"Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Пушкарская Дарья Николаевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_ovseeva_pochemu.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Овсеева «Почему?»

Цель: создать условия для обучения  детей отыскивать в произведении глубинный смысл, понимать главную мысль произведения; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

 Предметные:

-дети научатся определять то, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Выявлять характер героев произведения.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

- дети научатся определять эмоциональный характер и нравственный смысл текста.

-Рассуждать о значении тех или иных нравственных качеств

Регулятивные:

- научатся понимать и удерживать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные:

- обмениваться мнениями по поводу прочитанного текста

Личностные:

-научатся осмысливать поступки героев.

Средства обучения: презентация, карточки с заданиями, карточки с текстом, учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть «Школа России».


Ход урока

  1. Мобилизующий этап.

1) Приветствие.

2)  Речевая разминка.

-Произнесите чистоговорки. (Чистоговорки на слайде)

А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Б) Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух.

В) Сорока с вороной спорила:

Тараторила, тараторила, ворону переспорила.

  1. Сообщение темы  и цели урока  Мотивация к деятельности.

- У меня на слайде расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор? (рассказ «Почему?», В.А. Овсеева)

-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа Валентины Александровны  Осеевой «Почему?».

III.     Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1) Составление плана пересказ (работа в группах).

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках)

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собакой.
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё почему.
  6. Это…Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке!
  11.  Бум один на крыльце.

-Проверим ваши ответы с опорой на презентацию.

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)

2) Пересказ по плану

-Мы восстановили план рассказа. Ребята, кто сможет пересказать текст по составленному плану? (Оценка)

IV.     Эмоционально-оценочная беседа.

- С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к  настоящему чтению.

-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и хочу послушать ваше мнение о главном герое.

(Ответы детей)

1) Повторное чтение и анализ содержания

- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок. (Сильный ученик читает вслух)

1)   Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

    Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.

  Из кухни послышались быстрые шаги.

- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.

- Это, это Бум!

- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

2)  Послышался звон...

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

Это... это... Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила в тексте? (Дети находят отрывок в учебнике).

 (Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

2) Лингвистический эксперимент

«Тихонько сполз»     заменила на     «Встал»

- Ребята, попробуйте изобразить как главный герой «встал» со стула (показывает один ученик), а теперь, как он «тихонько сполз» (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)

Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.

- К какой части речи относятся эти оценочные слова?(к глаголам)

- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?

(Они помогают оценить состояние мальчика)

- Молодцы! Давайте дальше.

Не поставила многоточие в предложении «Это… это… Бум!»

-Как вы думаете, почему многоточие так важно в предложении? Какую роль оно играет? Влияет ли на интонацию?

 (Добавляет выразительности в предложение, меняет интонацию, делает ее прерывистой, задумчивой)

-Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

3) Физкультминутка

-Сейчас я предлагаю вам немного расслабиться.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).

V.       Творческое применение и добывание знаний.

1)Беседа по картинам.

На слайде  картины Левитана  «Дождь. Буря» и «Золотая осень».

-Ребята, посмотрите на первую картину. Какая на ней природа? (Хмуро, серо, мрачно).

-А какое настроение у второй картины? (Яркое, легкое, спокойное).

-Скажите, какая картина отражает настроение главного героя в первой части рассказа? Почему вы так думаете? («Дождь. Буря», мальчику грустно и стыдно из-за того, что он возложил свою вину на Бума и собаку за это наказали).

-А какая картина соответствует настроению мальчика во второй части рассказа?  Докажите. («Золотая осень», мальчик был рад, что он признался в своей вине маме и она простила Бума и впустила его в дом).

2) Работа с синквейном.

- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика. Сначала я предлагаю вам отгадать загадку.

Друзья, отгадайте о чём разговор,
Когда мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи! " - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это конечно же ...

-Ребята, а какая совесть бывает?

-Что совесть может делать с человеком?

-Знаете ли вы поговорки или пословицы про совесть?

(В ком стыд, в том и совесть. Как не мудри, а совесть не перемудришь. Чего стыдимся, о том таимся.)

-Какой бы вы подобрали синоним к слову совесть? (Честь, стыд, застенчивость)

Синквейн:

1.(Дети отгадывают – совесть.)

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. В ком стыд, в том и совесть.

5. Честь. 

Карточки вывешиваются на доске

-Что такое совесть?

Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

- Какая главная мысль рассказа?

VII.  Рефлексия.

- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?

- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.

- Скажите, чему учит нас этот рассказ?

-Прочитайте начало предложений на слайде и дополните их.

(Сегодня я узнал…, сегодня я научился…, Теперь я могу рассказать о…)

VIII.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.