К. Ушинский "Плутишка кот"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мозебах Наталья Валерьевна

УМК "Начальная школа 21 века". К. Ушинский "Плутишка кот", 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Мозебах Наталья Валерьевна

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное слушание

Тема: К. Ушинский «Плутишка кот»

Класс: 2

Тип урока:  урок открытия нового знания

Место урока в изучаемой теме: 1 урок

Цель: инициировать деятельность учащихся на знакомство и анализ произведения К. Ушинского «Плутишка кот».

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

выявляет сходство и различия объектов, классифицирует объекты по существенному признаку;

характеризует главного героя и его поступки; определяет отношение к нему окружающих персонажей.

принимает и сохраняет учебную задачу, планируют свое действие; контролирует и оценивает  собственную учебную деятельность и партнёров.

овладевает техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осуществляет анализ и строит рассуждения

формулирует собственное мнение и позицию; строит понятные для партнера высказывания; задает вопросы; сотрудничает в паре, группе

проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: сказки о животных (р.н.ск. «У страха глаза велики», р.н.ск. «Снегурочка», К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна», Л. Пантелеев «Две лягушки», К. Ушинский «Плутишка кот»); модели обложек произведений; портрет К. Ушинского, презентация, видео сказки.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент. Мотивация

Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (настроить учащихся на работу и на восприятие материала)

фронтальная

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру «Вспомни и назови». Зачитывает отрывки из знакомых произведений.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Угадываю книгу по отрывку

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу

наблюдение

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организовать подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию индивидуального затруднения.

фронтальная

На доске две модели книг и худ книги, которые угадали дети

- Это что? Чем отличаются эти модели?

- Какая книга подойдет к какой модели?

                                                 

- Что  общего в наших книгах? А разного?

- Осталась одно не угаданная книга.

Наблюдают, соотносят модель с книгой, делают выводы, отвечают на вопросы

Познавательные: выявляет сходство и различия объектов, классифицирует объекты по существенному признаку)

Коммуникативные: ведет диалог, излагает свою точку зрения и аргументирует её.

наблюдение

3

Целеполагание. Постановка учебной задачи

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока.

фронтальная

1.Как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока.

2.Целеполагание.

Что же вы планируете узнать сегодня на уроке?

Называют тему урока, определяют цель, строят план

Познавательные:  формулирует познавательную цель,

формулирует  проблемы.

наблюдение

4

 Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

Охарактеризовать главного героя и его поступки; определить отношение к нему окружающих персонажей

Фронтальная, парная

- Как вы думаете  кто главный герой произведения?

- Кого в жизни называют плутом?

Первая часть – показ видеофильма. Цель перед просмотром: а давайте проверим, за что К.Ушинский в своей сказке кота назвал плутишкой.

Вторая часть – самостоятельное чтение (цель та же)

Раздаю вопросники по содержанию второй части.

Третья часть – читаю сама, дети задают вопросы по содержанию фронтально.

Объясняют смысл слов: плут

Плутишка – это

а) название огромного кота        

б) название хитрого кота        

 в) ласковое название кота

Правильный ответ под буквой в, на это указывает суффикс –ишк- , уменьшительно-ласкательный.

 Смотрят видеофильм. Фиксируют на доске поступки кота. Читают вторую часть. Работаю в паре с вопросником. Слушают чтение третьей части и задают вопросы друг другу.

Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную задачу, планируют свое действие.

Коммуникативные:

Проявляет активность, строит грамотно речевые высказывания, соблюдает правила общения.

наблюдение

5

Первичное закрепление

Заполнить таблицу отношений к коту других героев

Фронтальная, групповая

Работа в группе (повторить правила работы)- заполните таблицу.

- Вам надо обсудить, какими словами называю кота, и записать их в два столбика. В один столбик ласковое название, а в другой грубое.

Проверка:

-Каких слов больше ласковых или грубых? (ласковых)

- Значит, как автор относится к коту Ваське?

Какие поступки кота Васьки говорят нам о том, что он плутишка?

Заполняют таблицу

Как автор и другие герои

называет кота

ласково

грубо

котишко-мурлышко серый лобишко

котик-коток

серенький лобок

мурлыка

котик

бестолковый лоб серый кот

вор

 разбойник

Выступает представитель от группы, остальные группы дополняют.

