Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3»
ПРИНЯТО Руководитель ШМО _________Жажко Т.Н. Протокол № ___ от «____» _____ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _____________Минаева Г.В. _____________дата | УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Гимназия №3» от ____________________ г. №_____ |
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
3 класс, начальное общее образование,
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Гусева Ирина Валериевна, учитель начальных классов,
высшая категория
2018 год
Содержание:
1 | Пояснительная записка | стр.3 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета | стр.6 |
3 | Содержание учебного предмета | стр.15 |
4 | Тематическое планирование | стр.17 |
5 | Учебно-методическое обеспечение реализации программы | стр.21 |
6 | Материально-техническое обеспечение реализации программы | стр.22 |
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2018/2019 учебный год, учебного плана на 2018/2019 учебный год, авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Гимназия №3" и отражает пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект:
1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
2. Литературное чтение. Учебник. 3класс. В 2ч. Ч.1/(сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
3. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2/(сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
4. Тетрадь учебных достижений. 3 класс
5. Н.А.Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс.
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Гимназия №3» – 136 часов (из расчёта – 4 часа в неделю).
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и вне учебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения..
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
1.6. Основные цели и задачи
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Основными задачами курса являются:
-развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
-формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, дентификацию себя с героями литературных произведений; обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребёнка; обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
-работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
1.7. Особенности реализации программы: 2 обучающихся из класса занимаются по адаптированной программе (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида).
1.8. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, работа в малых группах; наглядный, словесный, практический с опорой на схемы, таблицы, памятки, инструкции; игровые методы.
1.9. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
1.10. Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
1.11. Ведущий вид деятельности: системно - деятельностный
1.12. Методы и приемы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником;
- репродуктивный: разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного текста; самостоятельная работа; подготовка сообщений.
1.13. Формы и способы проверки знаний: выразительное чтение, ответы на вопросы, чтение наизусть, пересказ текста, творческая работа, проверочная работа «Оценим себя и свои достижения»
1.14. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом - «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК; «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития в МБОУ «Гимназия №3» - для детей ЗПР ФГОС ОВЗ (1-3 класс).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1. Личностные результаты:
Учащиеся научаться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
2.2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научаться:
• формулировать учебную за урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (в паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания ((с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или в паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
• выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
• записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научаться:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картин, музыкального текста, таблицы, схемы и т.д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.; понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходство и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукции картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
• сравнивать летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходство и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
•предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно – выразительных средств языка произведения, выявлять отношения автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научаться:
• высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точки зрения другого;
• объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
• объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести примеры…» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• Оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
• самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
• использовать в презентации на только текст, но и изображения, видеофайлы;
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
2.3. Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
• наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
• рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
• самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книг, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
• делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• находить в произведениях средства художественной выразительности;
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научаться:
• сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
• пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
•подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научаться:
• понимать особенности стихотворения: расположения строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
• осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различий;
• находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герои, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2.4. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
3. Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете.
Рукописные книги Древней Руси. Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели
А. С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...». И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт. «Золотое слово», «Детство». И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были-небылицы
М. Горький. «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон». А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое
М. М. Пришвин. «Моя Родина». И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку».. В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Б. С. Житков. «Про обезьянку». В. П. Астафьев. «Капалуха». В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А. Л. Барто. «Разлука», «В театре». С. В. Михалков. «Если...». Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке - наберешь кузовок
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок». А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон».
