Житие преподобного Сергия Радонежского
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4  классе по программе «Школа России»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sergiy_radonezhskiy.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Православная гимназия»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

Подготовили учитель начальных классов Тюляндина Любовь Владимировна

Суслова Светлана Владимировна

Владивосток 2018 г.


Конспект урока литературного чтения в 4  классе по программе «Школа России»

Тема урока: Житие преподобного Сергия Радонежского.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: расширить представление учащихся о житии как жанре древнерусской литературы, закрепить знания о преподобном Сергии Радонежском, воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к родителям, милосердие.

Планируемые результаты:

Предметные: использование смыслового, выборочного, поискового чтения,умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

Метапредметные:

Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Познавательные – использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

Коммуникативные – ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

Личностные: формирование чувств гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (1ч.) 4класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др., репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», карточки с заданиями.

Деятельностьучителя

Деятельностьучеников

1.Организационный этап

Задачи:

-включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Молитва…

Добрый день, дорогие гости!

Ребята, сегодня у нас необычный урок.

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь- твое начало,

И преподобный Сергий в ней!

Родину называют Святой Русью. Она славится озерами, реками, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами.

Эмоционально откликаются.

Чтение медленное,выразительное

Звучит звон колоколов

2.Актуализация знаний

Задачи:

-организовать повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания»

  • Кем ещѐ может быть прославлена наша земля?
  • Какими людьми?
  • Вы назвали полководцев, святых.
  • Как называются произведения, в которых описывается жизнь святого?
  • Есть ли какие-то особенности у этого жанра? Известны ли они вам?
  • Жития- это памятники духовной литературы той эпохи, когда они создавались.
  • Обязательной особенностью жития было жизнеописание святого, описание чудес которые происходили при жизни и после его смерти. Заканчивалось жития прославлением святого. Житийный канон предполагает определенную композицию жития:

- Введение - похвала родителям и родине святого, чудесное появление на свет, проявление святости в детском возрасте.

- Основная часть – описание искушения, поворот на путь спасения, подвиги, кончина, чудеса.

-  Заключение - благодарение Бога, восхищение подвигом святого, молитва к нему с просьбой о покровительстве.

Людьми

А.Невский, А.Суворов,Д.Донской,С.Радонежский

Жития

Ответы учащихся

3.Сообщение темы урока.

Постановка цели урока.

Задачи:

-вовлечь учеников в процесс постановки цели урока;

Сегодня разберем жития одного святого, который напрямую связан с учением, учениками, учителем. Его день памяти находится близко к дню учителя. Какой это святой?

Какова тема урока?

Какую можно поставить цель?

А теперь поставим учебную задачу, чтобы достичь цели урока (прочитать житие преподобного Сергия Радонежского и ответить на вопросы).

(С.Радонежский)

Жития преподобного Сергия Радонежского.

Познакомиться с особенностями жанра

«житие».

Расширить знания о преподобном Сергии Радонежском

4.Открытие нового знания

Чтение части текста по частям.с.22

Восприятие прочитанного.

Что узнали о детстве Варфоломея?

Чем отличался от других детей?

К какой части житийного канона относится прочитанный отрывок?

Почему?

Работа с учебником литературы Найти информацию в тексте и

ответить на вопросы

Карточка № 1(1 группа)

1.Как звали родителей Сергия?

2.Почему их называли божьими угодниками?

3.Какой обет дали родители перед рождением ребѐнка?

Карточка № 2(2группа)

1.Как назвали младенца при крещении?

2.Какое чудо произошло после его крещения?

Карточка № 3(3 группа)

Мы выполнили поставленную задачу?

Физминутка

Вывод: мы познакомились со структурой житийного канона,

 узнали о жизни преподобного Сергия Радонежского.

Работа по картине

Кто изображен?

Что необычного в изображении людей?

Цель

Учебные задачи

1.Легко ли давалась Варфоломею учѐба?

2. Какое событие произошло в жизни отрока?

3.Как это событие повлияло на отрока?

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП

Мы выполнили поставленную задачу?

Физминутка

Вывод: мы познакомились со структурой житийного канона,

 узнали о жизни преподобного Сергия Радонежского.

Работа по картине

Кто изображен?

Что необычного в изображении людей?

Цель

Учебные задачи

Первая часть Введение.

Похвала родителям, чудеса в младенчестве.

Групповая работа Учащиеся работают с текстом « Жития», заполняют карточки. Ответы:

1.Кирилл и Мария 2.Они были людьми благочестивыми, правдивыми, добродетельными, угодными Богу 3.Принести ребѐнка в церковь и отдать Богу.

