Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Демченко Елена Сергеевна

УМК "Перспектива" рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4kl.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

город Миллерово              Ростовской области

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  № 8

              "Утверждаю"

      Директор  МБОУ СОШ №8

Приказ  № 251   от    30.08.2019г. 

____________      В. А.   Лут

           

                       

         

                                  Рабочая программа

по курсу «Литературное  чтение»

       начальное общее образование 4 класс

                                         Количество часов :    102 часа

                                        Учитель :                    Демченко Е.С..

                                 Программа разработана на основе учебника   «Литературное чтение   4класс» в 2-х частях        

                                     Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Издательство М: «Просвещение», 2017г.

1.Пояснительная записка

Примерная  рабочая программа по литературному чтению в 4 классе создана на основе:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089;

- Примерная программа начального общего образования на базовом уровне по литературному чтению;

- Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8;

- Обязательный минимум содержания ООП ФК ГОС начального общего образования от 5.03.2004г. №1089;

- Учебный план МБОУ СОШ № 8;

- Устав МБОУ СОШ № 8;

- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ СОШ № 8.

-Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Виноградской Л.А., М., «Просвещение», 2017год;

-Сборника рабочих программ, система учебников «Перспектива», М., «Просвещение», 2017год;

   Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

 

На изучение данной программы по базисному плану  отводится 102 (3ч в неделю). Решением педагогического совета№1от28.08.2019 года продолжительность учебного года во 2-8-10 классах сокращена до 25 мая 2020,так как МБОУ СОШ № 8 является ППЭ № 103.  Данная программа рассчитана  на 100 часов ,потому что часть уроков 2019-20уч.г. выпадает на праздничные дни .

2.Учебно –тематический план

Название темы

Количество

часов по авторской

программе

Проверка техники чтения

Контрольные работы

2.

Книга в мировой культуре

  8 часов

1час

   1-

3.

Истоки литературного творчества

16 часов

-

1

4.

О Родине, о подвигах, о славе

19 часов

-

1

5.

Жить по совести, любя друг друга

13 часов

-

1

6.

Литературная  сказка

22 часов

-

1

7.

Великие русские писатели

             22часа

-

1

ИТОГО:

100часов

7

3.СОДЕРЖАНИЕ  программы

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Содержание курса  в  4 классе

Книга в мировой культуре (8  часов). Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Истоки литературного творчества(16 часов). Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.

О Родине, о подвигах, о славе (19 часов). Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.

Жить по совести, любя друг друга (13 часов). Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.

Литературная сказка (22часов). Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки.

Великие русские писатели (22  час). Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.

4.Календарно-тематическое планирование

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые               результаты

Домашнее задание

Дата

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1 четверть

КНИГА         В         МИРОВОЙ            КУЛЬТУРЕ (8 час)

1

Вводный урок. Высказывание о книгах известных людей

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам.

Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе4 оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов

Принятие образа хорошего ученика

П: Раскрывать понятие «литературные жанры» и использовать его в активном словаре

Р: Группировать высказывания по темам, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Составлять рассказы на тему

Стр.4-5 выучить 3 пословицы

03.09

2

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

П:Определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение

 Р: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

К: Формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

Составлять устное сочинение на заданную тему

Стр7, в. 4

05.09

3

Из Повести временных лет.

О книгах.

Летописец Нестор.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение

Р: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

К: Формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

Рассказывать о древних книгах и современных книгах

Стр.9 чит, подгот доклад

06.09

4

М. Горький.

О книгах.  

Рассказ о своей домашней библиотеке.

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Оформлять отзыв о домашней библиотеке

Р: Выполнять учебные задания, используя план, алгоритм, формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Составлять рассказ на заданную тему

Стр. 9, вопр.2

10.09

5

История книги.

Проявлять интерес и желание рассказать об истории книги

Р: Выполнять учебные задания, используя план, алгоритм, формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

К:  Подбирать адекватные высказывания для оформления мысли в рамках учебного диалога

Составлять диалог на тему «История книги»

Стр. 10-13 , пересказ

12.09

6

Удивительная находка.

Самооценка, поведение в детском коллективе

Р:  Составлять план статьи и пересказывать его по плану

К: Адекватно использовать речевые средства для представления результата

Рассказывать содержание прочитанного

Стр.14-15, краткий пересказ

13.09

7

Экскурсия в библиотеку.

