Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс)
Цели, задачи рабочей программы.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком
- системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и
эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
- процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и
природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 3класс | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:
А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по
литературному чтению
для обучающихся 3 «в» класса
на 2018 - 2019учебный год
Составлена
учителем начальных классов:
Новоженова Н.А.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.
с Баргузин
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа (ФГОС) по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в
Республике Бурятия"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Приказ № 1994 от 03.06.2011 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373»;
- Приказ №1093 от 12.07.2011г. «О внесении изменений в региональный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Бурятия,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования и науки Республики Бурятия от 03.09. 2008 г. №1168»;
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
- Основная образовательная программа общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная от 31.09.2018г.
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины ( модуля) (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2017г.
- Примерная программа дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ «Литературное чтение»
УМК:
1. Рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» М., Просвещение 2014 год
2. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2016.
3.Кутявина С.В.Литературное чтение. Контрольно-измерительные материалы М «Вако». 2015г.
4. Методическое пособие с поурочными разработками Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой.
Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения литературного чтения в 3 классе из расчёта 4 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 136 часов.
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Цели рабочей программы:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи реализации программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание учебного курса
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
- историю создания книги,
- имя русского первопечатника Ивана Федорова
Обучающиеся должны уметь:
- обобщить полученную информацию по истории создания книги;
- осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;
- придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни.
Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Проект «Сочиняем волшебную сказку.
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Проверочная работа №1.
Обучающиеся должны знать:
- различные произведения устного народного творчества (пословицы, загадки, песни, сказки)
Обучающиеся должны уметь:
- различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры
- приводить примеры произведений фольклора ( пословицы, загадки, песни, сказки)
- отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
- делить текст на смысловые части;
- составлять его простой план
- участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
- выражать личное отношение к прочитанному.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,
А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой...».
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
Контрольная работа №1.
Обучающиеся должны знать:
- произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин. И. З. Суриков)
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов
- выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
- осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
Великие русские писатели (24 ч)
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
М. Лермонтов «Утёс»,
М. Лермонтов «Осень».
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Лев и собачка».
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
Контрольная работа №2.
Обучающиеся должны знать:
- произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
- классиков советской детской литературы;
- произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
- последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н. Некрасов «Славная осень!..»,
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Контрольная работа №3
Обучающиеся должны знать:
- произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин )
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов.
- выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь :
- отвечать на вопросы по содержанию произведения,
- характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
- составлять отзыв о понравившемся произведении
Литературные сказки (8 ч)
Знакомство с литературными сказками.
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №2
Обучающиеся должны знать:
- жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
- особенности литературной сказки;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений
- имена, фамилии их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
Были и небылицы (10 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа №3
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
- воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
- осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка».
А. Блок «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа №4.
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)
Обучающиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть;
- безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
- не допускать искажения ударений
Люби живое (16 ч)
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок- «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
В. Бианки «Мышонок Пик».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится».
Урок-конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).
Проверочная работа №5
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
- выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
- пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения
- создавать небольшой устный текст на заданную тему
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если». «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Проект :»Праздник поэзии» по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Контрольная работа №;
Обучающиеся должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Обучающиеся должны уметь:
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Ещё мама».
А. Платонов «Ещё мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Проверочная работа №6.
Обучающиеся должны знать:
- основное содержание текста.
- героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился».
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Создание сборника добрых советов «По страницам детских журналов» (обобщающий урок).
Итоговая контрольная работа.
Обучающиеся должны знать:
- основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
- находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
- готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
- создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
- участвовать в литературных играх
Зарубежная литература (8 ч) \
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
Я люблю читать.
