2 Рабочая программа 3кл литературное чтение
рабочая программа по чтению

Крыгина Елена Николаевна

2 Рабочая программа 3кл литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_rabochaya_programma_3kl_literaturnoe_chtenie.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                 «Касторенская средняя общеобразовательная школа № 2»                            Касторенского района Курской области

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов               Протокол №__                          от «__»_______2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________/С.И.Мартынова/

  «___» ________ 2018 г.

  УТВЕРЖДАЮ           Директор МКОУ

«Касторенская СОШ №2»            ______/А.Е.Мартынов/

   «___»  _______ 2018 г.

 

Рабочая программа

по предмету   «Литературное чтение»

3 класс

                                                                               Учитель начальных классов

Крыгина Елена Николаевна

п. Касторное

2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по литературному чтению для 3 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной общеобразовательной программы ОУ,   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов  начального общего образования, а также  авторской программы Л.Ф.Климановой и М.В.Бойкиной с учётом возможностей учебно-методической  системы «Перспектива», и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы./     Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина  – М.: Просвещение, 2015г  

2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1, 2 / Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2013г    

3. Литературное чтение. Творческая  тетрадь .  3 класс. / Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти. – М.: Просвещение, 2018г  

4. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс/ Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина  – М.: Просвещение, 2015 г

     Учебно-методический комплект «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала. Комплект учебников «Перспектива» по русскому языку начальной школы отвечает требованиям стандарта общего образования методических рекомендаций:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

*Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  *Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на  2018-2019 учебный год: Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 (ред. от 29.12.20169)  «Об утверждении федеральных перечней учебников,  рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018 /2019  учебный год»; *Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации  № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана

 На изучение литературного чтения   отводится в 3 классе 136 часов  .

Основные  цели обучения литературному чтению:

1) развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

2) приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

3) обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

4) введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с  учебными и научно-познавательными текстами.

     Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся научится.

— Способу чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Качеству навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 40—50 слов в минуту.

— Развивать выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения.

—  Подробному пересказу небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Делить текст на части, находить главную мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Составлять небольшой рассказ  по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

— Соблюдать  в устном общении интонационную выразительность речи и чтении при воспроизведении предложений различного типа.

— Ориентироваться  в учебной книге: находить оглавление нужного произведения; научиться пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Заучивать наизусть стихотворения классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

— Определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

Получит возможность.

— Увеличить «поле» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

— Выборочно пересказывать с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Учиться  выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисовать  словесные картины на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Развивать звуковую культуру речи: четкую дикцию, правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Формировать грамматически правильную речь, ее точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность при изложении собственных рассказов и пересказе текста.                          

— Развивать  культуру общения с собеседником (ребенком или взрослым): учиться проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Научиться культуре обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

— Развивать способность воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Учиться передавать впечатление от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развивать умение наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развивать  умение воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогатить опыт эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

— Учиться размышлять над прочитанным, формировать потребность перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Учиться выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развивать умение эстетического переживания; умение откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.                                

— Сравнивать авторское описание красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизировать воображение, фантазию  с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Находить в тексте с помощью учителя образные выражения, сравнения, эпитеты (без терминов).

—  Воспроизводить  словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

—  Составлять словесное описание героя (персонажа).

— Воспроизводить сказочные сюжеты (или отдельные эпизоды) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть

положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после

 завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Содержание  учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.  Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов

пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных

мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовнонравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

       Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных  норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального,изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Во 3  классе предмет «Литературное чтение» реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 3 класса и программы, которая включает следующие разделы:

   1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

«Литературное чтение» для третьего класса включает  восемь разделов:

Книги—мои друзья  

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

Жизнь дана на добрые дела  

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

Волшебные сказки  

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

Люби всё живое  

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

Картины русской природы

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

 Великие русские писатели  

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

Литературная сказка  

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

Картины родной природы  

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.                          

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.                                

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вводный урок

1

Книги – мои друзья.

4

Жизнь дана на добрые дела.

17

Волшебная сказка.

15

Люблю всё живое

20

Картины русской природы

12

Великие русские писатели

30

Литературная сказка

19

Картины родной природы

18

Внеклассное чтение

34

        итого                                                                              

170


                                 

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Вводный урок в предмет литературное чтение.

1

Книги—мои друзья. 4ч

Введение в раздел «Книги  –  мои друзья»

1

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления библии.

1

.

 «Мы идём в музей книги».

1

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА     17час

 Введение в раздел «Жизнь дана на добрые дела». Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

1

Н. Носов «Огурцы»  Смысл поступка.

1

Н. Носов «Огурцы»  Характеристика героя.

1

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»

1

М. Зощенко «Не надо врать»

1

М. Зощенко «Не надо врать»

1

Л. Каминский «Сочинение».

1

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на произведение.

1

 «Надо любить и жалеть людей...».

М. Зощенко «Через тридцать лет»

1

 «Мы идём в библиотеку»

Рассказы о детях.

1

Н. Носов «Трудная задача»

1

Притчи. Определение основной мысли.

1

«Наш театр».  В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» Знакомство с текстом

1

«Наш театр».  В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» Инсценирование.

1

 «Маленькие и большие секреты

страны Литературии».

1

Контрольная работа  по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

1

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА 15час

Введение в раздел «Волшебная сказка». «Герои волшебной сказки».