Коммуникативные: формулирует собственное мнение и позицию; строит понятные для партнера высказывания; задает вопросы; сотрудничает в паре, группе

Личностные:  проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

наблюдение

6

Физминутка

Создать условие для предупреждения утомляемости

фронтальная

Выполняют танцевальные движения под музыку танец кота

7

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Заполнить таблицу отношений автора к герою

Групповая

Работа групп. Характеристика героя.

Работа в группе

- Давайте вспомним все поступки кота Васьки, характеризующего его как плутишку.

Проверка работ групп

- Каких поступков больше, плохих или хороших?

-Какое у вас отношение к коту Ваське?

- Хотели бы вы иметь такого друга как кот Васька? Почему?

- Хоть кот Васька и был плутишкой, но К.Д. Ушинский всё равно любит Ваську. Чему нас учит эта сказка?

Самостоятельно  и выписывают поступки кота в таблицу

Поступки кота

хорошие

плохие

Смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, спас друзей

Украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, обманул волков

Регулятивные :контролирует и оценивает  собственную учебную деятельность и партнёров.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Создать условия для оценки деятельности учащихся на уроке, формировать умение работать в листах самооценки

индивидуальная

Организует работу по рефлексивной деятельности

Выполняют рефлексию. Работают в рефлексивных картах. Соотносят цель и результаты.

Намечают перспективу последующей работы.

Регулятивные:

Оценивает результаты своей деятельности

Рефлексивные карты

9

Оценка деятельности на уроке

Создать условия для оценки деятельности учащихся на уроке, формировать умение работать в листах самооценки

индивидуальная

Организует работу по оценочной деятельности

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.

Регулятивные:

Оценивает результаты своей деятельности

Работа в листах самооценки

10

Домашнее задание

Обобщить и систематизировать полученные знания на уроке

Дифференцированное

Дает инструктаж по выполнению

Записывают домашнее задание, задают опросы на понимание



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: познакомиться с… узнать…

Слайд 2

Планирование нашей работы: Прочитать произведение. Составить обложку книги. Вспомнить. Что я знаю об Ушинском. Узнать что значит слово «плутишка». Ответить на вопросы. Дать характеристику главному герою.

Слайд 3

К. Д. Ушинский Плутишка кот ?

Слайд 4

Плут – хитрый и ловкий обманщик, мошенник. Сравните состав слов: плут, плутишка Подумайте, кого можно назвать плутишкой? Выберите правильный вариант ответа и объясните почему? Плутишка – это а) название огромного кота б) название хитрого кота в) ласковое название кота

Слайд 5

Какие поступки в первой части совершил кот, за что К. Ушинский может его назвать плутишкой?

Слайд 7

К. Д. Ушинский Плутишка кот ?

Слайд 8

Словарь удавка судить да рядить беды великой избыть рассуждать, договариваться верёвка на шею избавиться от чего-либо

Слайд 9

Какие поступки совершил кот, за что К. Ушинский может его назвать плутишкой? Украл сметану, обманул козла и барана, тем самым уговорил на побег.

Слайд 10

Как автор и другие герои называет кота ласково грубо

Слайд 11

Как автор и другие герои называет кота ласково грубо котишко-мурлышко серый лобишко котик-коток серенький лобок мурлыка котик бестолковый лоб серый кот вор разбойник

Слайд 12

Рефлексия Теперь дорисуем нос: ! – если вы хорошо поняли тему ? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы Теперь дорисуем рот: - урок понравился и вы довольны своей работой - урок не понравился, я не очень доволен своей работой

Слайд 13

словарь пристали береста неможется пчельник хворость прикинулась ночку коротать

Слайд 14

словарь запели Лазаря давал Бога без пути таскаться за плутни выдрали

Слайд 15

Найди подпись к картинке в тексте

Слайд 22

Разбойник мурлышко лобишко котишко

Слайд 23

спрашивает приговаривает плачет подстерегли пристали порешили

Слайд 24

Какие роли необходимы?

Слайд 25

Игра «Догонялки»- Успевай за учителем