Конспект урока по литературному чтению «А.П. Платонов «Ещё мама», 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать содержание произведения «Ещё мама»
- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
data.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 16.04.2019г. ФИО учителя: Чабан Ю.В.
Школа: № 68 ФИО студента: Тарасевич А.С.
Класс: 13 ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «А.П. Платонов «Ещё мама».
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать содержание произведения «Ещё мама»
- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова) М: Просвещение.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости | - Приветствуют учителя. - Отвечают на вопрос. | Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический – задание на соотнесение; Словесный – объяснение, беседа; Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике. | 6 мин | А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок Проверка домашнего задания по карточкам - Какой рассказ мы читали? ( «Цветок на земле» А. Платонова) - Кто его главные герои? - Понравился ли Афоня? - Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134) Расскажите: - что сделал мальчик? Проверка работы у доски: докажите почему выбрали эти слова? - Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности). Перед тем как начать разговор по теме урока мне хотелось, чтобы вы ответили на вопросы: а)-согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? б)-родные люди – это… продолжите фразу. На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя. | - выполняют речевую разминку -выполняют работу в карточках по домашнему заданию Проверка у доски - доброте, любознательности Ответы детей Продолжают фразу | Р: саморегуляция. Р: оценка результатов работы. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | - Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них. - Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель. -Посмотрите, какое интересное название у произведения. -Как еще можно назвать маму? Мама Мамочка Мамуля Маменька Матушка Родимая -На какое слово похоже слово родимая? (Родина) - Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141. - О чём, по-вашему, рассказ? - Кто герои рассказа? - Какими могут быть события в рассказе с таким названием? | Слушают учителя Выбирают слова -Родина Предположение детей Артём его мама и учительница | Р: целеполагание как постановка учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания Словесный – рассказ учителя, беседа; Практический – подчеркивание непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике. | 16 мин | В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай Чтение слов по слогам и целиком. – Объясните, как понимаете смысл слов? - Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре. ГОРЕВАТЬ – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить. Ступать – шагать, ходить, идти Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем) -К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ) -Почему вы так решили? Докажите. (все события происходят в реальной жизни) Давайте обратимся к словарю . В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера..» Анализ текста -Кто главный герой в рассказе? -Почему рассказ называется «Еще мама»? -Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу? -Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем? -С какими чувствами Артем расставался с матерью? -С кем он встретился по дороге в школу: -Как учительница встретила его в школе? -Почему она оставила его на коленях? -Почему Артем не слушал учительницу? -Почему учительница оставила его после уроков? -Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться? -Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова? | Разбирают незнакомые слова Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай- объясняют смысл слов Чтение рассказа -Рассказ - все события происходят в реальной жизни
-мальчик Артём -Потому что учительница в школе была Артёму как мама -боялся её оставить одну, думал что будет скучать или что то с ней случиться -с гусем ,собакой и мальчишками которых не знал . -увидела что он скучает по маме и взяла его на руки. -потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить -он думал о маме -она поступила как заботливая мама, промыла его рану -сказала, что если он не будет учиться то мама расстроиться -Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово | К: планирование учебного сотрудничества с учителем. П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля. П: анализ с целью выделения существенных признаков. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. | 2 мин | Физминутка Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый -О ком можно так сказать? (Об Артеме) -Какими еще прилагательными можно описать характер героя? -Попробуем дать характеристику маме Артема. -Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном. -Как надо относиться к родителям? (высказывание детей) -А теперь составим характеристику учительнице? Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая. -Прочитайте, как автор описывает учительницу. -С какими людьми вам хотелось бы общаться? -Как надо относиться к учителям? | Выполняют физминутку -Об Артёме -Заботливая, добрая, понимающая -находят в тексте высказывание детей дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая высказывают своё предположение | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – разъяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Частично-поисковый – выделение вопросов. | 10 мин | -Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план? 1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки . 3. Запишите свой заголовок к каждой части . 4. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное? Составление плана 1.Мама провожает сына в школу. 2. По дороге в школу. 3. Первое впечатление. 4. Знакомство с учительницей. 5. Первый урок в жизни Артёма. 6.Урок продолжается. 7. Пора снова в школу Проверка. -Ребята ответьте мне на вопрос. Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? -Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернёмся к нему. | 1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки . 3. Запишите свой заголовок к каждой части . 4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное. | П: анализ с целью выделения существенных признаков. П: управление поведением партнера. |
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа. | 2 мин | С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама » - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? | - «Ещё мама» -А.П. Платонов -учительница в школе стала Артёму как мама. | П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – разъяснение; Практический – заполнение карточек. | 2 мин | - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.
- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». - Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку. - Ребята, спасибо за урок, до свидания! | - Оценивают свою работу на уроке. - Записывают домашнее задание и прощаются с учителем. | Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "А.П. Платонов "Еще мама" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни и ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Еще мама» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержани...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Еще мама» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова; совершенствование навыка беглого, осознанного, правильного чтения. Пла...
Конспект урока по литературному чтению А.П.Платонов «Еще мама» 1час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по литературному чтению А.П.Платонов «Еще мама» 1 час УМК ''Школа России'' 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению А.П.Платонов «Еще мама» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по литературному чтению А.П.Платонов «Еще мама» 2 час УМК ''Школа России'' 3 класс...