"Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: В.Овсеева «Почему?»
Цель: создать условия для обучения детей отыскивать в произведении глубинный смысл, понимать главную мысль произведения; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-дети научатся определять то, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Выявлять характер героев произведения.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные:
- дети научатся определять эмоциональный характер и нравственный смысл текста.
-Рассуждать о значении тех или иных нравственных качеств
Регулятивные:
- научатся понимать и удерживать учебную задачу и стремиться её выполнить.
Коммуникативные:
- обмениваться мнениями по поводу прочитанного текста
Личностные:
-научатся осмысливать поступки героев.
Средства обучения: презентация, карточки с заданиями, карточки с текстом, учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть «Школа России».
Ход урока
- Мобилизующий этап.
1) Приветствие.
2) Речевая разминка.
-Произнесите чистоговорки. (Чистоговорки на слайде)
А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Б) Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух.
В) Сорока с вороной спорила:
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
- Сообщение темы и цели урока Мотивация к деятельности.
- У меня на слайде расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.
- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор? (рассказ «Почему?», В.А. Овсеева)
-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа Валентины Александровны Осеевой «Почему?».
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1) Составление плана пересказ (работа в группах).
- Восстановите последовательность событий в рассказе.
(задание на карточках)
- Бум наказан.
- Мальчик с собакой.
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё почему.
- Это…Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке!
- Бум один на крыльце.
-Проверим ваши ответы с опорой на презентацию.
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
2) Пересказ по плану
-Мы восстановили план рассказа. Ребята, кто сможет пересказать текст по составленному плану? (Оценка)
IV. Эмоционально-оценочная беседа.
- С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к настоящему чтению.
-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и хочу послушать ваше мнение о главном герое.
(Ответы детей)
1) Повторное чтение и анализ содержания
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок. (Сильный ученик читает вслух)
1) Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
- Это, это Бум!
- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
2) Послышался звон...
Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:
— Это... это... Бум!
— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила в тексте? (Дети находят отрывок в учебнике).
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
2) Лингвистический эксперимент
«Тихонько сполз» заменила на «Встал»
- Ребята, попробуйте изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик), а теперь, как он «тихонько сполз» (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- К какой части речи относятся эти оценочные слова?(к глаголам)
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении «Это… это… Бум!»
-Как вы думаете, почему многоточие так важно в предложении? Какую роль оно играет? Влияет ли на интонацию?
(Добавляет выразительности в предложение, меняет интонацию, делает ее прерывистой, задумчивой)
-Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.
3) Физкультминутка
-Сейчас я предлагаю вам немного расслабиться.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).
V. Творческое применение и добывание знаний.
1)Беседа по картинам.
На слайде картины Левитана «Дождь. Буря» и «Золотая осень».
-Ребята, посмотрите на первую картину. Какая на ней природа? (Хмуро, серо, мрачно).
-А какое настроение у второй картины? (Яркое, легкое, спокойное).
-Скажите, какая картина отражает настроение главного героя в первой части рассказа? Почему вы так думаете? («Дождь. Буря», мальчику грустно и стыдно из-за того, что он возложил свою вину на Бума и собаку за это наказали).
-А какая картина соответствует настроению мальчика во второй части рассказа? Докажите. («Золотая осень», мальчик был рад, что он признался в своей вине маме и она простила Бума и впустила его в дом).
2) Работа с синквейном.
- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика. Сначала я предлагаю вам отгадать загадку.
Друзья, отгадайте о чём разговор,
Когда мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи! " - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это конечно же ...
-Ребята, а какая совесть бывает?
-Что совесть может делать с человеком?
-Знаете ли вы поговорки или пословицы про совесть?
(В ком стыд, в том и совесть. Как не мудри, а совесть не перемудришь. Чего стыдимся, о том таимся.)
-Какой бы вы подобрали синоним к слову совесть? (Честь, стыд, застенчивость)
Синквейн:
1.(Дети отгадывают – совесть.)
2. Чистая, беспокойная.
3. Мучает, побуждает, возвышает.
4. В ком стыд, в том и совесть.
5. Честь.
Карточки вывешиваются на доске
-Что такое совесть?
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
- Какая главная мысль рассказа?
VII. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?
- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.
- Скажите, чему учит нас этот рассказ?
-Прочитайте начало предложений на слайде и дополните их.
(Сегодня я узнал…, сегодня я научился…, Теперь я могу рассказать о…)
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.