Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс)

Азанова Юлия Юрьевна

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Юлия\Desktop\Image (2).jpg

Планируемые результаты учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты:

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

- осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;

- проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;

- иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.);

- допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;

- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;

- проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;

- включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;

- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;

- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

- знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;

- понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;

- приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного /несамостоятельного поведения героя литературного произведения;

-делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;

- замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;

- доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;

- выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.);

- использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях;

- фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;

- отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;

- различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;

- предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;

- строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;

- проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;

- знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером;

- пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости;

- предлагать свои способы сохранения зрения и осанки;

- пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения,контролировать выполнение действий в соответствии с планом,оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем,оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре,фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи;

Познавательные:

- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя,понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования, сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку),сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»),строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

- осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры;

- осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценирование, при выполнении проектных заданий,перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении;

- понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.);

Коммуникативные:

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы, диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение, строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме;

- оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои, не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.);

- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения), оценивать достижения сверстников по выработанным критериям, по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

 - выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога,находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет,готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

читать  целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;  при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;  

ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер  литературных героев,  приводить примеры их поступков в соответствии с качествами  героя прочитанного или прослушанного текста;

- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;

- сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой, пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато;

- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности;

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

         Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Самое великое чудо на свете (2 ч.)

Знакомство с учебником. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Определение эмоционального тона персонажа.

Устное народное творчество (12 ч)

Знакомство  с названием раздела «Устное народное творчество. Анализ взаимоотношений героев в русских народных песнях. Небылицы. Докучные сказки. Объяснение авторского и собственного отношения к персонажам.  Р/ р. Сочинение докучных сказок.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ взаимоотношений героев. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Деление текста на смысловые части. Последовательность событий в русской народной сказке «Иван царевич и серый волк». Подбор пословиц и поговорок к русской народной сказке «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев русской народной сказки «Сивка-бурка». Внеклассное чтение. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи.  Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

Анализ научно-популярной статьи «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.

Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение в произведении Ф. Тютчева «Листья».

Картины природы в произведениях А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Подвижные картины природы в стихотворении И. Никитина «Полно, степь моя...».  Олицетворение как приём создания картины природы в произведении И. Никитина «Встреча зимы».  Главная мысль произведения И. Сурикова «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом

стихотворении И. Сурикова «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство  с названием раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни  А. С. Пушкина». Лирические стихотворения А. Пушкина. Настроение

стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение в стихотворениях А .С. Пушкина. Звукопись, её выразительное значение в произведении А.С.Пушкина «Зимнее утро».  Приём контраста как средство создания картин в стихотворениях  А.С.Пушкина.  Тема сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».

События сказочного текста «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказок. Герои литературной сказки «Сказка о царе Салтане...».

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Мораль басни. И.А. Крылова «Мартышка и очки». Характеристика героев басни И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Сравнение героев разных басен. Отношение автора к героям басни «Ворона и Лисица». Р/р. Подготовка к театрализации басен.

Подбор музыкального сопровождения к лирическим стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа Л.Н. Толстого «Акула».

Чтение произведения Л.Н. Толстого «Прыжок». Сравнение рассказов. Особенности лирического текста на основе были «Лев и собачка». Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Р/р. Обучение пересказу: подробному и выборочному.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

Прогнозирование раздела «Поэтическая тетрадь 2».Настроение стихотворения Н.А. Некрасова «Славная осень». Картины природы. Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».  Повествовательное произведение«Дедушка Мазай и зайцы» в стихах.

Создание словесных картин в стихотворении К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

Детские воспоминания И. Бунина. В произведениях  «Полевые цветы» и «Густой зеленый ельник у дороги».

Литературные сказки (8 ч)

Сравнение литературной и народной сказок. Нравственный смысл сказки «Сказка про храброго Зайца …». Характеристика героев сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».  Составление плана к сказке «Лягушка-путешественница».

Сравнение народной и литературной сказок. В. Одоевский. «Мороз Иванович».

Сравнение героев сказки «Мороз Иванович».

Были-небылицы (11 ч.)

Приём сравнения — основной приём описания подводного царства в произведении М. Горького «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки «Случай с Евсейкой». Деление текста сказки «Случай с Евсейкой» на смысловые части.

Определение жанра произведения К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

Отношение автора к главным героям произведения «Растрёпанный воробей».

Пересказ произведения «Растрёпанный воробей» по плану.

Основные события произведения А. Куприна «Слон». Составление различных вариантов плана произведения А. Куприна «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (2часть учебника) (6 ч.)

Средства художественной выразительности в произведении С. Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..». Авторское отношение к изображаемому в стихотворениях С. Чёрного «Воробей», «Слон». Картины зимних забав в произведении А. Блока «Ветхая избушка».

