А.И.Куприн "Слон".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slon.docx | 409.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3-Б КЛАСС ТИХОНОВА Ю.А.
А. И. КУПРИН «СЛОН».
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»;
научатся осуществлять переход с прочтения сюжета произведения к пониманию главной мысли; понимать, авторское отношение к героям произведения, находить этому доказательства в тексте.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, делают выводы .
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Тип урока: урок усвоения новых умений и знаний
Оборудование: презентация, проектор, карточки с заданиями для работы в паре.
Ход урока
I. Организация начала урока
– Проверим готовность к уроку.
Потянитесь к солнышку, улыбнитесь своему соседу, подарите улыбку учителю. Я вам желаю взять от урока как можно больше полезной информации, которая может вам помочь в жизни.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
- Как вы считаете, где в нашей стране можно встретить слона?
( Зоопарк, цирк).
Сообщения детей о слонах:
Слоны -ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов.
Вопреки распространённому мифу, слоны не боятся мышей
У слонов удивительно хорошая память. Известны случаи, когда слоны мстили обидчикам спустя много лет. Впрочем, добро слоны тоже не забывают.
Общеизвестный факт — слоны являются самыми крупными сухопутными животными на земле.
Сердце слона может достигать веса в 25-30 кг. В обычном ритме оно сокращается примерно раз в две секунды, гоняя кровь по огромному телу.
На воле слоны до 20 часов в сутки посвящают поискам еды.
В день взрослый слон выпивает 100-200 литров воды, а то и больше.
Слоны живут в среднем полвека. Самый известный долгожитель — слон по имени Линь Ван, проживший на этом свете 86 лет.
Слоновий хобот может вместить до восьми литров воды.
У слонов чрезвычайно острое обоняние, гораздо острее, чем у людей.
Средняя длина слоновьих бивней изрядно сократилась за последние несколько веков. Это связано с тем, что слонов с большими бивнями истребляют браконьеры, а длина бивня — генетический признак, передающийся по наследству.
Масса тела взрослого слона достигает пяти тонн.
Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?
– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».
– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?
(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
– Прочитайте по слогам.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
– Прочитайте скороговоркой.
3. Работа над пословицами .
– Прочитайте пословицы, объясните их смысл
1. Малому да удалому и радость в руки. (Здесь говорится, что у ребенка в детстве в жизни бывает одна радость. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.
(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)
Физминутка
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы продолжим знакомство с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».
IV. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа.
-В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.
Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?
(Гостиная - комната для приема гостей.
Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.
Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.
Вершок=4,4 см.
Пуд= 16,38 кг.
Зверинец – место, где содержат зверей для показа.
Аршин – русская мера длины, равная 0,71 м.
Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.
Ром – род крепкого алкогольного напитка.
– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».
2. – Почему рассказ называется «Слон»? Что включает в себя это название?
- Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем – то более важном? (говорится о родительской любви)
(Слон – это мечта. Эта мечта помогла больной девочке победить болезнь. Слон – это родительская любовь. Эта любовь – символ того, что все можно преодолеть, если любишь.)
– Любовь нужна всем, и дарить ее можно родственникам и друзьям, знакомым и незнакомым, животным и растениям. Любовь можно дарить всему, что нас окружает.
Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, то душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.
– Вы можете придумать другое название? (Предложения детьми разных вариантов названий рассказа.)
План к рассказу:
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть большого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади
Закрепление материала (работа в парах). Карточки. Продолжить предложения.
КАРТОЧКА
1. Героиню рассказа звали…
2. Сколько лет было девочке?
3. Кто иногда приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.
4. Когда слона ведут в гости к больной девочке?
5. Какая сладость приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.
6. Что подвязывают слону вокруг шеи перед обедом?
7. С какой игрушкой возвращается отец?
8. Кто был большой, толстый и добродушный, как слон?
9. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?
10. Автор произведения «Слон»…
VI. Домашнее задание
• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
-Чему учит это произведение?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.
– Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?
– Выберите рисунки - солнышко – если все получилось, солнышко с тучкой – если что-то не получилось,тучка с дождем – поработали недостаточно.
Приложения
_______________________________________________________ 1. Героиню рассказа звали… 2. Сколько лет было девочке? 3. Кто иногда приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. 4. Когда слона ведут в гости к больной девочке? 5. Какая сладость приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. 6. Что подвязывают слону вокруг шеи перед обедом? 7. С какой игрушкой возвращается отец? 8. Кто был большой, толстый и добродушный, как слон? 9. Чем, по мнению доктора, была больна девочка? 10. Автор произведения «Слон»… |
______________________________________________________________ 1. Героиню рассказа звали… 2. Сколько лет было девочке? 3. Кто иногда приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. 4. Когда слона ведут в гости к больной девочке? 5. Какая сладость приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. 6. Что подвязывают слону вокруг шеи перед обедом? 7. С какой игрушкой возвращается отец? 8. Кто был большой, толстый и добродушный, как слон? 9. Чем, по мнению доктора, была больна девочка? 10. Автор произведения «Слон»… |