Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Программа составлена на основании примерной программы разработанной авторами Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» и учебно-методическому комплексу «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klassa.docx79.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 26.05.2017г. № 5

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

_____________Е.В. Шагвалеева

Приказ

от 07.06.2017 г. № 342

                                                                                                         

                                                                                                               

Рабочая программа

Михайловой Елены Николаевны

по литературному чтению

3 класс

2017 – 2018 учебный год

                               

                                     

                           

                               

                           

пгт. Излучинск

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) по учебному предмету «Литературное чтение»  и используется для обучающихся в МБОУ «Излучинская ОНШ» по программе четырехлетней начальной школы.

Программа составлена на основании примерной программы разработанной авторами Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» и учебно-методическому комплексу «Школа России».

        Общими целями учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе являются:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными видами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                Коррекционно-развивающие задачи:

  • преодолеть пробелы в умениях и навыках, возникших в период обучения в 1-2-ых классах, формировать правильное чтение целыми словами;
  • преодолеть недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки, знания о языке;
  • обогатить словарный запас;
  • развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать         

мыслительные операции.

  1. Планируемые  результаты освоения учебного  предмета

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками

начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

3 - 4 класс

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

• понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

• наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

• этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе дополнительную литературу.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель,

 иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать героев, их поступки, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3 класс

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• делить текст на части, составлять простой план;

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и выборочно пересказывать текст;

• составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные описания;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• относить произведения к жанрам рассказа, сказки, былины, басни  по определённым признакам;

• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

  1. Содержание  учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных

произведений).

3 класс - 136 часов

Самое великое чудо на свете (4 ч)   

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка».

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского

 Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»

И. З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

И. А. Крылов. Басни

Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова

Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»

Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина

Литературные сказки (8 ч)

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Былины и небылицы (10 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой»

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

А. И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С. Чёрный. Стихи о животных

А. А. Блок. Картины зимних забав

С. А. Есенин

Люби живое (16 ч)

М. М. Пришвин «Моя Родина»

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Б. С. Житков «Про обезьянку»

В. П. Астафьев «Капалуха»

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

С. В. Михалков «Если»

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

Проект «Праздник поэзии»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок »

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники»

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Сборник юмористических рассказов Н. Носова

По страницам детских журналов (8 ч)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели»

Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»

Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):

• нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;

• первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

• общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);

• сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);

• фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);

• жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;

• рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):

• интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);

• развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;

• сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

• ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

• изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

• поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

• выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.

        Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы: комбинированный урок; открытие новых знаний; урок закрепления; обобщающий урок;

  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра,

традиционный урок, обобщающий урок, урок-проект; урок-исследование, урок театрализации, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина

        Основными формами организации учебного процесса по литературному чтению являются:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- интерактивная;

- фронтальная;

- работа в парах;

- работа в группах.

             В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

        Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект, сочинение);

- промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.);

- промежуточный контроль по итогам года.


  1. Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Количество часов

Дата проведения

Самое великое чудо на свете

(4 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению для 3 класса, с системой условных обозначений, с содержанием и словарем.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Введение в тему «Самое великое чудо на свете». Знакомство с рукописными книгами Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.

Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Рукописные книги Древней Руси.

1

1

Первопечатник Иван Федоров.

2

1

Урок-путешествие в прошлое.

3

1

Проверим и оценим свои достижения. Тест №1.

4

1

Устное народное творчество

(15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

 Углубление знаний о творчестве русского народа, о русском фольклоре. Знакомство с русскими народными песнями, с докучными сказками, с русскими народными сказками «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка». Работа с иллюстрациями к сказкам. Знакомство с особенностями волшебной сказки. Сочинение докучных сказок. Знакомство с произведениями прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Деление текста на части, составление плана сказки.

Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев. Осознанное чтение текста художественного произведения, пересказ сказки, с использованием иллюстраций учебника. Умение приводить примеры произведений фольклора. Сравнение художественного и живописного текстов.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

5

1

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7

1

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

8

1

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

9

1

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

10

1

Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

11

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

12

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

13

1

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

14

1

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

15

Проверка техники чтения.

16

1

КВН «Устное народное творчество».

17

1

Проверим и оценим свои достижения.

18

1

Проверочная работа №1.

19

1

Поэтическая тетрадь №1

(12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова.

Средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнение. Прием звукозаписи как средство выразительности. Подвижные картины природы. Выразительное чтение стихотворений. Подготовка сценария – утренника «Первый снег».

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

«Как научиться читать стихи»

20

1

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

21

1

Ф. И. Тютчев «Листья»

22

1

Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

23

1

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

24

1

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

25

1

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно».

26

1

И. С. Никитин  «Встреча зимы»

27

1

И. З. Суриков «Детство».

28

1

И. З. Суриков «Зима».

29

1

Путешествие в литературную страну «Поэтическая тетрадь №1»

30

1

Проверим и оценим свои достижения. Контрольная работа №1.

31

1

Великие русские писатели

(23 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Прием контраста как средство создания картин.

Сравнение народной и  литературной сказок. Тема сказки.  Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Соотнесение рисунков И. Билибина с художественным текстом, их сравнение.

Басни. Подготовка сообщения об И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Мораль басен. Герои басен. Нравственный урок читателю. Характеристика героев басни на основе их поступков.

Инсценирование басни.

Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове на основе статьи В. Воскобойникова. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

А. С. Пушкин «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

32

1

А. С. Пушкин Лирические стихотворения

33

1

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

34

1

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

35

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

36

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

37

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

38

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

39

1

И. А. Крылов

40

1

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

41

1

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

42

1

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

43

1

М. Ю. Лермонтов

44

1

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины».