Средства художественной выразительности для создания образа в стихотворениях А. Блока «Сны», «Ворона». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. С. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16 ч.)

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок -«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. Рассказ о герое произведения. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста «Листопадничек».

Главные герои рассказа В. И. Белова «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».

Составление плана на основе названия глав произведения В. Бианки «Мышонок Пик».

Рассказ о герое произведения В. В. Бианки «Мышонок Пик». Герои произведения Б. Житкова «Про обезьянку». Краткий пересказ рассказа  Б. Житкова «Про обезьянку».

Составление плана рассказа Б. Житкова «Про обезьянку». Обобщение материала по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку». Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха».

Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

Р/р. Обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа Драгунского «Он живой и светится». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Земля -наш дом родной».

Поэтическая тетрадь 2 (2часть учебника) (6 ч.)

Звуки, которые передают явление природы в стихах С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Отношение к герою средством выразительного чтения стихотворения А. Л. Барто «Разлука». Словесная картина эпизода произведения А. Л. Барто «В театре». Фантазии в стихотворении С. В. Михалкова «Если».

Любовь к животным в стихотворениях Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч.)

Особенность заголовка произведения. А. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев.  Герои рассказа «Ещё мама». Р/р. Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. Смысл названия рассказа М. Зощенко «Золотые слова».

Главная мысль произведения «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий рассказа «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Н. Н. Носов «Федина задача». Составление вопросов по содержанию рассказа Н. Н. Носова «Телефон».

По страницам детских журналов (9 ч.)

Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики. Главная мысль рассказа Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». Р/р. Составление вопросов по содержанию рассказа Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Портреты героев рассказа И. Ермолаева «Проговорился». Пересказ текста И. Ермолаева «Воспитатели».

Г. Б. Остер. «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

Пересказ текста«Как получаются легенды».  Настроение при чтении стихов Р. С. Сефа «Весёлые стихи». Обобщение по страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Зарубежная литература (9 ч.)

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе «Храбрый Персей». Анализ взаимоотношений героев мифа «Храбрый Персей».  Образ Медузы Горгоны в древнегреческом мифе. Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок».


Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Самое великое чудо на свете (2 ч.)

Знакомство с учебником. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров. Определение эмоционального тона персонажа.

Устное народное творчество (12 ч)

Знакомство  с названием раздела «Устное народное творчество. Анализ взаимоотношений героев в русских народных песнях.

Небылицы. Докучные сказки. Объяснение авторского и собственного отношения к персонажам.

Р/ р. Сочинение докучных сказок.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ взаимоотношений героев.

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Деление текста на смысловые части.

Последовательность событий в русской народной сказке «Иван царевич и серый волк».

Подбор пословиц и поговорок к русской народной сказке «Иван царевич и серый волк».

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки.

Характеристика героев русской народной сказки «Сивка-бурка».

Внеклассное чтение.

Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи.

Обобщение раздела  «Устное народное творчество».

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество».

Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

Прогнозирование содержания раздела. Анализ научно-популярной статьи «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.

Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Звукопись, её художественно-выразительное значение.

Олицетворение в произведении Ф. Тютчева «Листья».

Картины природы в произведениях А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Подвижные картины природы в стихотворении И. Никитина «Полно, степь моя...».

Олицетворение как приём создания картины природы в произведении И. Никитина «Встреча зимы».

Главная мысль произведения И. Сурикова «Детство».

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом

стихотворении И. Сурикова «Зима».

Обобщение раздела  «Страницы русской классики».

Контрольная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство  с названием раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни  А. С. Пушкина».

Лирические стихотворения А. Пушкина. Настроение

стихотворения.

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение в стихотворениях А .С. Пушкина.

Звукопись, её выразительное значение в произведении А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Приём контраста как средство создания картин в стихотворениях  А.С.Пушкина.  

Тема сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».

События сказочного текста «Сказка о царе Салтане...».

Сравнение народной и литературной сказок.

Герои литературной сказки «Сказка о царе Салтане...».

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Мораль басни. И.А. Крылова «Мартышка и очки».

Характеристика героев басни И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Сравнение героев разных басен.

Отношение автора к героям басни «Ворона и Лисица».

Р/р. Подготовка к театрализации басен.

Подбор музыкального сопровождения к лирическим стихотворениям М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Сравнение лирического текста и

произведения живописи.

Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Тема и главная мысль рассказа Л.Н. Толстого «Акула».

Чтение произведения Л.Н. Толстого «Прыжок». Сравнение рассказов.

Особенности лирического текста на основе были «Лев и собачка».

Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Р/р. Обучение пересказу: подробному и выборочному.

Внеклассное чтение.

Обобщение раздела.

Контрольная работа по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

Прогнозирование раздела «Поэтическая тетрадь 2».Настроение стихотворения Н.А. Некрасова «Славная осень».

