Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы по литературному чтению Климановой Л.Ф. с использованием УМК Климановой Л.Ф. «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Перспектива».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ №53 . На изучение литературного чтения в начальной школе отводится 375 часов. В 4 классе на предмет «Литературное чтение», согласно учебному плану школы, отводится 102 часа.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20 часов.
1.Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 90 слов в минуту;
- читать про себя произведения различных жанров;
- читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
- отличать особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
- будут знать наизусть 10-12 стихотворений;
- выражать своё отношение к прочитанному, как к произведению словесного искусства;
- находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
- находить метафоры и сравнения на примере загадки;
- различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
- пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- составлять план, озаглавливать текст;
- различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
- находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
- пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
- выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
- определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- осознанно воспринимать и оценивать специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
- работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
- В области коммуникативных учебных действий:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем ,представлять результаты.
- собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках ,видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
- проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы
Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе
Учащиеся должны знать:
- 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;
- детские периодические издания;
- профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор);
- наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;
- осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;
- передавать при чтении различными выразительными средствами, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;
- давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
- воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
- понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
- выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- замечать особенности речи действующих лиц, определять свое отношение к событиям и персонажам;
- различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — употребления терминов);
- составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
- практически различать жанры художественных произведений, (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;
- слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
- делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;
- ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками
2. Содержание программы
Основные задачи реализации содержания: формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению, осознания его важности для саморазвития; пропедевтика литературоведческих понятий; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Книги в мировой культуре (5 ч + 3 ч. В.м.)
Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника
Расширение читательского кругозора. Учить рассуждать о роли книги в мировой культуре, представлять свои рассказы по этой теме в группе
Знакомство с «Повестью временных лет» летописца Нестора. Понимание необходимости знания истории, исторических произведений. Знакомство с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького. Роль чтения в жизни человека. Составление текста о своей домашней библиотеке. История создания книги. Анализ прочитанного текста. Самостоятельное составление краткой аннотации Знакомство с текстом о древних книгах. Что такое синквейн. Умение составлять синквейн о прочитанном произведении Правила выбора книги в библиотеке. Правила посещения библиотеки. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги. Развитие художественно-творческих способностей. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Проверка умения работать с учебной книгой
Истоки литературного творчества (12 ч. + 3 ч. В.м.)
Знакомство с новым разделом. Прогнозирование содержания раздела Знакомство с пословицами разных народов. Объяснение смысла пословиц. Письменный анализ одной из пословиц. Понимание исторического текста. Обогащение знаний о былинах. Работа над содержанием былин. Нахождение аналогий с реальными историческими событиями. Знакомство с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца». Понимание исторического текста Знакомство с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки». Знакомство с прозаическим вариантом текста былины. Работа над содержанием былины. Составление синквейна об Илье Муромце Обогащение знаний о былинах. Составление рассказа о былинном герое по картине Знакомство с мифом Древней Греции. Прогнозирование его содержания. Умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Обобщение знаний о видах народных сказок, сказках о животных. Развитие умения проводить обобщения, делать выводы. Знакомство со сказками и притчами народов мира. Понимание поступков героев.
О Родине, о подвигах, о славе ( 10 ч + 3 ч В.м.)
Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине Знакомство с произведениями о Родине. Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений Знакомство с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордос-ти за свою Родину. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию Сравнение произведений разных жанров
Жить по совести, любя друг друга ( 10 ч + 3 ч В.м.)
Знакомство с новым разделом. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности Продолжение работы по произведению А. Толстого. Деление текста на части, выделение главного. Расширить знаний детей о творчестве А.П. Гайдара. Уметь анализировать поступки героев. Воспитание интереса к возрождению тимуровского движения. Составление рассказа на за-данную тему.
Учить добру, коллективизму. Умение использовать пословицы в тексте, составлять план. Совершенствование творческих способностей учащихся. Упражнять в словесном рисовании
Знакомство с творчеством И. Пивоваровой. Уметь прогнозировать содержание произведения, составлять рассказ о героях, выражая свое отношение к ним. Многообразие детской литературы. Воспитание обучающихся на поступках героев – их сверстников.
Литературная сказка (16 ч + 3 ч В.м.)
Знакомство с писателями – собирателями народных сказок. Жизнь и творчество авторов литературных сказок Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Развивать чувство доброты, стимулировать желание оказать помощь Познакомить детей с творчеством Ш.Перро Различать положительных и отрицательных героев сказки. Выделять особенности сказки. Формирование основ читательской самостоятельности. Знакомство с творчеством И. Токмаковой. Характеризовать поступки героев.
Великие русские писатели ( 26 ч + 5 ч В.м. )
Формулирование темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока. Продолжить знакомство с жиз-нью и творчеством А.С. Пушкина Проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.
Видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Различие положительных и отрицательных героев. Характеристика главных героев, оценка их поступков .Прививать любовь к природе. Понимание стихов поэта. Учить определять основную мысль сочинения. Писать сочинение по личным впечатлениям.
Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Учить сравнивать произведения литературы и живопи-си. Прививать любовь к русской поэзии. Объяснить, что такое песнь. Дать представление как выглядела Москва в те времена. Сравнение песни с былиной.
Продолжить знакомство с Отечественной войной 1812 года. Опреде-лить, какими чувствами проникнуто произведение .Расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве. Учить видеть прекрасное в окружении. Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Учить чувствовать поэтический мир.
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Обсуждение вопросов, связанных с гуманным отношением к военнопленным. Помочь осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери
Содержание внутрипредметного модуля «Литературное краеведение» - 20 часов
Цель модуля: углубление процесса восприятия художественного произведения; поддержка и развитие интереса к чтению; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами, знакомство с творчеством Калининградских поэтов и писателей.
Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» представлен в разделах:
1.Поэтическая тетрадь
Выразительное чтение; заучивание наизусть стихотворных текстов Калининградских поэтов: Прибрежной, Л. ,СамусевичА.Г.,Сергеевой В.
2.Погружение в историю
Подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений Калининградских авторов: Серкова, И.С.,Шевцовой В. , Тихоновой Т.,Сечко, .В. Соловьева «Длинный день», «Сказки вокруг нас» ,«У привидения день рождения».
3.Рассказы о животных
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания. Анализ произведений Калининградских авторов: Мотковой И. В., Шевцовой В. Е. ,Кудрявцевой, З. М.,Сергеевой В.,Гусевой-Рыбниковой Е. А.
Тихоновой Т. Б. ,Стручковой В. Е.
4.Мир сказок и приключений
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях Калининградских авторов: Прибрежной Л., Колембет, Л. В.,Кудрявцевой З.М., Гусевой-Рыбниковой Е. А.
- Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
Книги в мировой культуре – 8 часов | |||
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группе; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений |
2 | Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор | 1 | |
3 | В.м «Литературное краеведение» Лариса Прибрежная. Повелитель мелодий: придумки | 1 | |
4 | М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке | 1 | |
5 | История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста | 1 | |
6 | В.м.«Литературное краеведение» Евгения Гусева – Рыбникова. Книга сказок. Горностай | 1 | |
7 | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах | 1 | |
8 | В.м.«Литературное краеведение»Евгения Гусева – Рыбникова. Приключения отважных ёжиков Шушуфа и Фуфуша | 1 | |
Истоки литературного творчества – 15 часов | |||
9 | Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов. Сочинение на тему | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться .Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. |
10 | В.м.«Литературное краеведение» Вячеслав Карпенко. Сказка сверчка | 1 | |
11 | Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета | 1 | |
12 | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи | 1 | |
13 | В.м. « Литературное краеведение» Поспелов Олег Николаевич. «Мы – тихоокеанцы». Материалы о моряках тихоокеанцах Калининградской области | 1 | |
14 | Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры | 1 | |
15 | Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом | 1 | |
16 | Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» | 1 | |
17 | Славянский миф. Особенности мифа.Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского | 1 | |
18 | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных | 1 | |
19 | Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии | 1 | |
20 | В.м.«Литературное краеведение» Шевцов Виталий Евгеньевич. «Дорогие мои земляки» (очерки) | 1 | |
21 | Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю | 1 | |
22 | Семейное чтение. Царь и кузнец.Шрамы на сердце. Притчи | 1 | |
23 | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | |
О Родине, о подвигах, о славе - 13 часов | |||
24 | Вводный урок по содержанию раздела.К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
25 | Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом | 1 | |
26 | Дмитрий Донской. Куликовская битва | 1 | |
27 | В.м.«Литературное краеведение Каюкова Ирина Викторовна. Островок России: стихи для детей о родном крае | 1 | |
28 | Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь | 1 | |
29 | Великая Отечественная война. Р.Рождественский. Реквием | 1 | |
30 | А.Приставкин. Портрет отца. В.Костецкий. Возвращение | 1 | |
31 | В.м.«Литературное краеведение» Самусевич Альбина Григорьевна. Чудеса легко дарить | 1 | |
32 | Е.Благинина. Папе на фронт. В.Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы | 1 | |
33 | Самостоятельное чтение. С.Фурин Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета | 1 | |
34 | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография - источник получения информации | 1 | |
35 | В.м.«Литературное краеведение» Каюкова Ирина Викторовна. Аришка, Мишка и другие… | 1 | |
36 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Творческий проект «Нам не нужна война» | 1 | |
Жить по совести, любя друг друга – 13 часов | |||
37 | Вводный урок по содержанию раздела А.Н. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка |
38 | А.Н. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа | 1 | |
39 | И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему | 1 | |
40 | В.м.«Литературное краеведение» Евгения Гусева – Рыбникова. Сказка под Новый год | 1 | |
41 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа | 1 | |
