Рабочая программа по Литературному чтению .
рабочая программа по чтению (4 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Ярцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Мотурняк А.Г. ФИО Протокол №_____ от «____» _июня 2018 г.
| «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/Виноградова Л.Д. ФИО «___» ___________201___г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ___________/Кузнецова И.В. ФИО Приказ №____ от«___» июня 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
начального общего образования
по литературному чтению
для обучающихся 4 «А» класса
Столяровой Е. П., первая категория
2018-2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по технологии разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N1643 приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 N 373
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева.
5 Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
6 Устава ОУ.
Рабочая программа рассчитана на 134 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения предмета, курса(личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормам общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
- овладевать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретировать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путях ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
- понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятиях о добре и зле, дружбе, честности, формировать потребность в систематическом чтении;
- достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составлять самостоятельно краткую аннотацию;
- уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристики героев); уметь писать отзыв на прочитанное произведение;
- Развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- определения своего круга чтения;
- работы с разными источниками информации (словари, справочники, в том числе на электронных носителях);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам.
В результате изучения курса выпускник начальной школы:
- осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам;
- получить возможность познакомится с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства;
- полюбить чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширять кругозор;
- приобретет первичные умения работать с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы;
- овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- научится самостоятельно выбирать интересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками;
- осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
- понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль произведения и его героев, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопросы;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения;
- работать со словарем (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначимость), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов, передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту, словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства4
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и свое отношение к герою его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактам из текста собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование, рассуждение, описание);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапы в выполнении действий, давать характеристику героя, составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты;
- способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя 2 – 3 существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Учащиеся получат возможность научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический тексты по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
УМК
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М. :Просвещение, 2013
3. Содержание тем учебного предмета, курса.
Раздел «Круг детского чтения»включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). В программу входят все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать), а также работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырех лет обучения меняется приемы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приемов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приемы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение) вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умений постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Овладение устной речью (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Школьники учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выходит художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово. Становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объеме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и научиться сопереживать.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут ученикам адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения; развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в качестве актеров, режиссеров и художников. Они пишут сочинения и изложения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
В структуру, в содержание авторской программы изменения не внесены.
"Летописи. Былины. Жития" (8ч)
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики" (12 ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"(7ч)
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки" (8 ч)
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час" (8 ч)
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна далекого детства" (8 ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2" (6ч)
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
"Природа и мы" (8 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3" (5ч)
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина" (6ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
«Страна "Фантазия"» (6ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература" (3 ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
4. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | |
Летописи. Былины. Жития | 8 | |
Чудесный мир классики | 12 | |
Поэтическая тетрадь | 7 | |
Литературные сказки | 8 | |
Делу время – потехе час | 8 | |
Страна детства | 8 | |
Поэтическая тетрадь | 6 | |
Природа и мы | 8 | |
Поэтическая тетрадь | 5 | |
Родина | 6 | |
Страна Фантазия | 6 | |
Зарубежная литература | 3 | |
Итого | 85 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Раздел 1. Летописи. Былины. Жития (11 ч) | |||
1 | Знакомство с учебником. Летописи |
|
|
2 | Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда» |
|
|
3 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего» |
|
|
4 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
|
|
5 | Былина «Ильины три поездочки» |
|
|
6 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» |
|
|
7 | Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
|
|
8 | «Житие Сергия Радонежского» |
|
|
9 | «Житие Сергия Радонежского» |
|
|
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития» |
|
|
11 | Проект «Создание календаря исторических событий» |
|
|
Раздел 2. Чудесный мир классики (25 ч) | |||
12 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» |
|
|
13 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» |
|
|
14 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» |
|
|
15 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» |
|
|
16 | А. Сломнимский «О Пушкине». А. С. Пушкин «Няне» |
|
|
17 | А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарование!..» |
|
|
18 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
|
19 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
|
