Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа Литературное чтение 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 61.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2016.
Общая характеристика учебного предмета1
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравствен-ному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Место курса в учебном плане
Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой работе будет уделено проверке освоения третьеклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа контролирует также освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умений работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления странички читательского портфолио.
Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.
Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.
Содержание курса2
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование).
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника), слушание различных текстов. Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания; умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно готовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста – художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать мотивацию поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умения отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начале книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание, или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составлять аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельная работа с соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста, своеобразия выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватности содержанию.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Ознакомление с понятием «Родина», формирование представлений о выражении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с привлечением специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; составление плана (в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении художественных текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими видами текста.
Понимание заглавия произведения, его соотнесение с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые, или опорные, слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Умение доказывать собственную точку зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведений изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий; короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, рассказами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX–XX вв., классиков детской литературы; с произведениями современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов; произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности – синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор – и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворногопроизведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умений различать сезонные состояния природы, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи, сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями; формирование умений находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета3
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствуется качество чтения, особенно его осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой
и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках уроков литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты изучения учебного курса4
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
· осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
· употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
· пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
· осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
· находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
·понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
·читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
·пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
·участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
·формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
·делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
·домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
·выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
·находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
·готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
· писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
· пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
· сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
·пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
·составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
·подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
·писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
· осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
· находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
·определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизустьи пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 13 |
3 | Поэтическая тетрадь | 7 |
4 | Великие русские писатели | 22 |
5 | Поэтическая тетрадь | 7 |
6 | Литературные сказки | 8 |
7 | Были-небылицы | 9 |
8 | Поэтическая тетрадь | 6 |
9 | Люби живое | 16 |
10 | Поэтическая тетрадь | 7 |
11 | Собирай по ягодке-наберешь кузовок | 16 |
12 | По страницам детских журналов | 13 |
13 | Зарубежная литература | 10 |
Итого: | 136 |
Учебно-методические пособия
1. Примерная основная образовательная программа ОУ
1. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2016.
Календарно-тематическое планирование
Предмет | Вариант | ||
Литературное чтение | Литературное чтение 3 кл.Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий и др. | ||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока |
Самое великое чудо на свете(2ч) | Книга как источник необходимых знаний.Рукописные книги Древней Руси. | 1 | Какое чудо считается самым удивительным.Какие книги называют рукописными. |
| Первопечатник Иван Федоров. | 1 | Как создавалась первая русская печатня.Почему Иван Васильевич решил построить печатный двор. |
Устное народное творчество(13ч) | Русские народные песни,небылицы. | 2 | Как слагались народные песни,когда пелись. |
| Докучные сказки. | 1 | Ознакомление учащихся с особенностями докучной сказки и ее отличиями от других видов сказок. |
| Русская народная сказка"Сестрица Аленушка и братец Иванушка". | 3 | Ознакомление учащихся с особенностями волшебной сказки,характеристика героев сказки. |
| Русская народная сказка"Иван-царевич и серый волк." | 3 | Ознакомление с русской народной сказкой"Иван-царевич и серый волк",способы нахождения нужного отрывка. |
| Русская народная сказка "Сивка-Бурка" | 3 | Ознакомление учащихся с русскими народными сказками,рассуждение о категориях "добро", "зло", "красиво" и "безобразно". |
| Внеклассное чтение"Русские народные сказки". | 1 | Как выбрать книги для самостоятельного чтения |
Поэтическая тетрадь(7ч) | Ф.И.Тютчев"Весенняя гроза", «Листья». | 1 | Обучение анализу лирического текста. |
| А.А.Фет"Мама глянь-ка из окошка…", «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | Почему поэт воспевает родную природу.Какие чувства при этом испытывает |
| И.С.Никитин"Полно,степь моя,спать непробудно…" | 1 | Пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам,находить в произведении средства художественной выразительности. |
| И.С.Никитин"Встреча зимы." | 1 | Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос,понимать особенности стихотворения. |
| И.З.Суриков"Детство","Зима". | 1 | Осмысливать специфику лирического стихотворения. |
| Урок-концерт"Знай и люби родную природу". | 1 | Уметь читать лирические произведения,выделяя по смыслу слова. |
| Обобщение.Страницы русской классики. | 1 | Употребление пословиц и поговорок в учебных диалогах. |
Великие русские писатели(22ч) | А.С.Пушкин-великий русский писатель.Биография и творчество. | 1 | Знакомство с биографией и творчеством поэта. |
| А.С.Пушкин.Лирические стихотворения. | 2 | Учить работать с лирическим текстом. |
| А.С.Пушкин"Сказка о царе Салтане".Тема сказки.События сказочного текста. | 4 | Способствовать формированию нравственных ценностей,отраженных в поэтической сказке А.С.Пушкина.(нравственный урок сватье Бабарихе,поварихе,ткачихе) |
| И.А.Крылов.Биография и творчество. | 1 | Создать условия для ознакомления с творчеством И.А.Крылова;художественным жанром-басней. |
| Басни И.А.Крылова. | 2 | Способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И.А.Крылова. |
| М.Ю.Лермонтов-выдающийся русский поэт.Биография и творчество. | 1 | Создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии М.Ю.Лермонтова,его творчеством. |
| М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. | 2 | Расширять представления о передаче эмоций через художественный текст;развивать умения анализировать лирическое произведение. |
| Детство Л.Н.Толстого. | 1 | Создать условия для ознакомления с краткой биографией писателя,его детскими годами. |
| Л.Н.Толстой"Акула". | 2 | Обучение работе с прозаическим текстом(определение основных сюжетных линий,главной мысли произведения,характеристика героя). |
| Л.Н.Толстой"Прыжок". | 2 | Способствовать развитию навыков выразительного чтения,воображения,творческого мышления,памяти,связной речи;формированию нравственных представлений о героизме,храбрости. |
| Л.Н.Толстой"Лев и собачка". | 1 | Создать условия для ознакомления с рассказом Л.Н.Толстого"Лев и собачка". |
| Какая бывает роса на траве.Куда девается вода из моря. | 1 | Создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов. |
| Подробный и выборочный пересказ.Проверка и оценка достижений. | 1 | Создать условия для проверки основных понятий раздела;способствовать развитию умений пересказывать текст;оценивать свой ответ. |
| Внеклассное чтение"Великие русские писатели".КВН. | 1 | Способствовать формированию системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем. |
Поэтическая тетрадь(7ч) | Н.А.Некрасов.Стихотворение о природе. | 1 | Создать условия для ознакомления с творчеством Н.А.Некрасова;обучения видению картины,описываемой автором. |
| Н.А.Некрасов"Дедушка Мазай и зайцы". | 2 | Создать условия для ознакомления обучающихся с новым произведением;обучения делению текста на части;анализу содержания прочитанного. |
| К.Д.Бальмонт"Золотое слово". | 1 | Ознакомление с творчеством и биографией поэта К.Д.Бальмонта;способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии. |
| И.А.Бунин"Детство","Полевые цветы","Густой зеленый ельник у дороги…" | 2 | Создать условия дляобучения выразительному чтению лирических произведений,анализу,выделению главной мысли стихотворения. |
| Обобщение по теме"Поэтическая тетрадь".Проверка и оценка достижений. | 1 | Содействовать воспитанию любви к природе через образное ее представление. |
Литературные сказки(8ч) | Д.Н.Мамин-Сибиряк"Аленушкины сказки". | 2 | Способствовать формированию понятия"литературная сказка",обучения работе с повествовательным текстом. |
| В.М.Гаршин"Лягушка-путешественница". | 2 | Подвести обучающихся к пониманию основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки. |
| В.Ф.Одоевский"Мороз Иванович". | 2 | Создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с народной сказкой"Морозко". |
| Внеклассное чтение."Литературные сказки". | 1 | Обучения поиску книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках. |
| Обобщение по разделу"Литературные сказки". | 1 | Характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков. |
Были-небылицы(9ч) | М.Горький"Случай с Евсейкой". | 2 | Ознакомление с жизнью и творчеством М.Горького,оценивание событий,поступков героев произведения. |
