Задания по чтению.
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Невзорова Оксана Геннадьевна

В статье содержатся различные виды заданий и упражнений по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_zadaniy_po_chteniyu.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Банк заданий по чтению.

        Все виды работ разделены на три группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

Упражнения для развития техники чтения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Чтение «цепочкой» (но одному слову, предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а)        учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б)        учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и

заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнею слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов: с ударением в конце слова и др.).

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

18. «Фотоглаз»:

а)        на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памят и называют прочитанные слова;

б)        учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай»:

а)        антиципация слов, предложений, пословиц;

б)        чтение текста через решетку.

20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

23. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

24. Чтение труднопроизносимых слов (демократия. экскаватор, эскалатор).

25. Чтение скороговорок.

26. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

27. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

28. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

29. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

30. Чтение одного предложения с разной интонацией.

31. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

32. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

33. Размегка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

«Папа Карло: А я-то думал, | мы тут, по крайней мере, | найдем кучу золота и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку».

34. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбираег соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту. которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.

35. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропеваегся текст стихотворения или небольшого рассказа.

36. Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать сше раз, пытаясь это настроение передать.

37. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

38. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).

39. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

40. Чтение по ролям.

41. Чтение по ролям без слов автора.

42. Инсценирование.

43. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

44. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

45. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

46. Озаглавливание текста.

47. Деление текста на части, составление плана.

48. Определение темы текста, главной мысли.

49. Определение типа текста.

50. Подбор иллюстрации к тексту.

51. По иллюстрации определить содержание текста.

52. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

53. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

54. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

55. Чтение для подготовки к пересказу.

56. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

57. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

58. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

59. Распространение предложений. В I—II классах по вопросам учителя, в 111IV — самостоятельно.

60. Фаитограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а)        в хорошо знакомом тексте измсняегся одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б)        придумать продо.лжение рассказа;

в)        всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

61. Составление кроссвордов по тексту.

62. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

63. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

64. Подбор загадок к словам из текста.

65. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

66. Составление ребусов к словам из текста.

       На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

       Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.


Виды работ над текстом.

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.)

Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 1015 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

23. Беседа с сопровождением выборочного текста.

24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

26. Чтение, рассказ о том. чем поправилось произведение, что запомнилось.

27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

28.Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

29. Чтение по ролям.

30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31. Чтение, пересказ прочитанного с помошью жестов, мимики, позы.

32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует па услышанное).

33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе) .

37. Нахождсние и чтение образных слов и описаний.

38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение ст ихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение стихотворения цепочкой, закапчивая каждый раз на паузах.

42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

        чн        ,        жи        и т. д.

45. Кто быстрее найдег в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б)существительнос + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению к данным (данные слова записаны на доске).

53. Чтение слов, к которым даны сноски.

54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

56. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

Совершенствование техники чтения

       В течение многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся.

       Эта система предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделенные на 3 группы: 1) зрительное восприятие; 2) произношение: 3) понимание прочитанного.

        Начало работе дают упражнения «Поза». «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой (при чтении левой страницы правой рукой и наоборот). Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путем снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидываегся назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 2030 с. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: «Вы чувствуете себя хорошо, все тело расслабилось, вы отдыхаете...» Затем фаза расслабления прсрываегся командой «Поза!», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.

       Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

     Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, подбираемые из текста букваря, например:

  • Какая буква, слог, слово лишние?
  • а, у, р, о, ы.
  • ма, ра. ла, ны, са.
  • река, речка, ручей, ручка, ручеек.
  • Что общего в словах и чем они различаются?

мел мель, мал мял, мыл мил.

После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:

Лара

сама

мыла

раму

Потом записывать таким образом:

Лара сама

мыла раму.

       В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором:

Дал агроном черенки

И научил,

Как их в землю вкопать,

Как поливать,

Как с крапивой бороться.

Гнездо у белки

Как у птицы, устроено:

Из веточек,

Из сучьев.

        В дальнейшем можно предложить учащимся небольшие тексты, оформленные таким образом.

       С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция - основа четкости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на: сочетание тренируемого звука с гласным, со словами, содержащими тренируемый звук; чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи и т. п.

      Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 23 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот некоторые упражнения:

1. Чтение шепотом и медленно:

Ра — ра —ра — начинается игра.