20 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
|
21 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
|
22 | «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С. Пушкина |
|
|
23 | М. Ю. Лермонтов. А. Шан-Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» |
|
|
24 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) |
|
|
25 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) |
|
|
26 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) |
|
|
27 | С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича» |
|
|
28 | Л.Н. Толстой «Детство» |
|
|
29 | Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» |
|
|
30 | М. Семанова «Воспоминания» |
|
|
31 | А.П. Чехов «Мальчики» |
|
|
32 | А.П. Чехов «Мальчики» |
|
|
33 | А.П. Чехов «Мальчики» |
|
|
34 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
|
|
35 | Обобщение по разделу |
|
|
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики» |
|
|
Раздел 3. Поэтическая тетрадь (9 ч) | |||
37 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» |
|
|
38 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» |
|
|
39 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» |
|
|
40 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» |
|
|
41 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
|
|
42 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
|
|
43 | И. А. Бунин «Листопад» |
|
|
44 | Обобщение по разделу |
|
|
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» |
|
|
Раздел 4. Литературные сказки (13 ч) | |||
46 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
|
|
47 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
|
|
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
|
|
49 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
|
|
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
|
|
51 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
|
|
52 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
|
|
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
|
|
54 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» |
|
|
55 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» |
|
|
56 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» |
|
|
57 | Обобщение по разделу |
|
|
58 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки» |
|
|
Раздел 5. Делу время – потехе час (10 ч) | |||
59 | Е.Л. Шварц «Сказка потерянном времени» |
|
|
60 | Е.Л. Шварц «Сказка потерянном времени» |
|
|
61 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца |
|
|
62 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
|
|
63 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
|
|
64 | В.Ю. Драгунский «что любит Мишка» |
|
|
65 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
|
|
66 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
|
|
67 | Обобщение по разделу |
|
|
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час» |
|
|
Раздел 6. Страна детства (9 ч) | |||
69 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
|
|
70 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
|
|
71 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
|
|
72 | К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками» |
|
|
73 | К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками» |
|
|
74 | К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками» |
|
|
75 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
|
|
76 | М.М. Зощенко «Елка» |
|
|
77 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства» |
|
|
Раздел 7. Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||
78 | В.Я. Брюсов «Опять сон» |
|
|
79 | В.Я. Брюсов «Опять сон» |
|
|
80 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
|
|
81 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» |
|
|
82 | Обобщение по разделу |
|
|
83 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» |
|
|
Раздел 8. Природа и мы (14 ч) | |||
84 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
|
|
85 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
|
|
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
|
|
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
|
|
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
|
|
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
|
|
90 | М.М. Пришвин – певец русской природы |
|
|
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» |
|
|
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
|
|
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
|
|
94 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
|
|
95 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
|
|
96 | Обобщение по разделу |
|
|
97 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы» |
|
|
Раздел 9. Поэтическая тетрадь (8 ч) | |||
98 | Б.Л. Пастернак «золотая осень» |
|
|
99 | С.А. Клычков «Весна в лесу» |
|
|
100 | Д.Б. Кедрин Бабье лето» |
|
|
101 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
|
|
102 | С.А. Есенин «Лебедушка» |
|
|
103 | С.А. Есенин «Лебедушка» |
|
|
104 | Обобщение по разделу |
|
|
105 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» |
|
|
Раздел 10. Родина (7 ч) | |||
106 | И.С. Никитин «Русь» |
|
|
107 | И.С. Никитин «Русь» |
|
|
108 | С.Д. Дрожжин «Родине» |
|
|
109 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
|
|
110 | Проект «Россия – Родина моя» |
|
|
111 | Обобщение по разделу |
|
|
112 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина» |
|
|
113 | Е.С. Велтистов «Приключение Электроника» |
|
|
114 | Е.С. Велтистов «Приключение Электроника» |
|
|
115 | К. Булычев «Путешествие Алисы» |
|
|
116 | К. Булычев «Путешествие Алисы» |
|
|
117 | К. Булычев «Путешествие Алисы» |
|
|
118 | Обобщение. Урок-игра «В мире приключений» |
|
|
119 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения |
|
|
120 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия» |
|
|
Раздел 12. Зарубежная литература (16 ч) | |||
121 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
|
|
122 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
|
|
123 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
|
|
124 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
|
|
125 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
|
|
126 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» |
|
|
127 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» |
|
|
128 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» |
|
|
129 | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
|
|
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
|
|
131 | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
|
|
132 | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
|
|
133 | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
|
|
134 | Обобщение по разделу |
|
|
135 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература» |
|
|
136 | Викторина «Литературные тайны». Задание на лето: советуем прочитать |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Ярцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Мотурняк А.Г. ФИО Протокол №_____ от «____» _июня 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/Виноградова Л.Д. ФИО «___» ___________201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ___________/Кузнецова И.В. ФИО Приказ №____ от«___» июня 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
начального общего образования
по литературному чтению
для обучающихся 4 «А» класса
Столяровой Е. П., первая категория
2018-2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по технологии разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N1643 приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 N 373
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева.
