Этап урока | Формируемые умения | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | - осуществлять самоконтроль; -слушать и понимать речь других. |
| - Дорогие ребята, здравствуйте! Меня зовут Элина Рафаэлевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Здравствуй, друг! (рукопожатия) Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу) Где ты был? (дергают за ухо) Я скучал! (прикладывают руку к сердцу) Ты пришел! (разводят руки в стороны) Хорошо! (обнимаются). | Учащиеся приветствуют друг друга. |
2. Подготовка к первичному восприятию.
| -слушать и понимать речь других. |
Набор карточек с фактами
Слайд
Слайд | - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну одного писателя, а какого, вы узнаете, прочитав факты и расположив их в правильном порядке. - Первое задание творческое «Представление команд». Ваша задача придумать название своей команде так, чтобы оно соответствовало сегодняшнему мероприятию. Три ряда – три команды. - Давайте знакомиться! «Узнай о ком» Популярный итальянский писатель, журналист, автор известных детских произведений, полюбившихся детям всего мира.
Родился в итальянском городке Оменья. С детства мальчик проявлял любовь к литературе, изобразительному искусству и музыке. Его отец был хозяином небольшой пекарни, мать работала горничной.
В детстве учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Еще ему хотелось сделаться мастером игрушек. Окончив обучение, работал в начальной школе учителем. Также работал в газете. Здесь он впервые публикует свои сказки и стихи.
Всего за тридцать лет творческой деятельности у него вышло около 15 детских книжек. Свои удивительные сказки называл «игрушками из слов».
- О ком же эти факты? - Фруктово-огородная страна – В одной из книжек-сказок есть она, А в ней – мальчишка овощной, Он храбрый, справедливый, озорной! - С каким произведением связаны эти строчки? - Верно, вы будете, работая со сказкой принимать участие в командной игре. За каждое задание которое будут насчитываться баллы. - Настроимся на работу с помощью анаграмм, вспомним некоторых героев сказки. Чья команда первая готова – поднимает руку капитан. «Анаграммы».
ВАТЫК ОНИЛЧИПОЛ ДОРИМОП МИНОЛ КАШВИНЕ ЛЬСИНАПЕ ШОРОГЕК НИКАЧЕР ТЫКВА ЧИПОЛЛИНО ПОМИДОР ЛИМОН ВИШЕНКА АПЕЛЬСИН ГОРОШЕК ЧЕРНИКА | Слушают учителя.
Выслушиваются капитаны, которые представляют свою команду.
Учащиеся, работая в командах, читают факты, расставляя их в нужной хронологии.
- Об итальянском сказочнике Джанни Родари.
- «Приключения Чиполлино».
Команды слушают загадку и находят отгадки.
Учащиеся на скорость изучают анаграммы и разгадывают их.
|
3. Первичное восприятие. | - развивать навыки чтения; - развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; | Кроссворд
Карточки
Мешочек с вопросами | - Следующий этап – «Разминка». Заполните клетки кроссворда словами, которые являются ответами на следующие вопросы.
Вопросы: По горизонтали: 1. Управитель и эконом графинь Вишен. 2. Друг Тыквы, у которого был спрятан домик. 3. Обращение к знатным и богатым гражданам в сказке. 4. Полицейские принца Лимона. 5. Родственник графинь Вишен, обжора. 6. Один из врачей, лечивших графа Вишенку. По вертикали: 1. Капризный и жадный герцог, родственник Вишен. 2. Отец Чиполлино. 3. Сын тряпичника, друг Чиполлино. 4. Сыщик из сказки. 5. Граф, друг Чиполлино. 6. Лук, на усах которого жена сушила белье. 7. Зверь, который вызволил Чиполлино из тюрьмы. Ответы: По горизонтали: 1. Помидор. 2. Черника. 3. Синьор. 4. Лимончики. 5. Апельсин. 6. Артишок. По вертикали: 1. Мандарин. 2. Чиполлоне. 3. Фасолинка. 4. Моркоу. 5. Вишенка. 6. Порей. 7. Крот. Задание 2. Вспомните и запишите имена героев сказки. - В карточках написаны титулы, профессии и другие опознавательные признаки героев. Напишите их имена. Количество очков зависит от правильного количества заполненных героев. Титулы, профессии | Герой | Графини | Графини Вишни | Барон |
| Солдаты |
| Сыщик |
| Принц |
| Сапожник |
| Управляющий графинь - синьор |
| Герцог |
| Собака сыщика |
| Учитель |
| Служанка |
|
Следующий этап 3 нашей игры – «Заморочки из мешочка». - Предлагаю вам ответь на вопросы по содержанию повести-сказке. В мешочке есть несколько билетиков «Счастливых случая». Если команда достанет такой , то, она дополнительно получает один балл и имеет право внеочередного хода. - Сколько кирпичей пошло на строительство домика для Тыквы? (118)
- На какой овощ были похожи лошади в стране принца Лимона? (Огурец)
- Кого синьор Помидор поселил в домике Тыквы? (Пса Мастино)
- Какое объявление висело у ворот парка, в котором находился замок графинь Вишен? («Вход воспрещен. Выход воспрещен»).
