Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития»
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе. Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Конспект
Цели: обобщить знания обучающихся по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.
Планируемые результаты:
предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;
метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: на доске табло.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру», соревнуясь командами. Прежде чем капитан ответит, вы должны обсудить вопрос в команде. Выберите капитанов. Капитан будет называть тему и цену вопроса, выбирая их на табло.
Тема | Цена вопроса | ||||
Машина времени | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Богатыри | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Живая картинка | 10 | 20 | ■ | 40 | 50 |
Колесо истории | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Памятники культуры | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
II. Проведение игры
1. Машина времени
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (ВXI в.)
20 Один из первых русских летописцев. (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах монголов на свои земли? (В 1224 г.)
40 «Любите книгу — источник знания». Чьи это слова? (М. Горького.)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
2. Богатыри
10 Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)
20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Художник Виктор Михайлович Васнецов. На его картинах герои русских былин — Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле в плену? (Русский народ.) Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)
40 Назовите вашего любимого былинного героя. Обоснуйте свой ответ.
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?
3. Живая картинка
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Расскажите,как погиб богатырь Илья Муромец
40 Назовите известных вам русских богатырей.
50 Назовите основные качества греческого героя и русского богатыря.
4. Колесо истории
10 Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов устного народного творчества, повествует о подвигах богатырей — бескорыстных защитников своей Родины, об их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30 Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня — за коня!
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец написал эти слова на камне.)
40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50 Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью.
Что был в багрец окрашен
Дон До самого низовья.
А князя Дмитрия...
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.
Какое прозвание получил князь Дмитрий? (Донской.)
5. Памятники культуры
10 Первая печатная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Так называют изображения в храме, сделанные красками по сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (О фресках.)
40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято - Троицкую лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Её создал великий иконописец Андрей Рублев.)
III. Подведение итогов
На табло остается карточка со значком ■. Это подарок участникам игры. Можно включить «Богатырскую симфонию» А.П. Бородина и вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков у каждой команды, награждают игроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок - игра "По природным зонам России"
Игровое поле делится на 4 сектора и очки. Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсу...
Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития".
Проверочная работа по литературному чтению по теме «Летописи, былины, сказания, жития" в 4 классе "Школа России"....
обобщающий урок - игра "Летописи, былины, сказания и жития" для 4 класса
Это презентация по литературному чтению, на основе телевизионной игры "Своя игра", отличиt в том, что учащиеся играют командами и набирают такое количество очков, какое им самим надо....
Урок-игра "Летописи, былины, сказания, жития".
Презентация к уроку, посвященному летописям, былинам, сказаниям, содержит игровые задания для учащихся 4 класса....
Своя игра. Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Летописи, былины,сказания, жития"
Своя игра. Урок литературного чтения "Обобщение по разделу "Летописи, былины,сказания, жития"...
Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития»
Главная цель урока- - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. На уроке осуществляется "погружение" учащихся в соответствующую историческую сре...
Урок-игра "Летописи, былины, сказания, жития" (Школа России) 4 класс
Это презентация итогового урока по литературному чтению в 4 классе к разделу "Летописи, былины, сказания, жития" (Школа России). Она поможет в интересной игровой форме подвести итог изученно...