5. Примерными программами начального общего образования. .Авторской программы «Технология». Роговцева Н. И., Анащекова С. В. , М: Просвещение 2011год
6Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
7Устава ОУ.
Рабочая программа рассчитана на 34часа в год.
2. Планируемые результаты освоения предмета, курса(личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормам общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
- овладевать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретировать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путях ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
- понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятиях о добре и зле, дружбе, честности, формировать потребность в систематическом чтении;
- достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составлять самостоятельно краткую аннотацию;
- уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристики героев); уметь писать отзыв на прочитанное произведение;
- Развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- определения своего круга чтения;
- работы с разными источниками информации (словари, справочники, в том числе на электронных носителях);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам.
В результате изучения курса выпускник начальной школы:
- осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам;
- получить возможность познакомится с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства;
- полюбить чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширять кругозор;
- приобретет первичные умения работать с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы;
- овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- научится самостоятельно выбирать интересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками;
- осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
- понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать ( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль произведения и его героев, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопросы;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения;
- работать со словарем (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначимость), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов, передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту, словарями и справочной литературой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства4
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и свое отношение к герою его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактам из текста собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование, рассуждение, описание);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапы в выполнении действий, давать характеристику героя, составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты;
- способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя 2 – 3 существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Учащиеся получат возможность научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический тексты по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
УМК
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М. :Просвещение, 2013
3. Содержание тем учебного предмета, курса.
Раздел «Круг детского чтения»включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). В программу входят все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать), а также работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырех лет обучения меняется приемы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приемов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приемы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение) вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умений постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Овладение устной речью (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Школьники учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выходит художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово. Становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объеме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и научиться сопереживать.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут ученикам адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения; развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в качестве актеров, режиссеров и художников. Они пишут сочинения и изложения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
В структуру, в содержание авторской программы изменения не внесены.
"Летописи. Былины. Жития" (8ч)
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики" (12 ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"(7ч)
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки" (8 ч)
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час" (8 ч)
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна далекого детства" (8 ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2" (6ч)
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
"Природа и мы" (8 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3" (5ч)
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина" (6ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
«Страна "Фантазия"» (6ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература" (3 ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
4. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Летописи. Былины. Жития | 8 |
Чудесный мир классики | 12 |
Поэтическая тетрадь | 7 |
Литературные сказки | 8 |
Делу время – потехе час | 8 |
Страна детства | 8 |
Поэтическая тетрадь | 6 |
Природа и мы | 8 |
Поэтическая тетрадь | 5 |
Родина | 6 |
Страна Фантазия | 6 |
Зарубежная литература | 3 |
Итого | 85 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Раздел 1. Летописи. Былины. Жития (11 ч) | |||
1 | Знакомство с учебником. Летописи | ||
2 | Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда» | ||
3 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего» | ||
4 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | ||
5 | Былина «Ильины три поездочки» | ||
6 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | ||
7 | Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | ||
8 | «Житие Сергия Радонежского» | ||
9 | «Житие Сергия Радонежского» | ||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития» | ||
11 | Проект «Создание календаря исторических событий» | ||
Раздел 2. Чудесный мир классики (25 ч) | |||
12 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» | ||
13 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» | ||
14 | П. П. Ершов «Конек-горбунок» | ||
15 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» | ||
16 | А. Сломнимский «О Пушкине». А. С. Пушкин «Няне» | ||
17 | А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарование!..» | ||
18 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