| К.Г.Паустовского"Растрепанный воробей". | 3 | Ознакомление с биографией К.Г.Паустовского;его произведением"Растрепанный воробей"обучение определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии. |
| А.И.Куприн"Слон". | 3 | Ознакомление с биографией А.И.Куприна;его произведением"Слон"обучение определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии. |
| Путешествие по "Былям-небылицам".Проверка и оценка достижений. | 1 | Обобщение знаний по разделу. |
Поэтическая тетрадь(6ч) | Саша Черный.Стихи о животных."Что ты тискаешь утенка","Воробей","Слон". | 2 | Формирование умений эмоционально воспринимать художественный текст,красоту поэтического слова. |
| А.А.Блок.Картины зимних забав. | 2 | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического произведения и произведения живописи. |
| С.А.Есенин"Черемуха". | 1 | Знакомство с эпитетом как образным средством языка,обучение оцениванию своих поступков и поступков окружающих в природе. |
| Обобщение по разделу"Поэтическая тетрадь". | 1 | Обобщение знаний по разделу. |
Люби живое(16ч) | М.Пришвин"Моя Родина". | 1 | Развитие умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия,иллюстраций,составлять план и пересказывать текст по этому плану. |
| И.С.Соколов-Микитов"Листопадничек" | 3 | Ознакомление с творчеством и биографией И.С.Соколова-Микитова;обучение читательской самостоятельности. |
| В.И.Белов"Малька провинилась". "Еще раз о Мальке". | 2 | Формирование умений выделять в тексте фрагменты,нужные для ответа на вопрос. |
| В.В.Бианки"Мышонок Пик". | 2 | Ознакомление с творчеством и произведением В.В.Бианки. |
| Б.С.Житков"Про обезьянку". | 3 | Ознакомление с рассказом Б.С.Житкова;проверка умения составлять краткий пересказ,используя картинный план. |
| В.П.Астафьев"Капалуха". | 1 | Ознакомление с жизнью и творчеством В.П.Астафьева,оценивание событий,поступков героев произведения. |
| В.Ю.Драгунский"Он живой и светится". | 2 | Помочь учащимся осмыслить возможность дружеских отношений между разными людьми. |
| Обобщение по разделу"Люби живое".Проверка и оценка достижений. | 1 | Обобщение знаний по разделу. |
| Внеклассное чтение по теме "Люби все живое. В.Бианки"Лесная газета". | 1 | Ознакомление с выставкой книг по теме"Люби живое". |
Поэтическая тетрадь(7ч) | С.Я.Маршак"Гроза днем","В лесу над росистой поляной". | 1 | Ознакомление с произведениями С.Я.Маршака. |
| А.Л.Барто"Разлука","В театре". | 2 | Ознакомление с биографией и произведениями А.Л.Барто. |
| С.В.Михалков"Если". | 1 | Ознакомление с творчеством С.В.Михалкова,его биографией. |
| Е.А.Благинина"Кукушка"."Котенок". | 1 | Ознакомление с творчеством Е.А.Благининой. |
| Проект"Времена года.Праздник поэзии". | 1 | Создание условий для приобщения учащихся к природе через ознакомления с произведениями живописи,поэзии и музыки. |
| Литературная игра.Обобщение по разделу"Поэтическая тетрадь". | 1 | Обобщение знаний по разделу. |
Собирай по ягодке-наберешь кузовок (16ч) | Положительные качества человека.Б.В,Шергин"Собирай по ягодке-наберешь кузовок". | 2 | понимать позицию какого героя произведения поддерживает автор |
| А.П.Платонов"Цветок на земле" | 2 | способствовать развитию умений читать вдумчиво |
| Рассказы о детях.А.П.Платонов"Еще мама". | 1 | ознакомить с произведениями живописи |
| А.А.Платонов"Еще мама". | 1 | учить выделению в тексте эпизодов для пересказа |
| Образы детей в произведении М.М.Зощенко"Золотые слова" | 1 | способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев |
| М.М.Зощенко"Золотые слова". | 2 | способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев |
| Общение и поступки детей.М.М.Зощенко"Великие путешественники". | 1 | обучение делению текста на части |
| М.М.Зощенко"Великие путешественники". | 2 | развивать умения выполнять анализ эпического произведения |
| Юмористические рассказы для детей.Н.Н.Носов"Федина задача","Телефон". | 1 | способствовать формированию представления о понятиях "сатира" и "юмор" |
| Обобщение по разделу "Собирай по ягодке-наберешь и кузовок". | 2 | Обучение коллективному творчеству,способствовать развитию правильной связной речи. |
| Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | Создать условия для развития умения опираться на ин-формационный аппарат книги, ее элементы при выборе книг и поиске информации; способствовать развитию умения делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них |
По страницам детских журналов(13ч) | "Мурзилка" и "Веселые картинки"-самые старые детские журналы. | 4 | Прививать вкус и любовь к художественной литературе. |
| Рассказ Л.Кассиля"Отметки Риммы Лебедевой". | 1 | Совершенствовать навыкивыразительного чтения. |
| Ю.Ермолаев"Проговорился","Воспитатели". | 2 | Ознакомление с рассказами"Проговорился","Воспитатели". |
| Г.Б.Остер"Вредные советы","Как получаются легенды". | 2 | Ознакомление с произведениями Г.Б.Остера. |
| Р.Сеф"Веселые стихи". | 2 | Формировать тип правильной читательской деятельности. |
| Обобщение по разделу"По страницам детских журналов".Проверка и оценка успехов. | 2 | Создать условия для обучения видению смешного в произведениях писателей и поэтов. |
Зарубежная литература(10ч) | Древнегреческий миф."Храбрый Персей". | 3 | Представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств. |
| Г.-Х.Андерсен"Гадкий утенок". | 3 | Ознакомление с творчеством Г.-Х.Андерсена и сказкой"Гадкий утенок" |
| Обобщение по разделу "Зарубежная литература". | 3 | Обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу. |
| Итоговый урок"Что читать летом". | 1 | Побуждать к размышлению над книгой. |
136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»
1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе
Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...
Литературное чтение Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта для 4 класса общеобразовательной школы, Концепции духовно-нравственного ра...