Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс)

Екатерина Николаевна Пшеничная

Рабочая программа Литературное чтение  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx61.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.

2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая  тетрадь  :  пособие  для  учащихся  общеобразоват.  организаций  /  М. В. Бойкина,  Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2016.

Общая характеристика учебного предмета1

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравствен-ному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Место курса в учебном плане

Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой работе будет уделено проверке освоения третьеклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа контролирует также освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умений работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления странички читательского портфолио.

Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.

Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.

Содержание курса2

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование).

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника), слушание различных текстов. Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания; умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно готовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста – художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать мотивацию поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умения отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начале книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание, или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составлять аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельная работа с соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста, своеобразия выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватности содержанию.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Ознакомление с понятием «Родина», формирование представлений о выражении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с привлечением специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; составление плана (в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении художественных текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими видами текста.

Понимание заглавия произведения, его соотнесение с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые, или опорные, слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Умение доказывать собственную точку зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведений изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий; короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, рассказами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX–XX вв., классиков детской литературы; с произведениями современной  отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов  Древней  Греции,  житийной  литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов; произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности; юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности – синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор – и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворногопроизведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений.  Малые  фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей,  последовательности  событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умений различать сезонные состояния природы, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи, сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями; формирование умений находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета3

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствуется качество чтения, особенно его осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой
и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках уроков литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Планируемые результаты изучения учебного курса4

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

· осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

· употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

· понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

· пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

· осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

· находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

·понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

·читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

·пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

·участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

·формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

·делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

·домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

·выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

·находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

·готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

· писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;

· пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

· сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

·пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

·составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

·подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

·писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

· осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;

· находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);

·определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизустьи пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.

Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой,  изобразительно-выразительные  средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностные результаты

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).

Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.

Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.

Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.

Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.

Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.

Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

1

 Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

13

3

Поэтическая тетрадь

7

4

Великие русские писатели

22

5

Поэтическая тетрадь

7

 6

Литературные сказки

8

7

Были-небылицы

9

8

Поэтическая тетрадь

6

9

Люби живое

16

10

Поэтическая тетрадь

7

11

Собирай по ягодке-наберешь кузовок

16

12

По страницам детских журналов

13

13

Зарубежная литература

10

Итого:

136

Учебно-методические пособия

1. Примерная основная образовательная программа ОУ

1. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.

2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая  тетрадь  :  пособие  для  учащихся  общеобразоват.  организаций  /  М. В. Бойкина,  Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2016.

Календарно-тематическое планирование

Предмет

Вариант

Литературное чтение

Литературное чтение 3 кл.Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий и др.

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Самое великое чудо на свете(2ч)

Книга как источник необходимых знаний.Рукописные книги Древней Руси.

1

Какое чудо считается самым удивительным.Какие книги называют рукописными.

 

Первопечатник Иван Федоров.

1

Как создавалась первая русская печатня.Почему Иван Васильевич решил построить печатный двор.

Устное народное творчество(13ч)

Русские народные песни,небылицы.

2

Как слагались народные песни,когда пелись.

 

Докучные сказки.

1

Ознакомление учащихся с особенностями докучной сказки и ее отличиями от других видов сказок.

 

Русская народная сказка"Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

3

Ознакомление учащихся с особенностями волшебной сказки,характеристика героев сказки.

 

Русская народная сказка"Иван-царевич и серый волк."

3

Ознакомление с русской народной сказкой"Иван-царевич и серый волк",способы нахождения нужного отрывка.

 

Русская народная сказка "Сивка-Бурка"

3

Ознакомление учащихся  с русскими народными сказками,рассуждение о категориях "добро", "зло", "красиво" и "безобразно".

 

Внеклассное чтение"Русские народные сказки".

1

Как выбрать книги для самостоятельного чтения

Поэтическая тетрадь(7ч)

Ф.И.Тютчев"Весенняя гроза", «Листья».

1

Обучение анализу лирического текста.

 

А.А.Фет"Мама глянь-ка из окошка…",  «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

Почему поэт воспевает родную природу.Какие чувства при этом испытывает

 

И.С.Никитин"Полно,степь моя,спать непробудно…"

1

Пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам,находить в произведении средства художественной выразительности.

 

И.С.Никитин"Встреча зимы."

1

Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос,понимать особенности стихотворения.

 

И.З.Суриков"Детство","Зима".

1

Осмысливать специфику лирического стихотворения.

 

Урок-концерт"Знай и люби родную природу".

1

Уметь читать лирические произведения,выделяя по смыслу слова.

 

Обобщение.Страницы русской классики.

1

Употребление пословиц и поговорок в учебных диалогах.

Великие русские писатели(22ч)

А.С.Пушкин-великий русский писатель.Биография и творчество.