19 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
20 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
21 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
22 | «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С. Пушкина | ||
23 | М. Ю. Лермонтов. А. Шан-Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» | ||
24 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) | ||
25 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) | ||
26 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) | ||
27 | С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича» | ||
28 | Л.Н. Толстой «Детство» | ||
29 | Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | ||
30 | М. Семанова «Воспоминания» | ||
31 | А.П. Чехов «Мальчики» | ||
32 | А.П. Чехов «Мальчики» | ||
33 | А.П. Чехов «Мальчики» | ||
34 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | ||
35 | Обобщение по разделу | ||
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики» | ||
Раздел 3. Поэтическая тетрадь (9 ч) | |||
37 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | ||
38 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | ||
39 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» | ||
40 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | ||
41 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | ||
42 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | ||
43 | И. А. Бунин «Листопад» | ||
44 | Обобщение по разделу | ||
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
Раздел 4. Литературные сказки (13 ч) | |||
46 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | ||
47 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | ||
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | ||
49 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | ||
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | ||
51 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | ||
52 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | ||
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | ||
54 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | ||
55 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | ||
56 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | ||
57 | Обобщение по разделу | ||
58 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки» | ||
Раздел 5. Делу время – потехе час (10 ч) | |||
59 | Е.Л. Шварц «Сказка потерянном времени» | ||
60 | Е.Л. Шварц «Сказка потерянном времени» | ||
61 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца | ||
62 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | ||
63 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | ||
64 | В.Ю. Драгунский «что любит Мишка» | ||
65 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | ||
66 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | ||
67 | Обобщение по разделу | ||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час» | ||
Раздел 6. Страна детства (9 ч) | |||
69 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | ||
70 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | ||
71 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | ||
72 | К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками» | ||
73 | К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками» | ||
74 | К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками» | ||
75 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | ||
76 | М.М. Зощенко «Елка» | ||
77 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства» | ||
Раздел 7. Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||
78 | В.Я. Брюсов «Опять сон» | ||
79 | В.Я. Брюсов «Опять сон» | ||
80 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | ||
81 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | ||
82 | Обобщение по разделу | ||
83 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
Раздел 8. Природа и мы (14 ч) | |||
84 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | ||
85 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | ||
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | ||
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | ||
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | ||
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | ||
90 | М.М. Пришвин – певец русской природы | ||
91 | Е.И. Чарушин «Кабан» | ||
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | ||
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | ||
94 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | ||
95 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | ||
96 | Обобщение по разделу | ||
97 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы» | ||
Раздел 9. Поэтическая тетрадь (8 ч) | |||
98 | Б.Л. Пастернак «золотая осень» | ||
99 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | ||
100 | Д.Б. Кедрин Бабье лето» | ||
101 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | ||
102 | С.А. Есенин «Лебедушка» | ||
103 | С.А. Есенин «Лебедушка» | ||
104 | Обобщение по разделу | ||
105 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||
Раздел 10. Родина (7 ч) | |||
106 | И.С. Никитин «Русь» | ||
107 | И.С. Никитин «Русь» | ||
108 | С.Д. Дрожжин «Родине» | ||
109 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | ||
110 | Проект «Россия – Родина моя» | ||
111 | Обобщение по разделу | ||
112 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина» | ||
113 | Е.С. Велтистов «Приключение Электроника» | ||
114 | Е.С. Велтистов «Приключение Электроника» | ||
115 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | ||
116 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | ||
117 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | ||
118 | Обобщение. Урок-игра «В мире приключений» | ||
119 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения | ||
120 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия» | ||
Раздел 12. Зарубежная литература (16 ч) | |||
121 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | ||
122 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | ||
123 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | ||
124 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | ||
125 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | ||
126 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» | ||
127 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» | ||
128 | М. Твен «Приключение Тома Сойера» | ||
129 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||
130 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||
131 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||
132 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||
133 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||
134 | Обобщение по разделу | ||
135 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература» | ||
136 | Викторина «Литературные тайны». Задание на лето: советуем прочитать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...