Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению на тему

Левко Светлана Сергеевна

"Прыжок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Л.Н. Толстой "Прыжок".

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные
результаты

Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Основное содержание темы, понятия
и термины

Л.Н. Толстой "Прыжок".

Образовательные
ресурсы


Сценарий урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

 Утро – лучшая пора

Для зарядки и учёбы.

И поэтому с утра

Мы идём с тобою в школу.

Утра доброго тебе!

Бодрости и настроения!

Будь в делах на высоте,

И имей во всём терпенье!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности
к уроку

II. Речевая разминка

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

- Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

- Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей).

- А в каких произведениях мы видели как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»).

Слушают стихотво-
рение.

Распознают
в словах новые звуки. Совместно с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

III. Определение темы и целей урока

Фронтальная, индивидуальная. Практичес-

На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

 - Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)

Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля  насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами

 -Какую роль на корабле выполняет капитан? (Ответы учащихся)

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством какого писателя? (Льва Николаевича Толстого).

Руки сложить в замок, переплетая пальцы.

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответст-

Индивидуальный. Правильное выполнение упражне-

1

2

3

4

5

6

кий, словес-ный. Упражнение для открытия темы

 -Постарайтесь отгадать название и открыть тему нашего сегодняшнего урока.

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (нужно выбрать русские буквы)        

               

 

Изучение нового материала

Индивидуальная. Практический

- Откройте в учебнике стр.

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

- Какие  цели поставим на уроке?

(Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).

- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

- Что означает слово “прыжок”?

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

V.Словарная работа

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный,

 - Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых  слов.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

Физкультминутка

Слушают объяснение учителя, следят за на-
писанием буквы.
Прописывают элементы в воздухе

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

1

2

3

4

5

6

Первичное восприятие текста

практичес-кий. Объяснение

Сели ровно, выпрямились. Сначала прочитайте текст про себя. Приготовились следить по тексту.

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

- Каков жанр произведения? (Рассказ)

-Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)

-Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).

- Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).

- Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)

VII.Работа над содержанием текста 

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- Кто же спас его? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют рассказ,

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы. Самоконтроль

VIII. Итог урока.

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-  Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы их?

- Какая пословица подходит к рассказу?

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

Выполняют анализ прочитанного рассказа, подводят итоги урока

Выполняют анализ рассказа

Фронтальный, индивидуальный. устные ответы

Рефлексия

Коллективная. Практический

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус.

Выполняют движения по тексту за учителем

Осуществляют профилактику утомления,

Коллективный. Правильное выполнение упражнений