Обучающиеся должны знать:
- изученные произведения зарубежной литературы,
- их авторов;
- героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
- находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о представлениях древних людей о мире;
- сравнивать сказки разных народов,
- сочинять свои сказки
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план
- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
- четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе кол-во часов на проведение | ||
Контрольных работ | Тестов | Проверочных работ | |||
1 | Вводный урок | 1 | |||
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | 1 | ||
3 | Устное народное творчество | 14 | 1 | 1 | |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 1 | 1 | |
5 | Великие русские писатели | 24 | 1 | 3 | |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 1 | 1 | |
7 | Литературные сказки | 8 | 1 | 1 | |
8 | Были-небылицы | 10 | 1 | 1 | |
9 | Поэтическая тетрадь 2 ч.1 | 6 | 1 | 1 | |
10 | Люби живое | 16 | 1 | 1 | |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 1 | 1 | |
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 | 1 | 1 | |
13 | По страницам детских журналов | 8 | 1 | 1 | |
14 | Зарубежная литература | 8 | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
План | Факт. | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения 1 час | |||||
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1 | |||
Самое великое чудо на свете (4 часа) | |||||
2 | Знакомство с названием разадела. | 1 | |||
3 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | |||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | |||
5 | Урок – путешествие в прошлое. Тест №1 по теме «Самое великое чудо на свете». | 1 | |||
Устное народное творчество (14 часов) | |||||
6 | Русские народные песни. | 1 | |||
7 | Шуточные народные песни. | 1 | |||
8 | Докучные сказки. | 1 | |||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | |||
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | |||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | |||
12 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 | |||
13 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 | |||
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | ||||
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | |||
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | |||
17 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Тест №2 по теме «Устное народное творчество» | 1 | |||
18 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). | 1 | |||
19 | Проверочная работа № 1. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) | |||||
20 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | |||
21 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | |||
22 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | |||
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1 | |||
24 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 | |||
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | 1 | |||
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | |||
27 | И.З. Суриков «Детство». | 1 | |||
28 | И.З. Суриков «Зима». Тест №3 по теме Поэтическая тетрадь 1, ч.1» | 1 | |||
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | |||
30 | Контрольная работа № 1. | 1 | |||
Великие русские писатели (24 часа) | |||||
31 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | 1 | |||
32 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» | 1 | |||
33 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | |||
34 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | |||
35 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | 1 | |||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекра-ной Царевне Лебеди». | 1 | |||
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 | |||
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Тест№4 по теме «Великие русские писатели» (А.С. Пушкин). | 1 | |||
39 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | 1 | |||
40 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1 | |||
41 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | |||
42 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | |||
43 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | |||
44 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | |||
45 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | 1 | |||
46 | М.Ю. Лермонтов «Осень».Тест №5 по теме «Великие русские писатели» (И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов). | 1 | |||
47 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | |||
48 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | |||
49 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | |||
50 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | |||
51 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | |||
52 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»Тест №6 по теме «Великие русские писатели» (Л.Н.Толстой) | 1 | |||
53 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1 | |||
54 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2, ч.1 (6 часов) | |||||
55 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | |||
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | |||
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | |||
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | |||
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».Тест №7 по теме «Поэтическая тетрадь2 ч.1». | 1 | |||
60 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тет-радь 2,ч.1». Контрольная работа №3. | 1 | |||
Литературные сказки (8 часов) | |||||
61 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | 1 | |||
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | 1 | |||
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | |||
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | |||
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | |||
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | |||
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Тест №8 по теме «Литературные сказки» | 1 | |||
68 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа №2. | 1 | |||
Были-небылицы (10 часов) | |||||
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | |||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | |||
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | |||
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | |||
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | |||
74 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | |||
75 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | |||
76 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | |||
77 | А.И. Куприн «Слон». Тест №9 по теме «Были-небылицыв» | 1 | |||
78 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 3. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 1, ч.2 (6 часов) | |||||
79 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | |||
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 | |||
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1 | |||
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 | |||
83 | С.А. Есенин «Черёмуха».Тест №10 по теме «Поэтическая тетрадь 1, ч.2.» | 1 | |||
84 | Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».Проверочная работа №4. | 1 | |||
Люби живое (16 часов) | |||||
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 1 | |||
86 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | |||
87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | |||
88 | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1 | |||
89 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | 1 | |||
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | |||
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | |||
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | |||
93 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | |||
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | |||
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку» | 1 | |||
96 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | 1 | |||
97 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | |||
98 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Тест №11 по теме «Люби живое». | 1 | |||
99 | Урок- конференция «Земля – наш дом». | ||||
100 | Проверочная работа №8. | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | |||||
101 | С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | 1 | |||
102 | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | |||
103 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | |||
104 | С.В. Михалков «Если», «Рисунок». | 1 | |||
105 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | |||
106 | Проект: «Праздник поэзии»Тест № 12 по теме «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | |||
107 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | |||
108 | Контрольная работа №4. | ||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) | |||||
109 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | |||
110 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | |||
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | |||
112 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | |||
113 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | |||
114 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | |||
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | |||
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | |||
117 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | |||
118 | Н.Н. Носов «Телефон». | 1 | |||
119 | В.Ю. Драгунский «Друг детства».Тест №13 по теме «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | 1 | |||
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 6. | 1 | |||
121 | Л.Кассиль «ОтметкиРиммы Лебедевой» | 1 | |||
122 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1 | |||
123 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | |||
124 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1 | |||
125 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1 | |||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | |||
127 | Создание сборника добрых советов.Тест №14 по теме «По страницам детских журналов». | 1 | |||
128 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
Зарубежная литература (8 часов) | |||||
129 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | |||
130 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | |||
131 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | |||
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».Проверка техники чтения. | 1 | |||
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | |||
134 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Тест № 15 по теме «Зарубежная литература». | 1 | |||
135 | Брейн – ринг. Обобщающий урок. | 1 | |||
136 | Я люблю читать. | 1 |
Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение»
Предметные:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Учебно - методический комплект
Для реализации рабочей программы используется
Для обучающихся:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
Для учителя:
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2014.
3. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
5. Электронное приложение к учебнику.- М.:Просвещение, 2013.
6.Поурочные разработки по литературному чтению./ Кутявина С.В.-М.: ВАКО, 2013.
7.«Полная хрестоматия для начальной школы»/ Составитель: И.Сивохина. – М.: Олма-Пресс, 2003.
8. Чтение. Сборник текстов для проверки техники чтения. 1-4 класс./ Лагутина Е.В.- М.: Издат-школа, 2004.
9. Комплект «Портреты писателей 19-20 века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
- Мне нравится (1)