- На чьих усах в сказке сушили бельё, а потом сначала наградили орденом Серебряного Уса и позже приказали выдернуть все усы? (Лук Пырей)
- Что Черника подвесил у порога своего дома, чтобы воры предупреждали о своем приходе, а принц Лимон носил у себя на шляпе? (Колокольчик)
- На каком музыкальном инструменте играл профессор Груша и из чего был сделан этот инструмент? (Профессор играл на скрипке, которая была сделана из половины сочной груши.)
- Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? (С помощью зеркальца).
- От чего заболел Вишенка? (От одиночества, от тоски и печали).
- Кто из героев сказки обладал невероятно толстым животом и отменным аппетитом? (Барон Апельсин).
| Учащиеся в командах решают кроссворд.
Команды работают с карточками, заполняют графы именами героев.
Титулы, профессии | Герой | Графини | Графини Вишни | Барон | Апельсин | Солдаты | Лимончики | Сыщик | Моркоу | Принц | Лимон | Сапожник | Виноградинка | Управляющий графинь - синьор | Помидор | Герцог | Мандарин | Собака сыщика | Держи-Хватайка | Учитель | Петрушка | Служанка | Земляничка |
Каждая команда вытягивает вопрос и отвечает на него. |
4. Проверка первичного восприятия. | - оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; - слушать и понимать речь учителя, строить рассуждение.
|
Карточки с фруктами и овощами
Слайд
Карточка с таблицей – характеристикой
| Задание № 3. «Овощи и фрукты – герои сказки Джанни Родари». - Узнаете ли вы на этих рисунках героев, прочитанной вами сказки.
Задание 1: Из предложенных на рисунке овощей и фруктов выберете овощи, которые стали героями сказки. Задание 2: Из предложенных на рисунке овощей и фруктов выберете фрукты и ягоды, которые стали героями сказки. Правильные ответы 1: петрушка, лук, редиска, тыква, картофель, горошек, помидор, морковь. Правильные ответы 2: черника, лимон, апельсин, груша, виноград, земляника, вишня.
- А теперь давайте же соотнесем эти фрукты и овощи к описанию героев!
Герой | Описание | Чиполлино | Веселый и озорной, является защитником слабых и обездоленных. Борется против зла и несправедливости, против угнетателей народа, и вместе с друзьями побеждает своих врагов. Неунывающий, решительный герой, смелый и честный, способен на подвиг.
| Лимон | Это самый первый угнетатель своего народа, ее деспотичный тиран-правитель. Имеет много пособников среди высокопоставленных лиц. | Синьор Помидор | Первый приспешник принца Лимона, злобный и коварный, главнейший враг Чиполлино. Управляющий владением графинь Вишен. Злой и мстительный. | Вишенка | Племянник графинь Вишен, маленький граф. Товарищ и помощник мальчика-луковки, Постоянно страдает от издевательства своих теть Вишен, постоянно занимается учебой. После знакомства со своими новыми друзьями становится смелым и решительным, бесстрашно спешит на помощь попавшим в беду товарищам. | Редиска | Деревенская девчонка, смелая и ловкая, подружка и помощница Чиполлино. Вместе с ним отважно борется за освобождение угнетенного народа, попавшего под произвол правительства. | Земляничка | Служит у графинь Вишен. Дружит с маленьким графом Вишенкой, сочувствует ему, и всеми способами старается облегчить его жизнь. Оказывает всяческую помощь арестантам, храбрая и добрая девушка. | Кум Тыква | Друг Чиполлино, выстроил себе малюсенький домик. Является главной жертвой синьора Помидора.
| Мастер Виноградинка | Восхищен смелостью луковки, ставшего на защиту кума Тыквы. Стал его другом и пригласил в свою мастерскую. | Горошек | Служит деревенским адвокатом, безвольный и трусоватый. Был на стороне синьора Помидора. После победы Чиполлино над принцем Лимоном, покинул владения.
| Профессор Груша | Играет на скрипке, учитель музыки. Товарищ Чиполлино. | Лук Порей | Огородник, у него густой чуб, и диннющие усы, на которых его жена сушит выстиранные вещи. | Фасоль | Старый тряпичник, которого заставили возить на тачке толстое брюхо барона Апельсина. |
Игра «Волшебная Шкатулка». |
Детям предлагаются следующие рисунки ягод овощей и фруктов: черника, редис, малина, патиссон, баклажан, апельсин, лук, лимон, груша, горох, слива, кукуруза, петрушка, арбуз, морковь, виноград, вишня, помидор, земляника лесная, тыква. Дети выбирают нужные карточки.
