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • полноценное восприятие художественной литературы;
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
  • умение пользоваться словарями и справочниками;
  • осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
  • умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
  • умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями

Предметные результаты:

1 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
  • Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

 3 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

  4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

    Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

 Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

 Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

 Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

 Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения 

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование

Обучение грамоте 1 класс (92 часа)

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1.

Добукварный период

18 ч

Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой».

Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д. Использовать эти правила при работе с «Азбукой».

Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков.

Составлять рассказ по рисунку и опорным словам.

Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки.

2.

Букварный период

55 ч

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками

Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков.

Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные или гласные, сравнивать их. Слышать и различать звуки в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Приводить примеры слов с новыми звуками.

Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы.

Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки обозначаются одинаково, одной и той же буквой.

Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и).

Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Самостоятельно читать предложения

Наблюдать над расхождением написания слов с их звуковой формой. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение)[1]. Сравнивать два вида чтения.

Наблюдать употребление заглавной буквы в именах.

Составлять устные высказывания по иллюстрациям.

3.

Послебукварный период

20 ч

На основе названия текста определять его содержание.

Читать текст самостоятельно.

Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием.

Назвать героев произведения.

Определить качества характера героев.

Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух.

Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно.

Разыграть фрагмент текста по ролям.

Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя.

ИТОГО:

92 ч

Литературное чтение (448 ч)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Вводные уроки

4

4

0

1

1

1

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.

2

Жили-были буквы

7

7

7

-

-

-

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Читать стихи наизусть.

3

Сказки, загадки, небылицы

7

7

7

-

-

-

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

4

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

5

5

-

-

-

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

5

И в шутку и всерьез

6

6

6

-

-

-

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения.

6

Я и мои друзья

7

7

7

-

-

-

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

7

О братьях наших меньших

7

7

7

-

-

-

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

8

Самое великое чудо на свете

8

8

-

4

4

-

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять  выставку книг, прочитанных летом.

Представлять любимую книгу и любимых героев.

Ориентироваться  в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу  по тематическому каталогу в  библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

9

Устное народное творчество

29

29

-

15

14

-

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Приложение 1

Перечень контрольных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Тест по разделу «Самое великое чудо на свете»
  2. Тест по разделу «Устное народное творчество»
  3. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь 1. Осень»
  4. Тест по разделу «Великие русские писатели»
  5. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь 2. Зима»
  6. Тест по разделу «Литературные сказки»
  7. Тест по разделу «Были – небылицы»
  8. Тест по разделу «Люби живое»
  9. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь 4»
  10. Тест по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
  11. Тест по разделу «По страницам детских журналов»

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 уч. год, 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

             Основное содержание уроков                        

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

3 клаccа.

1

Учебник по литературному чтению. Разделы, условные обозначения, содержание, словарь.

Работать с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.)

Самое великое чудо на свете  (4 ч.)

2

Самое великое чудо на свете

1

Какое чудо  считаете самым удивительным?

Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выражать личное отношение к прочитанному.

Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, уметь различать жанры произведений.

3

Рукописные книги

Древней Руси.

Подготовка сообщения.

1

Истории создания книг, отличие рукописной книги от печатной.

Жанровое разнообразие произведений

4

Первопечатник

Иван Федоров.

1

Кто впервые напечатал книги, в каком году?

5.

Внеклассное чтение

Урок-путешествие в прошлое.Оценка достижений. Тест.

1

Рукописные книги. Первопечатник, история создания книги.

Читать осознанно текст; определять тему, мысль произведения; пересказывать текст.

Устное народное творчество (14 ч.)

6

Знакомство с разделом «Устное народное творчество»

1

Фольклор, колядка, невзгодою, кликати, лукошко, заклички.

Различать  виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть  текст русских народных песен

7

Русские народные песни.

1

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

Рифма, песня, небылица, сказка

Отличать докучные сказки от других  видов сказок, называть их особенности,

9

Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

Докучные сказки «докука», промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка.

Называть виды прикладного искусства.

10-11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: народная сказка; литературная сказка .

Народная сказка, быль, литературная сказка

Находить, сравнивать   и характеризовать героев, находить нужный отрывок в тексте по вопросу, давать характеристику героям; пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части.