1

Знакомство с биографией и творчеством поэта.

 

А.С.Пушкин.Лирические стихотворения.

2

Учить работать с лирическим  текстом.

 

А.С.Пушкин"Сказка о царе Салтане".Тема сказки.События сказочного текста.

4

Способствовать формированию нравственных ценностей,отраженных в поэтической сказке А.С.Пушкина.(нравственный урок сватье Бабарихе,поварихе,ткачихе)

 

И.А.Крылов.Биография и творчество.

1

Создать условия для ознакомления с творчеством И.А.Крылова;художественным жанром-басней.

 

Басни И.А.Крылова.

2

Способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И.А.Крылова.

 

М.Ю.Лермонтов-выдающийся русский поэт.Биография и творчество.

1

Создать условия для ознакомления с  основными сведениями биографии М.Ю.Лермонтова,его творчеством.

 

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения.

2

Расширять представления о передаче эмоций через художественный текст;развивать умения анализировать лирическое произведение.

 

Детство Л.Н.Толстого.

1

Создать условия для ознакомления с краткой биографией писателя,его детскими годами.

 

Л.Н.Толстой"Акула".

2

Обучение работе с прозаическим текстом(определение основных сюжетных линий,главной мысли произведения,характеристика героя).

 

Л.Н.Толстой"Прыжок".

2

Способствовать развитию навыков выразительного чтения,воображения,творческого мышления,памяти,связной речи;формированию нравственных представлений о героизме,храбрости.

 

Л.Н.Толстой"Лев и собачка".

1

Создать условия для ознакомления с рассказом Л.Н.Толстого"Лев и собачка".

 

Какая бывает роса на траве.Куда девается вода из моря.

1

Создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов.

 

Подробный и выборочный пересказ.Проверка и оценка достижений.

1

Создать условия для проверки основных понятий раздела;способствовать развитию умений пересказывать текст;оценивать свой ответ.

 

Внеклассное чтение"Великие русские писатели".КВН.

1

Способствовать формированию системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

Поэтическая тетрадь(7ч)

Н.А.Некрасов.Стихотворение о природе.

1

Создать условия для ознакомления с творчеством Н.А.Некрасова;обучения видению картины,описываемой автором.

 

Н.А.Некрасов"Дедушка Мазай и зайцы".

2

Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением;обучения делению текста на части;анализу содержания прочитанного.

 

К.Д.Бальмонт"Золотое слово".

1

Ознакомление с творчеством и биографией поэта К.Д.Бальмонта;способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии.

 

И.А.Бунин"Детство","Полевые цветы","Густой зеленый ельник у дороги…"

2

Создать условия дляобучения выразительному чтению лирических произведений,анализу,выделению главной мысли стихотворения.

 

Обобщение по теме"Поэтическая тетрадь".Проверка и оценка достижений.

1

Содействовать воспитанию любви к природе через образное ее представление.

Литературные сказки(8ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк"Аленушкины сказки".

2

Способствовать формированию понятия"литературная сказка",обучения работе с повествовательным текстом.

 

В.М.Гаршин"Лягушка-путешественница".

2

Подвести обучающихся к пониманию основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки.

 

В.Ф.Одоевский"Мороз Иванович".

2

Создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с народной сказкой"Морозко".

 

Внеклассное чтение."Литературные сказки".

1

Обучения поиску книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках.

 

Обобщение по разделу"Литературные сказки".

1

Характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

Были-небылицы(9ч)

М.Горький"Случай с Евсейкой".

2

Ознакомление с жизнью и творчеством М.Горького,оценивание событий,поступков героев произведения.

 

К.Г.Паустовского"Растрепанный воробей".

3

Ознакомление с биографией К.Г.Паустовского;его произведением"Растрепанный воробей"обучение определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии.

 

А.И.Куприн"Слон".

3

Ознакомление с биографией А.И.Куприна;его произведением"Слон"обучение определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии.

 

Путешествие по "Былям-небылицам".Проверка и оценка достижений.

1

Обобщение знаний по разделу.

Поэтическая тетрадь(6ч)

Саша Черный.Стихи о животных."Что ты тискаешь утенка","Воробей","Слон".

2

Формирование умений эмоционально воспринимать художественный текст,красоту поэтического слова.

 

А.А.Блок.Картины зимних забав.

2

Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического произведения и произведения живописи.

 

С.А.Есенин"Черемуха".

1

Знакомство с эпитетом как образным средством языка,обучение оцениванию своих поступков и поступков окружающих в природе.

 

Обобщение по разделу"Поэтическая тетрадь".

1

Обобщение знаний по разделу.

Люби живое(16ч)

М.Пришвин"Моя Родина".

1

Развитие умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия,иллюстраций,составлять план и пересказывать текст по этому плану.