Учащиеся приклеивают карточки с фруктами и овощами к подходящему описанию героя. |
5. Вторичное восприятие текста. | - оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Карточки
Слайды | - Пользуясь текстом сказки. Исправьте ошибки.
Помидор был сыном Чиполлоне. И было у него восемь братьев. Семья жила богато.
Правил страной принц Виноградинка. Он очень любил бедняков. У него были солдаты-вишенки, которые заставляли граждан повиноваться.
В стране жили бедные помещицы – графини Редиски. У них управителем и экономом был добрый кавалер синьор Огурец.
Однажды отца Чиполлино назначили начальником тюрьмы, а Чиполлино отправили в другую страну учиться.
- Игра на зарабатывание дополнительных баллов. «Узнай героя»
Кому может принадлежать данная черта характерa? (Работа с нравственными понятиями)
1. Беззащитный, добрый, трудолюбивый, терпеливый. 2. Капризный, ленивый, себялюбивый, расчетливый. 3.Уверенный в себе, решительный, целеустремлённый ... 4.Преданный, смелый, надёжный ... | Команды находят ошибки к тексте.
- Виноградинка, Тыква.
-Лимон, Апельсин. - Чиполлино.
- Вишенка, Земляничка. |
6. Обобщение. | - на основе анализа объектов делать выводы; |
Слайд
| - Найдите 9 героев сказки.
- Учителем и экспертами оценивается работа команд на уроке, каждая команда оценивает работу своей группы и каждого участника. Оценивается, на сколько хорошо были готовы к уроку и как знание произведения помогло в решении заданий.
Фронтальная работа. Беседа. - В чем же главная мысль сказки? - Какие пословицы подходят к сказке «Приключения Чиполлино»?
Несправедливость человека поражает его самого. Сила дружбы в справедливости. Дружба заботой да подмогой крепка. Яблоко от яблони недалеко падает. Щи да каша — пища наша. С глаз долой — из сердца вон |
Выполненная работа сдается экспертам.
- Главная мысль сказки «Приключения Чиполлино» состоит в том, что нельзя мириться с несправедливостью, с ней надо бороться. Чиполлино понял это и сначала помог куму Тыкве освободить его маленький домик. Потом с помощью Чиполлино был изгнан принц Лимон, несправедливо управлявший страной. Сказка учит быть смелым, решительным и не бояться трудностей. |
7. Итог урока. | - развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; |
| - Вот и подошло к концу наше путешествие по фркутово-овощной стране. - Какому произведению был посвящен урок? Поразмышляем, о чем же эта сказка? О справедливости? - Что приносят такие люди, как принц Лимон, кавалер Помидор? - Что приносят такие люди, как Чиполлино, Земляничка, Вишенка? - Что запомнилось с урока? - Что вас взволновало на уроке, что показалось важным, таким, что надо обязательно запомнить? - Что было интересным? Награждение победителей. - Эту повесть-сказку и другие повести-сказки Джанни Родари вы можете читать вместе со своими родными и близкими, рекомендовать их к прочтению своим друзьям и знакомым! Они учат дружить, преодолевать трудности, быть смелыми и находчивыми. А игра учит нас общаться, узнавать друг друга, испытать себя, проверить свои знания. Поздравляю вас всех с окончанием игры! Но очень надеюсь, что вы еще вернетесь к этой книге и найдете в ней для себя что-то новое. | Ответы учащихся. Учащиеся подводят итог урока, делают выводы и высказывают свое отношение к прочитанному. - Разочарование, боль, досаду, горечь. - Радость, надежду, доброту, внимание к другим, дружбу. |
8. Рефлексия. | - рефлексия способов и условий действий; - контроль и оценка результатов деятельности. - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Звучит красивая, приятная мелодия.
| Игра-тренинг «Волшебный цветок добра» - Ребята, встаньте в круг в своих группах, слегка вытяните руки ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите свое добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. - Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… - Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. - Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с урока. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами… Всего вам доброго! | Учащиеся делятся на три группы по рядам, под приятною и спокойную музыку слушают учителя, взявшись за руки. |
Домашнее задание. |
|
| - Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы бы хотели быть похожи?
- Подготовьте дома рисунок.
| Учащиеся выбирают удобный для себя вариант домашней работы. |