Подготовка сообщений о книгах.

Проявлять интерес к изучению темы

П: Определять ценность и значимость книги, обосновывать совё мнение

Р: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

К: Формулировать мнение о книге в рамках учебного диалога

Подготовка сообщения на заданную тему

Подготовить доклад о старинных книгах

17.09

      8

 Проверка техники чтения.

ИСТОКИ ЛИТЕРАТУРНО

ГО ТВОРЧЕСТВА

16ч

Оценивать результат собственной деятельности

Р: Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

К: Адекватно использовать речевые средства для представления результата

Использовать приобретённые знания для выполнения к.р.

19.09

1

Виды устного народного творчества

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц.  Сравнивать пословицы  и поговорки разных народов. Группировать пословицы и и поговорки по темам.  Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине. Выявлять особенности  мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие

Проявлять интерес к изучению темы

П: Определять назначение фольклорного жанра и обосновывать своё мнение примерами

Р: Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Определять жанры УНТ и приводить примеры

Стр. 18-19

20.09

2

Пословицы разных народов.

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

П: Объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам

К: Формулировать мнение в рамках учебного диалога

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов

стр. 18-21, в3

24.09

3

Библия - главная священная книга  христиан.

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

П: Определять значение Библии, смысл библейских высказываний  и обосновывать своё мнение.

Определять главную мысль притчи

Р: Проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания

К: использовать речевые средства для представления результатов деятельности

Обсуждать высказывания из Ветхого Завета, определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение

стр.22, выразительное чтение

26.09

4

 Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

Проявлять интерес и желание читать притчи

стр.23

27.09

5

Притча о сеятеле Милосердный самарянин .(Из Нового Завета).

Смысл притчи.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Определять качества человека, способного услышать слово, и обосновывать своё мнение

К: Формулировать мнение в рамках учебного диалога

Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч

Стр 24 пересказ притчи

1.10

6

Устное сочинение  по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

П: Группировать книги по  подтемам

Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

Чит.  былины

03.10

     7

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Представлять одну из книг по заданным параметрам

К: Формулировать мнение в рамках учебного диалога

Составлять сказку по аналогии.

стр.39-40, пересказ

04.10

8

Мифологический словарь

Е. Мелетинского

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Определять главную мысль сказок

Р: Проверять себя и оценивать свои достижения

Инсценировать произведение

стр.41 - 46

08.10

9

 

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Болтливая птичка.

Принятие образа хорошего ученика

П: Определять главную мысль сказки, обосновывать своё мнение

Р: Проверять себя и оценивать свои достижения

Создание сказки по аналогии

С 46, в 9

10.10

   10

Немецкая народная сказка.

Три бабочки.

Принятие образа хорошего  ученика

П: Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие

Р: Проверять себя и оценивать свои достижения

К: Использовать речевые средства для представления результатов деятельности

С 49 чит . Т.т. в 2

11.10

11

Семейное чтение. Царь и кузнец

Принятие образа хорошего ученика

П: Определять главную мысль притчи и обосновывать своё мнение

К: Участвовать в работе группы

Выбирать пословицу, которая соответствует главной мысли сказке

С 52 Подробный пересказ

15.10

12

Притча.

Шрамы на сердце.

Принятие образа хорошего ученика

П: Определять качества человека, обосновывать своё мнение

К: Участвовать в работе группы

Выбирать пословицу, которая соответствует главной мысли сказке

С 53 выраз чит

17.10

13

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

Оценивать результат собственной деятельности

П: Находить необходимый материал для подготовки сценария

К: Использовать речевые средства для представления результатов деятельности

Инсценировать произведение

Т.т  с 18-21

18.10

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

Участвовать в работе группы

С 55, в. 7

22.10

      15

Контрольная работа по теме «Истоки литературного творчества»

24.10

      16

Внеклассное чтение .Урок- дискуссия по теме «Былины»

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

Т.т с 22-23

25.10

 «О РОДИНЕ,О ПОДВИГЕ,О СЛАВЕ»

19 часов

1

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица.

 Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведения для заучивания наизусть.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Определять смысл понятий: поступок, подвиг

Р: выполнять учебные задания по плану

К: Строить понятные для партнёра речевые высказывания

Объяснять смысл пословиц

С 56, Т. т. с 24

29.10

2

К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

П: Подбирать близкие по смыслу  слова к слову «Родина»

Р: Проверять себя и оценивать свои достижения

К: Использовать речевые средства для представления результатов деятельности

Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина»

С 58.-59 Т. т 25

31.10

3

Н. Языков.

 Мой друг! Что может быть милей…

 

Проявлять интерес к изучению темы

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Определять главную мысль высказывания

Выразительное чтение наизусть

1.11

4

2 четверть   А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь.

Сравнение произведений художественной литературы и живописи..

Оценивать результат собственной деятельности

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Называть жанры УНТ и приводить примеры, писать имена былинных героев, называть имена мифологических героев

Выраз. чтение

12.11

5

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском.  

Принятие образа хорошего ученика

П: Сравнивать произведения литературы и живописи

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Подробный пересказ

14.11

6

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Сравнивать произведения литературы и живописи

К: Формулировать мнение в рамках учебного диалога

Подготовка сообщения о святом Александре Невском

15.11

7

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

Проявлять эмоциональное отношение к истории России, которая представлена в хуж. произведениях

П: Определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения

К: Формулировать мнение в рамках учебного диалога

Определять главную мысль произведения, обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения

19.11

8

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Выполнять творческий пересказ

К: Формулировать мнение в рамках учебного диалога

Подготовка сообщения о Дмитрии Донском

Найти в энциклопедии материал о Куликовской битве

21.11

9

А. Приставкин. Портрет отца.

Принятие образа хорошего ученика

П: Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения

Называть особенности исторической песни

Составить рассказ о войне 1812 г. «Р.т.», с.32

22.11

10

 В. Костецкий. Возвращение.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

П: Составлять рассказ об обороне Брестской крепости

К: Использовать речевые средства для представления результатов деятельности

Группировать  книги по подтемам

С 80, устное сочинение

26.11

11

Е. Благтнина.

Папе на фронт.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

П: Представлять книгу по алгоритму, плану; описывать картину, используя план

Группировать книги по подтемам

выразительное чтение наизусть

28.11

12

В. Лактионов.

Письмо с фронта.

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

П: Определять тему произведения и обосновывать своё мнение

Р:  Работать с текстом рассказа, используя план

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Выбирать произведение для заучивания наизусть

С 83 наизусть

29.11

13

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Представлять книгу

Р:  Работать с текстом рассказа, используя план

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Группировать книги по подтемам

С 85 отв на вопр

3.12

14

Самостоятельное чтение. С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная

Проявлять желание к изучению темы

Р: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Выразительно читать произведение

С 86 выр чт

5.12

15

Ф.Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации.

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений ВОВ

П: Сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение

Р:  Работать с текстом рассказа, используя план

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Работать с содержанием текста, составлять план

С88-94

6.12

16

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений ВОВ

Р: Проводить взаимопроверку и взаимооценку для выполнения учебного задания

К: Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе

Проводить исследование жизни своей семьи в годы ВОВ

 С 95, в 5 Подготовка к творческому проекту «Нам не нужна война»

10.12

    17

Творческий проект на тему  «Нам не нужна война»

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений ВОВ

Р: Проводить взаимопроверку и взаимооценку для выполнения учебного задания

К: Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе

Проводить исследование жизни своей семьи в годы ВОВ

12.12

     18

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

13.1217.12

     19

Проверка техники чтения

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к героям произведений ВОВ

Р: Проводить взаимопроверку и взаимооценку для выполнения учебного задания

К: Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе

19.12

     1

ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ,ЛЮ

БЯ ДРУГ ДРУГА 13 ч

Вводный урок по содержанию раздела «Жить по совести, любя друг друга»

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   нравственный смысл  понятий: ответственность, совесть.

Читать вслух и про себя.  Рассуждать о том, похож  ли Никита  на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать  поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.  Выявлять особенности юмористического текста.

