|
|
|
| |
|
| |
| | |
| Задано : выразительное чтение стихотворного произведения | |
| | |
| Правила выразительного чтения стихотворного произведения 1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль , идею. 2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери : - темп ( скорость ); - интонацию; - громкость чтения; - жесты и мимику. 3. При чтении вслух выдели голосом важные посмыслу слова. 4. Обязательно соблюдай : - рифму ( делай правильное ударение в словах); - стихотворный размер ( все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью). 5. Постарайся выразить : - эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя; - эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения. 6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения. 7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо. |
| | |
| Задано : выучить стихотворное произведение и рассказать его в классе | |
| | |
| Правило-шутка Как понять стихотворное произведение, выучить и рассказать его на «5»? Чтобы в классе рассказать на «5», надо дома знать на «6». | |
| | |
| Анализ стихотворного произведения 1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение ? 2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения ? 3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными ( прочитав их, ты смог представить себе написанное ). 4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми ? 5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми. 6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении. 7. Какова роль этих сравнений ? 8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении ? 9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения ? 10. Какую иллюстрацию ты сделал бы к этому стихотворению? | |
| | |
| Правила заучивания наизусть 1. Прочитай стихотворное произведение «про себя». 2. Прочитай стихотворное произведение вслух. 3. Раздели стихотворное произведение на смысловые части ( иногда помогает деление на строфы *). 4. Заучивай по одной части, каждый раз повторяя вместе ранее выученное и новую заученную часть. 5. Повтори выученное вечером, перед сном, и с утра.
* Строфа – группа стихов, объединенных между собой по смыслу, а также рифмой ( например, четверостишье ). | |
| | |
| Правила чтения стихотворного произведения в классе 1. Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос – это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении. 2. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведения. 3. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины. 4. Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки ( к сожалению, такое иногда случается ). Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать. 5. Никогда не читай, повернувшись к учителю ( как бы адресуя свои слова ему одному ). В классе может стать шумно. 6. Читая стихотворение, не торопись. 7. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов ( не читай их торопливо ). Иначе испортишь все впечатление от чтения. | |
| | |
| При выборе стихотворения помни: - короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные ( не успеваешь себя выразить, «реализовать» ); - «сюжетные» стихотворения больше подходят для заучивания и для выразительного чтения. | |
| | |
| Задано : составить план текста | |
| | |
| Как составить план: 1. Прочитай произведение. 2. Определи идею, то есть главную мысль. 3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 4. вырази идею в одном предложении. 5. раздели произведение на части. 6. озаглавь каждую часть. 7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода. | |
| | |
| Виды плана • Вопросный • Назывной • Тезисный • План – опорная схема • Комбинированный | |
| | |
| Как правильно составить каждый из них ? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). | |
| | |
| Вопросный план План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ). Например: - Кого поймали в море ? - О чем плакала пойманная черепаха ? - Почему черепаха плакала на самом деле ? | |
| | |
| Тезисный план План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста. Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов. Например : - В море поймали черепаху. - Пойманная черепаха все время плачет. - Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма. | |
| | |
| Назывной план План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Например : - Пойманная черепаха. - Черепашьи слезы. - Настоящая причина слёз черепахи. | |
| | |
| План – опорная схема Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться. Например : -Черепаха - Слёзы. - Соль из воды. | |
| | |
| Комбинированный Такой план может сочетать в себе разные виды планов. Например : - Кого поймали в море ? -Пойманная черепаха все время плачет. - Настоящая причина слёз черепахи. | |
| | |
| Задано : выполнить один из видов пересказа | |
| Пересказ – воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста. Очень часто пересказ Вы твердите много раз. Это трудно – много раз. Это нудно – много раз И поэтому у нас Есть другой совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не заучивая фраз. И задумайтесь о нём : Что рассказано ? О чём ? Что за чем произошло И к чему всё привело ? Прочитайте еще раз – И запомнится рассказ. С Бондаренко | |
| | |
| Виды пересказа Подробный – пересказ, близкий к тексту, подробно, в деталях передающий содержание произведения. Краткий – сжатое, короткое изложение самого главного в произведении. При кратком пересказе опускаются факты, не имеющие большого значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения. Выборочный – пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наиболее интересны, важны. При выборочном пересказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя. Творческий – пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты – его автор, участник описываемых событий или их очевидец. | |
| | |
| Правила подготовки к пересказу письменного текста 1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст. 2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение. 3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста. 4. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 5. Вырази идею в одном предложении. 6. Выдели в тексте ключевые слова ( они раскрывают главную мысль произведения ). 7. Раздели текст на части, озаглавь их. 8. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста ( не пропустил ли ты какого – нибудь эпизода ). 9. Составь план пересказа. 10. Пользуясь планом, перескажи произведение. 11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста ( соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т.д. ) | |
| | |
| Правила подготовки к пересказу устного текста 1. Внимательно прослушай текст. 2. Запиши ключевые слова, имена и цифры. 3. Если что-то непонятно, задай вопросы. 4. Определи основную мысль текста. 5. Раздели текст на части. 6. Составь план пересказа. 7. Пользуясь планом, перескажи текст. | |
| | |
| Правила подготовки к пересказу учебного текста ( природоведение, москвоведение, история, окружающий мир и т.д. ) 1. Прочитай текст и определи, о чём он. 2. Выдели в тексте основные мысли. 3. Выясни значение непонятных слов. 4. Раздели текст на части. 5. Составь план текста. 6. Выпиши из каждой части важные мысли. 7. Ответь на вопросы к тексту ( если они есть ). 8. Пользуясь планом, подробно перескажи текст. | |
| | |
| Задано : проанализировать сказку, басню, рассказ | |
| | |
| План анализа сказки Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. 1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор. 2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни? 3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего ? 4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни. 5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни ? 6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим ? 7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки. 8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем. 9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки ? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки. 10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя ? | |
| | |
| План анализа басни Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие. Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д. 1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни. 2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею ? * Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ. 3. Попробуй передать главную мысль ( мораль ) басни своими словами. 4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни. 5. Определи, как написана эта басня : прозой или стихами. 6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне ? 7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися ? 8. Перечисли основные черты характера главных героев басни. 9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным ? 10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям». 11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его ? | |
| | |
| План анализа рассказа Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение. 1. Прочитай внимательно рассказ. 2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание. 3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем ? какие еще книги этого писателя ты читал ? 4. Узнай, когда и где рассказ был написан. 5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе : - повествование ( рассказывает ); - описание ( показывает ); - рассуждение ( доказывает ). 6. Кратко перескажи рассказ. 7. Что, по-твоему , явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа ? 8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему ? 9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным ? 10. Какому из героев ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем. 11. О чём нам предлагает задуматься автор ? Сформулируй главную идею этого произведения. 12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем ? 13. Какие достоинства произведения ты отметил ? | |
| | |
| План рассказа о герое 1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился(ась)», «меня ужаснул(а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным(странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился(ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д. 2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения. 3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя. 4. Перечисли основные черты характера этого героя. 5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами. 6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем. 7. Хотелось ( не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя ? Почему ? 8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя ? 9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя ? В какой момент развития действия ? Что делал бы герой ? Какое у него было бы выражение лица, поза ? Во что он был бы одет ? Что происходило бы вокруг ? |
|