12-13

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

2

14-16

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

3

Сказка, образ

Пересказывать текст, давать характеристику героям. Как отличить народную сказку от литературной? Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.

17

Художники-иллюстра-торы В.Васнецов и

И.Билибин.

1

Художник-иллюстратор, иллюстрирование сказки.

Придумывать свои сказочные истории, сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

18

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное

 народное  творчество»).

1

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выражать личного отношения к прочитанному. Пересказывать текст. Владеть навыками быстрого и осознанного чтения, различать жанры устного народного творчества, объяснять смысл пословиц и поговорок.

19

Проект «Сочиняем

волшебную сказку».

Оценка достижений. Тест.

1

Зачин сказки, концовка, законы сказок.

Определять  присказку, зачин, концовку сказки. Сочинить собственную сказку по законам сказки

Люблю природу русскую. Осень

20

Знакомство с названием раздела.

1

Содержание, основная мысль

Читать стихотворные произведения наизусть, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя.

21

Проект «Как научиться читать стихи».

1

22

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1

Рифма, звук, речь

Олицетворение,  резвяся, перлы,

проворный, гам, нагорный.

Зефиры (борей)

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя. Определять названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

23

Ф.И. Тютчев  «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1

24

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой».

1

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

1

Олицетворение, сравнение

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя.

26

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы».

1

Рифма, настроение

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение литературного героя.

27

И. З. Суриков «Детство».

1

Опорные слова, рифма звук, речь

Читать наизусть: уметь заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

28

И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста,  связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов.

29

Путешествие в «Литературную страну» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») .

1

Произведения современной отечественной литературы

Опорные слова

Рифма

Звук

Речь

Учить  анализировать средства художественной выразительности;

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

30

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь №1». Тест.

Выставка рисунков.

1

Великие русские писатели ( 24 ч.)

31

Внеклассное чтение.

Любимые сказки,стихи. А.С.Пушкин.

1

Творчество А.С. Пушкина

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности

32

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».

1

К какому жанру относится произведение?

Как запомнить стихотворение?

Литературное произведение

Составлять сообщение на основе полученной информации о поэте.

33

А.С.Пушкин

Лирические стихотворения .

1

Правила произношения, интонация

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Воспринимать на слух и понимание художественных произведений.

34

А.С.Пушкин

«Зимнее утро».

1

Правила произношения, интонация

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя.

35

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

1

Правила произношения, интонация

Различать лирическое и прозаическое произведение.  Выразительно читать стихотворные произведения.

36

37

38

39

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Подготовка сообщения.

Выставка рисунков.

Литературная викторина.

4

Разный смысл повторов

Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

Интонацией передавать настроение,  делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.

40

Рисунки И. Билибина к сказке.

1

41

И.А.Крылов

Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

Знакомство с жизнью и творчеством баснописца..

Читать басни, передавая интонацией настроение, искать нужный отрывок в тексте по вопросам

42

И.А.Крылов «Мартышка и Очки».

1

Что такое мораль?

Басня, баснописец

Уметь читать стихотворные произведения наизусть.

43

И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

Иллюстрация, художник

Определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

44

И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

1

Басня, баснописец

В чём сила басни?

Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Читать стихотворные произведения; уметь отличать басни от других произведений, находить мораль.

45

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. подготовка сообщения на основе статьи.

1

Скрытый, переносный смысл стихотворения

.

Правильно читать: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

46

М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений. Выразительно и осознанно читать стихотворный текст

47

М.Лермонтов «Утёс», «Осень».

1

48

Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

Проза, рассказ

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

49

Л.Н.Толстой «Акула».

1

50

Л.Н.Толстой «Прыжок».

1

Проза, рассказ

Использовать навык беглого осознанного чтения, находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки.

51

Л.Н.Толстой «Лев и

собачка».

1

Проза, рассказ

Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение.

52

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

1

Проза, рассказ

Приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

53

Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Тест.

Оценка достижений.

1

Тема, главная мысль

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

                                                                  Поэтическая тетрадь 2. Зима. (7 ч.)

54

Вн.чтение. Знай и люби родную природу! Стихи русских поэтов о природе.

1

Стихи о природе. Язык стихотворения. Отношение автора к природе

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Воспримать на слух и понимание художественных произведений.