По страницам детских журналов
Л.А Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Раздел учебного предмета | Количество часов | Из них | ||
Контрольные работы | Лабораторные работы | Практические работы | ||
Самое великое чудо на свете | 2 | |||
Устное народное творчество | 14 | |||
Поэтическая тетрадь 1 | 11 | |||
Великие русские писатели | 26 | |||
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | |||
Литературные сказки | 9 | |||
Были-небылицы | 10 | |||
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | |||
Люби живое | 16 | |||
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | |||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | |||
По страницам детских журналов | 8 | |||
Зарубежная литература | 8 | |||
Итого: | 136 | |||
4. Тематическое планирование
№ п.п | дата | Тема урока | |
план | факт | ||
Раздел «Самое великое чудо на свете» (2 часа) | |||
03.09 | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Рукописные книги Древней Руси. | ||
2 | 04.09 | Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров. | |
Раздел «Устное народное творчество» (14 часов) | |||
3 | 05.09 | Русские народные песни | |
3 | 06.09 | Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства | |
5 | 10.09 | Докучные сказки | |
6 | 11.09 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | |
7 | 12.09 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
8 | 13.09 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
9 | 17.09 | Сказка «Иван- Царевич и Серый Волк» | |
10 | 18.09 | Сказка «Иван- Царевич и Серый Волк» | |
11 | 19.09 | Сказка «Иван- Царевич и Серый Волк» | |
12 | 20.09 | Сказка «Сивка- Бурка» | |
13 | 24.09 | Сказка «Сивка- Бурка» | |
14 | 25.09 | Сказка «Сивка- Бурка» | |
15 | 26.09 | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литерную сказку своими историями» | |
16 | 27.09 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» | |
Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (11 часов) | |||
17 | 01.10 | Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» | |
18 | 02.10 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | |
19 | 03.10 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | |
20 | 04.10 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения | |
21 | 08.10 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …», «Встреча зимы». Подвижные картины природы. | |
22 | 09.10 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …», «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы | |
23 | 10.10 | И. З. Суриков «Детство» | |
24 | 11.10 | И. З. Суриков «Зима» | |
25 | 15.10 | И. З. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | |
26 | 16.10 | Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | |
27 | 17.10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | |
Раздел «Великие русские писатели» (26 часов) | |||
28 | 18.10 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин-великий русский писатель. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин» | |
29 | 22.10 | А.С.Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин» | |
30 | 23.10 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | |
31 | 24.10 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | |
32 | 25.10 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Сравнение народной и литературной сказок | |
33 | 06.11 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Особенности волшебной сказки | |
34 | 07.11 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина | |
35 | 08.11 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение | |
36 | 12.11 | И. А. Крылов-великий русский баснописец. Басня как жанр литературы | |
37 | 13.11 | И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки» | |
38 | 14.11 | И. А. Крылов.Басня «Зеркало и Обезьяна» | |
39 | 15.11 | И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | |
40 | 19.11 | Басни И.А.Крылова. Герои басни. Инсценирование басни | |
41 | 20.11 | М.Ю.Лермонтов-выдающийся русский поэт | |
42 | 21.11 | М.Ю Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | |
43 | 22.11 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | |
44 | 26.11 | М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | |
45 | 27.11 | Л.Н.Толстой-великий русский писатель. «Детство» Л.Н.Толстого | |
46 | 28.11 | Л. Н. Толстой «Акула» | |
47 | 29.11 | Л. Н. Толстой «Акула» | |
48 | 03.12 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | |
49 | 04.12 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | |
50 | 05.12 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | |
51 | 06.12 | Обучение пересказу: подробному(с использованием авторской лексики) и выборочному | |
52 | 10.12 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».Сравнение текстов | |
53 | 11.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели» | |
Раздел «Поэтическая тетрадь 2» (6 часов) | |||
54 | 12.12 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!» | |
55 | 13.12 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | |
56 | 17.12 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | |
57 | 18.12 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово», «Детство» | |
58 | 19.12 | И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | |
59 | 20.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | |
Раздел «Литературные сказки» (9 часов) | |||
60 | 24.12 | Знакомство с разделом «Литературные сказки». Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | |
61 | 25.12 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | |
62 | 26.12 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | |
63 | 27.12 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки | |
64 | 10.01 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».Характеристика героев сказки | |
65 | 14.01 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок | |
66 | 15.01 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки | |
67 | 16.01 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки | |
68 | 17.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки» | |