42 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии | 1 | |
43 | В.м. «Литературное краеведение» Карпенко Вячеслав Михайлович. Ленкины сказки | 1 | |
44 | М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа | 1 | |
45 | И. Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей | 1 | |
46 | Н.Носов. Дневник Коли Синицына | 1 | |
47 | В.м. «Литературное краеведение» Колембет Лидия Васильевна Сказка о Сказках | 1 | |
48 | Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. | 1 | |
49 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | |
Литературная сказка – 19 часов | |||
50 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский. Л. Н. Толстой, А.К. Толстой | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определенную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
51 | Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок | 1 | |
52 | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки | 1 | |
53 | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки | 1 | |
54 | В.м. «Литературное краеведение» Поспелов Олег Николаевич Книжка про Мишку. Сказка для маленьких детей (изучено дистанционно) | 1 | |
55 | Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежной сказки | 1 | |
56 | Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Герои сказки | 1 | |
57 | Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги | 1 | |
58 | Шарль Перро. Спящая красавица. Герои сказки | 1 | |
59 | Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой | 1 | |
60 | Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки | 1 | |
61 | В.м. «Литературное краеведение» Евгения Гусева – Рыбникова. Сказ про Василия – богатыря и чудище стоеросовое | 1 | |
62 | Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | 1 | |
63 | Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Судьба героев сказки | 1 | |
64 | Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии | 1 | |
65 | Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье | 1 | |
66 | Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки | 1 | |
67 | В.м. «Литературное краеведение» Евгения Гусева – Рыбникова. Сказка о горошине | 1 | |
68 | С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и чудовище. Сравнение сказок | 1 | |
69 | Контрольная работа . Работа с текстом | ||
Великие русские писатели – 31 час | |||
70 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки | 1 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет на-родной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
71 | К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» | 1 | |
72 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки | 1 | |
73 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке | 1 | |
74 | В.м. «Литературное краеведение» Лариса Прибрежная. Где живёт радуга? | 1 | |
75 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке | 1 | |
76 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В.Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок | 1 | |
77 | А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы. А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны | 1 | |
78 | Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | |
79 | И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон» | 1 | |
80 | В.м. «Литературное краеведение» Олег Николаевич Поспелов. «Сказ про Степана-художника» | 1 | |
81 | М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов | 1 | |
82 | М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | |
83 | М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни | 1 | |
84 | М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов | 1 | |
85 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа | 1 | |
86 | Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа | 1 | |
87 | В.м. «Литературное краеведение» Самусевич Альбина Григорьевна Возьми меня с собой на Куршскую косу: стихотворения | 1 | |
88 | И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | |
89 | И. Никитин. Вечер ясен и тих…, Когда закат прощальными лучами… Подготовка вопросов к стихотворению | 1 | |
90 | Подготовка вопросов к стихотворению И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет...,Ещё и холоден и сыр... | 1 | |
91 | Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом | 1 | |
92 | В.м. «Литературное краеведение Самусевич Альбина Григорьевна «Янтарных тайн мозаика» | 1 | |
93 | Учебный проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии | 1 | |
94 | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег | 1 | |
95 | Л. Н. Толстой. Басни. | 1 | |
96 | В.м. «Литературное краеведение» Тихонова Тамара Борисовна. «Крылья с разноцветными перьями» (сказки) | 1 | |
97 | Наш театр. И. А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование | 1 | |
98 | Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ | 1 | |
99 | Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ | 1 | |
Резервные уроки – 3 часа | |||
100 | Резервный урок 1 Входной мониторинг образовательных достижений. | 1 | Контроль навыка чтения Работа с текстом Контроль навыка чтения |
101 | Резервный урок 2 Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | |
102 | Резервный урок 3 Промежуточная аттестация. | 1 | |
Итого | 102 часа |
4.Формы контроля знаний:
Входной контроль – контроль навыка чтения
Текущий контроль – самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, устный опрос, индивидуальный опрос, творческая работа, рисунок
Промежуточный контроль – административная контрольная работа за 2 четверть.
Тематический контроль – работа с текстом, контрольная работа, обобщение по разделу, проверочная работа.
Итоговый контроль – промежуточная аттестация. Контроль навыка чтения.
5. Учебно - методическое обеспечение
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник.
4 класс. В 2-х частях
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс
6. Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение» - Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
- Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
- Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...