55

Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором …»

1

Краткая  биография  писателя.

стихотворение

Прогнозировать текст; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение литературного произведения.

56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Содержание, основная мысль

Владеть навыком выразительного чтения. Читать стихотворное произведения наизусть.

57

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

Содержание, основная мысль

Владеть навыком выразительного осознанного чтения стихотворного текста. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворения.

58

И.А.Бунин. Выразительное  чтение стихотворений.

1

Рифма, звук, речь

Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины.

59

Развивающий час (урок обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

Использовать навык  беглого выразительного чтения. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

60

Оценка достижений. Тест.  Проверка техники чтения.

1

Какое стихотворение произвело особое впечатление?

Читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения

61

Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит».

1

Литературное произведение

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

62

Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка).

1

Литературное произведение

Определять главную тему и главную мысль произведения; находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев.

63

Д.И. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

Монолог

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения.

64

65

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Выставка детских рисунков.

2

Монолог

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. Давать характеристику героям.

66

67

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Выставка детских рисунков.

2

Литературное произведение

Отличать народную сказку от авторской; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

68

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. Тест.

1

Литературное произведение, тема, главная мысль

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

Были – небылицы (10 ч.)

69

Внеклассное чтение. Рассказы, повести

А. Воронковой.

1

Литературное произведение

Изучить краткую биографию писателя. Владеть навыком правильного, беглого, смыслового чтения.

70

71

М. Горький « Случай с Евсейкой».

Выставка творческих работ.

2

Литературное произведение

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров, передавать их содержание по вопросам. Осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

72

К. Г. Паустовский

«Растрепанный воробей».

1

Монологическое высказывание

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; работать со словарем.

73

74

К. Г. Паустовский

«Растрепанный воробей».

Выставка детских рисунков.

      2

Рассказ, пересказ

Оценивать события, героев произведения.

75

76

77

А. И. Куприн «Слон». Представление сюжетных картинок.

3

Монолог, рассказ, пересказ

Владеть навыком беглого и осознанного чтения, находить в тексте нужный отрывок, читать по ролям. Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени.

78

Урок-путешествие по разделу «Были –

небылицы».Тест.

1

Техника чтения, анализ  стихотворного текста.

Связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать разных поэтов.

Поэтическая тетрадь 3  (6 ч.)

79

Внеклассное чтение. Что говорят стихи? Поэзия С. Я. Маршака

1

Литературное произведение

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

80

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

Литературное произведение

Читать вслух текст, соблюдая правила произведений и соответствующую интонацию.

81

Саша Черный

«Воробей», «Слон».

1

82

А. А. Блок «Ветхая

избушка», «Сны», «Ворона».

1

Рифма, звук, речь

Читать стихотворные произведения наизусть.  

83

С. А. Есенин «Черемуха».

1

Образные языковые средства-метаморфозы, олицетворение, сравнения

Рифма, звук, речь

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст.

84

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3».

1

О чём пишут авторы свои стихи, с которыми вы познакомились в этом разделе?

Прогнозировать текст, уметь пользоваться словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения.

Люби живое (16 ч.)

85

Внеклассное чтение. «Рассказы о животных В. Л. Дурова».

1

Литературное произведение

Выбирать для урока произведения по теме

86

М. Пришвин. «Моя

Родина». Сочинение на основе художественного текста.

1

Сочинение на основе текста

Составлять небольшое монологическое высказывание (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания).

87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

Выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

88

В. И. Белов «Малька провинилась».

1

Сравнение, олицетворение

Составлять вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

89

В. И. Белов «Еще раз про Мальку».

1

Произведение современной отечественной литературы

Пользоваться толковым словарем, характеризовать героев.

90

Внеклассное чтение.

Книги. А. Митяева об армии и ее героях.

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

91

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ

Пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа.

92

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

Выставка рисунков.

1

Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ

Владеть навыком беглого чтения. Работать над картинным планом; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; видеть настроение лирического произведения.

93

Б. С. Житков «Про

обезьянку».

Выставка рисунков.

1

Творчество Б.Житкова

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Работать в парах. Бережно относится ко всему живому.

Изучить творчество Б.С. Житкова. Выразительно читать произведение, пересказывать.

