урок литературного чтения в 1 - 3 классе - комплекте с использованием учебно – лабораторного оборудования в начальных классах
план-конспект урока по чтению (1, 3 класс)
Материал предназначен для учителей МКШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_klasse_-_komplekte.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Чичковская основная общеобразовательная школа
Урок с использованием учебно – лабораторного оборудования в начальных классах
Урок литературного чтения в 1 – 3 классе - комплекте
Учитель начальных классов Огородникова Ирина Валерьевна
1 квалификационная категория
Чичкова, 2018г.
Урок литературного чтения в 1 – 3 классе – комплекте
Урок – конференция «Земля - наш дом родной»
1 класс Тема. Г. Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой» | 3 класс Тема. Обобщающий урок по теме «Люби живое» |
Цели: познакомить с произведениями Г. Сапгира, М.Бородицкой; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать творческие способности, мышление, содействовать воспитанию любви к животным. Планируемые результаты: обучающиеся научатся выразительно читать вслух и целыми словами, прогнозировать содержание произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, работать самостоятельно в паре. | Цели: обобщить знания обучающихся по разделу «Люби живое», прививать любовь и бережное отношение к природе, развивать умение выступать перед аудиторией, развивать творческие способности, речь, мышление. Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно в группе; оценивать свои достижения. |
Оборудование:
- Название отделов (карточки)
- Бейджики для корреспондентов.
- Карточки с характеристикой зайца.
- Карточки с текстом
- Презентация «Земля – наш дом родной»
- Учебный фильм «Почему глухаря назвали глухарем?»
- Компьютер, проектор
Ход урока
- Орг. момент.
Звучит мелодия. Слайд 2
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.
- Что такое конференция? Слайд 3
- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
2.Открытие конференции.
- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».
- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом? Какова цель конференции? Слайд № 4
- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»
- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и те стихотворения, с которыми сегодня познакомятся первоклассники.
- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты.
- А кто такие корреспонденты? Слайд №5
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.
3.Выступления участников конференции
Слово для открытия конференции предоставляется Тирских Данилу, представителю отдела «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса». Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки «Стая птиц под снегом»)
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
Ребята, кто написал рассказ «Капалуха»? Что вас больше всего удивило в истории, рассказанной Астафьевым?
Следующий корреспондент отдела «Вести из леса» Гайдуков Кирилл подготовил видеорепортаж о глухарях. Слайд №6
В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. А, вы, знаете, почему его назвали глухарем?
(учебный фильм «Почему глухаря назвали глухарем?»)
А, сейчас, уважаемые частники конференции, мы послушаем стихотворение еще об одном животном. Отгадайте загадку ( слайд №7) . Стихотворение читают ребята 1 класса. Г. Сапгир «Про медведя». Беседа по вопросам в учебнике.
Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»
- Почему автор так назвал своё произведение? Слайд № 8
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколова- Микитова.
3 класс Работа в группах (самостоят. работа) Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством. Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны. Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях. Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду. Решительный – решился научится плавать Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя. Группа отвечает…. | 1 класс Знакомство со стихотворением М. Бородицкая «Разговор с пчелой» Отгадывают загадку о пчеле. Слайд № 9 Чтение стихотворения. За что пчела ужалила мальчика? Можно ли рвать цветы? |
Слово для выступления предоставляется корреспонденту…, представителю отдела «Рыбацкий узел» Слайд № 10
А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.
- Что ещё узнали о жизни бобров из произведения В.В. Бианки «Мышонок Пик»?
У бобров хатка в 2 этажа. Строят на речке плотину. Подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду. Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой. Едят мягкие ивовые прутья. Любят чистоту и порядок.
3 класс. Работа в группах. Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям « Первыми заметили Пика большие……………………. ……………. Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.(Ответ: белые чайки, щука, чайки) Проверка: зачитывает один из группы. | 1 класс. Чтение стихотворения И. Гамазковой «Кто как кричит?» Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова. Правильны ли они по смыслу и по звучанию? Чтение в парах. |
- Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами.
Слово корреспонденту из отдела «Почта». Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком речь и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Слайд №11
(Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород)
Жалоба 2
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых. Слайд №12
- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
В. Астафьева «Капалуха», глухарка.
Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.
- Как она проявляла свой материнский инстинкт?
- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом
В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).
Корреспондент. А я хотел бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает. Слайд № 13
А корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников. Кто же его помощники? (1 класс читаю по ролям)
Мальчик:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
- Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?
- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- А кто знает, почему светится светлячок? Пока ученые выдвинули только два предположения, почему в темноте светлячки светятся.
Одна из гипотез состоит в том, что этот свет является защитным механизмом насекомых, который отпугивает ночных птиц и хищников, охотящихся на них. Некоторые жуки защищаются яркой окраской, другие – резкими звуками, а у светлячков сложился такой защитный яркий свет. Свечение светлячков привлекает особей противоположного пола.
- Что бы вы посоветовали сделать Дениске?
8. Подведение итогов конференции.
- Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?
Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
9. Рефлексия
- Что вы почувствовали на конференции? С какой просьбой вы бы обратились к людям Земли?
- Не рвите полевые цветы, …, ….
Конференция заканчивается песней «Просьба» Слайд № 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе"
В материале говорится об эффективном использовании УЛО на уроках в начальной школе....
Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе в соответствии с ФГОС
Выступление на МО учителей...
" Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"
Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...
" Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно-лабораторного оборудования в начальных классах в рамках реализации ФГОС"
Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...
Использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе
Обобщение опыта об использовании учебно - лабораторного оборудования в начальной школе....
Эффективное использование учебно-лабораторного оборудования в начальной школе
Использование нового оборудования обогащает процесс подготовки к занятиям. Образовательный процесс становится более гибким. Каждый ребёнок начальной школы при использовании оборудования получил возмож...
ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В данной статье рассматривается значение интеграции уроков литературного чтения и изобразительного искусства в процессе изучения пейзажной лирики в начальных классах....