Раздел «Были-небылицы» (10 часов) | |||
69 | 21.01 | Знакомство с названием раздела «Были- небылицы». М. Горький «Случай с Евсейкой» | |
70 | 22.01 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения-основной приём описания подводного царства | |
71 | 23.01 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки | |
72 | 24.01 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | |
73 | 28.01 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев | |
74 | 29.01 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Обучение краткому пересказу | |
75 | 30.01 | А. Куприн «Слон» | |
76 | 31.01 | А. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана | |
77 | 04.02 | А. Куприн «Слон». Пересказ | |
78 | 05.02 | Оценка достижений по разделу «Были – небылицы» | |
Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (6 часов) | |||
79 | 06.02 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» | |
80 | 07.02 | Саша Черный «Воробей», «Слон» | |
81 | 11.02 | А. Блок «Ветхая избушка» | |
82 | 12.02 | А. Блок «Сны», «Ворона» | |
83 | 13.02 | С. А. Есенин «Черёмуха» | |
84 | 14.02 | Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | |
Раздел «Люби живое» (16 часов) | |||
85 | 18.02 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. М. М. Пришвин «Моя Родина» | |
86 | 19.02 | Составление устных рассказов о Родине, семье, о детстве на основе рассказа М.М.Пришвина «Моя Родина» | |
87 | 20.02 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | |
88 | 21.02 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста | |
89 | 25.02 | И.В. Белов «Малька провинилась» | |
90 | 26.02 | И.В. Белов «Ещё раз про Мальку» | |
91 | 27.02 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | |
92 | 28.02 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав | |
93 | 04.03 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения | |
94 | 05.03 | Б. Житков «Про обезьянку» | |
95 | 06.03 | Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения | |
96 | 07.03 | Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ | |
97 | 11.03 | В. П. Астафьев «Капалуха» | |
98 | 12.03 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | |
99 | 13.03 | Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В. Драгунского « Он живой и светится» | |
100 | 14.03 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое» | |
Раздел «Поэтическая тетрадь 2» (8 часов) | |||
101 | 18.03 | Знакомство с разделом. Запуск проекта «Праздник поэзии» | |
102 | 19.03 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | |
103 | 20.03 | А.Л.Барто «Разлука», «В театре» | |
104 | 21.03 | С. В. Михалков «Если» | |
105 | 01.04 | Е. А. Благинина «Кукушка» | |
106 | 02.04 | Е. А. Благинина «Котёнок» | |
107 | 03.04 | Проект «Праздник поэзии» | |
108 | 04.04 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое» | |
Раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (12 часов) | |||
109 | 08.04 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | |
110 | 09.04 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы с содержанием произведения | |
111 | 10.04 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | |
112 | 11.04 | А. П. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. Чтение по ролям | |
113 | 15.04 | А. П. Платонов «Ещё мама». | |
114 | 16.04 | А. П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью | |
115 | 17.04 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | |
116 | 18.04 | М. М. Зощенко «Золотые слова». | |
117 | 22.04 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа | |
118 | 23.04 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | |
119 | 24.04 | Н. Н. Носов «Федина задача» | |
120 | 25.04 | Н. Н. Носов «Телефон». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | |
Раздел «По страницам детских журналов» (8 часов) | |||
121 | 29.04 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики | |
122 | 30.04 | Л.А..Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | |
123 | 06.05 | Составление вопросов по содержанию рассказа Л.А..Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» | |
124 | 07.05 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | |
125 | 08.05 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» | |
126 | 13.05 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | |
127 | 14.05 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | |
128 | 15.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов» | |
Раздел «Зарубежная литература» (8 часов) | |||
129 | 16.05 | Знакомство с разделом «Зарубежная литература». | |
130 | 20.05 | Миф Древней Греции «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги | |
131 | 21.05 | Миф Древней Греции «Храбрый Персей». Пересказ | |
132 | 22.05 | Г. Х. Андерсен. Жизнь и творчество писателя. Подготовка сообщений о великом сказочнике | |
133 | 23.05 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | |
134 | 27.05 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки | |
135 | 28.05 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке | |
136 | 29.05 | Оценка достижений по разделу «Зарубежная литература» |
5. Учебно-методическое обеспечение реализации программы
УМК:
1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
2. Литературное чтение. Учебник. 3класс. В 2ч. Ч.1/(сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
3. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2/(сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
4. Тетрадь учебных достижений. 3 класс
5. Н.А.Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс.
Экранно - звуковые пособия:
1. Электронные физминутки;
2. Мультимедийные презентации.
Печатные пособия:
Словари всех типов по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
6. Материально-техническое обеспечение реализации программы
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
3. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
4. Ноутбук.
5. Экран.
6. Колонки.
7. Многофункциональное печатающее устройство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...