А.И.Куприн "Слон".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тихонова Юлия Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slon.docx409.36 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  3-Б КЛАСС ТИХОНОВА Ю.А.

А. И. КУПРИН «СЛОН».

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»;

научатся осуществлять переход с прочтения сюжета произведения к пониманию главной мысли; понимать, авторское отношение к героям произведения, находить этому доказательства в тексте.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, делают выводы .

Личностные: 

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Тип урока: урок усвоения новых умений и знаний

Оборудование: презентация, проектор, карточки с заданиями для работы в паре.

Ход урока

I. Организация начала урока

– Проверим готовность к уроку.

Потянитесь к солнышку, улыбнитесь своему соседу, подарите улыбку учителю. Я вам желаю взять от урока как можно больше полезной информации, которая может вам помочь в жизни.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

- Как вы считаете, где в нашей стране можно встретить слона?

( Зоопарк, цирк).

Сообщения детей о слонах:

Слоны -ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов.

Вопреки распространённому мифу, слоны не боятся мышей

У слонов удивительно хорошая память. Известны случаи, когда слоны мстили обидчикам спустя много лет. Впрочем, добро слоны тоже не забывают.

Общеизвестный факт — слоны являются самыми крупными сухопутными животными на земле.

Сердце слона может достигать веса в 25-30 кг. В обычном ритме оно сокращается примерно раз в две секунды, гоняя кровь по огромному телу.

На воле слоны до 20 часов в сутки посвящают поискам еды.

В день взрослый слон выпивает 100-200 литров воды, а то и больше.

Слоны живут в среднем полвека. Самый известный долгожитель — слон по имени Линь Ван, проживший на этом свете 86 лет.

Слоновий хобот может вместить до восьми литров воды.

У слонов чрезвычайно острое обоняние, гораздо острее, чем у людей.

Средняя длина слоновьих бивней изрядно сократилась за последние несколько веков. Это связано с тем, что слонов с большими бивнями истребляют браконьеры, а длина бивня — генетический признак, передающийся по наследству.

Масса тела взрослого слона достигает пяти тонн.

 

 Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?

– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.

Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».

– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.                                                  

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

– Прочитайте  по слогам.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

– Прочитайте скороговоркой.

3. Работа над пословицами .                                                                                

– Прочитайте пословицы, объясните их смысл

1. Малому да удалому и радость в руки. (Здесь говорится, что у ребенка в детстве в жизни бывает одна радость. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)

2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.

(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)

                  Физминутка                                                                                      

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.                                                                                    

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы продолжим знакомство  с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».

IV. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа.

  -В тексте есть слова,  над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл  текста.

Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?                        

  (Гостиная - комната для приема гостей.

   Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

   Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

   Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

   Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.

   Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

   Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

   Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

   Вершок=4,4 см.

   Пуд= 16,38 кг.

   Зверинец – место, где содержат зверей для показа.

   Аршин – русская мера  длины, равная 0,71 м. 

   Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.

   Ром – род крепкого  алкогольного напитка.

– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».

2. – Почему рассказ называется «Слон»? Что включает в себя это название?

- Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем – то более важном? (говорится о родительской любви)

(Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь – символ того, что все можно преодолеть, если любишь.)

– Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает.

Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.

– Вы можете придумать другое название? (Предложения детьми разных вариантов названий рассказа.)

             План к рассказу:                                                                                                                  

1. Девочка больна.

2. Девочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть большого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади

Закрепление материала (работа в парах). Карточки.  Продолжить предложения.

КАРТОЧКА

1. Героиню рассказа звали…  

2. Сколько лет было девочке?

3. Кто иногда приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

4. Когда слона ведут в гости к больной девочке?

5. Какая сладость приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.

6. Что  подвязывают слону вокруг шеи  перед обедом?

7.  С какой игрушкой возвращается отец?

8. Кто был  большой, толстый и добродушный, как слон?

9. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?

10. Автор произведения «Слон»…

VI. Домашнее задание                                                                                  

•  Подготовить творческий пересказ от лица Нади.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

VII. Итог урока. Рефлексия                                                                              

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

-Чему учит это произведение?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.

– Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?

– Выберите рисунки - солнышко – если все получилось, солнышко с тучкой – если что-то не получилось,тучка с дождем – поработали недостаточно.

                                                                                                                           Приложения

_______________________________________________________

1. Героиню рассказа звали…  

2. Сколько лет было девочке?

3. Кто иногда приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

4. Когда слона ведут в гости к больной девочке?

5. Какая сладость приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.

6. Что  подвязывают слону вокруг шеи  перед обедом?

7.  С какой игрушкой возвращается отец?

8. Кто был  большой, толстый и добродушный, как слон?

9. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?

10. Автор произведения «Слон»…

______________________________________________________________

1. Героиню рассказа звали…  

2. Сколько лет было девочке?

3. Кто иногда приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

4. Когда слона ведут в гости к больной девочке?

5. Какая сладость приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.

6. Что  подвязывают слону вокруг шеи  перед обедом?

7.  С какой игрушкой возвращается отец?

8. Кто был  большой, толстый и добродушный, как слон?

9. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?

10. Автор произведения «Слон»…

http://bigslide.ru/images/16/15341/960/img3.jpg

http://diary-culture.ru/upload/blogs/ea523546ea07e2304d9de6a47ed28a28.jpghttp://900igr.net/datai/literatura/Kuprin-Slon/0018-032-Kogda-iz-detskoj-otvorena-dver-v-gostinuju-a-iz-gostinoj-dalshe-v.jpg