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Читать вслух и про себя

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться

20.12

2

А.Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

Самооценка поведения в детском коллективе

П: Читать вслух и про себя

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях

Выразительное чтение

24.12

3

А.Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Объяснять смысл поступков героев

К: Согласовывать позиции в рамках учебного диалога

Характеризовать героев рассказа, называть их качества

Описать Аркадия Ивановича, используя слова из текста

26.12

4

И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Объяснять смысл поступков героев

К: Подбирать адекватные высказывания, представляя своё суждение в рамках учебного диалога

Сравнивать поэтические и прозаические тексты на одну и ту же тему

Сочинение – рассуждение (устно) о том, какие черта

характера вы цените в людях

27.12

5

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Объяснять смысл поступков героев

К: Согласовывать позиции в рамках учебного диалога

С 112-122 чит.

14.01

6

3 четверть

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях;

определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение

Составлять текст  по аналогии с данным

Создание текста по аналогии

16.01

7

М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. Герои рассказа.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях; определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение

Составлять текст по аналогии с данным

Под выр чт

17.01

8

И.Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.

Личностная внутренняя ответственность за свои поступки

П: Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.

Соотносить содержание текста и пословицу.

Выразительное чтение весёлых, смешных эпизодов

21.01

9

Н.Носов. Дневник Коли Синицына

Принятие образа хорошего ученика

П: Определять особенности текста и обосновывать своё мнение

К: Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание

Стр.137, в. 3, принести книги детских писателей

23.01

10

Создание выставки «Писатели – детям». Особенности юмористического рассказа.

Принятие образа хорошего ученика

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Различать жанры художественного произведения

С 135-137 пересказ

24.01

11

В.Драгунский. …бы.

Проявлять интерес и желание читать юмористические произведения для детей

П: Определять замысел автора и обосновывать своё мнение

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

Работать с текстом произведения;

описывать поступок героя;

 определять поступок героя, вызывающий улыбку

С 142-144

28.01

12

Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

Проявлять интерес и желание читать юмористические произведения для детей

П: Определять отношение автора к героям произведения и обосновывать своё мнение

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

Распределять роли

Пересказ эпизода, кот. Показался самым смешным

30.01

13

Контрольная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

Литератур

ная сказка  

22 ч.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Работать с текстом произведения; описывать поступок героя;

 определять поступок героя, вызывающий улыбку

31.01

1

Вводный урок  по содержанию раздела «Литературная сказка».

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу.

Составлять каталог на определённую тему.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Принятие образа хорошего ученика

П: Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Писать отзыв на книгу

Написать отзыв на любимую книгу

4.02

2

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Толстой, А.Толстой

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Р: Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

К: Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

Выявлять особенности русской сказки

6.02

   3

Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок

Проявлять интерес к сказкам братьев Гримм

П: Раскрывать значение понятия «собиратели сказок» и использовать его в активном словаре

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

Рассказывать об известных собирателях сказок; перечислять известные сказки братьев Гримм;

определять главных героев сказки по иллюстрации и фрагменту текста

7.02

4

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

Проявлять интерес к сказкам братьев Гримм

П: Определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение

Сравнивать сказки разных писателей

С 6-9, в. 7

11.02

    5

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки

П: Определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение

 Проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

 составлять и писать фразу-конструкт

стр. 19, вопрос 2, «Р.т.» с. 53

13.02

6

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро

Проявлять интерес и желание читать сказки Шарля Перро

П: Определять языковые особенности авторской сказки и обосновывать своё мнение;

определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение

Рассказывать об известном сказочнике; перечислять известные Ш.Перро;

определять главных героев сказки по иллюстрации и фрагменту текста

Чит сказку

14.02

7

Шарль Перро. Мальчик- с – пальчик. Герои сказки.

Проявлять интерес и желание читать сказки Шарля Перро

П: Определять авторские сказки и обосновывать своё мнение

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

краткий пересказ

18.02

8

Шарль Перро.  Спящая красавица. Представление книги

Проявлять интерес и желание читать сказки Шарля Перро

П: Оформлять отзыв о прочитанной книге

К: Использовать речевые средства для представления результата деятельности

Составлять аннотацию на книгу

Подготовить представление книги

20.02

9

Сказки Г.-Х. Андерсена

Проявлять интерес и желание читать сказки Г.-Х. Андерсена

П: Составлять каталог на определенную тему

Р: Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

К: Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

Составлять аннотацию на книгу

Составить список известных сказок Андерсена, «Р.т.», стр. 55

21.02

10

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литер. сказкой

Проявлять интерес и желание читать сказки Г.-Х. Андерсена

П: Определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение

Р: Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Сравнивать с русской  литературной сказкой

