К. Чуковский "Путаница"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок: литературное чтение
Класс: 1
Тема урока: К. Чуковский «Путаница»
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить учащихся с небылицей К.И. Чуковского «Путаница»
- повторить литературоведческую терминологию (рифма)
- повторить сведения о малых жанрах устного народного творчества
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
- регулятивные УУД: уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
- познавательные УУД: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, умения проводить сравнение, использовать знания в измененных условиях;
- коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Личностные: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формированию мотивационной основы учебной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. | - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели И на меня все посмотрели. | Организовывают место рабочее | Л:самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация. | Речевая разминка. Прочитайте отрывок и определите к какому жанру произведения он относится. Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке Плыл по морю чемодан, Свет-светлячок, - Я предлагаю вам поиграть в литературную игру. Задание: дополните каждую строчку стихотворения (подберите рифму): Ва-ва-ва – вот высокая …трава. Вы-вы-вы - даже выше ….головы. Ве-ве-ве - васильки видны в… траве. Ву-ву-ву – васильков букет ….нарву. Ви-ви-ви – только много их не ….рви. Воспроизведение опорных ЗУН. - С каким новым разделом вы познакомились на прошлом уроке? - С произведениями каких поэтов и писателей вы познакомитесь, работая по этому разделу? | На карточках дети читают отрывок произведения, и определяют к какому жанру оно относится. Подбирают рифму в каждой строчке. Отвечают на вопросы. Работают по содержанию. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: контроль, коррекция, оценка; П: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Р: контроль, коррекция, оценка; П: обще учебные- умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. |
III.Постановка учебной задачи. | - Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока. Сначала определим жанр произведения. Посмотрите на строчки этого произведения и попробуйте определить его жанр: «К нам вчера забавный слон -Перед нами быль или небылица? Небылица - это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. Значит жанр нашего произведения – небылица, точнее сказать авторская небылица. -Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы? - Раз это авторская небылица, значит есть автор. Угадайте автора по произведениям, отрывки из которых я подобрала. -Узнали, кто автор этих строк. - Конечно, это замечательный детский писатель К.И.Чуковский. -Назовите тему урока. -Какие задачи мы перед собой поставим? | 1)То, чего не бывает в действительности; вымысел. 2)Вранье, сплетня. Её придумал один человек (автор) СЛАЙДЫ К.И.Чуковский: «Небылица» -Познакомиться с авторской небылицей. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что ещё подлежит усвоению; Л: самоопределение. Р: умение добывать информацию |
IV. «Открытие» детьми нового знания. | - Прежде чем познакомиться с небылицей Чуковского, давайте познакомимся с его биографией. - Сейчас мы послушаем чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским Перед прослушивание произведения, я предлагаю обратить внимание вот на эти слова, т.к. они редко употребляются в нашей речи. Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном. Ушат - небольшая деревянная кадка с ушами (ручками). -Понравилось произведение? -Докажите, что это небылица - Что необычного? -Конечно, это произведение мы слышали ещё в раннем детстве, оно нам знакомо. Физминутка | Дети читают биографию на отдельных листах. Отвечают на вопросы учителя по тексту. слушают аудиозапись | |
V.Первичное закрепление. | - Сейчас мы будем читать по ролям. Вы все роли. Перечитайте еще раз небылицу, найдите свои слова в тексте Прочитайте выразительно, стараясь передать настроение каждого героя. Затем чтение по ролям. | Называют героев. Самостоятельное чтение произведения. Чтение вслух по ролям. | К: продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками Р:оценка П:осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
VI.Рефлексия деятельности. | -Какую цель поставили? Смогли ли достичь поставленную цель? -Закончить урок хочу строчками из сказки К.Чуковского, которую автор написал для своей больной дочери Муры «Чудо - дерево» А у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки Словно яблоки! -Давайте украсим нашего Чудо -дерево башмаками разного цвета: Зеленый - урок прошёл плодотворно, всё понятно Голубой - есть небольшие проблемы Розовый - скучно, неинтересно | Прикрепляют к дереву выбранные сапожки. | П:рефлексия способов и условий действия Л:самооценка на основе критерия успешности К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Приложение
Краткая биография Чуковского
Корней Чуковский - известный писатель, выдающийся переводчик, автор любимых детских книг. Настоящее имя Корнея Чуковского – Николай Васильевич Корнейчуков. Чуковский родился в Петербурге, потом переехал в Одессу. Чуковский с юности мечтал стать писателем. Знаменитое стихотворение про крокодила, проглотившего солнце, появилось случайно. Однажды его маленький сын попросил рассказать ему новую сказку и Чуковский без подготовки придумал стихотворный рассказ про крокодила. Стихотворение очень понравилось мальчику и впоследствии они сыном записали его. Чуковский любил устраивать для детей веселые праздники. В честь Корнея Чуковского названы улицы во многих городах.