Ры — ры — ры —у нас в руках шары.

Ру — ру —ру — бью рукою по шару.

2. Чтение тихо и умеренно: арка арца

арта арща арла арча арса аржа

3.Чтение громко и быстро:

гарь — парь — жарь дверь — зверь — червь

4. Чтение пословицы:

Нет ничего на свете краше.

Чем Родина наша.

       Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы начинающим чтецам помочь быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения.

      Ребенок не может понять значения хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь потом осознает его значение. Это происходил потому, что понимание значения читаемого слова у первоклассника возникает после прочтения слова, и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. В связи с этим вводятся упражнения, способствующие синтезу восприятия слова и понимания его значения.

       Упражнения первой группы, о которых говорилось выше, помогают быстрейшему синтезу восприятия, произнесения и понимания. С этой же целью можно использовать и логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т. д., например:

1.Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж... .

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли ... .

Шкаф, варежки, фуфайка, пальто —....

2. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.


Приемы обучения навыкам чтения.

         Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении "про себя" скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

         Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы мы стараемся формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения мы используем в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

  • упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильною чтения:
  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

         Урок обычно начинаем с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Разминку проводит любой учащийся-ведущий. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:

а)        вдох носом, выдох через рот;

б)        вдох, задержка дыхания, выдох;

в)        вдох, выдох по порциям.

Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-пок-цок.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з-з.

Или:

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб. а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху): з-з-з - пусть легит!

Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами.

        Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

ЖЛПФХЧШЬРГПСТКЛ

МНДГМКТФТРМГНЖЗ

ВДФХФГМНБСКНФМН

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ

ДГРКТБСШТЦТРСЧ Ш

ТРНХЛДКВЧТБЛМНЗ

МФТЧСБНПЖЛЧШГХР

БСЛИРГЛЦМБДФЖЦЖ

НБСМНПРЛКФХЦЧШП

ФЩМЖДШХЧМКБПРВС

КПШЛЦЗЧКЛНГВДПЦФТ

РМНПШЛЖЦСХРЗБЧВ

ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК

        Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд чигает с гласным [а], второй ряд с гласным [о], третий ряд — с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

      Довольно часто на уроках мы используем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.

      Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Чем же привлекателен для детей данный вид работы? А тем, что ребята сами изготавливают костюмы для инсценировки. Костюмы простые, но оригинальные для детей данного возраста. И преимуществом при распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовил костюмы для какой-то роли. А кто не готовился к уроку, видит, что интересно, — в другой раз уж и он постарается, да так, чтобы заслужить большую похвалу, чем его друзья. А если несколько учащихся готовят один и тот же костюм, то, наряду с ролевым чтением, проводим синхронное чтение "буксиром" (если один читает хорошо, а другой чудь похуже, второй слышит как бы "образец" чтения и старается успевать за хорошо читающим).

       Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как "игра в прятки" и "мнимое слово".

       "Игра в прятки": ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

       "Мнимое слово": учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребенка возможности самоутверждения.

       Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как "чтение за диктором". Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

       Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

        Начиная с I класса мы ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают понравившиеся выдержки из произведений и делают рисунки к ним.

        Большое внимание уделяем пересказу прочитанного. План пересказа нередко предлагают сами дети, а учитель вводит поправки или корректирует данную ими формулировку того или иного пункта плана. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли. Такую работу целесообразно проводить с 1 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по чтению 1 класс

Тексты с вопросами и заданиями для домашнего чтения в 1 классе....

Тестовые задания по чтению.

Тестовые задания по чтению для обучающихся 3 класса. Программа "Школа России"...

Как помочь ребенку приготовить домашнее задание по чтению.

Уважаемые родители!        Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятия не в мучение, а в ...

Памятка для подготовки домашнего задания по чтению, можно воспользоваться во всех классах начальной школы.

   В  памятке  рассказывается  о  том, как  приготовить  выразительное  чтение  текста....

Готовим домашнее задание. Выразительное чтение.

как добится выразительного чтения...

Как подготовить домашнее задание по чтению

Поэтапные правила подготовки домашнего задания по чтению....

тестовые задания по чтению 2 класс

тестовые задания по литературному чтению для 2 класса...