«Православная гимназия»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
«Житие преподобного Сергия Радонежского»
Подготовили учитель начальных классов Тюляндина Любовь Владимировна
Суслова Светлана Владимировна
Владивосток 2018 г.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России»
Тема урока: Житие преподобного Сергия Радонежского.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: расширить представление учащихся о житии как жанре древнерусской литературы, закрепить знания о преподобном Сергии Радонежском, воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к родителям, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные: использование смыслового, выборочного, поискового чтения,умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
Метапредметные:
Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
Познавательные – использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,
Коммуникативные – ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;
Личностные: формирование чувств гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (1ч.) 4класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др., репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», карточки с заданиями.
| Деятельностьучителя | Деятельностьучеников |
1.Организационный этап Задачи: -включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Молитва… Добрый день, дорогие гости! Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И ни одна еще стихия Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала И становилась все сильней. Святая Русь- твое начало, И преподобный Сергий в ней!
Родину называют Святой Русью. Она славится озерами, реками, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами. | Эмоционально откликаются.
Чтение медленное,выразительное
Звучит звон колоколов
|
2.Актуализация знаний Задачи: -организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
| - Кем ещѐ может быть прославлена наша земля?
- Какими людьми?
- Вы назвали полководцев, святых.
- Как называются произведения, в которых описывается жизнь святого?
- Есть ли какие-то особенности у этого жанра? Известны ли они вам?
- Жития- это памятники духовной литературы той эпохи, когда они создавались.
- Обязательной особенностью жития было жизнеописание святого, описание чудес которые происходили при жизни и после его смерти. Заканчивалось жития прославлением святого. Житийный канон предполагает определенную композицию жития:
- Введение - похвала родителям и родине святого, чудесное появление на свет, проявление святости в детском возрасте. - Основная часть – описание искушения, поворот на путь спасения, подвиги, кончина, чудеса. - Заключение - благодарение Бога, восхищение подвигом святого, молитва к нему с просьбой о покровительстве.
| Людьми
А.Невский, А.Суворов,Д.Донской,С.Радонежский
Жития Ответы учащихся
|
3.Сообщение темы урока. Постановка цели урока. Задачи: -вовлечь учеников в процесс постановки цели урока; | Сегодня разберем жития одного святого, который напрямую связан с учением, учениками, учителем. Его день памяти находится близко к дню учителя. Какой это святой? Какова тема урока? Какую можно поставить цель? А теперь поставим учебную задачу, чтобы достичь цели урока (прочитать житие преподобного Сергия Радонежского и ответить на вопросы). | (С.Радонежский) Жития преподобного Сергия Радонежского. Познакомиться с особенностями жанра «житие». Расширить знания о преподобном Сергии Радонежском |
4.Открытие нового знания | Чтение части текста по частям.с.22 Восприятие прочитанного. Что узнали о детстве Варфоломея? Чем отличался от других детей? К какой части житийного канона относится прочитанный отрывок? Почему?
Работа с учебником литературы Найти информацию в тексте и ответить на вопросы Карточка № 1(1 группа) 1.Как звали родителей Сергия? |
| 2.Почему их называли божьими угодниками? |
| 3.Какой обет дали родители перед рождением ребѐнка? |
|
Карточка № 2(2группа)
1.Как назвали младенца при крещении? |
| 2.Какое чудо произошло после его крещения? |
|
Карточка № 3(3 группа)
Мы выполнили поставленную задачу? Физминутка Вывод: мы познакомились со структурой житийного канона, узнали о жизни преподобного Сергия Радонежского.
Работа по картине Кто изображен? Что необычного в изображении людей? Цель Учебные задачи 1.Легко ли давалась Варфоломею учѐба? |
| 2. Какое событие произошло в жизни отрока? |
| 3.Как это событие повлияло на отрока? |
|
ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП Мы выполнили поставленную задачу? Физминутка Вывод: мы познакомились со структурой житийного канона, узнали о жизни преподобного Сергия Радонежского.
