Сценарий литературного вечера, посвященный М.М.Пришвину.
классный час по чтению
Сценарий литературного вечера М.М.Пришвин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prishvin_stsen.doc | 58.5 КБ |
prish-anya.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера, посвященного М.М.Пришвину
(1873-1954гг.)
«Певец родной земли».
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
М. Цуранов
Библиотекарь. Наш литературный вечер "Певец родной земли" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писателю - ученому, путешественнику, поэту, воспевающему красоту родной природы. Максим Горький говорил: "Для меня ценнейший смысл работы Пришвина сводится к его поразительному умению создавать словами лицо его земли, живой облик его страны". А Василий Песков считает, что "открывая его книги, мы идем по волшебному мосту между Природой и Человеком и тем из родника радости". В этом году Россия вспоминает писателя и публициста Михаила Пришвина, со дня его рождения прошло 140 лет.
Учитель литературы. М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Но на всю жизнь Михаилу Михайловичу запомнился рисунок отца: "Елочки, странные зверьки под ними подпись: "Голубые бобры." С детства его окружала природа.
Вот луг за окном, жёлтый от множества растущих одуванчиков, а утром и вечером ярко-зелёный. Что за диво? Эти цветы нарочно ребятишки срывают, чтобы сдуть белую шапку с одуванчика для весёлой забавы над кем-нибудь из сверстников. И Пришвин пишет о своём удивительном открытии: (золотой луг-3В и 3Г)
С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык. Запомнился с детства и крестьянин Гусек, опытный охотник, знаток повадок птиц и животных, мечтающий поймать белого перепела. Много исходил с ним мальчик по лесам, лугам, много услышал рассказов о природе.
Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование, необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской гимназии.
Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В учебном заведении того времени были установлены определенные требования к внешнему виду, поведению гимназистов.
Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать.
Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку "4", туда не принимали.
Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19 века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма "Мальчики".
Просмотр отрывка из кинофильма "Мальчики" (реж. Р. Григорьева)
Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин.
Учась в гимназии, Пришвин увлекся географией, литературой. Мечтая о путешествиях, отправлялся в различные части света в своем воображении. А однажды с другом совершил настоящий побег в Азию, но был возвращен домой.
А было это так. В один прекрасный осенний день в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились ученики 2 "А" класса - Михаил Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию.
Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две сабли, топор, порох и патроны. по
Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.
Много позже он закончил аграрный факультет университета в Германии. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем, репортером. Он серьезно увлекался охотой и фотографией и все время накапливал впечатления для своих произведений. "И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята",- писал М.М.Пришвин.
Первый рассказ «Сашок» опубликован в 1906.
Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл "охотой за находками". В "доме на колесах"- специально приспособленной для длительных поездок машине, он вместе с женой Валерией Дмитриевной путешествует по разным местам.
Путешествуя, Пришвин постоянно ведет дневник, в который заносит свои наблюдения за окружающей природой, жизнью, бытом, обычаями людей разных уголков России.
(Показать книгу М.М. Пришвина "Глаза земли". Дневник писателя ).
Жена писателя вспоминает, как однажды, благодаря дневниковой записи, открыла для себя удивительное явление: «Бал» на реке.
Звучит пьеса П.И. Чайковского "Баркаролла". Июль.
Ученица. "Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в желтом под музыку быстро текущей реки: волны под ними переливались на солнце, тоже, как музыка ". ( Пришвин М. М.)
Результатом всех наблюдений Пришвина за природой стали его произведения, объединенные общим названием "Родники Берендея", "За волшебным колобком", "Золотой луг", "Лисичкин хлеб", "Лесная капель", "Охотничьи были", "Глаза земли", "Календарь природы" (разделы: весна, лето, осень, зима), "Времена года" (разделы январь - декабрь).
Пришвин поэтически воспринимает природу. Благодаря простому, точному, образному языку его произведений настроение писателя передается и нам. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и удивителен наш мир.
Звучит пьеса Чайковского "Апрель".
3а
Пейзаж в произведениях М.Пришвина помогает нам не только представить место и время происходящих событий, но и почувствовать настроение, чувства и мысли автора. Зимой в лесу.
3д
Писатель не только великолепно знает природу, но и умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно. 3г берес дудка
В своих произведениях Пришвин очень точно описывает и самих животных, и их поведение, и повадки зверей, и явления природы. Читая его рассказы, становится очевидным, что писатель живёт природой, дружит с ней, разговаривает, делится с ней своими тайнами, и природа отвечает ему тем же.
Давайте вместе послушаем отрывки из некоторых рассказов Пришвина, которые нам особенно запомнились. (3в).волк
Звери и птицы у Пришвина кукуют, гудят, свистят, шипят, орут,пищат; каждый из них по своему движется.(3в) птицы 3б
А какие книги знаете и любите вы? (Учащиеся называют их)
Литературная викторина "Лесная угадайка"
- Назовите рассказы М. Пришвина о собаках ("Первая стойка", "Ярик", "Лада", "Как я научил своих собак горох есть", "Ужасная встреча", "Предательская колбаса", "Пиковая дама", "Вася веселкин").
- Как звали собак? (Ярик, Лада, Рябкин, Ромка, Джимми, Трубач, Травка, Жулька).
