И. Куприн "Слон"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чумакова Елена Валерьевна

И. Куприн "Слон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon И. Куприн "Слон"51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы с использованием ИКТ в 4 – б классе.

А. И. Куприн «Слон»

                                                   Чумакова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

 I квалификационной категории

Цель: Воспитывать доброту силой художественного слова

Задачи:  

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы;
  • развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  • создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: портрет писателя, учебник  для 4-ого класса «В океане света» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (часть 1), мультимедийная аппаратура, презентация.

Ход урока

I Организационный момент

II Постановка учебной задачи

 1.- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать произведение А. И. Куприна «Слон»

- К какому жанру оно относится? (рассказ)

- Почему данное произведение можно назвать рассказом? (небольшой объём, мало действующих лиц, взят один случай)

- Это художественный рассказ. Художественный рассказ – это описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.

- Почему рассказ включён в этот раздел учебника? (он о животном и создан писателем XIX века – А. И. Куприным) показ портрета писателя

- Как вы уже, наверное, догадались тема нашего урока сегодня рассказ А. И. Куприна «Слон»

- Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?

2. Давайте посмотрим словарь толкований

  • гостиная
  • горничная

барышня

  • публикум или публика
  • попона
  • равнодушно
  • щеколды
  • фисташки

Старинные меры длины и веса

  • аршин – 71сотая метра или 71 см
  • вершок – 4 целых 4 десятых см или 44 м
  • пуд  - 16 кг (16целых 38 сотых кг)

3.- Назовите главных героев рассказа.

- О ком это? Поставьте диагноз , побудьте врачами.

  • «Не отвечает…»
  • «неподвижные, невесёлые глаза…»
  • «жару нет, боли нет…»
  • «ничего не нужно…»
  • «лежит целые дни и ночи…»
  • «тихая, печальная…»
  • «не спит, дремлет по полчаса…»
  • «сны серые, длинные…»

- Так чем же больна девочка Надя? (Ей не интересно жить – точный диагноз 1 глава, последний абзац)

Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия. (Ожегов)

Рассказ назван «Слон»

- Что вы можете рассказать об этом животном? Чем необычны эти животные? Чем привлекают людей? (рассказ учащихся) 

На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.

Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом  он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

Слоны совсем не медлительные, как принято их считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км\ч. Слоны запоминают примерно 30 команд и усердно  их выполняют, стараясь заслужить одобрения погонщика.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

4.- В каких крылатых выражениях используется слово «слон»

Крылатые выражения:                           Объяснение крылатых выражений:                

  • Слона – то не приметить;             не заметить главного;
  • Слон в посудной лавке;                о большом нескладном человеке, оказавшемся

                                                               в темноте, среди хрупких вещей;

  • Делать из мухи слона;                   придавать чему-либо незначительному большое

                                                               значение;

  • Как слон                                         неуклюж, громоздок, неповоротлив

5.- После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?

- Задача урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения.

Ведь человеческая душа – самая большая загадка литературы.

III Анализ прочитанного

 1. Беседа по вопросам

- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает Куприн?

- Что вам кажется более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

- Что побуждает двух взрослых людей (отца 6 – летней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? (Речь идёт о здоровье и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить её последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца. У него самого есть дочь Лиза - ровесница больной девочки)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть ещё два маленьких? (Самый большой слон – самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей)

2. Выборочное чтение

- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона – это каприз и ли мечта? Доказывай своё мнение, обращаясь к тексту.

Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Всё это говорит о настоящем, глубоком интересе девочки к слону. Если бы это было капризо, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

- Найдите и прочитайте описание слона

Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?

(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляются размеры слона с высотой двери, длиной столовой – можно заключить, что это именно взгляд Нади)

- Как девочка понимает «дружбу» со слоном? (Дружба для Нади – проявление уважения. Она называет слона на «Вы», интересуется именем слона; тем, как он провёл ночь; пил ли он чай, ждёт, пока его покормят булками; её желание всё делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером)

3.- Какова главная мысль рассказа? (Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека.  А Надя выздоравливается в результате родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги)

IV Фронтальная работа

- О чём этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?

- Встаньте, пожалуйста, кто считает, что это о родительской любви. И те, кто считает, что это о сбывшейся мечте. Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?

- А легко быть добрым?

- Подберите смысловые ассоциации к слову «добро».

- Что оно в себя включает? Давайте посмотрим, что у меня получилось.

Добро – это:

  • красота
  • душевность
  • ласка
  • тепло
  • счастье
  • веселье
  • жизнь
  • отзывчивость
  • любовь
  • праздник
  • мама
  • смех
  • улыбка
  • семья

- Какие понятия подходят  к нашему рассказу? Почему?

V Подведение итогов

- Если вы ещё раз захотите перечитать этот рассказ, то я уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план.

Мечта 6-летней Нади сбылась! О чём мечтаете вы?

- Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к ней, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

 Контрольные вопросы:

1.Сколько лет Наде?

а) 5     б) 6      в) 7

2. На каком этаже живут Надя и её родители?

а) 3      б) 4     в) 2

3. Какой формы торт купили для слона?

а) овальной  б) круглой   в) квадратной

4. Сколько времени болеет девочка?

а) 1 месяц    б) 1 день     в) 1 неделю

5. Как долго папа добирался до зверинца?

а) 1час        б) 2 часа              в)3 часа

VI Рефлексия

- За что вы можете себя похвалить в данный момент?