94

Внеклассное чтение

«Мама и мы».

1

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей.

95

В. Дуров «Наша Жучка».

1

Рассказ, пересказ

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Работать в парах.

96

В.П. Астафьев

«Капалуха»

1

Бережно относиться ко всему живому.

97

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

.

Рассказ, пересказ

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

98

Урок–конференция «Земля – наш дом

родной».

1

Тема, главная мысль, рассказ, пересказ

Создавать небольшие устные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

99

Оценка достижений по разделу: «Люби живое». Тест. 

1

Создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

100

Внеклассное чтение. «Наша библиотека».

1

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Поэтическая тетрадь 4. (7 ч.)

101

Знакомство с  разделом: «Поэтическая тетрадь 2».

1

Литературное произведение, чтение по ролям

Владеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения.

102

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над

росистой поляной…».

1

Читать по ролям; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

103

А.Л. Барто «Разлука»,  «В театре».

1

Сравнение двух стихотворений

Владеть навыком беглого выразительного чтения. Работать в парах. Оценивать свою и чужую работу.

104

С.В. Михалков «Если», «Рисунок».

1

Рифма, звук

Владеть навыком беглого, выразительного и осознанного чтения. Бережно относится ко всему живому.

105

Е.А. Благинина

«Кукушка», «Котенок».

1

Литературное произведение

Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины.

106

Обобщающий урок. Игра «Крестики-Нолики».

1

Владеть навыком беглого выразительно чтения.

107

Оценка достижений по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». Тест. 

1

Какие стихотворения русских поэтов о временах года и о природе вы знаете?

Работать в группе, оценивать свою и чужую работу.

       Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч.)

108

Внеклассное чтение

Книги о космонавтах.

1

Литературное произведение космос, космонавт

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

109

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь

кузовок».

1

Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов

110

111

А. П. Платонов «Цветок на земле».

2

Литературное произведение, рассказ

Выразительно читать, уважать пожилых людей. Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем.

112

113

А. П. Платонов «Еще

 мама».

2

Литературное произведение, рассказ

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

114

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

Краткая биография писателя.

Находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному.

115

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем. Читать по ролям.

116

Н.Н. Носов «Федина

 задача».

1

Монологическое высказывание, юмористическое произведение

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь определять в тексте главную мысль, делить текст на части.

117

Н.Н. Носов «Телефон».

1

Диалог

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Работать со словарем.

118

В. Драгунский «Друг детства».

1

119

Игра – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений. Тест

1

.

Определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

По страницам детских журналов

120

Внеклассное чтение. «Любимые книги –

любимые писатели».

1

Уметь рассказывать о своём любимом писателе

121

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

Литературное произведение, рассказ

Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию».

122

Ю.И. Ермолаев

«Проговорился».

1

Основная мысль произведения, герои.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

123

Ю.И. Ермолаев

 «Воспитатели».

1

Рассказ, основная мысль произведения

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

124

Внеклассное чтение

О чем рассказывают журналы?

1

Детские журналы, статьи

Уметь находить произведения по теме

125

Г.Б. Остер «Вредные

советы». «Как

получаются легенды».

1

Юмор и сатира

Пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения.

126

Р.Сеф «Весёлые  стихи».

1

Сатира

Владеть навыком выразительного чтения.

127

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений. Тест.

1

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Зарубежная литература (8 ч.)

128

Знакомство с  разделом: «Мифы Древней Греции».

 

1

Литературное произведение-миф. Особенности мифа, герои.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

129

130

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

.

2

Мифы Древней Греции

Объяснять, что такое миф. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

131

132

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Выставка рисунков.

3

Произведение зарубежной литературы, диалог

Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Самостоятельно по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова.

134

Внеклассное чтение. «Мои  любимые  книги».

1

С какими новыми авторами Вы познакомились?

Обобщать знания и умения, полученные ранее, пересказывать полюбившиеся произведения; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы. Создавать письменные ответы на поставленные вопросы, анализировать, выделять в тексте главное, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать мысли в устной и письменной форме.

135

Развивающий час по теме: «Зарубежная

литература».

Оценка достижений. Тест.

1

136

Итоговый урок-викторина

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...