- Умеют ли читать собаки, а деревья и птицы разговаривать и писать? (Рассказы: "Разговор деревень", "Гаечки", "Говорящий грач".)
- Что писала трясогузка лапками на берегу? Почему ее называют птицей - француженкой; что говорит грач? Учитель биологии показывает чучела птиц.
- Какую птицу называют лесным доктором и лесным кузнецом? ("Лесной доктор". Дятел.).
- Знаете ли вы о чем шепчутся раки и шепчутся ли они? ("О чем шепчутся раки?"; Нет, не шепчутся. Раки хотели спастись, вылезти из корзины, а люди приняли шум за шепот)
- Расскажите о том, как завидует писатель памяти и смекалке животных? ("Изобретатель", "Беличья память", "Сметливый беляк").
- Почему сказку - быль М. Пришвин назвал "Кладовая солнца"?
Все произведения Пришвина проникнуты любовью к родной природе.
Аудиозапись
В своем дневнике М. М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах, разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные - все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. Вся природа содержится в душе человека. И это особенно важно помнить сейчас, ребята, в дни борьбы за сохранение природы родной земли и всей планеты.
1ученик: Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю,-
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в это миг.
2 ученик:
И вместе с ним по тем местам.
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.
3 ученик:
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены.
4 ученик:
И я, как в храм, иду в леса.
Где «свечки – ёлочки – старушки»,
В болоте «Блудовом» - лягушки,
И верю в эти чудеса.
5 ученик:
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетённых веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.
1 ученик:
Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло, друзья, родиться
На той земле, где Пришвин жил.
(Т.Лапина)
Библиотекарь:
В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы. Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям: послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса М.Пришвина)
Любимым местом для отдыха и творчества для М. М. Пришвина был дом в деревне Дудино, которая стояла недалеко от берегов Москвы-реки. Сейчас там,на изгибе деревенской улицы, в большом саду находится Мемориальный дом-музей писателя Михаила Пришвина.
Ролик
Мы в своём 21 веке удалились от природы, словно отдалились и от радости. И здесь нет разницы между взрослыми и детьми, потому что дети – это зеркало взрослых. Я считаю, что слова Пришвина о том, что «природа есть родина» очень правильные. Все мы знаем, что чувство родины острее всего пробуждается в одиночестве перед красотой милой природы. Но одно дело знать умом и совсем иное – узнать душой и почувствовать. Читая его книги пусть на миг, но отчётливо понимаешь, что в мире нет ничего сложного, ничего путаного и тёмного, нет слабости и сомнения, а есть свет и правда. Этого мгновения может потом хватить на целую осмысленную жизнь. Но чтобы увидеть его вместе с Пришвиным, надо держать душу в готовности и принимать мир, как учил писатель, - с «родственным вниманием».
Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему – это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов. Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам Пришвина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старик Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек… М. Цуранов
М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г.в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье . С 1883г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.
С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.
Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна (1842-1914)
Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году.
Путешествовать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.
К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке». В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917г он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы.
Сидит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках он держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть лес притих от уважения к писателю, он умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку.
Валерия Дмитриевна Пришвина ( 1 899 -19 79 г.) жена
Ё ж Где встретил автор ежа? На берегу озера Около дома Около дороги - На берегу ручья Куда поместил автор ежа после их первой встречи? - В шляпу В шапку В сумку В корзинку
Мохнатый комок Колючий клубок Серый комок Как ласково автор называет ежа? - Колючий комок Что напоминала лампа ёжику в доме хозяина? - Луну Солнце Одинокую звезду. Фонарик в ночном парке
Лисичкин хлеб Комочек чего принёс автор в дом? Сосновой смолы Еловой смолы Берёзовой смолы Комочек бумаги О какой капусте идёт речь в рассказе? О свежей капусте О заячьей капусте
Ребята и утята Куда повела утка своих утят? от озера к лесу из леса к озеру из леса в деревню Что сделали ребята с утятами по дороге? унесли к озеру посадили в клетку зашвыряли шапками
Пиковая дама
Золотой луг Куда мальчик отправился рано утром? удить рыбу в соседнее село в лес Какого цвета был луг утром? золотого белого зеленого
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Паустовский
«Я нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М. М. Пришвин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина
Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина для начальных классов...
Сценарий литературного вечера "Твори добро, пока живешь"
Материал посвящен творчеству кабардинского поэта Бориса Кагермазова и размещен на портале фестиваля педагогических идей "Первое сентября"...
Сценарий литературного вечера "Гомерем минем монлы бер жыр иде"
Сценарий литературного вечера, посвящённого творчеству поэта Мусы Джалиля. Для начальных классов....
Сценарий литературного вечера
Сценарий подойдет для постановки в 3 классе....
Сценарий литературного вечера "Шукшинские посиделки"
Знакомство с жизнью и творчеством В.М. Шукшина...
Сценарий литературного вечера "Фронтовые бригады"
Во время Великой Отечественной войны огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, артисты дарили радость солдатам в редкие часы затишья.Сценари...
Сценарий литературного вечера, посвящённый творчеству русских поэтов
У природы есть свои праздники: капель после сильных морозов, ледоход, первая зелень, первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Это праздник Осе...