Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа содержит цель, задачи, планируемые результаты и тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.doc | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
города Канаш Чувашской Республики
Согласовано: Зам. директора по УР ________ Г.Г.Самилкина «27» августа 2018г. | Утверждаю: Директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш Чувашской Республики _________________М.М.Шадаев Приказ №118/9 от 31.08.2018г. |
Рабочая программа учебного предмета
Литературное чтение
Класс: 4 «В» класс
Год реализации: 2018-2019 учебный год
Общее количество часов по плану: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2ч.
Разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Канаш и в соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»г.Канаш , ориентирована на УМК «Перспектива».
Рассмотрено на заседании МО начальных классов 27.08.2018 г. Протокол №1
Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
- мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
- освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
- формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;
- стремиться к успешной учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
- составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;
- оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
- самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
- самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
- использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
- принимать участие в обсуждении прочитанного;
- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
- работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.
Предметные результаты
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
• для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
• для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
— для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
Раздел 2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
4 класс.
Книга в мировой культуре (3 часа)
«Повесть временных лет». Летописец Нестор. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке. «Удивительная находка»
Истоки литературного творчества (6 часов)
Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества. Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых . Смысл притч из Нового Завета.
Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Исцеление Ильи Муромца». «Ильины три поездочки». Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.Сказки разных народов. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Сказки разных народов. Немецкая народная сказка. Три бабочки.
Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития».
О Родине, о подвигах, о славе (7 часов)
Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. К. Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище». Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Великая Отечественная война.Р. Рождественский «Реквием».
А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение». С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета». Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.
Жить по совести, любя друг друга (7 часов)
Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа.
И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи…» Соотнесение содержания текста с пословицей. Носов «Метро».
В. Драгунский «…бы». Смысл рассказа.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.
Литературная сказка (17 часов)
Вводный урок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки.
Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. Шарль Перро «Мальчик с пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Шарль Перро «Спящая красавица». Представление книги.
Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. -Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. -Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.Г. Андерсен «Чайник». Смысл сказки. И. Токмакова «Сказочка о счастье». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Ш. Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.
Великие русские писатели (28 часов)
Вводный урок по содержанию раздела.А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки.
А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы.
Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куиджи «Ранняя весна». М. Ю. Лермонтов «Горные вершины». «Гёте». Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.М. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений живописи и литературы. М. Лермонтов «Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений живописи и литературы. М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. М. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов.Л.Толстой «Маman» (Из повести «Детство») Герои рассказа. Л. Толстой «Ивины». Герои рассказа. И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…» И. Левитан «Тишина». И. Бунин «Ещё и холоден, и сыр…» Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстов.Л. Н. Толстой «Был русский князь Олег». Л. Н. Толстой «Петя Ростов».
Раздел 3. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 |
Книга в мировой культуре (3 ч) | ||
2 | Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Пословицы о книге. Устное сочинение:«Книга в нашей жизни». | 1 |
3 | Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах. | 1 |
4 | Удивительная находка. | 1 |
Истоки литературного творчества (6 ч) | ||
5 | Основные понятия: притча, былина, миф. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. | 1 |
6 | Библия – главная священная книга христиан. Притча о сеятеле. Милосердный самарянин (из Нового Завета) | 1 |
7 | Былины. Исцеление Ильи Муромца. Ильины три поездочки. Устное сочинение по картине В Васнецова «Богатырский скок». | 1 |
8 | Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. | 1 |
9 | Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». | 1 |
10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
О Родине, о подвигах, о славе (7 ч) | ||
11 | Вводный урок. Основные понятия: поступок, подвиг. | 1 |
12 | К.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество». | 1 |
13 | Н.Языков «Мой друг! Что может быть милей…» | 1 |
14 | Александр Невский. Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом». | 1 |
15 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 1 |
16 | Великая Отечественная война. Р.Рождественский «Реквием». | 1 |
17 | А.Приставкин «Портрет отца». Е.Благинина «Папе на фронт». | 1 |
Жить по совести, любя друг друга (7 ч) | ||
18 | Вводный урок. Основные понятия: ответственность, совесть. | 1 |
19 | А.Толстой «Детство Никиты». | 1 |
20 | И.Суриков «Детство». | 1 |
21 | А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 |
22 | М.Зощенко «Самое главное». | 1 |
23 | И.Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи…» | 1 |
24 | Н.Носов «Дневник Коли Синицына». | 1 |
Литературная сказка (17 ч) | ||
25 | Вводный урок. Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. | 1 |
26 | Собиратели народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.Толстой. | 1 |
27 | Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. | 1 |
28 | Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». | 1 |
29 | Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». | 1 |
30 | Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш.Перро. | 1 |
31 | Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик». | 1 |
32 | Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик». | 1 |
33 | Ш.Перро «Спящая красавица». | 1 |
34 | Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». | 1 |
35 | Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». | 1 |
36 | Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». | 1 |
37 | Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 |
38 | Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 |
39 | Г.-Х. Андерсен «Чайник». | 1 |
40 | С.Аксаков «Аленький цветочек», Ш.Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок. | 1 |
Великие русские писатели (28 ч) | ||
41 | Вводный урок. Основные понятия: метафора, олицетворение, эпитет. | 1 |
42 | Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. | 1 |
43 | К.Паустовский. Сказки А.С.Пушкина. | 1 |
44 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
45 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
46 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
47 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
48 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
49 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
50 | А.С.Пушкин «Осень». Е.Волков «Октябрь». | 1 |
51 | А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами». | 1 |
52 | Ф.Тютчев «Еще земли печален вид». | 1 |
53 | И. Козлов «Вечерний звон». И.Левитан «Вечерний звон». | 1 |
54 | М.Ю.Лермонтов. Рождение стихов. | 1 |
55 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». | 1 |
56 | М.Ю.Лермонтов «Тифлис». «Дары Терека». | 1 |
57 | М.Ю.Лермонтов «Крестовая гора». «Утёс». | 1 |
58 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 |
59 | М.Ю.Лермонтов «Бородино». | 1 |
60 | Л.Н.Толстой «Maman» (из повести «Детство»). | 1 |
61 | Л.Н.Толстой «Ивины». | 1 |
62 | И.Никитин «Когда закат прощальными лучами…» | 1 |
63 | И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет» | 1 |
64 | И. Бунин «Еще и холоден и сыр» | 1 |
65 | Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» | 1 |
66 | Л.Н.Толстой «Петя Ростов» | 1 |
67 | Л.Н.Толстой «Петя Ростов» | 1 |
68 | Обобщение. | 1 |
Итого | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...