К. Чуковский "Путаница"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx148.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: литературное чтение

Класс: 1

Тема урока: К. Чуковский «Путаница»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить учащихся с небылицей  К.И. Чуковского «Путаница»
  • повторить литературоведческую терминологию (рифма)
  • повторить сведения о малых жанрах устного народного творчества

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

  • регулятивные УУД: уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, умения проводить сравнение, использовать знания в измененных условиях;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Личностные:  способствовать  формированию учебно-познавательного интереса к учебному материалу;  формированию мотивационной основы учебной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности.

-  Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на меня все посмотрели.

Организовывают

место         рабочее        

Л:самоопределение;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация

знаний и мотивация.

Речевая разминка.

Прочитайте отрывок и определите к какому жанру произведения он  относится.

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке

Плыл по морю чемодан,  
В чемодане был диван,  
На диване ехал слон.  
Кто не верит - выйди вон!

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

- Я предлагаю вам поиграть в литературную игру. Задание: дополните каждую строчку стихотворения (подберите рифму):

Ва-ва-ва – вот высокая …трава.

Вы-вы-вы - даже выше ….головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в… траве.

Ву-ву-ву – васильков букет ….нарву.

Ви-ви-ви – только много их не ….рви.

Воспроизведение опорных ЗУН.

- С каким новым разделом вы познакомились на прошлом уроке?

- С произведениями каких поэтов и писателей вы познакомитесь, работая по этому разделу?

На карточках дети читают отрывок произведения, и определяют к какому жанру оно относится.

Подбирают рифму в каждой строчке.

Отвечают на вопросы.

Работают по содержанию.

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Р:        контроль, коррекция, оценка;

 П: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Р:        контроль, коррекция, оценка;

 П: обще учебные- умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

III.Постановка учебной задачи.

- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.

Сначала определим жанр произведения. Посмотрите на строчки этого произведения и попробуйте определить его жанр:

«К нам вчера забавный слон
Приземлился на балкон.
Залетел на огонек
Как огромный мотылек»

 -Перед нами быль или небылица?

Небылица - это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

Значит жанр нашего произведения – небылица, точнее сказать  авторская небылица.

-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы?

- Раз это авторская небылица, значит есть автор. Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала.        

-Узнали, кто автор этих строк.

- Конечно, это замечательный детский писатель К.И.Чуковский.

-Назовите тему урока.

-Какие задачи мы перед собой поставим?

1)То, чего не бывает в действительности; вымысел.

2)Вранье, сплетня.

Её придумал один человек (автор)

СЛАЙДЫ

К.И.Чуковский: «Небылица»

-Познакомиться с авторской небылицей.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что ещё подлежит усвоению;

Л: самоопределение.

Р: умение добывать информацию

IV. «Открытие» детьми нового знания.

- Прежде чем познакомиться с небылицей Чуковского, давайте познакомимся с его биографией.

- Сейчас мы послушаем чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским Перед прослушивание произведения, я предлагаю обратить внимание вот на эти слова, т.к. они редко употребляются в нашей речи.

Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном.

Ушат - небольшая деревянная кадка с ушами (ручками).

-Понравилось произведение?

-Докажите, что это небылица

- Что необычного?

-Конечно, это произведение мы слышали ещё в раннем детстве, оно нам знакомо.

Физминутка

Дети читают биографию на отдельных листах. Отвечают на вопросы учителя по тексту.

слушают аудиозапись

V.Первичное закрепление.

- Сейчас мы будем читать по ролям. Вы все роли. Перечитайте еще раз небылицу, найдите свои слова в тексте

Прочитайте  выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.

Затем чтение по ролям.

Называют героев.

Самостоятельное чтение произведения.

Чтение вслух по ролям.

К: продуктивное сотрудничество

и взаимодействие со сверстниками

 Р:оценка

П:осознанное построение речевого высказывания в устной форме

VI.Рефлексия деятельности.

-Какую цель поставили? Смогли ли достичь поставленную цель?

-Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери Муры  «Чудо - дерево»

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки

Словно яблоки!

-Давайте украсим нашего Чудо -дерево башмаками  разного цвета:

Зеленый - урок прошёл плодотворно, всё понятно

Голубой - есть небольшие проблемы

Розовый - скучно, неинтересно

Прикрепляют к дереву выбранные сапожки.

П:рефлексия способов и условий

действия

Л:самооценка на основе критерия успешности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Приложение

Краткая биография Чуковского

Корней Чуковский  - известный писатель, выдающийся переводчик, автор любимых детских книг. Настоящее имя Корнея Чуковского – Николай Васильевич Корнейчуков. Чуковский родился в Петербурге, потом переехал в Одессу. Чуковский с юности мечтал стать писателем. Знаменитое стихотворение про крокодила, проглотившего солнце, появилось случайно. Однажды его маленький сын попросил рассказать ему новую сказку и Чуковский без подготовки придумал стихотворный рассказ про крокодила. Стихотворение очень понравилось мальчику и впоследствии они сыном записали его. Чуковский любил устраивать для детей веселые праздники. В честь Корнея Чуковского названы улицы во многих городах.