 

И.С.Соколов-Микитов"Листопадничек"

3

Ознакомление с творчеством и биографией И.С.Соколова-Микитова;обучение читательской самостоятельности.

 

В.И.Белов"Малька провинилась". "Еще раз о Мальке".

2

Формирование умений выделять в тексте фрагменты,нужные для ответа на вопрос.

 

В.В.Бианки"Мышонок Пик".

2

Ознакомление с творчеством и произведением В.В.Бианки.

 

Б.С.Житков"Про обезьянку".

3

Ознакомление с рассказом Б.С.Житкова;проверка умения составлять краткий пересказ,используя картинный план.

 

В.П.Астафьев"Капалуха".

1

Ознакомление с жизнью и творчеством В.П.Астафьева,оценивание событий,поступков героев произведения.

 

В.Ю.Драгунский"Он живой и светится".

2

Помочь учащимся осмыслить возможность дружеских отношений между разными людьми.

 

Обобщение по разделу"Люби живое".Проверка и оценка достижений.

1

Обобщение знаний по разделу.

 

Внеклассное чтение по теме "Люби все живое.

В.Бианки"Лесная газета".

1

Ознакомление с выставкой книг по теме"Люби живое".

Поэтическая тетрадь(7ч)

С.Я.Маршак"Гроза днем","В лесу над росистой поляной".

1

Ознакомление с произведениями С.Я.Маршака.

 

А.Л.Барто"Разлука","В театре".

2

Ознакомление с биографией и произведениями А.Л.Барто.

 

С.В.Михалков"Если".

1

Ознакомление с творчеством С.В.Михалкова,его биографией.

 

Е.А.Благинина"Кукушка"."Котенок".

1

Ознакомление с творчеством Е.А.Благининой.

 

Проект"Времена года.Праздник поэзии".

1

Создание условий для приобщения учащихся к природе через ознакомления с произведениями живописи,поэзии и музыки.

 

Литературная игра.Обобщение по разделу"Поэтическая тетрадь".

1

Обобщение знаний по разделу.

Собирай по ягодке-наберешь кузовок (16ч)

Положительные качества человека.Б.В,Шергин"Собирай по ягодке-наберешь кузовок".

2

понимать позицию какого героя произведения поддерживает автор

 

А.П.Платонов"Цветок на земле"

2

способствовать развитию умений читать вдумчиво

 

Рассказы о детях.А.П.Платонов"Еще мама".

1

ознакомить с произведениями живописи

 

А.А.Платонов"Еще мама".

1

учить выделению в тексте эпизодов для пересказа

 

Образы детей в произведении М.М.Зощенко"Золотые слова"

1

способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев

 

М.М.Зощенко"Золотые слова".

2

способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев

 

Общение и поступки детей.М.М.Зощенко"Великие путешественники".

1

обучение делению текста на части

 

М.М.Зощенко"Великие путешественники".

2

развивать умения выполнять анализ эпического произведения

 

Юмористические рассказы для детей.Н.Н.Носов"Федина задача","Телефон".

1

способствовать формированию представления о понятиях "сатира" и "юмор"

 

Обобщение по разделу

"Собирай по ягодке-наберешь и кузовок".

2

Обучение коллективному творчеству,способствовать развитию правильной связной речи.

 

Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Создать условия для развития умения опираться на ин-формационный аппарат книги, ее элементы при выборе книг и поиске информации; способствовать развитию умения делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них

По страницам детских журналов(13ч)

"Мурзилка" и "Веселые картинки"-самые старые детские журналы.

4

Прививать вкус и любовь к художественной литературе.

 

Рассказ Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой".

1

Совершенствовать навыкивыразительного чтения.

 

Ю.Ермолаев"Проговорился","Воспитатели".

2

Ознакомление с рассказами"Проговорился","Воспитатели".

 

Г.Б.Остер"Вредные советы","Как получаются легенды".

2

Ознакомление с произведениями Г.Б.Остера.

 

Р.Сеф"Веселые стихи".

2

Формировать тип правильной читательской деятельности.

 

Обобщение по разделу"По страницам детских журналов".Проверка и оценка успехов.

2

Создать условия для обучения видению смешного в произведениях писателей и поэтов.

Зарубежная литература(10ч)

Древнегреческий миф."Храбрый Персей".

3

Представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств.

 

Г.-Х.Андерсен"Гадкий утенок".

3

Ознакомление с творчеством Г.-Х.Андерсена и сказкой"Гадкий утенок"

 

Обобщение по разделу "Зарубежная литература".

3

Обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу.

 

Итоговый урок"Что читать летом".

1

Побуждать к размышлению над книгой.

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»

1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...

Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.

Рабочие программы 1-4 классы "Школа  России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....

Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе

Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...

Литературное чтение Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта для 4 класса  общеобразовательной школы, Концепции духовно-нравственного ра...