Прочитать сказку до конца

25.02

   11

Г.-Х. Андерсен Дикие лебеди. Герои сказки

Проявлять интерес и желание читать сказки Г.-Х. Андерсена

П: Определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

 определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

составить характеристику главных героев

27.02

12

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

Проявлять желание оформлять отзыв о прочитанной сказке

П: Сравнивать сказки разных писателей

К: Использовать речевые средства для представления результата деятельности

 Составлять каталог на определенную тему

написать отзыв о прочитанной сказке, дать оценку прочитанному

28.02

13

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки

Проявлять интерес и желание читать сказки Г.-Х. Андерсена

П: Сравнивать сказки разных писателей

К: Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Выявлять особенности поэтического текста сказки

3.03

14

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

П: Сравнивать сказки разных писателей

К: Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

Инсценирование сказки

5.03

15

Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки Создание сказки по аналогии

Самооценка, поведение в детском коллективе

Сравнивать сказки разных писателей

К: Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Стр.47-48, в. 3

6.03

16

И.Токмакова. Сказочка о счастье

Оценивать свои достижения

П: Определять тему и название выставки книг

Представлять книгу в группе, давать ей оценку

10.03

17

С.Аксаков. Аленький цветочек.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Составлять каталог на определенную тему

К: Использовать речевые средства для представления результата деятельности

Сравнивать сказки разных писателей

Выразительное чтение понравившихся эпизодов сказки

12.03

18

С.Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки

Оценивать свои достижения

П: Определять тему и название выставки книг; составлять описание литературного героя

Представлять книгу в группе, давать ей оценку

С.54-56 чит выраз.

13.03

19

С.Аскаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение

Р: Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро

Сравнивать сказки разных писателей

17.03

20

Э.Хогарт. Мафин печет пироги

Оценивать результат собственной деятельности

П: Находить необходимый материал для подготовки сценария

К: Использовать речевые средства для представления результатов деятельности

Инсценировать произведение

Инсценирова-ние сказки

19.03

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации Контрольная работа по разделу «Литературная сказка».

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке

Составлять аннотацию на книгу

Составить аннотацию к сказке «Аленький цветочек» Стр.66

20.03

4 четверть

Великие русские писатели

 22 ч

Проявлять желание оформлять отзыв на прочитанную сказку

Выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

 использовать разные источники информации;

 использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке

Оформлять отзыв о сказке

1

Вводный урок по содержанию раздела «Великие русские писатели».

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя.

Выбирать стихи для выразительного чтения.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной  сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста.

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Сравнивать литературные сказки.

Сравнивать произведения  живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Выявлять особенности исторической песни.

Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу,

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Выбирать высказывание и представлять его

Стр. 68

31.03

2

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.

Проявлять интерес и желание читать сказки А.С.Пушкина

П: Читать вслух и про себя

Р: Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

К: Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

Читать наизусть понравившиеся произведения

Выразительное чтение наизусть

2.04

3

К.Паустовский. Сказки А.С.Пушкина.

Личностная внутренняя позиция, самооценка сообщения по теме

П: Выбирать стихи для выразительного чтения

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм, план

Выбирать из статьи информацию, необходимую для  подготовки

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина»

3.04

4

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой

Проявлять интерес к изучению темы

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Строить понятные для партнёра высказывания

Сравнивать сюжет народной сказки  и литературной.

Доказать что прочитанное произведение яв-ся сказкой

7.04

5

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Особенности литературной сказки Герои сказки.