1

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

1

В. Васнецов «Иван царевич на Сером Волке» Рассказ по картине.

1

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

 «Мы идём в библиотеку». Сборники сказок.

1

Русская народная   сказка «Морозко»

1

Русская народная    сказка «Морозко»

1

Русская народная   сказка «Белая уточка»

1

Русская народная    сказка «Белая уточка»

1

 «Наш театр».   Русская народная

сказка «По щучьему велению»

1

 «Наш театр».  Русская народная

сказка «По щучьему велению»

1

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

1

Контрольная работа  по разделу «Волшебная сказка».

1

ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ.                           20час

Введение в раздел «Люблю все живое»

1

«Я познаю мир». Художественная литература. Энциклопедии и справочники.

1

К. Паустовский «Барсучий нос».

1

К. Паустовский «Барсучий нос».

1

Герой художественного и научно-популярного текста.

Текст «Барсук» из справочника.

1

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

Б. Заходер «Вредный кот»

1

В. Бианки «Приключения  Муравьишки».

1

Составление текста по аналогии «Как Муравьишке бабачка помогала добраться домой»

1

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. О. Полонский «Муравьиное царство»

1

«Песни бегемотов».  Творчество Тима Собакина.

1

«Мы идём в библиотеку».

Сборники произведений о природе

1

Периодическая печать. Журналы для детей.

1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

1

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

1

Н. Носов «Карасик»

1

Н. Носов «Карасик»

1

Наш театр.

М. Горький «Воробьишко»

1

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

1

Контрольная работа по разделу «Люблю все живое»

1

КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.     12час

Введение в раздел «Картины русской природы»

1

Картины русской природы.

И. Шишкин «Зима в лесу»

1

Н. Некрасов «Славная осень!..».

 Семейный фотоальбом.

1

Контрольное чтение за первое полугодие.

1

М. Пришвин «Осинкам холодно...».

1

Ф. Тютчев «Листья».

1

А. Фет «Осень»

1

 И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег» Сравнение произведений литературы и живописти

1

«Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей.

1

 К. Бальмонт «Снежинка»

1

«Маленькие и большие секреты страны Литературии»

1

Контрольная работа по разделу «Картины русской природы»

1

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. 30ч

Введение в раздел «Великие русские писатели»  В.Берестов «А.С.Пушкин»

1

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

1

И.Грабарь «Зимнее утро» Сравнение произведений литературы и живописи

1

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой» Сравнение произведений.

1

А.С.Пушкин «Опрятней мод-ного паркета…»  П. Брейгель «Зимний пейзаж» Сравнение произведений.

1

В.Суриков «Взятие снежного городка» Сочинение по картине

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе  Салтане...»

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

И.Я.Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина

1

 «А вы, друзья, как ни садитесь,

всё в музыканты не годитесь...».

Басни И. Крылова. Викторина.

1

«Слон и Моська» И. Крылов

1

 «Чиж и голубь»  И. Крылов

1

 Великий русский писатель Л.Н.Толстой. Статья Л.Воронковой

1

Л.Н.Толстой     «Лев и собачка».

1

Л.Н.Толстой     «Лебеди»

1

Л.Н.Толстой    «Акула».

1

Л.Н.Толстой    «Акула».

1

 «Мы идём в библиотеку». Произведения А,С,Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова

1

Л.Н.Толстой  «Волга и Вазуза».

1

Л.Н.Толстой   «Как гуси Рим спасли».

1

«Наш театр».   И. А. Крылов «Квартет»

1

«Наш театр».  И. А. Крылов «Квартет»

1

 «Маленькие и большие секреты страны

Литературии»

1

«Маленькие и большие секреты страны

Литературии»

1

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»

1

ЛИТЕРАТУР-НЫЕ СКАЗКИ. 19ч

Введение в раздел «Литературные сказки»

1

В. Даль  «Девочка Снегурочка».

1

В. Даль  «Девочка Снегурочка».

1

В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Д.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

1

Д.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

1

Переводная литература для детей Б.Заходера

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

1

Р. Киплинг «Маугли».

1

Р. Киплинг «Маугли»

1

Р. Киплинг «Маугли»

1

Дж. Родари «Волшебный барабан»

1

Дж. Родари «Волшебный барабан».

1

«Мы идём в библиотеку». Сказки В.Одоевского, В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка.

1

Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе»

1

Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок»

1

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

1

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»

1

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ 18час

Ведение в раздел «Картины родной природы»

1

Б. Заходер «Что такое стихи?»

1

И. Соколов – Микитов «Март в лесу»

1

А. Майков «Весна»,  Е. Волков «В конце зимы»,       Е. Пурвит «Последний снег»

1

С. Есенин «Сыплет черёмуха», В. Борисов-Мусатов «Весна».  

1

С. Есенин «С добрым утром»

1

 «Весенняя гроза».    Ф. Тютчев

1

А.Васнецов «После дождя», И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу»

1

Контрольное чтение за второе полугодие.

1

О. Высотская,  З. Александрова  «Одуванчик»

1

М. Пришвин «Золотой луг»

1

А. Толстой «Колокольчики мои ,цветики степные…»

1

Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зеленый шум»

1

Ф. Тютчев «В небе тают облака» , А.Саврасов «Сосновый бор…»

1

«Мы идём в библиотеку».

Сборники произведений о природе.

1

Г.Юдин «Поэты»

1

Я.Аким «Как я написал первое стихотворение»

1

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...