И. Куприн "Слон"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы с использованием ИКТ в 4 – б классе.
А. И. Куприн «Слон»
Чумакова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
I квалификационной категории
Цель: Воспитывать доброту силой художественного слова
Задачи:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы;
- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
- создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: портрет писателя, учебник для 4-ого класса «В океане света» Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (часть 1), мультимедийная аппаратура, презентация.
Ход урока
I Организационный момент
II Постановка учебной задачи
1.- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать произведение А. И. Куприна «Слон»
- К какому жанру оно относится? (рассказ)
- Почему данное произведение можно назвать рассказом? (небольшой объём, мало действующих лиц, взят один случай)
- Это художественный рассказ. Художественный рассказ – это описание, выражение своих чувств ко всему происходящему.
- Почему рассказ включён в этот раздел учебника? (он о животном и создан писателем XIX века – А. И. Куприным) показ портрета писателя
- Как вы уже, наверное, догадались тема нашего урока сегодня рассказ А. И. Куприна «Слон»
- Какие непонятные слова встретились вам во время чтения?
2. Давайте посмотрим словарь толкований
- гостиная
- горничная
барышня
- публикум или публика
- попона
- равнодушно
- щеколды
- фисташки
Старинные меры длины и веса
- аршин – 71сотая метра или 71 см
- вершок – 4 целых 4 десятых см или 44 м
- пуд - 16 кг (16целых 38 сотых кг)
3.- Назовите главных героев рассказа.
- О ком это? Поставьте диагноз , побудьте врачами.
- «Не отвечает…»
- «неподвижные, невесёлые глаза…»
- «жару нет, боли нет…»
- «ничего не нужно…»
- «лежит целые дни и ночи…»
- «тихая, печальная…»
- «не спит, дремлет по полчаса…»
- «сны серые, длинные…»
- Так чем же больна девочка Надя? (Ей не интересно жить – точный диагноз 1 глава, последний абзац)
Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия. (Ожегов)
Рассказ назван «Слон»
- Что вы можете рассказать об этом животном? Чем необычны эти животные? Чем привлекают людей? (рассказ учащихся)
На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.
Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
Слоны совсем не медлительные, как принято их считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км\ч. Слоны запоминают примерно 30 команд и усердно их выполняют, стараясь заслужить одобрения погонщика.
Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
4.- В каких крылатых выражениях используется слово «слон»
Крылатые выражения: Объяснение крылатых выражений:
- Слона – то не приметить; не заметить главного;
- Слон в посудной лавке; о большом нескладном человеке, оказавшемся
в темноте, среди хрупких вещей;
- Делать из мухи слона; придавать чему-либо незначительному большое
значение;
- Как слон неуклюж, громоздок, неповоротлив
5.- После прочтения этого рассказа изменилось ли ваше представление, отношение к слону?
- Задача урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения.
Ведь человеческая душа – самая большая загадка литературы.
III Анализ прочитанного
1. Беседа по вопросам
- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает Куприн?
- Что вам кажется более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
- Что побуждает двух взрослых людей (отца 6 – летней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? (Речь идёт о здоровье и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить её последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца. У него самого есть дочь Лиза - ровесница больной девочки)
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть ещё два маленьких? (Самый большой слон – самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей)
2. Выборочное чтение
- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона – это каприз и ли мечта? Доказывай своё мнение, обращаясь к тексту.
Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Всё это говорит о настоящем, глубоком интересе девочки к слону. Если бы это было капризо, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.
- Найдите и прочитайте описание слона
Вывод: Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?
(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляются размеры слона с высотой двери, длиной столовой – можно заключить, что это именно взгляд Нади)
- Как девочка понимает «дружбу» со слоном? (Дружба для Нади – проявление уважения. Она называет слона на «Вы», интересуется именем слона; тем, как он провёл ночь; пил ли он чай, ждёт, пока его покормят булками; её желание всё делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером)
3.- Какова главная мысль рассказа? (Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливается в результате родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги)
IV Фронтальная работа
- О чём этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?
- Встаньте, пожалуйста, кто считает, что это о родительской любви. И те, кто считает, что это о сбывшейся мечте. Обоснуйте своё мнение.
- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?
- А легко быть добрым?
- Подберите смысловые ассоциации к слову «добро».
- Что оно в себя включает? Давайте посмотрим, что у меня получилось.
Добро – это:
- красота
- душевность
- ласка
- тепло
- счастье
- веселье
- жизнь
- отзывчивость
- любовь
- праздник
- мама
- смех
- улыбка
- семья
- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?
V Подведение итогов
- Если вы ещё раз захотите перечитать этот рассказ, то я уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении. Дома разделить рассказ на части и составить план.
Мечта 6-летней Нади сбылась! О чём мечтаете вы?
- Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к ней, не лениться, сбудутся и ваши мечты.
Контрольные вопросы:
1.Сколько лет Наде?
а) 5 б) 6 в) 7
2. На каком этаже живут Надя и её родители?
а) 3 б) 4 в) 2
3. Какой формы торт купили для слона?
а) овальной б) круглой в) квадратной
4. Сколько времени болеет девочка?
а) 1 месяц б) 1 день в) 1 неделю
5. Как долго папа добирался до зверинца?
а) 1час б) 2 часа в)3 часа
VI Рефлексия
- За что вы можете себя похвалить в данный момент?