К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Грачева Валентина Филипповна

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Дата проведения: 2019. 01.19

Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

         Цели:

  1. Познакомить учащихся с рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (1, 2 часть);
  2. Привить любовь к творчеству К. Паустовского и развить воображение при работе с текстом. 

Задачи: 

  1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъёмного произведения;
  2. Развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;
  1. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.

Планируемые достижения на уроке:

-  умение выделять в произведении идеи автора;

- умение анализировать эмоциональное состояние героев;

- умение анализировать прочитанное; формировать навык осознанного чтения

- воспитание любви к музыке;

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Подготовка к восприятию.

а). Прослуивание музыки.

Эдварда Грига  «Утро»  (1-3 минуты).

б). Вступительная беседа.

У: Какие чувства возникли при прослушивании композиции?

Д:

У: Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее.

У: Что вы знаете о Эдварде Григе?

в). Рассказ учителя о композиторе.

- Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в купеческой семье 15 июня 1843 года. Музыкальный талант в биографии Грига проявился еще в детстве. Его мать играла на пианино, так что учила Эдварда игре уже с четырех лет. В двенадцать лет он сочинял музыку. Затем же по совету норвежского скрипача и композитора  родители Грига отдали его учиться в консерваторию Лейпцига. Так же продолжал на протяжении своей жизни писать произведения, музыку. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни. Скончался талантливый композитор и музыкант 4 сентября 1907 года на 58 году жизни.

У: Что ещё узнали о композиторе Эдварде Григе?

г). Сообщение темы урока.

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом Константина Георгиевича  Паустовского о композиторе Эдварде Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

У: Ваше предположение, о чем это произведение?

д). Словарная работа.

Слова 1группы  на слайде говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их.

Слова 2 группы называют нам героев рассказа. Прочитайте их.

е). Комментарий учителя к словарю.

Читая группы, слова отражают место действия с кратким его описанием.

Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.

Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс. Они живут в городе Бергене.

Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать.

У: Откройте с. учебника ______         и пролистайте страницы этого рассказа.

У: Сколько частей в рассказе? (4 части)

У: Наша цель познакомится на уроке с двумя частями и составить план.

3. Первичное восприятие.

а). Чтение 1 части. 
У: -  Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами. (Читают дети в классе на переменке) 

б) Беседа по прочитанному. 
У: -  Мы познакомились с содержанием 1 части.

-  Действительно, в ней встретилось многое, о чем мы и предполагали.

-  А что нового мы узнали из части? (Ответы детей).

Д: - Главные персонажи - Дагни и Эдвард Григ. Композитор Норвегии. Описание красоты природы. 

У: - Где проводил осень Эдвард Григ? (В лесах около Бергена.)

У: - Какие звуки наполняли лес? (Шелест листьев, шум прибоя, эхо, крик птиц.)

У: - Зачем пришла в лес дочь лесника? (Собирать еловые шишки.)

У: - Почему автор так поэтично описывает осень? 

 У: - О чем произошел диалог между Дагни и Григом?( О подарке.)

У:  А почему Григ заговорил именно о подарке с девочкой? (Девочка была прелестна.)

У: - Почему Дагни говорила именно о кукле и о дедушке? (Это самое дорогое что у ее есть.)

У:- Что самое главное в 1 части? Давайте озаглавим эту часть. 

Д: - Встреча. Подарок. Беседа. Запись выбранного детьми заголовка на доске. 
У: - Как вы считаете, что будет дальше? (Напишет музыку. Они встретятся... )
У: - Хотите узнать? Тогда читаем дальше.

в) Чтение 2 части цепочкой. 
г) Беседа по прочитанному. 
У: -  Мы познакомились с содержанием 2 части.

У: - Что же узнали нового? (Григ пишет музыку.  Мечтает. Зима. Мечты о встрече с  девочкой.) 
У: - Как озаглавим 2 часть? ( Мечта. Написание музыки.)  Запись  детьми заголовка на доске.  
У: -  Что мы можем рассказать о характере Грига? (Великодушный, спокойный, ответственный.)
У: - Каждый человек талантлив по-своему, многим людям хочется поделиться своим состоянием души с другими.

У:  – Как выглядел дом композитора? (Жилище дровосека, его украшал рояль).

У: - Почему украшал только рояль? (Рояль пел обо всем, о духе к великому и о любви.)

У: - Зачитайте отрывок описание дома композитора.

  1. Подведение итогов. 
    У: -  Давайте мы все вместе подведем итог того, что мы сегодня узнали на уроке?

У: - Смогли ли мы с вами выполнить задачу, которую поставили в начале урока? Что больше понравилось? Почему? (Ответы и впечатления детей.) 
У: -  А вы хотите узнать, чем же закончилась эта история? 

  1.  Домашнее задание:

Дочитать рассказ до конца и озаглавить части.(Корзинки)

 Нарисовать рисунок к произведению (Девочки)

Приготовить рассказ о авторе.(Шишки)

Работа с пословицей.

“Каждому свой край сладок”.

Прочитайте пословицу.
Как вы понимаете её смысл?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Урок литературнрго чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" с презентацией....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....