Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс)

Каменская Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте»,

«Литературное чтение».

В результате освоения учебного предмета «Обучение грамоте. Литературное чтение» при получении начального общего образования у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые результаты по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения

        Виды речевой и читательской деятельности 

        Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

        Творческая деятельность

                Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.         Учащиеся получат возможность научиться:
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

                Литературоведческая пропедевтика 

                Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

Личностные

        Учащиеся научатся:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
  • отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

                Учащиеся получат возможность научиться:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

                Регулятивные УУД 

                Учащиеся научатся:

  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

                Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини - группе или паре;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.         Познавательные УУД

                Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

                Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, бас - ню и стихотворение, народную и литературную сказку;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

                Коммуникативные УУД

                Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  • создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
  • готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

                Учащиеся получат возможность научиться:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Содержание учебного курса

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.

Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование)

        Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

        Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

        Чтение

        Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

        Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

        Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

        Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

        Работа с разными видами текста

        Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

        Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

        Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

        Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

        Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

        Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

        Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

        Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

        Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

        Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

        Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

        Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

        Умение говорить (культура речевого общения)

        Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

        Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

        Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

        Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

        Письмо (культура письменной речи)

        Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

        

        Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

        Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

        Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

        Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

        Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

        Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

        Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

        Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

        Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Учебно-тематический план Блок « Обучение грамоте»

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный (подготовительный) период

             14 ч

2

Букварный (основной) период

             53 ч

3

Послебукварный (заключительный) период

                18ч

4

Резерв

              7ч

        ИТОГО

92 часа

Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.

Блок «Литературное чтение»

Содержание программного материала

Количество часов

1

Введение

           1 ч

2

Жили-были буквы

                    7ч

3

Сказки, загадки, небылицы

           8ч

4

Апрель,апрель. Звенит капель!

           5ч

5

И в шутку и всерьёз

           6ч

6

Я и мои друзья

           6ч

7

О братьях наших меньших

           5ч

8

Резерв

           2ч

           ИТОГО

                    40 часов

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 Календарно-тематическое планирование по предмету «Обучение грамоте»,  «Литературное чтение» 1 класс.

Тема урока

Дата

По плану

По факту

Добукварный период (14 часов)

1.

«Азбука» – первая учебная книга.

2.

Урок-сказка. Речь устная и письменная. Предложение.

3.

Слово и предложение.

4.

Слог.

5.

Ударение. Ударный слог.

6.

Урок-путешествие. Звуки в окружающем мире и в речи.

7.

Звуки в словах

8.

Слог-слияние.

9.

Повторение и обобщение пройденного материала.

10.

Урок-сказка Гласный звук [а], буквы А, а.

11.

Гласный звук [о], буквы О, о.

12.

Гласный звук [и], буквы И, и.

13.

Гласный звук [ы], буква ы.

14.

Урок-путешествие. Гласный звук [у], буквы У, у.

Букварный период (53 часа)

15.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

16.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

17.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

18.

Урок-сказка Согласные звуки [т],  [т’] , буквы Т, т.

19.

Согласные звуки [т],  [т’] , буквы Т, т.

20.

Согласные звуки [л], [л?], буквы Л, л.

21.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

22.

Урок-путешествие. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

23.

Гласные буквы Е, е.

24.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

25.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

26.

Урок-сказка Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

27.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

28.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

29.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

30.

Урок-путешествие. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

31.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

32.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

33.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

34.

Гласные буквы Я, я.

35.

Твердые и мягкие согласные.

36.

Согласные звуки [П] [ п]

37.

Согласные звуки [П] [ п].

38.

Согласные буквы Г г

39.

Чтение слов и слогов с изученными буквами.

40.

Буквы Г г.

41.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

42.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

43.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

44.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

45.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

46.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

47.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

48.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

49.

Гласные буквы Ё, ё.

50.

Гласные буквы Ё, ё.

51.

Звук [j’], буквы Й, й.

52.

Звук [j’], буквы Й, й.

53.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

54.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

55.

Гласные буквы Ю, ю.

56.

Гласные буквы Ю, ю.

57.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

58.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

59.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

60.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

61.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

62.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

63.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

64.

Чтение слов с изученными буквами.

65.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

66.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

67.

Чтение слов и предложений. Словарная работа.

68.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

69.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

70.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

71.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

72.

Русский алфавит.

Послебукварный период (18 часов)

73.

Как хорошо уметь читать.Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям.

74.

Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество».

75.

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские».

76.

В. Крупин «Первый букварь».

77.

А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг.

78.

Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка.

79.

К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей.

80.

К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

81.

К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица».

82.

В.В. Бианки «Первая охота».

83.

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

84.

М.М. Пришвин «Предмайское утро».

85.

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.

86.

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».

87.

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».

88.

Проект «Живая Азбука».

89.

Проект «Живая Азбука».

90.

Наши достижения

91.

Резерв.

92.

Резерв.

93.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Жили-были буквы (7 часов)

94.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

95.

Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина.

96.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой

97.

Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

98.

Творческая работа: волшебные превращения

99.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок».

100.

Конкурс чтецов.Оценка планируемых достижений.

Сказки, загадки, небылицы (8 часов)

101.

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка».

102.

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

103.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.

104.

Потешки. Герои потешки.

105.

Небылицы. Сочинение небылиц.

106.

Сказки А.С. Пушкина

107.

Русская народная сказка «Петух и собака».

108.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)

109.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака.

110.

Литературная загадка. Сочинение загадок

111.

Проект «Составляем сборник загадок».

112.

Чтение стихотворений наизусть.

113.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений.

И в шутку и всерьёз (6 часов)

114.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

115.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой.

116.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

117.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина.

118.

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

119.

Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений.

Я и мои друзья (6 часов)

120.

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

121.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

122.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

123.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

124.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина.

125.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (5 часов)

126.

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

127.

Рассказы В. Осеевой.

128.

Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского

129.

Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

130.

Оценка достижений.

131.

Резерв. Чтение сказок о животных.

132.

Резерв. Повторение. Весёлые стихи для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...