Работа по картине Кто изображен? Что необычного в изображении людей? Цель Учебные задачи
|
Первая часть Введение.
Похвала родителям, чудеса в младенчестве. Групповая работа Учащиеся работают с текстом « Жития», заполняют карточки. Ответы: 1.Кирилл и Мария 2.Они были людьми благочестивыми, правдивыми, добродетельными, угодными Богу 3.Принести ребѐнка в церковь и отдать Богу.
1.Варфоломей
2.В среду и пятницу младенец не брал грудь, не пил коровьего молока, ничего не ел.
Был худший из учеников, очень переживал и молился Богу
Встреча со старцем.
Получив благословение от старца, хорошо освоил грамоту. Родители и братья удивились неожиданному разуму и мудрости.
Введение, основная часть, заключение. |
|
ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП Мы выполнили поставленную задачу? Физминутка Вывод: мы познакомились со структурой житийного канона, узнали о жизни преподобного Сергия Радонежского.
Работа по картине Кто изображен? Что необычного в изображении людей? Цель Учебные задачи |
|
5.Закрепление знаний | Фронтальная работа с репродукцией картиныМ. Нестеров«Видение отроку Варфоломею» -Какой момент жития изображѐн на картине?
-Что вы видите в глазах мальчика? -Как вы думаете, о чѐм диалог двух встретившихся людей?
-Какимизображѐн старец-монах?
-Что можно сказать про пейзаж картины?
-Какие цвета использует художник?
М.Нестеров всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа. И в герое угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.
| Ответы учащихся
-Встреча со старцем. Отрок остановился перед старцем и ждѐт окончания молитвы. -Душевную чистоту, спокойствие, но и печаль. Варфоломей поведал ему свою печаль: он не владеет грамотой. Лицо старца закрыто капюшоном. Он стоит, наклонив голову, вокруг которой свечение. Осенний пейзаж. Природа охвачена тишиной. Художник использует различные оттенки жѐлтого, золотистого цветов.
|
6.Контроль и самоконтроль усвоения знаний, анализ допущенных ошибок и их коррекция Задача: - вовлечь учеников в процесс контроля своей деятельности. | Работа по карточке Вставьте пропущенные слова
1. Рождение от (каких?) родителей 2.Чудеса после (чего?) 3.Учѐба давалась(как?) 4.Отношение к родителям -Проверьте работу по образцу. -Если нашли ошибки, исправьте их. Домашнее задание - Найти в интернете или других источниках информацию о подвигах Сергия и ответить на вопрос: во имя кого или чего он их совершал? | Парная работа с таблицей Выполняют работу по проверке знаний Ответы 1.Благочестивых 2.Крещения 3.Тяжело 4.Почитание, уважение
|
7.Подведение итогов урока.
Задача: -организовать проведение самооценки качества результата деятельности учащихся; - вовлечь учеников в процесс планирования дальнейшей работы | - Чему вы хотели научиться на уроке?
- Удалось решить поставленные задачи?
-Как вы думаете, пригодятся эти знания в будущем? | -Познакомиться с особенностями жанра «житие» -Расширить знания о преподобном Сергии Радонежском Ответы учащихся |
8.Рефлексия. |
Критерии | Моя оценка(+ или -) | Я слушал, что говорят другие |
| Я говорил спокойно , только по делу |
| Я помогал другим |
| Я выполнил работу без ошибок |
| Мне было трудно… |
| Мне понравилось… |
| Выберите одно из предложений и завершите его: • Сегодня я обнаружил в себе… • Сегодня я сделал маленькое открытие… • Мне был интересен этот урок тем, что… • Я хотел бы в себе изменить… |
|
Используем приём «Неоконченное предложение»
|
|
Список использованной литературы
1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч.Ч.1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 223 с. :ил. – ( Школа России).
2.История России для детей и взрослых. В. М. Соловьѐв – М. : ООО «Белый город», 2013. – 417с.: ил.