1.Варфоломей

2.В среду и пятницу младенец не брал грудь, не пил коровьего молока, ничего не ел.

Был худший из учеников, очень переживал и молился Богу

Встреча со старцем.

Получив благословение от старца, хорошо освоил грамоту. Родители и братья удивились неожиданному разуму и мудрости.

Введение, основная часть, заключение.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП

Мы выполнили поставленную задачу?

Физминутка

Вывод: мы познакомились со структурой житийного канона,

 узнали о жизни преподобного Сергия Радонежского.

Работа по картине

Кто изображен?

Что необычного в изображении людей?

Цель

Учебные задачи

5.Закрепление знаний

Фронтальная работа с репродукцией картиныМ. Нестеров«Видение отроку Варфоломею»

-Какой момент жития изображѐн на картине?

-Что вы видите в глазах мальчика?

-Как вы думаете, о чѐм диалог двух встретившихся людей?

-Какимизображѐн старец-монах?

-Что можно сказать про пейзаж картины?

-Какие цвета использует художник?

М.Нестеров всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа. И в герое угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.

Ответы учащихся

-Встреча со старцем. Отрок остановился перед старцем и ждѐт окончания молитвы.

-Душевную чистоту, спокойствие, но и печаль.

Варфоломей поведал ему свою печаль: он не владеет грамотой.

Лицо старца закрыто капюшоном. Он стоит, наклонив голову, вокруг которой свечение.

Осенний пейзаж. Природа охвачена тишиной.

Художник использует различные оттенки жѐлтого, золотистого цветов.

6.Контроль и самоконтроль усвоения знаний, анализ допущенных ошибок и их коррекция

Задача:

- вовлечь учеников в процесс контроля своей деятельности.

Работа по карточке

Вставьте пропущенные слова

1. Рождение от (каких?) родителей 2.Чудеса после (чего?)                 3.Учѐба давалась(как?)                

4.Отношение к родителям         

-Проверьте работу по образцу.

-Если нашли ошибки, исправьте их.

Домашнее задание

- Найти в интернете или других источниках информацию о подвигах Сергия и ответить на вопрос:

во имя кого или чего он их совершал?

Парная работа с таблицей Выполняют работу по проверке знаний Ответы 1.Благочестивых 2.Крещения

3.Тяжело

4.Почитание,  уважение

7.Подведение итогов урока.

Задача:

-организовать проведение самооценки качества результата деятельности учащихся;

- вовлечь учеников в процесс планирования дальнейшей работы

  • Чему вы хотели научиться на уроке?

  • Удалось решить поставленные задачи?

-Как вы думаете, пригодятся эти знания в будущем?

-Познакомиться с особенностями жанра

«житие»

-Расширить знания о преподобном Сергии Радонежском

Ответы учащихся

8.Рефлексия.

Критерии

Моя оценка(+ или -)

Я слушал, что говорят другие

Я говорил спокойно , только по делу

Я помогал другим

Я выполнил работу без ошибок

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Выберите одно из предложений и завершите его:

•        Сегодня я обнаружил в себе…

•        Сегодня я сделал маленькое открытие…

•        Мне был интересен этот урок тем, что…

•        Я хотел бы в себе изменить…

Используем приём

«Неоконченное предложение»


Список использованной литературы

1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч.Ч.1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] –  2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 223 с. :ил. –  ( Школа России).

2.История России для детей и взрослых. В. М. Соловьѐв – М. : ООО «Белый город», 2013. – 417с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Житие преподобного Сергия Радонежского

Этот материал можно использовать  на уроке литературного чтения в 4 классе ("Школа России" авторы Климанова и др.) Фото на слайдах я уменьшила, чтобы уложиться в 2 МГ. Вы можете фото увеличить и колич...

Классный час на тему: "Преподобный Сергий Радонежский"

Беседа о появлении на свет святого человека. История духовного развития.Можно использовать на уроках в 4 классе в дисциплине Основы религиозной культуры и на классном часе....

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

Разработка внеклассного мероприятия в плане духовно-нравственного воспитания учащихся, посвященного Житию Преподобного Сергия Радонежского

Эта разработка может применятся на уроках Основ православной культуры и светской этики,  как в начальной школе, так и в среднем звене. Она рассказывает о житии Преподобного Сергия Радонежского. В...

Урок-исследование "Житие Преподобного Сергия Радонежского"

Разработано для участия в XVIII Димитровских чтениях в г. Ростове-на-ДонуСкачать материал...

Внеклассное мероприятие "Преподобный Сергий Радонежский. Житие"

На примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского   прививать детям уважительное отношение к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлекать...

"Житие преподобного Сергия Радонежского"

Презентация послужит прекрасным дополнением к учебнику...