Картины природы. Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

Повествовательное произведение«Дедушка Мазай и зайцы» в стихах.

Создание словесных картин в стихотворении К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

Детские воспоминания И. Бунина. В произведениях  «Полевые цветы» и «Густой зеленый ельник у дороги».

Обобщение знаний по разделу «Поэтическая тетрадь2». Проверочная работа.

Литературные сказки (8 ч)

Прогнозирование раздела«Литературные сказки». Сравнение литературной и народной сказок

Нравственный смысл сказки «Сказка про храброго Зайца …».

Характеристика героев сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Составление плана к сказке «Лягушка-путешественница».

Сравнение народной и литературной сказок. В. Одоевский. «Мороз Иванович».

Сравнение героев сказки «Мороз Иванович».

Обобщение знаний по разделу.

Контрольная работа по теме «Литературные сказки ».

Внеклассное чтение.

Были-небылицы (11 ч.)

Приём сравнения — основной приём описания подводного царства в произведении М. Горького «Случай с Евсейкой».

Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки «Случай с Евсейкой».

Деление текста сказки «Случай с Евсейкой» на смысловые части.

Определение жанра произведения К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

Отношение автора к главным героям произведения «Растрёпанный воробей».

Пересказ произведения «Растрёпанный воробей» по плану.

Основные события произведения А. Куприна «Слон».

Составление различных вариантов плана произведения А. Куприна «Слон».

Внеклассное чтение.

Тестовая работа по произведению А. Куприна «Слон».

Обобщение раздела «Были-небылицы».

Контрольная работа.

Поэтическая тетрадь 1 (2часть учебника) (6 ч.)

Прогнозирование раздела. Средства художественной

выразительности в произведении С. Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..».

Авторское отношение к изображаемому в стихотворениях С. Чёрного «Воробей», «Слон».

Картины зимних забав в произведении А. Блока «Ветхая избушка».

Средства художественной выразительности для создания образа в стихотворениях А. Блока «Сны», «Ворона».

Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. С. Есенин «Черёмуха».

Викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

Люби живое (16 ч.)

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок -«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

Рассказ о герое произведения. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Творческий пересказ: дополнение содержания

текста «Листопадничек».

Главные герои рассказа В. И. Белова «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».

Составление плана на основе названия глав произведения В. Бианки «Мышонок Пик».

Рассказ о герое произведения В. В. Бианки «Мышонок Пик».

Герои произведения Б. Житкова «Про обезьянку».

Краткий пересказ рассказа  Б. Житкова «Про обезьянку».

Составление плана рассказа Б. Житкова «Про обезьянку».

Обобщение материала по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку».

Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха».

Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

Р/р. Обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа Драгунского «Он живой и светится».

Обобщение знаний по разделу «Люби животное».

Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Земля -наш дом родной».

Контрольная работа по теме «Люби живое».

Поэтическая тетрадь 2 (2часть учебника) (9 ч.)

Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник

поэзии».

Звуки, которые передают явление природы в стихах С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

Отношение к герою средством выразительного чтения стихотворения А. Л. Барто «Разлука».

Словесная картина эпизода произведения А. Л. Барто «В театре».

Фантазии в стихотворении С. В. Михалкова «Если».

Любовь к животным в стихотворениях Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок».

Защита проекта «Праздник поэзии».

Обобщение знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест.

Урок-концерт по произведениям изученных авторов.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч.)

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

А. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев.

Герои рассказа «Ещё мама».

Р/р. Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной

речью.

Смысл названия рассказа М. Зощенко «Золотые слова».

Главная мысль произведения «Золотые слова».

Особенности юмористического рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».

Восстановление порядка событий рассказа «Великие путешественники».

Особенности юмористического рассказа. Н. Н. Носов «Федина задача».

Составление вопросов по содержанию рассказа Н. Н. Носова «Телефон».

Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

Внеклассное чтение.

По страницам детских журналов (9 ч.)

Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики.

Главная мысль рассказа Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой».

Р/р. Составление вопросов по содержанию рассказа Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

Портреты героев рассказа И. Ермолаева «Проговорился».

Пересказ текста И. Ермолаева «Воспитатели».

Г. Б. Остер. «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

Пересказ текста«Как получаются легенды».

Настроение при чтении стихов Р. С. Сефа «Весёлые стихи».

Обобщение по страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Зарубежная литература (9 ч.)

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе «Храбрый Персей».

Анализ взаимоотношений героев мифа «Храбрый Персей».

Образ Медузы Горгоны в древнегреческом мифе.

Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» .

Создание рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Промежуточная аттестация за курс 3 класса. Проверочная работа.

Обобщение раздела  «Зарубежная литература».

Любимый автор и его произведения.

Обобщающий урок за курс 3 класса. «Брейн - ринг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...