Проявлять интерес и желание читать сказки А.С.Пушкина

П: Определять черты характера героя и обосновывать своё мнение 

К: Согласовывать позиции в рамках учебного диалога

Характеризовать героев сказки

9.04

6

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке

Проявлять интерес и желание читать сказки А.С.Пушкина

П: Объяснять смысл поступков героев

Р: выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

Находить в тексте волшебные предметы

Составить план, отражающий основные события сказки

10.04

7

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Объяснять смысл поступков героев

Р: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

  

Находить в тексте волшебные помощники

Выразительное чтение к.-л.части сказки

14.04

8

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. В Жуковский. Спящая красавица

Проявлять интерес и желание читать сказки А.С.Пушкина

П: Определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение

Р: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания

Сравнивать литератур-ные сказки

Составить аннотацию на одну из сказок А.С.Пушкина

16.04

9

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Сравнение произведения живописи и литературы

Принятие образа хорошего ученика

П: Определять настроение произведения и обосновывать своё мнение

Р: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

К: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

Находить в тексте средства художествен-ной выразительности

Выразительное чтение наизусть

17.04

10

Ф.И.Тютчев. Еще земли печален вид… А.Куинджи, Ранняя весна

Проявлять эмоционально-ценностное отношение произведению

П: Определять главную мысль и обосновывать своё мнение

Р: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

К: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

Сравнивать произведения живописи и литературы

Выразительное чтение наизусть

21.04

11

И.Козлов. Вечерний звон. И.Левитан. Вечерний звон

Проявлять эмоционально-ценностное отношение произведению

П: Определять черты характера героев и обосновывать своё мнение

Р: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

К: Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Выразительное чтение, определять главную мысль, обосновывать своё мнение

23.04

12

М.Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Лермонтове

Личностная внутренняя позиция, самооценка

П: Выбирать стихи для выразительного чтения

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Согласовывать позиции в рамках учебного диалога

Выбирать информацию , необходимую для подготовки сообщения

Сообщение – презентация о М. Лермонтове

24.04

13

М.Лермонтов. Горные вершины. Гете. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов

Самооценка, поведение в детском коллективе

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: Согласовывать позиции в рамках учебного диалога

Знакомство с переводной литературой

28.04

14

М.Лермонтов. Тифлис. Дары  Терека. Крестовая гора. Утес.

Проявлять интерес к творчеству М.Лермонтова

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

Сравнивать произведения живописи и литературы

Выразительное чтение по ролям

30.04

15

М.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

Принятие образа хорошего ученика

П: Подбирать адекватные высказывания, представляя своё суждение в рамках учебного диалога.

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

Выявлять особенности исторической песни

Выразительное чтение наизусть

5.05

16

М.Лермонтов. Бородино. Особенности худ. и исторических текстов

Принятие образа хорошего ученика

П: Выразительное чтение стихотворений

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

К: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

Сравнивать художественный и исторический тексты

7.05

  17

Л.Толстой. Maman. Ивины.

Личностная  внутренняя позиция, самооценка

П: Определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

Р: Выполнять задания в соответствии с целью

К: использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Характеризовать героев рассказа

Составить характеристику главных героев рассказа

8.05

   18

И.Левитан. Тишина. И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… И.Бунин. Еще холодно и сыро.

Самооценка, поведение в детском коллективе

П: Проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице

Р: Выполнять учебное задание, используя алгоритм

Выразительное чтение

Выразительное чтение наизусть

14.05

19

Проверка техники чтения

15.05

20

Н.Некрасов. Мороз, красный нос. Сравнение со сказочным текстом

Проявлять интерес к творчеству Н.Некрасова

П: Рассказывать об отношении автора к героям произведения

Р:Выполнять учебное задание, используя алгоритм

Проводить сравнение со сказочным текстом

19.05

21

Самостоятельное чтение Л.Толстой. Был русский князь Олег.

Проявлять интерес к творчеству Л.Толстого

П: Определять образ героя по его поступкам и обосновывать своё мнение

Выразительное чтение

21.05

22

Л.Толстой.  Басни. Петя Ростов. Пересказ

Проявлять интерес к творчеству Л.Толстого

Выполнять учебное задание, используя алгоритм. Определять образ героя по его поступкам и обосновывать своё мнение

Р: Участвовать в работе групп

Определять мораль басни, обосновывать своё мнение

Выразительное чтение наизусть

22.05

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели».

Осознавать успешность при изучении темы

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

22.05

 

5. Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6)  овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

и составления текстов в устной и письменной формах;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)  готовность слушать собеседника и вести  диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности

научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

 Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Обучающиеся должны:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Результаты обучения литературе в начальной школе представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...