Орг. момент
Психологический настрой
Речевая разминка
Отработка речевых навыков | - Всем, всем добрый день! Приветствие. - Добрый день, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). - Добрый день, небо! (аналогичное движение). - Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.(рукопожатие) Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. - А чтобы, у вас все получилось, нам необходимо сделать речевую разминку!
Для чего мы проводим речевую разминку на уроке? С какой целью? Прочитайте стихотворение Л.Кондрашенко “Тарарам”. -Приготовьте свои ладошки, проведём ритмическую гимнастику с чтением. Говорят, что по утрам. В нашем доме тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Всё вверх дном перевернули - Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду, Но опять сказали нам: - Эй, друзья, прибрать бы надо, В вашем доме - тарарам. -А что такое тарарам? 1) Прочтите стихотворение восторженно. 2) Прочтите стихотворение с грустью. -Почему мы урок начали с этого стихотворения? -С какими писателями мы познакомились в этом разделе?
| Проверка готовности к уроку
Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.
Беспорядок.
Вывод: мы читаем произведения по теме “ И в шутку и всерьёз”. Б. Заходер, Э Успенский
|
Проверка домашнего задания
Взаимопроверка
Повторение изученного
Работа со слайдами и карточками на доске
Введение в тему
Постановка темы, цели урока
Работа над темой урока
1.Работа с учебником
2. Первичное восприятие:
3. Вторичное чтение, анализ каждой части:
Физминутка.
Итог урока
Рефлексия
Домашнее задание | -А что вам было задано на дом?
1. Инд. Задание: Посмотри на сюжет из произведения и скажи, что здесь не так. А как должно быть?
2.Чтение наизусть по желанию. 3.Работа в парах (карточки) по стихотворению
Э.Успенского «Над нашей квартирой» Задание:Построй логическую цепочку: кто кому мешает спать. Используй картинки.
………………….. …………………. …………………
|
Проверяем последовательность событий стихотворения. Называет свою логическую цепочку (Ф.И. ученика) Если вы с ней согласны, то покажите жестом с улыбкой.
-Сегодня мы продолжим работать над разделом «И в шутку, и всерьез». И для того чтобы определитьтему сегодняшнего урока, мы отправимся на целый год назад. Обратимся к нашему классному архиву. Когда вы будете смотреть видео, то вспомните, пожалуйста, автора этого произведения. Просмотр видео -Кто вспомнил автора стихотворения «Читалочка»? -Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Валентина Дмитриевича Берестова - поэта, прозаика, переводчика, критика, литературоведа С какими произведениями В.Берестова мы знакомы?
-Молодцы! У вас очень хорошая память! Действительно, с этими стихотворениями мы познакомились в феврале. -А теперь маленькая викторина по знакомым произведениям Берестова. -Задание для каждого ряда: 1 ученик выразительно читает данные строчки. Необходимо дополнить недостающими словами, вспомнить название стихотворения. (Подсказки – карточки на доске на доске) Викторина 1 ряд Мы ссорились, мирились, И спорили порой, Но очень подружились (За нашею игрой.) 2 ряд 2) О чём поют воробушки в последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили! (Мы живы!Живы мы!) 3ряд 3) Гляжу с высоты на обиду. Теряю обиду (Из виду).
Отгадайте стихотворение по иллюстрации
Кто хочет выразительно прочесть это стихотворение?
-Итак, тема нашего урока « Стихотворение В.Д. Берестова «Знакомый» Какова наша цель ребята будет на уроке? Записываю эти цели на доске с обратной стороны, чтоб в конце урока к ним вернуться.
•портрет писателя В.Берестова; •картинки на доске; •выставка книг В.Берестова; (на экране портрет)
С краткой биографией В. Берестова вас познакомит (Ф.И. ученика)
Какие моменты из жизни автора вы запомнили?
Вывод: С этим автором мы уже знакомы. А теперь вернемся к теме нашего урока. 1.Знакомство с новым стихотворением В.Берестова “Знакомый”. а) Работа над лексическим значением слова. -Ребята, попробуйте объяснить лексическое значение слова «знакомый». А кто может быть для вас знакомым? Знакомый - известный, кого ранее знали.
|
б) Прогнозирование произведения. -О каком знакомом пойдёт речь? -Откройте учебник на с.150.
2. Я включу аудиозапись стихотворения, а следите по учебнику.
- О какой встрече рассказывает автор? - Какая собака может быть знакомой? - Какое настроение вызывает это стихотворение? - Почему они не обращали внимания на кошку? (Выборочное чтение)
- Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто? 3. Самостоятельное прочтение с проговариванием шёпотом. 4. Приём «Чтение за диктором» 5. Чтение « на бис» 6.Составление картинного плана на доске.
8) Какова главная мысль произведения?
Вывод: Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу.
Вспомним нашу ранее изученную разминку и попробуйте догадаться кто же автор этих строк?
Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все – герои, ать-два! Головастиками были – ква-ква! Дружно хвостиками били – ать-два! А теперь мы – лягушата, ква-ква! Прыгай с берега, ребята! Ать-два! И с хвостом и без хвоста. Жить на свете – красота!
-Обратите внимание на экран, самостоятельно прочтите. К какому жанру литературы относятся эти предложения?
(См. на экран) - Дружба - великая сила.
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
- Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
- Был бы друг - найдётся и досуг.
-Выберите ту пословицу, которую мы можем отнести к основной мысли этого произведения
-Вернёмся к цели нашего урока. - Как вы думаете, мы сегодня на уроке достигли поставленной цели или нет? -Какая была тема нашего урока? - Какое чувство она у вас вызвала?
Оцените свою работу на уроке. Выразительное чтение стихотворения на с.150, по желанию нарисовать картину к одной из частей. - Закончить я хочу наш урок таким стихотворением: Если хочешь много знать, Надо потрудиться. Если хочешь умным стать, Нужно не лениться! Если будешь хорошо, Весело учиться, Знай, все в жизни у тебя Может получиться! Поскорее подрастай, Больше мудрых книг читай!
- Скажите, ребята, а произведения В. Берестова мы можем назвать мудрыми? Я хочу, чтобы вы постоянно расширяли свой кругозор и поэтому предлагаю вам посетить библиотеку, взять книги Берестова и почитать дополнительно. А о прочитанных произведениях нужно рассказать в «Читательском дневнике»
|
Выразительное чтение наизусть стихотворения Э.Успенского «Память»
Ответы детей Ехал Ваня на коне, Вёл собачку на ремне. А старушка в это время Мыла кактус на окне.
«За игрой», «Я ушёл в свою обиду», «Гляжу с высоты»
“За игрой”
“Воробушки”
“Гляжу с высоты”
“Петушки” Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться Можно пёрышек лишиться, Если пёрышек лишиться (Нечем будет петушиться)
Цели урока прогнозируют ученики: Выразительно читать поэтический текст. Анализировать заголовок произведения. Развивать навык выразительного чтения. Находить необыкновенное в самом обыкновенном тексте.
О собаке.
О встрече мальчика и знакомой собаке. Собака друга, соседская собака.
Объятья, шутки, разговоры. -Ну как живёшь? Ну как дела? (были заняты личной встречей) Потому что на неё никто не обращал внимания.
Составить план содержания на доске из карточек
В.Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.
Дети выполняют действия: Ква-ква – руками изображают рот лягушки; Ать-два – маршируют; На последние слова разводят руки в стороны, показывая, что они рады жизни.
Пословицы
Читают
Был бы друг - найдётся и досуг.
В.Д. Берестов «Знакомый» Варианты ответов. |