урок литературного чтения в 1 - 3 классе - комплекте с использованием учебно – лабораторного оборудования в начальных классах
план-конспект урока по чтению (1, 3 класс)

Ирина Валерьевна Огородникова

Материал предназначен для учителей МКШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_klasse_-_komplekte.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Чичковская основная общеобразовательная школа

Урок с использованием учебно – лабораторного оборудования в начальных классах

Урок литературного чтения в 1 – 3 классе - комплекте

Учитель начальных классов Огородникова Ирина Валерьевна

1 квалификационная категория

Чичкова, 2018г.

Урок литературного чтения в 1 – 3 классе – комплекте

Урок – конференция «Земля - наш дом родной»

1 класс

Тема. Г. Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

3 класс

Тема. Обобщающий урок по теме «Люби живое»

Цели: познакомить с произведениями Г. Сапгира, М.Бородицкой; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, мышление, содействовать воспитанию любви к животным.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выразительно читать вслух и целыми словами, прогнозировать содержание произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, работать самостоятельно в паре.

Цели: обобщить знания обучающихся по разделу «Люби живое», прививать любовь и бережное отношение к природе, развивать умение выступать перед аудиторией, развивать творческие способности, речь, мышление.

Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться  отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование:

  1. Название отделов (карточки)
  2. Бейджики для корреспондентов.
  3. Карточки с характеристикой зайца.
  4. Карточки с текстом
  5. Презентация  «Земля – наш дом родной»
  6. Учебный фильм «Почему глухаря назвали глухарем?»
  7. Компьютер, проектор

Ход урока

  1. Орг. момент.

Звучит мелодия.   Слайд 2

Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.

- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.

- Что такое конференция? Слайд 3

- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.

2.Открытие конференции.

- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».

- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом? Какова цель конференции? Слайд № 4

- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»

- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и  те стихотворения, с которыми сегодня познакомятся первоклассники.

- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты.

- А кто такие корреспонденты? Слайд №5

- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.

3.Выступления участников конференции

Слово для открытия конференции предоставляется Тирских Данилу, представителю отдела «Вести из леса»

- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса». Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».

( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки «Стая птиц под снегом»)

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?

- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

Ребята, кто написал рассказ «Капалуха»? Что вас больше всего удивило в истории, рассказанной Астафьевым?

Следующий корреспондент отдела «Вести из леса» Гайдуков Кирилл  подготовил видеорепортаж о глухарях. Слайд №6

В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. А, вы, знаете, почему его назвали глухарем?

(учебный фильм «Почему глухаря назвали глухарем?»)

А, сейчас, уважаемые частники конференции, мы послушаем стихотворение еще об одном животном. Отгадайте загадку ( слайд №7) . Стихотворение читают ребята 1 класса. Г. Сапгир «Про медведя». Беседа по вопросам в учебнике.

Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?

- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»

- Почему автор так назвал своё произведение? Слайд № 8

- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколова- Микитова.

3 класс  Работа в группах (самостоят. работа)

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.

Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.

Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.

Решительный – решился научится плавать

Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.

Группа отвечает….

1 класс

Знакомство со стихотворением М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

Отгадывают загадку о пчеле. Слайд № 9

Чтение стихотворения. За что пчела ужалила мальчика? Можно ли рвать цветы?

Слово для выступления предоставляется корреспонденту…, представителю отдела «Рыбацкий узел» Слайд № 10

А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.

- Что ещё узнали о жизни бобров из произведения В.В. Бианки «Мышонок Пик»?

У бобров хатка в 2 этажа. Строят на речке плотину.  Подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду. Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой. Едят мягкие ивовые прутья. Любят чистоту и порядок.

3 класс. Работа в группах.

Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям

« Первыми заметили Пика большие……………………. …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.(Ответ: белые чайки, щука, чайки)

Проверка: зачитывает один из группы.

1 класс.

Чтение стихотворения И. Гамазковой «Кто как кричит?» Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.

Правильны ли они по смыслу и по звучанию?

Чтение в парах.

- Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами.

Слово корреспонденту из отдела «Почта». Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Слайд №11

(Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород)

Жалоба 2

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.  Слайд №12

- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.

- Как она проявляла свой материнский инстинкт?

- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом

В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).

Корреспондент. А я хотел бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает. Слайд № 13

А корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников. Кто же его помощники? (1 класс читаю по ролям)

Мальчик:

Мотылёк, как же так?              

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?

- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

- А кто знает, почему светится светлячок? Пока ученые выдвинули только два предположения, почему в темноте светлячки светятся.

Одна из гипотез состоит в том, что этот свет является защитным механизмом насекомых, который отпугивает ночных птиц и хищников, охотящихся на них. Некоторые жуки защищаются яркой окраской, другие – резкими звуками, а у светлячков сложился такой защитный яркий свет. Свечение светлячков привлекает особей противоположного пола.

- Что бы вы посоветовали сделать Дениске?

8. Подведение итогов конференции.

- Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?

Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!

9. Рефлексия

- Что вы почувствовали на конференции? С какой просьбой вы бы обратились к людям Земли?

- Не рвите полевые цветы, …, ….

Конференция заканчивается песней «Просьба» Слайд № 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе"

В материале говорится об эффективном использовании УЛО на уроках в начальной школе....

" Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

" Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно-лабораторного оборудования в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе

Обобщение опыта об  использовании учебно - лабораторного оборудования в начальной школе....

Эффективное использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе

Использование нового оборудования обогащает процесс подготовки к занятиям. Образовательный процесс становится более гибким. Каждый ребёнок начальной школы при использовании оборудования получил возмож...

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье рассматривается значение интеграции уроков литературного чтения и изобразительного искусства в процессе изучения пейзажной лирики в начальных классах....