«На севере диком …»

45

1

М. Ю. Лермонтов «Утёс».

46

1

М. Ю. Лермонтов «Осень»

47

1

 Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

48

1

Л. Н. Толстой «Акула»

49

1

Л. Н. Толстой «Прыжок»

50

1

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

51

1

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

52

Литературный праздник «Русские писатели».

53

1

Проверим и оценим свои достижения. Проверочная работа №2.

54

1

Поэтическая тетрадь №2

(6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов Авторское отношение к герою в повествовательном произведении в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И. А. Бунина.  Создание словесных картин. Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…»

55

1

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

56

1

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

57

1

И. А. Бунин «Детство». «Полевые цветы».

58

1

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»

59

1

Развивающий час «Поэтическая тетрадь».

Тест №2.

60

1

Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.   Сравнение литературной и народной сказок. Составление характеристики героев сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. Нравственный смысл сказки.  Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»

61

1

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

62

1

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

63

1

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

64

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

65

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

66

1

КВН «Литературные сказки».

67

1

Проверим и оценим свои достижения. Контрольная работа №2.

68

1

Были-небылицы

(11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Использование приема сравнения  как основного приема описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Определение жанра произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Составление характеристики героев.

Описание основных событий произведения А. И. Куприна «Слон». Составление различных вариантов плана. Подготовка пересказа.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Определять  особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

69

1

М. Горький «Случай с Евсейкой»

70

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

71

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

72

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

73

1

А. И. Куприн «Слон».

74

1

А. И. Куприн «Слон».

75

1

А. И. Куприн «Слон».

76

1

Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы».

77

1

Проверим и оценим свои достижения.

Тест №3.

78

1

Проверка техники чтения.

79

1

Поэтическая тетрадь №1

(7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

Звукозапись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?».

80

1

С. Чёрный «Воробей». «Слон»

81

1

А. А. Блок «Ветхая избушка».

82

1

А. А. Блок «Сны». «Ворона».

83

1

С. А. Есенин «Черёмуха»

84

1

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь№1».

85

1

Проверим и оценим свои достижения. Проверочная работа №3.

86

1

Люби живое

(15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста М. М. Пришвина «Моя Родина»

Определение жанра произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» - главные герои рассказа.

В. В. Бианки «Мышонок Пик» - составление плана на основе названия глав. Составление рассказа о герое произведения.

Б. С. Житков «Про обезьянку» - герои произведения. Пересказ, краткий пересказ.

В. П. Астафьев «Капалуха» - герои произведения.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

М. М. Пришвин «Моя Родина»

87

1

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

88

1

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

89

1

В. И. Белов «Малька провинилась».

90

1

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

91

1

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

92

1

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

93

1

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

94

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

95

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

96

1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

97

1

В. П. Астафьев «Капалуха»

98

1

В. П. Астафьев «Капалуха»

99

1

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

100

1

Урок-конференция  «Земля – наш дом родной». Тест  №4.

101

1

Поэтическая тетрадь №2

(8 ч)

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Выразительное чтение стихотворений. Работа над проектом «Праздник поэзии.» Оценка своих достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»

102

1

А. Л. Барто «Разлука».

103

1

А. Л. Барто «В театре».

104

1

С. В. Михалков «Если».

105

1

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

106

1

Проект «Праздник поэзии». Проверка техники чтения.

107

1

Крестики-нолики по теме «Поэтическая тетрадь №2».

108

1

Проверим и оценим свои достижения. Проверочная работа №4.

109

1

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

 (13 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Особенности заголовка произведения В. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» - герои рассказа, особенности речи героев, чтение по ролям.

М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» - смысл названия рассказов. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Н. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Сборник юмористических рассказов Н. Н. Носова.

Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

110

1

А. П. Платонов «Цветок на земле»

111

1

А. П. Платонов «Цветок на земле»

112

1

А. П. Платонов «Еще мама»

113

А. П. Платонов «Еще мама»

114

1

М. М. Зощенко «Золотые слова»

115

1

М. М. Зощенко «Золотые слова»

116

1

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

117

1

Н. Н. Носов «Федина задача»

118

1

Н. Н. Носов «Телефон»

119

1

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Контрольная работа №3.

120

1

Оценка достижений.

-проверять предметные универсальные учебные умения

Проверка техники чтения.

121

1

Оценка достижений.

-проверять предметные универсальные учебные умения;

-составлять списки книг для чтения летом (с учителем)

Итоговая диагностическая работа.

122

1

По страницам детских журналов

(8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Путешествие по страницам журналов для детей.

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.

Выразительное чтение стихотворений Р. Сефа.

Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы

123

1

Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

124

1

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

125

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

126

1

Г. Б. Остер «Вредные советы».

127

1

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

128

1

Р. Сеф «Веселые стихи».

129

1

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

Тест №5

130

1

Зарубежная литература

(6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» - нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка планируемых достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

131

1

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

132

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

133

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

134

1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

135

1

Брейн-ринг по теме «Зарубежная литература». Контрольная работа №4.

136

1


Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

        Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е  полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

Критерии оценки по технике чтения в III классе

отметки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее 65 слов

не менее 35 слов

не менее 50 слов

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

- в третьем классе – 1/3 страницы.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;
  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка «4» – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  

слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка «5» – выполнены правильно все требования

Оценка «4» – не соблюдены 1–2 требования

Оценка «3» – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «2» – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно
  • Читать выразительно

Оценка «5» – выполнены все требования

Оценка «4» – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка «3» – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка «2» – допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка «3» – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет   последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...